Дело №а-2823/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2018 года г.Пермь
Индустриальный районный суд Перми в составе:
председательствующего судьи Мехряковой Л.И.,
при секретаре Каменских Д.Э.,
с участием представителя административного истца Кучукбаевой М.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Правительства Пермского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Ларисе Михайловне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю об освобождении от исполнительского сбора,
установил:
Правительство Пермского края (далее – Правительство, должник) обратилось в суд с административному иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю (далее – Межрайонный ОСП) Сахабетдиновой Л. М. (далее – судебный пристав-исполнитель) об освобождении от исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 31.05.2017г. в адрес истца поступило постановление судебного пристава-исполнителя от 25.05.2017г. о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству №-ИП, возбужденному 04.05.2017г. Предметом исполнения данного производства является предоставление Правительством Пермского края жилого помещения Гр.Т.Е. Должник не смог исполнить решение суда в пятидневный срок, установленный судебным приставом–исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства, поскольку процедура формирования специализированного жилищного фонда, а также строительство жилых домов, проведение конкурсных процедур носит объективно длительный характер. В 5-дневный срок Правительство Пермского края направило судебному приставу-исполнителю информацию с указанием причин невозможности исполнения судебного акта в срок, установленный законом. 22.09.2017г. взыскатель выразила согласие на предоставление жилого помещения по адресу<адрес>; 27.10.2017г. с взыскателем заключен договор найма жилого помещения. 30.10.2017г. исполнительное производство окончено. Государственный контракт на приобретении жилых помещений для обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей заключен 10.11.2016г. со сроком исполнения до 01.04.2018г. Вместе с тем, подрядчик закончил строительство дома ранее установленного договором срока и 05.10.2017г. жилые помещения по адресу: <адрес> включены в специализированный жилищный фонд Пермского края. Истец полагает, что Правительство Пермского края предпринимало все необходимые меры для исполнения решения суда. В настоящее время решение исполнено. Считает, что указанные причины являются уважительными и объективными, не позволяющими в установленный законом срок исполнить решение суда. Вина должника в длительном неисполнении решения суда отсутствует, в связи с этим имеются основания для освобождения должника от исполнительского сбора (л.д. 2-5).
Представитель административного истца в судебном заседании доводы, изложенные в иске поддержала, просила удовлетворить требования в полном объеме.
Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сахабетдинова Л.М. о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом (л.д. 39), просила рассмотреть дело без ее участия (л.д. 40).
Административный ответчик – Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю - представителя в суд не направил, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом (л.д. 38).
Исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства №-ИП, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Частью 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что вопрос об уменьшении размера исполнительского сбора разрешается по правилам части 2 статьи 258 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается судом в течение десяти дней со дня поступления заявления в суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с частями 1, 2, 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч.1);
исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч.2).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Из материалов дела следует, что на основании решения Кунгурского городского суда Пермского края от 28.12.2016г. на Правительство Пермского края возложена обязанность предоставить Гр.Т.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории города Кунгура Пермского края применительно к условиям города Кунгура Пермского края благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. Решение вступило в законную силу 15.03.2017г. (исполнительное производство).
04.05.2017г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительских производств УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении Правительства Пермского края (исполнительное производство).
Пунктом 3 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе 5 дней. Копия постановления о возбуждения исполнительного производства Правительством получена 12.05.2017г. (л.д.8)
В установленный законом срок исполнения исполнительного документа 17.05.2017г. Правительством в адрес судебного пристава-исполнителя направлена информация, согласно которой исполнение данного требования невозможно, поскольку в настоящее время специализированный жилищный фонд на территории Пермского края не сформирован, указать точные сроки предоставления жилого помещения Гр.Т.Е. и заключить с ней договор найма жилого помещения из специализированного жилищного фонда в настоящее время невозможно. На территории г. Кунгура строительство и регистрация жилых помещений в 20017г. не планируется. (л.д.7, исполнительное производство).
В связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа, 25.05.2017г. постановлением судебного пристава - исполнителя с Правительства взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. 00 коп. (исполнительное производство, л.д.10).
Контракт на приобретение жилых на территории г. Кунгура в целях исполнения требований исполнительного документа, истцом не заключался. Доказательств иного, суду не представлено.
Суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств приходит к выводу, что Правительством в рамках, возложенных на него полномочий, проводилась работа, направленная на исполнение судебного решения о предоставлении жилого помещения Гр.Т.Е.
ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт Ф2016.319924 на приобретение жилых помещений в многоквартирном доме для формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений на территории города Перми Пермского края. Срок исполнения контракта составлял до 01.04.2018 г. (л.д. 23-32).
22.09.2017г. взыскатель выразила согласие на предоставление ей жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д. 21, исполнительное производство).
05.10.2017г. в соответствии с приказом Министерства строительства и архитектуры Пермского края № жилые помещения по адресу: <адрес> включены в специализированный жилищный фонд Пермского края (л.д. 18-20, исполнительное производство).
19.10.2017г. ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда» издан приказ № дс о предоставлении квартиры по указанному адресу взыскателю (л.д. 11 исполнительное производство), составлены акты технического состояния и приема-передачи жилого помещения от наймодателя к нанимателю от 27.10.2017г (л.д. 11, 15-16, 17, исполнительное производство). 27.10.2017г. с взыскателем заключен договор найма специализированного жилого помещения № дс о предоставлении жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д. 12-14, исполнительное производство).
30.10.2017г. судебным приставом-исполнителем принято постановление об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа (исполнительное производство).
Оценив, представленные суду доказательства, суд полагает, что имеются основания для снижения размера исполнительского сбора на ?, поскольку для предоставления жилого помещения в рамках указанного порядка ответчик был обязан соблюсти установленную законом процедуру, сроки которой превышают установленный судебным приставом – исполнителем 5 - дневный срок.
Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также с учетом того, что Правительство в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничена как бюджетным финансированием, так и установленной процедурой приобретения жилья в муниципальную собственность.
Вместе с тем, суд не находит оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора в полном объеме, поскольку государственный контракт заключен истцом только на приобретение жилого помещения на территории г. Перми, контракт для предоставления взыскателю жилья на территории г. Кунгура в соответствии с решением суда, взыскателем не заключался. В период с даты вступления решения суда в законную силу (15.03.2017г.) по 22.09.2017г. истец, какие-либо меры для исполнения решения суда не принимал. Иные жилые помещения на территории муниципальных образований Пермского края истцу не предлагал.
Направление Правительством Пермского края судебному приставу-исполнителю в 5-днгевный информации об отсутствии свободного жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории Пермского края, которое могло бы быть предоставлено взыскателю к мерам, направленным на исполнение судебного акта не относится.
Таким образом, должником предпринимались меры для исполнения решения суда по предоставлению взыскателю жилого помещения, нарушение срока исполнения решения суда, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, обусловлено не только бездействием истца, но и объективными причинами – приобретение жилых помещений по государственному контракту, фактически решение в настоящее время исполнено, срок исполнения составил 6 месяцев., что является основанием для снижения размера взыскания исполнительского сбора на 12 500 руб. (50000-25%).
Руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд
решил:
уменьшить размер исполнительского сбора на ? часть, то есть до 37 500 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. от 25.05.2017г. по исполнительному производству №-ИП от 04.05.2017г.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: п/п (Л.И. Мехрякова)
Копия верна, судья: (Л.И. Мехрякова)