Р Е Ш Е Н И Е
06 декабря 2023 года г. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Дяченко Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 октября 2023 года по делу № 12-438/2023,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя начальника управления государственной лесной охраны и контроля завидущего отделом федерального государственного лесного контроля (надзора) – старшего государственного инспектора Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Ходжаева Константина Юрьевича № 384/2022 от 12.01.2023 года ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.26 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
Решением судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 06.04.2023 года постановление должностного лица отменено с направлением дела должностному лицу на новое рассмотрение.
Постановлением заместителя начальника управления государственной лесной охраны и контроля и заведующего отделом федерального государственного лесного контроля (надзора) - старшего государственного инспектора Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Мягкого О.В. № 384/2022 от 26 июля 2023 года ФИО2 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.26 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Решением судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 октября 2023 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе ФИО2 выражает несогласие с решением судьи, просит об его отмене с прекращением производства по делу в виду отсутствия события правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что работы на арендуемом лесном участке производились исключительно в соответствии с проектом, нет данных, что по его вине; не выполнено решение от 06.04.2023 года в части проведения замеров участка.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание; прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 ст. 30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
На основании ч. 2 ст. 8.26 КоАП РФ самовольные заготовка и сбор, а также уничтожение мха, лесной подстилки и других не древесных лесных ресурсов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства; местоположение или количество которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду; вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее изменения.
Согласно ст. 4 Федерального закона Федерального закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
К основным принципам, на которых основывается лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты, относится обеспечение охраны и защиты лесов (статья 1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с названным Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В силу части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда, предназначенных для проведения работ по выращиванию лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, не допускается.
В соответствии с частью 5 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
В силу статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (часть 1).
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства (часть 2).
Права на лесные участки, в т. ч. ограниченного пользования и на условиях аренды, в силу ст. 9 ЛК РФ возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством.
Предоставление гражданам и юридическим лицам лесных участков в соответствии со ст. 71, 72 указанного Кодекса осуществляется на основании решения уполномоченного органа государственной власти, договора купли-продажи, аренды или безвозмездного пользования.
Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса, к которым в том числе отнесено осуществление рекреационной деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Действующие в настоящий момент "Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности" утверждены Приказом Минприроды России от 09 ноября 2020 года N 908.
П/п. «а» п. 7 указанных Правил предусматривает право лиц, использующих леса для осуществления рекреационной деятельности использовать лесной участок по целевому назначению в соответствии с Лесным кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, на основании проекта освоения лесов, договора аренды лесного участка, решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, уполномоченного в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ, о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса (часть 1).
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2).
Согласно п. 8 Правил лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны:
а) составлять проект освоения лесов;
б) осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, утвержденным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
в) соблюдать условия договора аренды лесного участка, решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, уполномоченного в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса, о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
г) осуществлять использование лесов для рекреационной деятельности способами и технологиями, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие на последующее воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов;
д) осуществлять рекультивацию земель, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сразу после прекращения эксплуатации, утраты функциональных свойств или гибели таких объектов.
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов капитального строительства для оказания услуг в сфере туризма, развития физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, а также возведение для указанных целей некапитальных строений, сооружений, предусмотренных перечнем объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, и перечнем некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указанными в части 10 статьи 21 и части 3 статьи 21.1 Лесного кодекса РФ. Размещение таких объектов капитального строительства и некапитальных строений, сооружений допускается на участках, не занятых лесными насаждениями. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается осуществлять благоустройство соответствующих лесных участков (п. 5 Правил).
Нормами п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона Республики Крым от 22.06.2015 № 112- ЗРК/2015 «О регулировании лесных отношений на территории Республики Крым», Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 24.06.2014 № 136 (с изменениями), уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Крым в области лесных отношений с правом предоставления в пользование лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда определено Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - Минприроды Крыма).
Основанием для привлечения заместителя директора по общим вопросам ООО «Новый Свет» ФИО2, ответственного за соблюдение требований лесного законодательства на лесном участке, расположенном в квартале 43 части выдела 25 Судакского участкового лесничества Судакского лесничества, переданного ООО «Новый Свет» на основании договора аренды лесного участка участков от ДД.ММ.ГГГГ №, к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.26 КоАП РФ; послужил факт уничтожения лесной подстилки на площади 126кв.м., установленный в ходе патрулирования ДД.ММ.ГГГГ лесов в соответствии с решением от ДД.ММ.ГГГГ Керченского межрайонного природоохранного прокурора о проведении проверки ООО «Новый Свет» для установления наличия или отсутствия нарушений требований лесного законодательства, при использовании земельного участка.
Мероприятия, проводимые в ходе патрулирования (осмотра): визуальный осмотр, фотографирование на телефон 13Pro, измерение рулеткой. Иные приборы при патрулировании не применялись.
К акту патрулирования лесов ГКУ РК «Юго-восточное объединенное лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ б/н приложены, в том числе план-схема, фототаблица, расчет кубомассы.
Согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ заместителем директора по общим вопросам ООО «Новый Свет» является ФИО2, который на основании приказа №/ОД от ДД.ММ.ГГГГ является ответственным лицом за соблюдение требований лесного законодательства на лесном участке, расположенном в квартале 43 части выдела 25 Судакского участкового лесничества Судакского лесничества, переданному ООО «Новый Свет» на основании договора аренды лесного участка участков от ДД.ММ.ГГГГ №.
Оставляя без изменения постановление должностного лица, судья районного суда исходил из того, что площадь уничтожения лесной подстилки в размере 126,0кв.м состоит из сумм площадей трех участков, расположенных в разных частях землепользования ООО «Новый свет» земельный участок: 7м*3,5м = 24,5кв.м координаты № земельный участок 8м*4,25=34кв.м коррдинаты №, земельный участок 22,5м* 3м= 67,5кв.м координаты №
С учетом изложенного с данными выводами районного суда соглашается и Верховный Суд Республики Крым.
Из материалов дела следует, что на основании Договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым и Обществом с ограниченной ответственностью «Новый Свет», последнему передан лесной участок, площадью 1,1360га, расположенный по адресу: РК, ГО Судак, Судакское лесничество, Судакское участковое лесничество, квартал 43, часть выдела 25, - кадастровый помер №, категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: осуществление рекреационной деятельности.
Арендатор в соответствии с п/п. «е» п. 3.3 Договора имеет право осуществлять рекреационную деятельность в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
В соответствии с п/п. «б», «е», «ж», «з» п. 3.4 Договора на Общество возложена обязанность по использованию лесного участка по назначению, осуществлению установленного Договором вида использования лесов, в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесной декларацией, соблюдению установленных режимом особо охраняемых природных территорий, особо защитных участков лесов, положенных в границах арендованного лесного участка, сохранению видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Крым, осуществлению мероприятий по сохранению биоразнообразия (сохранять отдельные ценные деревья в любом ярусе их группы), соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов; сохранению на лесном участке природных ландшафтов, объектов, растительного мира.
Неотъемлемой частью Договора аренды является проект освоения лесов – лесного участка, площадью 1,1360га, расположенного в части выдела 25 квартала 43 Судакского участкового лесничества Судакского лесничества, предоставленного в аренду ООО «Новый Свет» для осуществления рекреационной деятельности.
Приказом Министерств экологии и природных ресурсов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов от ДД.ММ.ГГГГ № на проект освоения лесов – лесного участка, площадью 1,1360га, расположенного в части выдела 25 квартала 43 Судакского участкового лесничества Судакского лесничества.
Проектируемые объекты лесной инфраструктуры на лесном участке, устраиваются в соответствии со статьей 13 Лесного кодекса РФ, распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов» и представлены: - аншлагами, 3 шт.
ДД.ММ.ГГГГ произведено патрулирование леса, обследование лесного участка: Судакское лесничество, Судакское участковое лесничество, маршрут №, - в ходе которого установлен указанный выше факт уничтожения лесной подстилки в процессе осуществления деятельности ООО «Новый Свет».
Доводы жалобы выводы судьи не опровергают, основанием для прекращения производства по делу не являются, а потому не могут быть приняты во внимание.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения судьи не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17.10.2023 года по делу № 12-438/2023 в отношении ФИО2 оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 КоАП РФ.
Судья Верховного Суда
Республики Крым (подпись) Л.А. Дяченко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>