Решение по делу № 2а-3752/2020 от 17.08.2020

                             Дело №2а-3752/2020

УИД 18RS0003-01-2020-003684-45

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 августа 2020 года                                                                           г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Пашкиной О.А.,

при секретаре Дроздовой К.М.,

с участием прокурора Татариновой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жвакина А.Р. к Октябрьской территориальной избирательной комиссии города Ижевска о признании незаконным постановления Октябрьской территориальной избирательной комиссии города Ижевска об отказе в регистрации Жвакину А.Р. кандидатом в депутаты Городской думы города Ижевска по Центральному избирательному округу №13, возложении обязанности восстановить нарушенные права,

установил:

административный истец Жвакин А.Р. (далее – административный истец, Жвакин А.Р.) обратился в суд с административным исковым заявлением к Октябрьской территориальной избирательной комиссии города Ижевска (далее – административный ответчик, Октябрьская ТИК г. Ижевска) о признании незаконным постановления Октябрьской ТИК г. Ижевска об отказе в регистрации Жвакину А.Р. кандидатом в депутаты Городской думы города Ижевска по Центральному избирательному округу №13, мотивируя тем, что 03 августа 2020 года административный истец обратился в Октябрьскую ТИК г. Ижевска и предоставил протокол с подписными листами с подписями 101 избирателя по Центральному избирательному округу №13, которые были собраны в поддержку его выдвижения как кандидата в депутаты Городской думы города Ижевска. Постановлением Октябрьской ТИК г. Ижевска от 10 августа 2020 года <номер> в регистрации ему было незаконно отказано. 10 августа 2020 года после получения протокола проверки подписных листов административному истцу стало известно о причинах отказа в регистрации кандидатом в депутаты. Причиной признания 101 подписи избирателей недействительными явились нелепые доводы о том, что в соответствии с заключением эксперта сведения в графах подписных листов об избирателях «Фамилия, имя, отчество», «Дата внесения подписи» выполнены одним лицом. Однако Октябрьской ТИК г. Ижевска не учтены положения п. 11 ст. 37 и п. 5 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В результате незаконных действий Октябрьской ТИК г. Ижевска Жвакин А.Р. утратил возможность реализовать свое избирательное право и продолжить свое участие в выборах. В связи с этим административный истец просит признать незаконным постановление Октябрьской ТИК г. Ижевска об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Городской думы города Ижевска по Центральному избирательному округу №13.

При рассмотрении административного дела на основании ст. 46 КАС РФ административным истцом административные исковые требования изменены, в окончательной их редакции Жвакин А.Р. просит признать незаконным постановление Октябрьской ТИК г. Ижевска от 10 августа 2020 года <номер> и обязать административного ответчика восстановить нарушенные права Жвакина А.Р. путем принятия законного решения для дальнейшего участия в выборах.

Административный истец Жвакин А.Р. в судебном заседании административные исковые требования с учетом их изменения поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, просил удовлетворить административный иск.

Представитель административного ответчика Октябрьской ТИК г. Ижевска Кучумов А.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.

Выслушав явившихся участников процесса, заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, проанализировав представленные доказательства, суд устанавливает следующие юридически значимые обстоятельства по делу и приходит к следующим выводам.

Решением Городской думы города Ижевска от 23 июня 2020 года <номер> назначены на 13 сентября 2020 года выборы депутатов Городской думы города Ижевска седьмого созыва.

В соответствии с описанием Центрального избирательного округа №13 для проведения выборов депутатов Городской думы города Ижевска, утвержденным решением Городской думы города Ижевска от 20 февраля 2020 года <номер>, число избирателей составляет 20 099.

Полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Городской думы города Ижевска седьмого созыва по Центральному избирательному округу №13 возложены на Октябрьскую ТИК г. Ижевска.

26 июля 2020 года Жвакин А.Р. уведомил Октябрьскую ТИК г. Ижевска о выдвижении его на основании решения общего собрания избирательного объединения «Городская общественная организация «Федерация велосипедного спорта г. Ижевска» кандидатом в депутаты Городской думы города Ижевска седьмого созыва по Центральному избирательному округу №13.

03 августа 2020 года Октябрьской ТИК г. Ижевска от Жвакина А.Р. приняты следующие документы для регистрации его кандидатом в депутаты: реквизиты специального избирательного счета кандидата, открытые с разрешения территориальной избирательной комиссии, 22 подписных листа с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата и протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе.

Как следует из протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Городской думы города Ижевска седьмого созыва по Центральному избирательному округу №13 Жвакина А.Р. от 03 августа 2020 года, Жвакиным А.Р. представлено 22 подписных листа со 101 подписью избирателей.

Рабочей группой по проверке подписных листов Октябрьской ТИК г. Ижевска с привлечением эксперта отделения по Октябрьскому району ЭКО УМВД России по г. Ижевску С.С.В. проведена проверка подписных листов в поддержку выдвижения кандидата в депутаты по Центральному избирательному округу №13 Жвакина А.Р., по итогам которой из 101 заявленной кандидатом подписи избирателей 101 признана недействительной, количество подписей, признанных достоверными – 0 (0%), о чем членами рабочей группы составлен и подписан протокол.

Постановлением Октябрьской ТИК г. Ижевска от 10 августа 2020 года <номер>, принятым по итогам заседания, Жвакину А.Р., выдвинутому избирательным объединением «Городская общественная организация «Федерация велосипедного спорта г. Ижевска», отказано в регистрации кандидатом в депутаты Городской думы города Ижевска по Центральному избирательному округу №13 в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленным для регистрации кандидата.

Копия названного постановления с копиями протокола об итогах проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата в депутаты, ведомости их проверки, заключения эксперта получены Жвакиным А.Р. 10 августа 2020 года.

Указанные обстоятельства установлены на основании исследованных в судебном заседании доказательств и сторонами по административному делу не оспаривались.

Как следует из ч. 2 ст. 239 КАС РФ, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч. 4 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.

Административным истцом оспаривается постановление Октябрьской ТИК г. Ижевска от 10 августа 2020 года <номер>, с настоящим административным иском Жвакин А.Р. обратился в суд 17 августа 2020 года, в связи с чем на основании ч. 4 ст. 240 КАС РФ срок для обращения в суд с административным исковым заявлением административным истцом соблюден.

В соответствии с ч. 1 ст. 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными.

Таким образом, для признания оспариваемого решения незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения и нарушение оспариваемым решением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Такая необходимая совокупность условий по настоящему делу судом не установлена исходя из следующего.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №67-ФЗ).

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного закона, иных предусмотренных им требований, а также иным законом.

В пункте 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт «д»).

Аналогичное основание отказа в регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу предусмотрено в пункте 8 части 23 статьи 30 Закона УР от 16.05.2016 №33-РЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в Удмуртской Республике» (далее – Закон УР №33-РЗ).

В силу требований пункта 11 статьи 37 Федерального закона №67-ФЗ избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно.

Пунктом 12 статьи 37 Федерального закона №67-ФЗ предусмотрено, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.

В частях 8 и 9 статьи 29 Закона УР №33-РЗ содержатся аналогичные положения.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 29 Закона УР №33-РЗ в поддержку выдвижения кандидатов, муниципальных списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, установленном настоящим Законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.

Исходя из ч. 5 ст. 30 Закона УР №33-РЗ, количество представляемых для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, но не более чем на 10 процентов.

В соответствии с описанием Центрального избирательного округа №13 для проведения выборов депутатов Городской думы города Ижевска, утвержденным решением Городской думы города Ижевска от 20 февраля 2020 года №855, число избирателей составляет 20 099.

Таким образом, на основании п. 1 ч. 1 ст. 29, ч. 5 ст. 30 Закона УР №33-РЗ для регистрации кандидатом по Центральному одномандатному избирательному округу №13 необходимо собрать не менее 100 подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата (20 099 х 0,5%) и представить не более 110 подписей избирателей.

Как следует из п. 3 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ, законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Частью 8 статьи 30 Закона УР №33-ФЗ установлено, что проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного частью 1 статьи 29 настоящего Закона необходимого для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). При этом количество подписей, отобранных для проверки, должно быть одинаковым для всех кандидатов по соответствующему избирательному округу, для всех муниципальных списков кандидатов. Процедура проведения случайной выборки (жребия) по одномандатному избирательному округу определяется соответствующей территориальной избирательной комиссией, по муниципальному избирательному округу - избирательной комиссией муниципального образования.

Согласно п. 3 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ, ч. 6 ст. 30 Закона УР №33-РЗ к проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

Пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ предусмотрено, какие подписи избирателей признаются недействительными. В частности, недействительными признаются:

- подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист (подпункт «г»);

- подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подпункт «е»);

- подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума (подпункт «ж»);

- все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом (подпункт «з»);

- подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подпункт «л»).

Аналогичная правовая норма закреплена в пунктах 4, 6, 7, 8, 11 части 13 статьи 30 Закона УР №33-РЗ.

В соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктами «г.1» и «д» пункта 24 или подпунктами «в.1» и «г» пункта 25 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

Аналогичные положения предусмотрены в части 18 статьи 30 Закона УР №33-РЗ.

Постановлением Октябрьской ТИК г. Ижевска от 08 июля 2020 года №147.3 образована рабочая группа по проверке подписных листов для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата. Пунктом 1 этого постановления определен состав рабочей группы из числа членов территориальной избирательной комиссии, при этом пунктом 2 предусмотрено привлечение к проверке подписных листов экспертов из числа специалистов органов внутренних дел и органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, наряду с другими документами, необходимыми для решения вопроса о регистрации кандидата, Жвакин А.Р. представил собранную в поддержку выдвижения 101 подпись избирателей на 22 подписных листах, сброшюрованных в 1 папку, из которых рабочей группой путем последовательного изучения проверены все 22 подписных листа со 101 подписью избирателей.

В день сдачи Жвакиным А.Р. документов для регистрации его кандидатом в депутаты (03 августа 2020 года) административный истец уведомлен Октябрьской ТИК г. Ижевска о том, что заседание рабочей группы по проверке подписных листов состоится 05 августа 2020 года в 18.00 час.

Согласно ведомости проверки и протоколу проверки подписных листов от 05 августа 2020 года, составленному с учетом заключения эксперта отделения по Октябрьскому району ЭКО Управления МВД России по г. Ижевску С.С.В. от 05 августа 2020 года <номер>, из проверенных 101 подписи избирателей недействительными признаны 101 (100%):

- 101 подпись на основании подп. «г» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ (п. 4 ч. 13 ст. 30 Закона УР №33-РЗ) в связи с отсутствием сведений об избирателях (в указании адреса места жительства избирателей отсутствует наименование субъекта Российской Федерации или города), требуемых в соответствии с Федеральным законом №67-ФЗ (п. 11 ст. 37, подп. 5 ст. 2), Законом УР №33-РЗ (ч. 8 ст. 29),

- 73 подписи на основании подп. «е» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ (п. 6 ч. 13 ст. 30 Закона УР №33-РЗ) ввиду того, что даты внесения подписи избирателей проставлены избирателями несобственноручно (на основании заключения эксперта отделения по Октябрьскому району ЭКО Управления МВД России по г. Ижевску С.С.В. от 05 августа 2020 года <номер>),

- 4 подписи на основании подп. «ж» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ (п. 7 ч. 13 ст. 30 Закона УР №33-РЗ) в связи с неоговоренными исправлениями в сведениях об избирателях,

- 101 подпись на основании подп. «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ (п. 8 ч. 13 ст. 30 Закона УР №33-РЗ) ввиду того, что сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, внесены нерукописным способом,

- 70 подписей на основании подп. «л» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ (п. 11 ч. 13 ст. 30 Закона УР №33-РЗ) ввиду того, что фамилия, имя, отчество указаны избирателями несобственноручно (на основании заключения эксперта отделения по Октябрьскому району ЭКО Управления МВД России по г. Ижевску С.С.В. от 05 августа 2020 года <номер>).

По результатам проверки членами рабочей группы составлен и подписан протокол, отвечающий требованиям п. 7 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ, ч. 18 ст. 30 Закона УР №33-РЗ.

Октябрьская ТИК г. Ижевска, рассматривая вопрос о регистрации кандидата Жвакина А.Р. после обсуждения результатов проверки подписей избирателей рабочей группой, пришла к заключению об обоснованности признания недействительными указанных подписей избирателей и, установив, что количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, недостаточно, приняла решение об отказе в регистрации Жвакина А.Р. кандидатом в депутаты Городской думы города Ижевска по Центральному избирательному округу №13 на основании подп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ, п. 8 ч. 23 ст. 30 Закона УР №33-РЗ (недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата).

Избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации (ч. 18 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ).

Учитывая, что документы для регистрации кандидатом в депутаты сданы Жвакиным А.Р. и приняты Октябрьской ТИК г. Ижевска 03 августа 2020 года, оспариваемое решение принято административным ответчиком 10 августа 2020 года в установленный законом срок.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона УР №33-РЗ регистрация кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, осуществляется соответствующей территориальной избирательной комиссией.

Пунктом 7 части 2 статьи 16 Закона УР №33-РЗ территориальная избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования наделена полномочиями по регистрации кандидатов по одномандатным избирательным округам.

Полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Городской думы города Ижевска седьмого созыва по Центральному избирательному округу №13 возложены на Октябрьскую ТИК г. Ижевска, в связи с чем суд, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, приходит к выводу, что Октябрьская ТИК г. Ижевска является избирательной комиссией, уполномоченной на регистрацию кандидатов по указанному одномандатному избирательному округу и принятие оспариваемого решения.

На основании п. 11 ст. 28 Федерального закона №67-ФЗ заседание иной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Исследовав протокол заседания Октябрьской ТИК г. Ижевска от 10 августа 2020 года <номер>, на котором административным ответчиком принято оспариваемое решение, суд приходит к выводу, что постановление об отказе в регистрации Жвакину А.Р. кандидатом принято единогласно правомочным составом избирательной комиссии в присутствии большинства от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса (присутствовали 10 членов с правом решающего голоса из 14). В соответствии с требованиями п. 16 ст. 28 Федерального закона №67-ФЗ оспариваемое решение избирательной комиссии подписано председателем и секретарем Октябрьской ТИК г. Ижевска.

Суд, исследовав материалы административного дела и подлинные подписные листы, приходит к выводу о правомерном признании избирательной комиссией подписей избирателей недействительными на основании подп. «г, е, ж, з, л» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ (п.п. 4, 6, 7, 8, 11 ч. 13 ст. 30 Закона УР №33-РЗ), как собранных с нарушением требований пунктов 11 и 12 статьи 37 Федерального закона №67-ФЗ, частей 8 и 9 статьи 29 Закона УР №33-РЗ.

Суд также отмечает, что недействительными по основанию, предусмотренному подп. «л» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ (п. 11 ч. 13 ст. 30 Закона УР №33-РЗ), являются 73 подписи избирателей, указанные в заключении эксперта отделения по Октябрьскому району ЭКО Управления МВД России по г. Ижевску С.С.В. от 05 августа 2020 года <номер>, ввиду того, что фамилия, имя, отчество указаны избирателями несобственноручно. В соответствии с протоколом об итогах проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Жвакина А.Р. недействительными по указанному основанию признаны 70 подписей избирателей. Вместе с тем, по мнению суда, это не влияет на законность принятого административным ответчиком решения, тем более что по результатам проверки подписных листов недействительными признаны все представленные административным истцом подписи избирателей.

Вопреки доводам административного истца, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, по основаниям, предусмотренным подпунктом «д» пункта 24, подпунктом «г» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Из материалов дела видно, что в состав рабочей группы по проверке подписных листов включен эксперт из числа специалистов органов внутренних дел - эксперт отделения по Октябрьскому району ЭКО Управления МВД России по г. Ижевску С.С.В., который принимал участие в работе Октябрьской ТИК г. Ижевска, а также присутствовал при проверке подписных листов, представленных Жвакиным А.Р.

Кроме того, в материалах дела имеется письменное заключение указанного специалиста об исследовании подписных листов от 05 августа 2020 года <номер>, подтверждающее выводы, изложенные в ведомости проверки этих листов.

Таким образом, Октябрьской ТИК г. Ижевска при вынесении оспариваемого постановления учтено заключение эксперта, оформленное в соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ в письменной форме. Исследовав подписные листы и данное заключение эксперта, суд отмечает, что выводы эксперта, приведенные им в обоснование недействительности подписей, соответствуют фактическим обстоятельствам.

Подлежат отклонению доводы административного истца о незнании административным ответчиком требований п. 11 ст. 37, п. 5 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ, поскольку в силу прямого указания в пункте 11 статьи 37 Федерального закона №67-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.05.2020 №154-ФЗ) и ч. 8 ст. 29 Закона УР №33-РЗ фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Несоблюдение данных требований закона влечет признание таких подписей избирателей недействительными на основании подп. «е, л» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ (п.п. 6, 11 ч. 13 ст. 30 Закона УР №33-РЗ). Выводы о признании подписей избирателей недействительными по указанным основаниям сделаны рабочей группой Октябрьской ТИК г. Ижевска по результатам проверки подписных листов на основании заключения эксперта, отвечающего требованиям закона. Доказательств об отсутствии у избирателей, чьи подписи признаны недействительными по приведенным основаниям, возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество и дату ее внесения по причине инвалидности (п. 11 ст. 37 Федерального закона №67-ФЗ) материалы дела не содержат и административным истцом не представлено. Кроме того, в судебном заседании административный истец, будучи лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не оспаривал, что вносил в подписные листы сведения о фамилии, имени, отчестве и дате внесения подписи избирателей. Указанные обстоятельства соответствуют изложенным в заключении выводам эксперта о том, что рукописные буквенно-цифровые записи, расположенные в графах «Фамилия, имя, отчество», «Дата внесения подписи», соответствующих 73 подписям избирателей, выполнены одним лицом.

Как следует из правовой позиции, изложенной в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», правила оформления подписных листов (в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях, участниках референдума) предусмотрены статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ.

Под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.

Поскольку в рассматриваемом случае какие-либо фактические особенности места жительства избирателей отсутствуют, сведения об адресе места жительства с указанием наименования субъекта Российской Федерации или города подлежали обязательному указанию в сведениях о таких избирателях в соответствии с подп. 5 п. 2, п. 11 ст. 37 Федерального закона №67-ФЗ, ч. 8 ст. 29 Закона УР №33-РЗ. В отсутствие таких сведений подписи избирателей, представленные административных истцом, правомерно признаны Октябрьской ТИК г. Ижевска недействительными на основании подп. «г» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ, п. 4 ч. 13 ст. 30 Закона УР №33-РЗ.

Вопреки утверждениям истца подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) Жвакиным А.Р. до представления подписных листов в комиссию, что было им специально оговорено в протоколе об итогах сбора подписей, на основании п. 4 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ не проверялись Октябрьской ТИК г. Ижевска, поскольку не были учтены самим административным истцом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о предоставлении Жвакиным А.Р. недостаточного количества достоверных подписей избирателей и правомерном отказе избирательной комиссии в его регистрации кандидатом в депутаты Городской думы города Ижевска по Центральному избирательному округу №13, в связи с чем постановление Октябрьской ТИК г. Ижевска от 10 августа 2020 года <номер> является законным.

Вышеприведенные обстоятельства, установленные в судебном заседании, свидетельствуют об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца, а также соблюдении административным ответчиком требований законодательства при принятии оспариваемого решения. Учитывая, что оспариваемое решение соответствует требованиям действующего законодательства, заявленные административным истцом административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-177, 244 КАС РФ, суд

        решил:

административное исковое заявление Жвакина А.Р. к Октябрьской территориальной избирательной комиссии города Ижевска о признании незаконным постановления Октябрьской территориальной избирательной комиссии города Ижевска об отказе в регистрации Жвакину А.Р. кандидатом в депутаты Городской думы города Ижевска по Центральному избирательному округу №13, возложении обязанности восстановить нарушенные права оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение пяти дней со дня принятия судом решения в Верховный суд Удмуртской Республики через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей на компьютере 21 августа 2020 года.

        Председательствующий судья                                    Пашкина О.А.

2а-3752/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Октябрьского района г. Ижевска
Жвакин Алексей Рафаилович
Ответчики
Октябрьская территориальная избирательная комиссия г. Ижевска
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Пашкина Оксана Александровна
Дело на странице суда
oktyabrskiy.udm.sudrf.ru
18.08.2020Регистрация административного искового заявления
18.08.2020Передача материалов судье
18.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее