Решение по делу № 33-4120/2023 от 04.07.2023

    УИД 72RS0025-01-2022-011476-84

    Номер дела в суде первой инстанции 2-781/2023

    Дело № 33-4120/2023

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г.Тюмень                                         24 июля 2023 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

    председательствующего судьи: Гудожникова Д.Н.,

    судей    :                          Малининой Л.Б., Чесноковой А.В.,

    при секретаре:                            Матвеевой О.А.

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени на решение Центрального районного суда г.Тюмени от 09 марта 2023 года, которым постановлено:

    «Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.

    Признать незаконным приказ Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени № 1334 от 12.04.2022 в части отказа в предоставлении ФИО2 жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

    Признать незаконным приказ Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени № 1480 от 19.04.2022 г. в части снятия ФИО2 с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

    Возложить обязанность на Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени восстановить ФИО1 на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

    Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени в пользу ФИО2 расходы по уплате государственной пошлины в размере 900 рублей.

    В остальной части иска ФИО2 отказать».

    Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Чесноковой А.В., выслушав объяснения представителя ответчика Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени – ФИО6, действующей на основании доверенности от 29.11.2022г. и поддержавшей доводы апелляционной жалобы в полном объёме, возражения истца ФИО2 и её представителя адвоката ФИО7, действующего на основании ордера от 29 мая 2023 года (л.д.133), судебная коллегия

    у с т а н о в и л а:

Истец ФИО1 обратилась в суд иском к ответчикам Администрации г. Тюмени, Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени о признании незаконными приказа Департамента № 1334 от 12.04.2022 в части отказа в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, приказа Департамента № 1480 от 19.04.2022г. в части снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди не менее 33 кв.м., взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 1 200 рублей.

Требования мотивированы тем, что истец с 27.10.2010 года состоит на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «граждане, признанные малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма». По результатам рассмотрения заявления ФИО2 от 05.03.2022 года о предоставлении ей, как лицу, признанному малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, состоящему на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма с составом семьи 1 человек, Департаментом принято решение об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма ввиду отсутствия независящих причин низкого уровня доходов. С данным решением истица не согласна, поскольку полагает, что отказ является немотивированным, незаконным и нарушает её права.

Истица ФИО1 и её представитель ФИО7 в судебном заседании исковые требования поддержали.

Представитель ответчиков Администрации г.Тюмени, Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени ФИО8 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.

Представитель третьего лица Департамента финансов Тюменской области в судебное заседание не явился.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени.

В апелляционной жалобе представитель ФИО9 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В доводах жалобы указывает, что судом проведен анализ положений ст. 8.2 Закона Тюменской области от 07.10.1999 № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», постановления Правительства Тюменской области от 14.04.2017 № 132-п «Об утверждении перечня документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма», в редакции, недействующей на дату принятия оспариваемых решений Департамента.

Судом первой инстанции не учтено, что Законом Тюменской области от 30.11.2020 № 97 внесены изменения в статью 8.2 Закона Тюменской области № 137, согласно которой (в действующей редакции) решение вопроса о признании гражданина малоимущим осуществляется на основании заявления, а также следующих документов:

1) сведения территориального органа социальной защиты населения о размере дохода, приходящегося на гражданина и каждого члена его семьи, из числа указанных в части 4 статьи 6 настоящего Закона, и о наличии у данных граждан независящих причин, в случае если указанные граждане являются получателями государственной социальной помощи;

1.1) документы, необходимые для установления органом местного самоуправления размера дохода, приходящегося на гражданина и каждого члена его семьи, из числа указанных в части 4 статьи 6 настоящего Закона, и наличия у данных граждан независящих причин, в случае если граждане не являются получателями государственной социальной помощи.

Перечень независящих причин, а также перечень документов, необходимых для установления органом местного самоуправления наличия независящих причин, определяются Правительством Тюменской области. Как полагает заявитель, выводы суда основаны на анализе норм недействующего законодательства.

Кроме того, заявитель в жалобе указывает, что в соответствии со ст. 14 Закона Тюменской области от 07.10.1999 № 137, при поступлении заявления о предоставлении жилого помещения орган местного самоуправления осуществляет проверку сведений, послуживших основанием для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Таким образом, при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма Департаментом должна была проводиться проверка сохранения статуса малоимущего у заявителя. При этом, подлежат применению нормы действующего жилищного законодательства.

Также считает, что судом необоснованно не принята во внимание ч. 3 ст. 8.1. Закона Тюменской области № 137 (в действующей редакции), согласно которой органы местного самоуправления признают граждан малоимущими, если доходы граждан по не зависящим от них причинам ниже размера дохода, установленного органами местного самоуправления, при этом совокупная стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи и подлежащего налогообложению, ниже стоимости имущества, установленной органами местного самоуправления

Учитывая изложенные положения Закона Тюменской области № 137, а также то, что ФИО1 не являлась получателем государственной социальной помощи, при рассмотрении данного дела подлежат применению положения п. 1.1. ст. 8.2 Закона Тюменской области № 137 (в действующей редакции) и юридически значимыми обстоятельствами является установление наличия у истца независящих причин, при наличии которых доходы граждан ниже размера дохода, установленного органами местного самоуправления.

Ссылается на то, что согласно ответу Управления социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района от 29.03.2022, размер дохода ФИО2 составляет 0 руб., получателем государственной социальной помощи не является. Руководствуясь положениями п.1.1, ст. 8.2 Закона Тюменской области № 137 (в действующей редакции), Департаментом были приняты меры по самостоятельному установлению независящих причин низкого дохода заявителя. Исходя из представленной информации уполномоченных органов, Департаментом было установлено, что у истца отсутствуют независящие причины низкого уровня дохода, предусмотренные п.п. «а», «б», «в», «г» Постановлением Правительства Тюменской области от 21.05.2021 № 291-п, в связи с чем оспариваемые решения приняты уполномоченным органом с соблюдением установленного законом порядка.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение суда оставить без изменения.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда http://oblsud.tum.sudrf.ru (раздел судебное делопроизводство).

Представитель ответчика Администрации города Тюмени, представитель третьего лица – Департамента финансов Тюменской области, извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 с 27.10.2010 г. состояла на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «малоимущие», с составом семьи 2 человека.

05.03.2022 г. ФИО1 обратилась в Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени с заявлением о предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда.

По результатам рассмотрения заявления истицы был издан приказ Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени № 1334 от 12.04.2022 об отказе в предоставлении ФИО2 жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, а также приказ Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени № 1480 от 19.04.2022 г. о снятии ФИО2 с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма

Оспариваемые решения приняты на основании сведений Управления социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района, согласно которым наличие независящих причин низкого уровня доходов у истицы не установлено.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно ч. 1 ст. 57 указанного кодекса жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

На территории Тюменской области порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, категории граждан, имеющих право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Тюменской области, порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Тюменской области установлен Законом Тюменской области от 07.10.1999 № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области».

Согласно ст. 6 указанного Закона, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны граждане, соответствующие в совокупности следующим условиям:

1) постоянно проживают в Тюменской области не менее 5 лет (за исключением детей в возрасте до 5 лет, граждан, относящихся к категории, указанной в пункте «е» части второй статьи 7 настоящего Закона);

2) признаны в порядке, установленном настоящим Законом, малоимущими или относятся к одной или нескольким категориям граждан, указанным в статье 7 настоящего Закона;

3) имеют основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установленные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (за исключением граждан, относящихся к категории, указанной в пункте «е» части второй статьи 7 настоящего Закона). Граждане, относящиеся к категориям, указанным в статье 7 настоящего Закона, также не должны иметь установленных статьей 8 настоящего Закона оснований, исключающих возможность признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области (за исключением граждан, относящихся к категории, указанной в пункте «е» части второй статьи 7 настоящего Закона).

Частью 1 ст. 8.1 Закона Тюменской области от 07.10.1999 № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» признание граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда осуществляется органом местного самоуправления одновременно с признанием граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном настоящим Законом.

Согласно ст. 8.2 указанного Закона решение вопроса о признании гражданина малоимущим осуществляется на основании заявления о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - заявление о принятии на учет), а также следующих документов:

1) сведения территориального органа социальной защиты населения о размере дохода, приходящегося на гражданина и каждого члена его семьи, из числа указанных в части 4 статьи 6 настоящего Закона, и о наличии у данных граждан независящих причин, в случае если указанные граждане являются получателями государственной социальной помощи;

1.1) документы, необходимые для установления органом местного самоуправления размера дохода, приходящегося на гражданина и каждого члена его семьи, из числа указанных в части 4 статьи 6 настоящего Закона, и наличия у данных граждан независящих причин, в случае если граждане не являются получателями государственной социальной помощи.

Перечень независящих причин, а также перечень документов, необходимых для установления органом местного самоуправления наличия независящих причин, определяются Правительством Тюменской области;

2) документы (сведения) органов (организаций), осуществляющих (осуществлявших) регистрацию прав на недвижимое имущество и транспортные средства, о наличии (отсутствии) у гражданина и членов его семьи, принимаемых на учет совместно, на праве собственности недвижимого имущества и транспортных средств;

2.1) документ о кадастровой стоимости недвижимого имущества (представляется при наличии недвижимого имущества на праве собственности).

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что имущественное положение граждан определяется на момент обращения с заявлением для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма - часть 2 статьи 8.1 Закона Тюменской области № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» в редакции, действовавшей на момент подачи ФИО2 заявления о постановке на учет в качестве нуждающийся в жилых помещениях, при этом на момент подачи данного заявления независящих причин, предусмотренных частью 3 статьи 8.1 Закона Тюменской области № 37 (пункт 2) установлено не было.

Учитывая изложенное, суд пришёл к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Между тем, судом первой инстанции не учтено, что Законом Тюменской области 30.11.2020 № 97 внесены изменения в статью 8.2 Закона Тюменской области 137.

Согласно Перечню независящих причин, при наличии которых доходы граждан ниже размера дохода, установленного органами местного самоуправления, для признания их малоимущими в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, в случае если граждане не являются получателями государственной социальной помощи, утверждённому Постановлением Правительства Тюменской области от 21.05.2021 N 291-п, независящими причинами, при наличии которых доходы граждан ниже размера дохода, установленного органами местного самоуправления, для признания их малоимущими в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, в случае если граждане не являются получателями государственной социальной помощи, являются:

а) многодетность (наличие в семье трех и более детей, не достигших возраста 18 лет);

б) наличие в семье ребенка (детей), не достигшего (не достигших) возраста 18 лет, если родители (единственный родитель, усыновитель) признаны безработными, или обучаются в образовательных организациях по очной форме, или не работают в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом, инвалидом первой группы или гражданином, достигшим возраста 80 лет, или относятся к категории граждан, предусмотренных статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ), или достигли возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ);

в) наличие в семье неработающего гражданина, достигшего возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ, или неработающего инвалида первой или второй группы, или гражданина, который относится к категориям граждан, указанным в статье 6.1 ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ, если трудоспособные члены семьи, которые обязаны их содержать в соответствии с действующим законодательством, и (или) их супруги признаны безработными, или обучаются в образовательных организациях по очной форме, или не работают в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом, инвалидом первой группы или гражданином, достигшим возраста 80 лет, или относятся к категории граждан, предусмотренных статьей 6.1 ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ, или достигли возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ;

г) достижение одиноко проживающим неработающим гражданином возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ, или одиноко проживающий гражданин относится к категориям граждан, указанным в статье 6.1 ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ.

В силу ст.55 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.

Согласно ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в том числе в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со ст. 14 Закона Тюменской области от 07.10.1999 № 137, при поступлении заявления о предоставлении жилого помещения орган местного самоуправления осуществляет проверку сведений, послуживших основанием для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Таким образом, при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма Департаментом должна была проводиться проверка сохранения статуса малоимущего у заявителя, при этом, подлежат применению нормы действующего жилищного законодательства.

Также судом необоснованно не принята во внимание ч. 3 ст. 8.1. Закона Тюменской области № 137 (в действующей редакции), согласно которой органы местного самоуправления признают граждан малоимущими, если доходы граждан по не зависящим от них причинам ниже размера дохода, установленного органами местного самоуправления, при этом совокупная стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи и подлежащего налогообложению, ниже стоимости имущества, установленной органами местного самоуправления.

Учитывая изложенные положения Закона Тюменской области № 137, а также то, что ФИО1 не являлась получателем государственной социальной помощи, при рассмотрении данного дела подлежат применению положения п.1.1, ст. 8.2 Закона Тюменской области № 137 (в действующей редакции) и юридически значимым обстоятельством является установление наличия у истца независящих причин, при наличии которых доходы граждан ниже размера дохода, установленного органами местного самоуправления.

Согласно ответа Управления социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района от 29.03.2022, размер дохода ФИО2 составляет 0 руб., получателем государственной социальной помощи не является.

Исходя из представленной информации уполномоченных органов в ответ на запросы Департамента было установлено, что у истца отсутствуют независящие причины низкого уровня дохода, предусмотренные п.п. «а», «б», «в», «г» Постановлением Правительства Тюменской области от 21.05.2021 № 291-п.

Учитывая изложенное, оспариваемые решения ответчика приняты уполномоченным органом, с соблюдением установленного законом порядка, при наличии необходимых фактических и правовых оснований, их содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, а потому исковые требования ФИО2 не подлежали удовлетворению.

Таким образом, разрешая заявленные требования, судом были неправильно применены нормы материального и процессуального права, неверно установлены юридические значимые обстоятельства по делу, а потому принятое решение не может считаться законным и обоснованным и подлежит частичной отмене, с вынесением в отмененной части по делу нового решения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,

о п р е д е л и л а:

    решение Центрального районного суда г.Тюмени от 09 марта 2023 года в части удовлетворения исковых требований ФИО2 к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени о признании незаконным приказа Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени № 1334 от 12.04.2022г. в части отказа в предоставлении ФИО2 жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма;

    о признании незаконным приказа Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени № 1480 от 19.04.2022г. в части снятия ФИО2 с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;

    о возложении обязанности на Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени восстановить ФИО1 на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;

    о взыскании с Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени в пользу ФИО2 расходов по уплате государственной пошлины в размере 900 рублей отменить.

    Принять в отменённой части новое решение об отказе в удовлетворении вышеуказанных исковых требований ФИО2 к Администрации г. Тюмени, Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени.

    В остальной части решение Центрального районного суда г. Тюмени от 09 марта 2023 года оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

Мотивированное апелляционное определение составлено 31 июля 2023 года

33-4120/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Пяткова Елена Георгиевна
Ответчики
Администрация г.Тюмени
Департамент имущетственных отношений Администрации г.Тюмени
Другие
Департамент финансов ТО
Суд
Тюменский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.tum.sudrf.ru
04.07.2023Передача дела судье
24.07.2023Судебное заседание
04.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее