Решение по делу № 8Г-10811/2022 [88-12293/2022] от 12.05.2022

43RS0003-01-2021-005847-28

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

88-12293/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

20 июня 2022 года                                                                                г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Ромасловской И.М.,

судей Нечаевой Т.М., Данилина Е.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства лесного хозяйства Кировской области на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 21 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 14 марта 2022 года по гражданскому делу /2021 по иску ФИО7 о возложении обязанности по организации мер санитарной безопасности в лесах.

Заслушав доклад судьи Нечаевой Т.М., объяснения прокурора ФИО41, возражавшей против доводов жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО8 обратился с иском к ФИО9 об обязании устранить нарушения лесного законодательства, указав, что проведенной проверкой установлено, что ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт лесопатологического обследования , которым на территории <адрес> (кв. выд.) назначены санитарно-оздоровительные мероприятия. По истечении более <данные изъяты> лет меры санитарной безопасности на указанном лесном участке не проведены, повторное лесопатологическое обследование в соответствии с порядком проведения лесопатологических обследований, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ , не осуществлено.

           Основанием для проведения лесопатологического обследования в ФИО11 году в квартале выделах <адрес> послужил ветровал <данные изъяты> года. Аналогичным образом, на текущий момент не проведены санитарно-оздоровительные мероприятия в выделе квартала <адрес>, выделе квартала <адрес>, выделе квартала <адрес>, выделе квартала <адрес>, чем нарушены требования ст. ст. 60.3, 60.7, 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

          В целях устранения нарушений лесного законодательства ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 в адрес и.о. ФИО13 внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения в полном объеме не устранены.

           ФИО14 просил суд возложить на министерство лесного хозяйства <адрес> обязанность организовать проведение в срок до ДД.ММ.ГГГГ мер санитарной безопасности в лесах в виде проведения лесопатологического обследования на всей площади выдела квартала <адрес>; выдела квартала <адрес> квартала <адрес>; выдела квартала <адрес>; выдела квартала <адрес>; выдела квартала <адрес>; выдела квартала <адрес>; выдела квартала <адрес> в соответствии с Порядком проведения лесопатологических обследований, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

          Решением Первомайского районного суда г. Кирова от 21 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 14 марта 2022 года, исковые требования ФИО15 удовлетворены частично. Суд постановил: возложить на ФИО16 обязанность организовать проведение в срок до ДД.ММ.ГГГГ мер санитарной безопасности в лесах в виде проведения лесопатологического обследования на всей площади выдела квартала <адрес>; выдела квартала <адрес>; выдела квартала <адрес>; выдела квартала <адрес>; выдела квартала <адрес>; выдела квартала <адрес>; выдела квартала <адрес>; выдела квартала <адрес> в соответствии с Порядком проведения лесопатологических обследований, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

          В кассационной жалобе ФИО39 просит решение Первомайского районного суда г. Кирова от 21 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 14 марта 2022 года отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, не применение норм права, подлежащих применению, ненадлежащую и неполную оценку представленных доказательств.

          В судебном заседании прокурор ФИО40 возражала против доводов жалобы, полагая состоявшиеся судебные постановления законными и обоснованными.

         Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

            Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

            В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

            В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

          Таких нарушений по настоящему делу судами не допущено.

          Как установлено судом и из материалов дела следует, при проведении ФИО17 проверки выявлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО18 утвержден акт лесопатологического обследования , согласно которому на территории <адрес> (кв. выд. , , , ) назначены санитарно-оздоровительные мероприятия в виде сплошной санитарной рубки, т.к. снижение полноты после удаления деревьев, подлежащих рубке, снизится ниже критической.

          Установлены меры по обеспечению возобновления: создание лесных культур, а также мероприятия, необходимые для предупреждения заражения или повреждения смежных насаждений: своевременная вывозка заготовленной древесины, очистка лесосек путем сбора порубочных остатков в кучи с последующим сжиганием в пожаробезопасный период.

           Крайним сроком проведения санитарно-оздоровительных мероприятий указан ДД.ММ.ГГГГ год.

           Основанием для проведения лесопатологического обследования в ДД.ММ.ГГГГ году в квартале выделах <адрес> послужил ветровал <данные изъяты> года.

           ДД.ММ.ГГГГ года ФИО22 утвержден акт лесопатологического обследования №     согласно которому на территории Микроварского участкового лесничества Кильмезского лесничества (кв. выд. ) также назначены санитарно-оздоровительные мероприятия в виде сплошной санитарной рубки, т.к. снижение полноты после удаления деревьев, подлежащих рубке, снизится ниже критической.

           Установлены меры по обеспечению возобновления: создание лесных культур, а также мероприятия, необходимые для предупреждения заражения или повреждения смежных насаждений: своевременная вывозка заготовленной древесины, очистка лесосек путем сбора порубочных остатков в кучи с последующим сжиганием в пожаробезопасный период.

           Крайним сроком проведения санитарно-оздоровительных мероприятий указан <данные изъяты> год.

           Основанием для проведения лесопатологического обследования в <данные изъяты> году в квартале выделах , , Микроварского участкового лесничества Кильмезского лесничества послужило заражение насаждений короедом- типографом.

            ДД.ММ.ГГГГ года ФИО21 утвержден акт лесопатологического обследования , согласно которому на территории <адрес> (кв. выд. , ) также назначены санитарно-оздоровительные мероприятия в виде сплошной санитарной рубки, т.к. снижение полноты после удаления деревьев, подлежащих рубке, снизится ниже критической.

           Установлены меры по обеспечению возобновления: СЕВ, а также мероприятия, необходимые для предупреждения заражения или повреждения смежных насаждений: своевременная вывозка заготовленной древесины, очистка лесосек путем сбора порубочных остатков в кучи с последующим сжиганием в пожаробезопасный период.

          Крайним сроком проведения санитарно-оздоровительных мероприятий указан <данные изъяты> год.

          Основанием для проведения лесопатологического обследования в <данные изъяты> году в квартале выделах , <адрес> послужило заражение насаждений короедом-типографом.

           Судом установлено, что меры санитарной безопасности, указанные в актах, на лесных участках не проведены.

           В целях устранения нарушений лесного законодательства ДД.ММ.ГГГГ ФИО23 в адрес и.о. ФИО25 ФИО4 вынесено представление об устранении нарушений законодательства, по результатам рассмотрения которого нарушения в полном объеме не устранены, в связи с чем ФИО26 обратился в суд с требованием о возложении на ФИО27 обязанности организовать проведение в срок до ДД.ММ.ГГГГ мер санитарной безопасности в лесах в виде проведения лесопатологического обследования.

            Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 1, 5, 19, 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 25 Приказа Минприроды России от 09.11.2020 № 912 «Об утверждении Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов», п. 4 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», п. 1.1 Постановления Правительства Кировской области от 28.03.2012 № 145/167 «Об утверждении Положения о ФИО42», Распоряжением Правительства Кировской области от 10.12.2007 № 540 «О создании областного государственного учреждения ФИО43, установив невыполнение ФИО44 установленных законом мероприятий, влекущее нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, и прав Российской Федерации как собственника лесного фонда, пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика вышеуказанных обязательств и удовлетворения заявленных требований.

            Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

            В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Охрана, защита и воспроизводство лесов, лесоразведение осуществляются в соответствии с лесным законодательством (Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

          Согласно статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, улучшения качества лесов, а также повышения их продуктивности.

            В силу части 1, 4 статья 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам).

            Защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

            Защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов (ч.1 ст. 60.2 ЛК РФ).

             В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации меры санитарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, проведение лесопатологических обследований.

            Лесопатологические обследования проводятся в лесах с учетом данных государственного лесопатологического мониторинга, а также иной информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.

            По результатам лесопатологического обследования составляется акт лесопатологического обследования, который утверждается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и в срок не позднее трех рабочих дней со дня его утверждения размещается на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

           Порядок проведения лесопатологических обследований, форма акта лесопатологического обследования устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.1,3,4 ст. 60.6 ЛК РФ).

            Пунктом 1 Порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта, утв. Приказом ФИО28 ФИО30 от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Порядок), установлено, что при проведении лесопатологических обследований (далее - ЛПО) осуществляется комплекс мероприятий, включающий оценку санитарного состояния насаждений с нарушенной и утраченной устойчивостью и (или) обследование насаждений, поврежденных (пораженных) вредителями (болезнями) леса, проводимый визуальным (рекогносцировочным) и инструментальным (детальным) способами.

            ЛПО проводятся в целях получения информации о текущем санитарном, лесопатологическом состоянии лесных насаждений и назначения мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов (п.8 Порядка).

            Согласно пункту 19 Порядка акт лесопатологического обследования действует до момента сохранения характеристик (санитарных и лесопатологических) лесного насаждения, но не менее 3 (трех) лет.

            Санитарно-оздоровительные мероприятия (рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины (рубки древесины, утратившей потребительские свойства из-за повреждений гнилью, стволовыми вредителями, а также в результате пожаров и других неблагоприятных воздействий) в лесном насаждении, назначенные по результатам лесопатологического обследования, проводятся в первую очередь в сроки, рекомендованные актом обследования, но не позднее <данные изъяты> лет с даты проведения лесопатологического обследования (п. 15 Правил санитарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2020 г. № 2047).

            Аналогичные мероприятия предусмотрены также в целях предупреждения распространения вредных организмов в лесах, что следует из Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, утв. Приказом ФИО29 от 9 ноября 2020 г. № 912.

            Таким образом, задачами лесопатологического обследования является выявление текущего санитарного, лесопатологического состояния лесных насаждений и определение актуальных мероприятий по охране, защите, улучшению качества лесов, которые необходимо провести в сроки, установленные актом обследования, но не позднее двух лет в целях достижения положительного результата по устранению выявленных повреждений лесных насаждений.

          Учитывая, что санитарно-оздоровительные мероприятия в лесных насаждениях, меры по обеспечению возобновления, назначенные по результатам лесопатологических обследований в <данные изъяты> годах, не были проведены ни в сроки, рекомендованные актами обследований - <данные изъяты> годы, ни в течение <данные изъяты> лет с даты проведения лесопатологических обследований, сведения о санитарном, лесопатологическом состоянии лесных насаждений, содержащиеся в актах о лесопатологическом состоянии лесов от <данные изъяты> годов не актуальны и санитарно-оздоровительные мероприятия, определенные в <данные изъяты> годах, не приведут к восстановлению и улучшению качества лесов исходя из их актуального состояния. Для достижения оптимального результата по охране и восстановлению лесов необходимо выявить актуальное санитарное и лесопатологическое состояния лесов, в связи с чем, требования об организации проведения в срок до ДД.ММ.ГГГГ мер санитарной безопасности в лесах в виде проведения лесопатологического обследования лесов являются законными, обоснованными и отвечают принципам лесного законодательства.

          При таких обстоятельства, ссылка кассатора на то, что действующим законодательством не установлена обязательность проведения повторных лесопатологических обследований в связи с истечением срока для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, не опровергает правильных выводов суда, поскольку основными задачами выполнения мер санитарной безопасности в лесах и ликвидации очагов вредных организмов является охрана, защита, улучшение качества лесов, что в отсутствие объективной и актуальной информации о выявленных повреждениях невозможны.

           Доводы кассатора об отсутствии доказательств изменения санитарных и лесопатологических характеристик леса также не опровергают вышеизложенных выводов суда, поскольку неактуальность сведений, указанных в актах о наличии заражений лесных насаждений по истечению трех лет предполагается, в связи с чем, вышеуказанными нормативными актами были предусмотрены сроки для осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий и такие сроки установлены самими актами – до окончания года.

          Доводы кассационной жалобы о том, что судом неверно применены нормы материального права и определен ответчик по делу, судебной коллегией отклоняются.

           В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области осуществления на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

           ФИО31 является исполнительным органом государственной власти <адрес> отраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере лесных отношений, исполняет государственную функцию "управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов" и является центром ответственности за ее исполнение (п. 1.1., п. 2.1. Положения о ФИО32, утв. постановлениемПравительства области от ДД.ММ.ГГГГ ).

            В соответствии с пунктами Положения о ФИО33 ФИО34 осуществляет самостоятельно и через подведомственные учреждения на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведение.    Обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на землях лесного фонда. Осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной контроль (надзор), лесную охрану. Устанавливает перечни должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах.

           Таким образом, учитывая, что ФИО35 является ответственным за исполнение государственной функции по управлению в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, при этом, вправе осуществлять данную функцию как самостоятельно, так и через подведомственные учреждения, суд первой инстанции, учитывая вышеизложенные правовые нормы и установленные обстоятельства, пришел к правильному выводу о возложении обязанности по организации проведения мер санитарной безопасности в лесах на ФИО36.

           Вопреки доводам кассационной жалобы создание в целях реализации полномочий ФИО37 выводы суда не опровергает и не свидетельствует о неправильном применении судами норм процессуального права. Реализация обязательств министерства по охране лесов через подведомственные учреждения министерство от ответственности не освобождает.

          Ссылка кассатора на наличие лесного плана <адрес> на <данные изъяты> года, наличие планов на проведение лесопатологических обследований лесных насаждений в <данные изъяты> года, не свидетельствует о наличии у ответчика актуальных сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесных насаждений, на основании которых возможно разработать необходимые мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов.

           Суды первой    и апелляционной инстанции, вопреки позиции кассатора, правильно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовали обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценили по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

           Положенные в основу кассационной жалобы доводы проверены судом кассационной инстанции, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных нижестоящими судами, не влияют на законность принятых судебных актов. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов по доводам жалобы по делу не допущено.

           Принимая во внимание, что ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.

           Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Первомайского районного суда г. Кирова от 21 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 14 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО38 - без удовлетворения.

Председательствующий:                                       Ромасловская И.М.

Судьи:                                                                     Нечаева Т.М.

                                                                                 Данилин Е.М.

8Г-10811/2022 [88-12293/2022]

Категория:
Гражданские
Истцы
Кировский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Министерство лесного хозяйства Кировской области
КОГКУ Кировский центр лесного хозяйства
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
20.06.2022Судебное заседание
20.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее