Судья Русинова Л.М. Дело № 33-5070/2020
УИД 76RS0014-01-2020-001074-22
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе
председательствующего Задворновой Т.Д.
судей Драчева Д.А., Брюквиной С.В.
при секретаре Козиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
01 сентября 2020 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля на решение Кировского районного суда г.Ярославля от 19 июня 2020 года, которым постановлено:
«Признать за Смирновой Валентиной Николаевной право на получение денежных средств в счет налогового имущественного вычета в размере 181787 рублей.
Обязать ИФНС по Дзержинскому району г.Ярославля выплатить Смирновой Валентине Николаевне денежную сумму в размере 181787 в счет налогового имущественного вычета, предоставленного Смирнову Александру Леонидовичу, умершему ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с приобретением квартиры по адресу <адрес>, и не полученного в связи с его смертью.»
Заслушав доклад судьи Драчева Д.А., судебная коллегия
установила:
Смирнова В.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля, в котором просит обязать ИФНС России по Дзержинскому району г.Ярославля выплатить истцу как наследнику денежную сумму в счет налогового имущественного вычета, предоставленного ее супругу Смирнову А.Л. в связи с приобретением квартиры по адресу: <адрес>, в размере 181787 рублей, неполученного в связи со смертью.
В обоснование иска указано, что Смирнов А.Л. на основании договора купли-продажи приобрел указанную квартиру 26.04.2019 года, в установленном порядке обратился в налоговый орган с заявлением о получении имущественного налогового вычета, представил необходимые документы. Имущественный налоговый вычет в размер 181787 рублей получить он не смог, в связи с тем, что 20.06.2019 года скончался. Истец является единственным наследником имущества, открывшегося после смерти Смирнова А.Л. В административном порядке урегулировать данный вопрос не представилось возможным.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения по делу. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив их, изучив материалы дела, заслушав в поддержание доводов жалобы представителя ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля по доверенности Голосову И.А., возражавшую против удовлетворения жалобы Смирнову В.Н., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Смирнова А.Л. является супругой Смирнова А.Л., данный факт подтверждается копией свидетельства о заключении брака (л.д. 7).
На основании договора купли-продажи от 26.04.2018 года Смирнов А.Л. приобрел в собственность квартиру по адресу: г. Ярославль, ул. Батова, д. 3, корп. 4, кв. 149 (л.д. 11).
Право собственности на указанный объект недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 10).
14.03.2019 года Смирнов А.Л. обратился в ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля с заявлением о предоставлении налогового имущественного вычета за 2015-2018 гг. Для этого им были представлены налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц за данный период по установленной форме (3 НДФЛ).
В декларациях он заявил имущественный налоговый вычет за 2015-2018 гг. в общей сумме 181 787 рублей.
Налоговые декларации были приняты ИФНС России по Дзержинскому району г.Ярославля, достоверность и полнота содержащихся в ней сведений была подтверждена налоговым органом по результатам проведенной камеральной проверки.
Таким образом, Смирнов А.Л. воспользовался своим правом, подав в налоговый орган декларации, которые в совокупности с исчисленным в ему налоговым вычетам соответствует всем указанным выше нормам.
Данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривалось.
20.06.2019 года Смирнов А.Л. умер, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д. 8), в связи с чем не смог получить имущественный налоговый вычет.
Причина, по которой Смирнов А.Л. не получил указанный им в декларациях имущественный налоговый вычет, и отсутствие других оснований для отказа в принятии решения о возврате уплаченного им налога за указанные года представителем ответчика в суде первой инстанции также не оспаривались.
19.07.2020 года Смирнова В.Н. обратилась в ИФНС России по Дзержинскому району г.Ярославля с заявлением о предоставлении ей, как наследнице Смирнова А.Л., налогового вычета.
Письмом от 31.07.2019 года ИФНС России по Дзержинскому району г.Ярославля предложила обратиться к нотариусу с целью выявления имущества, не вошедшего в наследственную массу (л.д. 12).
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 19.03.2020 года, наследственное имущество в виде права на получение излишне уплаченной суммы налога на доходы физических лиц в размере 181 787 руб., причитавшейся к получению Смирновым А.Л., перешло супруге Смирнова А.Л. – Смирновой В.Н. (л.д. 9).
23.03.2020 года Смирнова В.Н. обратилась в ИФНС России по Дзержинскому району г.Ярославля с заявлением о предоставлении ей, как наследнице Смирнова А.Л., налогового вычета.
Однако письмом от 06.04.2020 года ИФНС России по Дзержинскому району г.Ярославля разъяснила, что супруга, являющаяся наследником, не вправе претендовать на возврат из бюджета сумм НДФЛ, уплаченных непосредственно налогоплательщиком.
Удовлетворяя исковые требования Смирновой В.Н., суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 128, 1112 ГК РФ, ст.ст. 78, 210, 220 НК РФ и установленных по делу обстоятельств, признавая доказанными доводы истца о том, что при жизни Смирнов А.Л. реализовал свое право на получение имущественного налогового вычета за 2015-2018 гг. в размере 181 787 рублей, им были соблюдены все условия для получения указанного выше имущественного налогового вычета, а именно поданы соответствующие документы, однако по не зависящим от него причинам, а именно в связи с его смертью, решение о возврате налога налоговым органом принято не было, суд пришел к выводу о том, что в данном конкретном случае сумма неполученного налогового вычета подлежит включению в состав наследства и выплате истице, являющейся единственным наследником после смерти мужа.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, не согласиться с ним оснований судебная коллегия не усматривает.
Доводы жалобы представителя ответчика о том, что в отношении Смирнова А.Л. камеральная проверка завершена 14.06.2019 года, сумма заявленного имущественного налогового вычета подтверждена инспекцией, вместе с тем 20.06.2019 года Смирнов А.Л. умер, информация о смерти налогоплательщика из органов ЗАГС поступила в налоговый орган 27.06.2019 года, в связи с чем в перечислении суммы заявленного имущественного налогового вычета на счет умершего налогоплательщика инспекцией было отказано, при этом право на имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц связано с личностью конкретного гражданина - участника налоговых правоотношений, право на получение имущественного налогового вычета не наследуется, судебная коллегия находит несостоятельными.
Подпунктом 7 п. 3 ст. 220 НК РФ предусмотрено, что имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании документов, подтверждающих возникновение права на указанный вычет, платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих произведенные налогоплательщиком расходы (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
В силу статьи 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно пункту 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Между тем, в рассматриваемом случае правоотношения между налоговым органом и наследником налогоплательщика носят гражданско-правовой характер, поскольку наследники не являются участниками налоговых правоотношений и судом при разрешении настоящего спора правильно применены нормы Гражданского кодекса РФ о наследовании.
В свою очередь Налоговый кодекс РФ не регулирует вопросы наследственного правопреемства физических лиц в отношении сумм имущественного налогового вычета.
Исходя из системного толкования положений ст. ст. 210 - 220 НК РФ, право налогоплательщика на предоставление имущественного налогового вычета считается реализованным после соблюдения процедуры, предусматривающие обращение в налоговый орган с заявлением и предоставлением подтверждающих право документов по окончании каждого налогового периода, которым в соответствии со ст. 216 НК РФ признается календарный год.
По смыслу указанных выше положений законодательства о налогах и сборах, реализация права на получение налогового вычета за каждый налоговый период является основанием для возникновения права на возврат уплаченного налога только за указанный период.
Суд правильно исходил из того, что обязанность налогового органа возвратить излишне уплаченный налог возникает при условии подачи налогоплательщиком в установленный срок соответствующего письменного заявления, содержащего все необходимые сведения, что Смирновым А.Л. и было сделано.
Судебная коллегия отмечает, что налоговое законодательство не содержит ограничений для получения налогового вычета наследниками после смерти налогоплательщика, если при жизни наследодатель воспользовался своим правом на получение имущественного налогового вычета.
Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников на его получение. Право наследования в совокупности двух названных правомочий вытекает и из ч. 2 ст. 35 Конституции РФ, предусматривающей возможность для собственника распорядиться принадлежащим ему имуществом.
Поскольку единственным наследником, принявшим наследство после смерти Смирнова А.Л., является истица Смирнова В.Н., ее требование к ответчику о возврате суммы налога в виде имущественного налогового вычета, право на который имел умерший муж истицы, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил исковые требования Смирновой В.Н.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела.
Решение суда отвечает требованиям закона, нарушений материального или процессуального закона, которые могли бы повлиять на правильность вынесенного судом решения, судебной коллегией не установлено, в связи с чем оснований для отмены или изменения оспариваемого решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г.Ярославля от 19 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи