РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 апреля 2018 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Алферьевской С.А.,
при секретаре Легусовой К.Н.,
с участием представителя процессуального истца прокурора <адрес> – ФИО2,
представителей ответчика Министерства здравоохранения <адрес> – ФИО3, ФИО4, действующих на основании доверенностей,
представителей ответчика Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Иркутская городская детская поликлиника №» - главного врача Орешкиной Н. Н., действующей на основании распоряжения Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6, действующей на основании доверенности,
третьего лица ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-437/2018 по иску прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетнего ФИО7 к Министерству здравоохранения <адрес>, Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Иркутская городская детская поликлиника №» об обязании обеспечить бесплатными лекарственными препаратами, обязании организовать обеспечение бесплатными лекарственными препаратами,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд в интересах несовершеннолетнего ФИО7 с иском к Министерству здравоохранения <адрес>, Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Иркутская городская детская поликлиника №», требуя обязать Министерство здравоохранения <адрес> организовать обеспечение бесплатными лекарственными препаратами ФИО7 в соответствии с назначением лечащего врача; обязать Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Иркутская городская детская поликлиника №» обеспечить бесплатными лекарственными препаратами ФИО7 в соответствии с назначением лечащего врача. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению ФИО8 по вопросу обеспечения бесплатными лекарствами её малолетнего сына. Проверкой установлено, что несовершеннолетний ФИО7 с рождения прикреплен и наблюдается в Областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Иркутская городская детская поликлиника №». Согласно информации ОГБУЗ «ИГДП №» ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний ФИО7 обследован в ИМДКБ в <данные изъяты>, где ему установлен диагноз - <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний консультирован врачом <данные изъяты>, где ему также выставлен диагноз: <данные изъяты> При обращении ДД.ММ.ГГГГ в ОГБУЗ «ИГДП №» за предоставлением рецептов на бесплатное предоставление лекарственных препаратов ФИО8 было отказано со ссылкой на <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О социальной поддержке в <адрес> семей, имеющих детей», согласно которому меры социальной поддержки, в том числе на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами имеют многодетные и малоимущие семьи, семьи одиноких родителей. Также ей было разъяснено, что по бесплатной льготе выписываются только лекарственные препараты, включенные в стандарт оказания медицинской помощи детям на амбулаторном этапе в Территориальную Программу Государственных гарантий <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год и плановый период <данные изъяты> утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп. Вместе с тем, согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» детям первых трех лет жизни, а также детям из многодетных семей в возрасте до 6 лет лекарственные средства и изделия медицинского назначения при амбулаторном лечении отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от их форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначений возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ. Проверкой установлено, что в нарушение перечисленных требований законодательства несовершеннолетний ФИО7 своевременно бесплатными лекарствами не обеспечен, что нарушает его право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В настоящее время диагноз ФИО7 не изменился, что обуславливает потребность в обеспечении лекарствами. ФИО8 для лечения поставленного её малолетнему сыну диагноза вынуждена приобретать лекарственные препараты за счет собственных средств.
В ходе судебного разбирательства прокурор <адрес>, действующий в интересах несовершеннолетнего ФИО7, исковые требования уточнил, просил обязать Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Иркутская городская детская поликлиника №» обеспечить ФИО7 бесплатными лекарственными препаратами: канефрон, левокарнитин, калия иодид, кортексин, глицин и пантогам; обязать Министерство здравоохранения <адрес> организовать обеспечение ФИО7 бесплатными лекарственными препаратами: канефрон, левокарнитин, калия иодид, кортексин, глицин и пантогам.
В судебном заседании представитель процессуального истца ФИО2 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточненном исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.
Представители ответчика Министерства здравоохранения <адрес> ФИО3, ФИО4 требования прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетнего ФИО7 не признали, в удовлетворении иска просили отказать.
Представители ответчика Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Иркутская городская детская поликлиника №» Орешкина Н.Н., ФИО6 требования прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетнего ФИО7 полагали обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Третье лицо ФИО8 требования прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетнего ФИО7 поддержала, просила их удовлетворить.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы для отдельных категорий граждан.
В силу ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации":
охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами, в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи,
медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг,
лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 3 названного Закона законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.
В силу п. 3 ст. 4 Закона основными принципами охраны здоровья являются приоритет охраны здоровья детей.
Статьей 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" регламентировано, что государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В силу ч.1 ст. 37 названного Закона медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 ст. 37 Закона).
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:
1) этапы оказания медицинской помощи;
2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);
3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;
5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.
В соответствии с ч. 4 ст. 37 Закона стандарт медицинской помощи разрабатывается в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:
1) медицинских услуг;
2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;
3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;
4) компонентов крови;
5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;
6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния).
Частью 5 статьи 37 Закона регламентировано, что назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники обязаны назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с данным Перечнем право на бесплатное получение всех лекарственных средств имеют дети первых трех лет жизни, а также дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет.
В судебном заседании установлено, что ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете и наблюдается в Областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Иркутская городская детская поликлиника №».
Согласно выписке из истории болезни № ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний ФИО7 обследован в ИМДКБ в <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 также консультирован врачом <данные изъяты> ФИО7 выставлен диагноз: <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 вновь консультирован врачом <данные изъяты>, установлена неактивная стадия заболевания, с противорецидивной целью рекомендован прием <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ детским <данные изъяты> проведено дообследование ФИО7, выставлен диагноз: <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 осмотрен неврологом ОГБУЗ «Иркутская городская детская поликлиника №», установлен диагноз, в соответствии с которым рекомендовано лечение лекарственными препаратами: раствор кортексина по <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Вместе с тем, данными лекарственными препаратами несовершеннолетний ФИО7 до настоящего времени не обеспечен.
Министерством здравоохранения <адрес> по вопросу обеспечения ФИО7 бесплатными лекарственными препаратами законному представителя несовершеннолетнего – ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ дан ответ, согласно которому ФИО8 предложено обратиться в Областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» для получения документов, подтверждающих право на социальную поддержку в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, отпускаемыми по рецептам на лекарственные препараты, при амбулаторном лечении в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О социальной поддержке в <адрес> семей, имеющих детей».
В письме от ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения <адрес> отказано ФИО8 в бесплатном обеспечении ребенка лекарственными препаратами со ссылкой на <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О социальной поддержке в <адрес> семей, имеющих детей», согласно которому меры социальной поддержки, а том числе на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами имеют только многодетные и малоимущие семьи, семьи одиноких родителей.
Областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Иркутская городская детская поликлиника №» в обеспечении ФИО7 лекарственными препаратами, в предоставлении рецептов на бесплатное предоставление лекарственных препаратов также отказано со ссылкой на <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О социальной поддержке в <адрес> семей, имеющих детей». Дополнительно ФИО8 разъяснено, что по бесплатной льготе выписываются только лекарственные препараты, включенные в стандарт оказания медицинской помощи детям на амбулаторном этапе в Территориальную Программу Государственных гарантий <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ., утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп.
С отказом ответчиков Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Иркутская городская детская поликлиника №», Министерство здравоохранения <адрес> организовать и обеспечить ФИО7 бесплатными лекарственными препаратами суд согласиться не может.
В соответствии с п. 6 Положения о Министерстве здравоохранения <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп, задачей министерства является создание на территории <адрес> условий, обеспечивающих реализацию права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу ст. 4 ФЗ РФ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет охраны здоровья детей.
В соответствии со ст. 7 ФЗ РФ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложены обязанности:
- осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры;
- своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
В силу п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов и иных источников вводить дополнительные льготы на получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения для групп населения, не указанных в Приложениях № 1 и 2 к настоящему Постановлению, в том числе ветеранам войны и труда, многодетным и малоимущим семьям, а также беременным женщинам и безработным.
Таким образом, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом за счет средств соответствующих бюджетов и иных источников вводить дополнительные льготы на получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения для отдельных групп населения.
Однако названным Постановлением возможность органов государственной власти субъектов Российской Федерации ограничивать круг лиц, имеющих право на бесплатное и льготное получение лекарственных препаратов за счет средств бюджета субъекта федерации, не предусмотрена.
В свою очередь, Закон Иркутской области от 23 октября 2006 года № 63-оз «О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей» ограничивает право детей первых трех лет жизни на бесплатное получение лекарственных препаратов независимо от их наименования и стоимости, предоставленное им Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", что, по мнению суда, недопустимо.
В силу Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как ребенок первых трех лет жизни, обладает правом на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, назначенными ему лечащим врачом, а именно: канефрон, левокарнитин, калия иодид, кортексин, глицин, пантогам.
Обязанность по финансированию расходов на бесплатное обеспечение необходимыми им для поддержания жизни лекарственными препаратами действующим законодательством возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации. В рассматриваемом споре представителем такого органа государственной власти субъекта Российской Федерации является Министерство здравоохранения <адрес>.
В связи с чем, суд полагает необходимым обязанность по организации обеспечения ФИО7 бесплатными лекарственными препаратами <данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями возложить на Министерство здравоохранения <адрес>, а обязанность по непосредственному обеспечению лекарственными препаратами канефрон, левокарнитин, калия иодид, кортексин, глицин, пантогам – на Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Иркутская городская детская поликлиника №», где ФИО7 состоит на учете и получает медицинскую помощь.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░7 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №» ░░░░░░░░░░ ░░░7 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░7 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.