Дело № 11-3/2020
24MS0001-01-2020-000657-38
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 августа 2020 г. п. Абан
Абанский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Фёдоровой О.В.,
при секретаре Окладовой М.И.,
с участием ответчика Садыговой Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Планета-Сервис» к Садыговой Галине Ивановне о взыскании задолженности по внесению платы по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.03.2019 по 31.10.2019, по апелляционной жалобе Садыговой Галины Ивановны на решение мирового судьи судебного участка №1 в Абанском районе Красноярского края Стась Л.В. от 10 июня 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования ООО «Планета-Сервис» к Садыговой Галине Ивановне удовлетворить. Взыскать с Садыговой Галины Ивановны в пользу ООО «Планета-Сервис» задолженность по внесению платы по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.03.2019 по 31.10.2019 в сумме 6443 руб. 23 коп., а также 400 руб. - расходы по уплате государственной пошлины, а всего 6843 руб. 23 коп.»,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Планета-Сервис» обратилось в суд с иском к Садыговой Г.И. о взыскании задолженности за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Требования мотивированы тем, что ООО «Планета-Сервис» является региональным оператором и с 01.01.2019 оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Абанской технологической зоны, которая включает в себя, в том числе территорию Абанского района Красноярского края. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в виде публичной оферты размещен в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте ООО «Планета-Сервис», а также опубликован в газете «Наш Красноярский край» от 26.12.2018. Садыгова Г.И. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, однако плату за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.03.2019 по 31.10.2019 включительно не вносила, в связи с чем образовалась задолженность в размере 13691 руб. 84 коп. Просит взыскать с ответчика с учетом уточнения исковых требований задолженность в размере 6443,23 рубля, а также возврат государственной пошлины, уплаченной при подаче иска.
10 июня 2020 года мировым судьей судебного участка № 1 в Абанском районе постановлено решение, которым исковые требования ООО «Планета-Сервис» к Садыговой Г.И. о взыскании задолженности по внесению платы по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.03.2019 по 31.10.2019 удовлетворены, с Садыговой Г.И. в пользу ООО «Планета-Сервис» взыскано 6443,23 рубля, 400 рублей - расходы по уплате государственной пошлины, а всего 6843,23 рубля.
В апелляционной жалобе Садыгова Г.И. просит отменить указанное выше решение, поскольку ООО «Планета-Сервис» услуга по обращению с ТКО ей не оказывалась, она является ветераном труда и под опекой у нее находится ребенок – инвалид. В 2019 году ООО «Планета-Сервис» не являлось региональным оператором в силу решения Арбитражного суда Красноярского края от 05.02.2019 по делу № АЗЗ-17657/2018. Третий арбитражный апелляционный суд постановлением от 19.08.2019 оставил решение Арбитражного суда Красноярского края по делу № АЗЗ-17657 2018 без изменения. Следовательно, у ООО «Планета-Сервис» отсутствовало законное основание для ведения деятельности регионального оператора на территории Канской технологической зоны и все её действия на этой территории являются мошенническими. Соглашение, на которое ссылается ООО «Планета-Сервис» и Правительство Красноярского края юридически ничтожно. Следовательно, ни у юридических лиц, ни у физических лиц не возникала обязанность заключать договор с ООО «Планета-Сервис». С 01.01.2019 территориальная схема на территории Абанского района должна быть комбинированной, предполагалась установка контейнеров, а фактически их стали ставить только в 2020 году. Исполнитель был обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору.
В судебном заседани Садыгова Г.И. поддержала жалобу по указанным в ней доводам, пояснив, что она не должна платить, поскольку не пользовалась услугами ООО «Планета-Сервис», кроме того, в ее доме было зарегистрировано 17 человек, однако фактически проживало трое, согласна оплатить услугу за троих человек.
Представитель истца ООО «Планета-Сервис» Беляков И.А., надлежаще извещенный, в судебное заседание не явился, в направленном в суд отзыве просил жалобу оставить без удовлетворения, дело рассмотреть в его отсутствие
Третьи лица Садыгов Р.Э., Чернавин В.В., Рзаев А.Д., представители третьих лиц - администрации Абанского района Красноярского края, администрации Абанского сельсовета Абанского района Красноярского края в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительности причин их отсутствия суд апелляционной инстанции не уведомили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
Неисполнение участвующими в деле лицами процессуальной обязанности по уведомлению суда об уважительности причин их отсутствия позволяет суду сделать вывод об отсутствии таковых, что в соответствии с п. 3 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения.
В силу ч.1 ст.153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 4 ст.154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Положениями ч. 1 ст. 155 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Положениями ч. 3 ст. 31 ЖК РФ предусмотрено, что дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В силу п. 1 ст. 323 ГК РФ, при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.
Положениями п. 1 ст. 325 ГК РФ предусмотрено, что исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения кредитору.
В соответствии с п. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Федерального закона № 89-ФЗ).
В соответствии ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу части 2 указанной статьи накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статьей 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановлением Правительства РФ 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктами 4, 5 раздела I указанных Правил установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на сновании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) настоящих Правил.
Согласно п. 8 (4) Правил обращения с ТКО, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 8 (17) названных Правил предусмотрено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Пунктом 9 раздела II Правил предусмотрено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Из материалов дела усматривается, что приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 07.05.2018 № 1/914-од ООО «Планета-Сервис» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Абанской технологической зоны Красноярского края.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 11.12.2018 № 666-в «Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО «Планета-Сервис» по Абанской технологической зоне для ООО «Планета-сервис» установлен тариф на указанную услугу для потребителей группы «население» на 2019 год в размере 1438,22 руб. за 1 куб.м.
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 29.12.2018 № 1/3126-од определены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для жилого фонда Абанской технологической зоны.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО в виде публичной оферты размещен на официальном сайте регионального оператора ООО «Планета-Сервис» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и опубликован в газете «Наш Красноярский край», выпуск №96/1079 от 26.12.2018.
Соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Абанской технологической зоны Красноярского края от 07.05.2018, заключенного между Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ООО «Планета-Сервис», возложена обязанность на регионального оператора (ООО «Планета-Сервис») организовывать и осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории Абанской технологической зоны Красноярского края.
Таким образом, суд первой инстанции провильно указал на то, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО между ответчиком и ООО «Планета-Сервис» является заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Из материалов дела усматривается, что Садыгова Г.И. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>.
Согласно справке администрации Абанского сельсовета Абанского района Красноярского края от 28.05.2020, по указанному адресу на регистрационном учете состоят 8 человек, что ответчиком не оспаривалось в суде первой инстанции.
Суд первой инстанции обосновано привлек к участию в деле в качестве третьих лиц Садыгова Р.Э., Чернавина В.В., Рзаева А.Д., администрацию Абанского района Красноярского края, администрацию Абанского сельсовета Абанского района Красноярского края, поскольку иск предъявлен к собственнику жилого помещения, характер спорного правоотношения допускает возможность рассмотрения дела без привлечения членов семьи собственника жилого помещения в качестве соответчиков, указанные лица привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц.
Из выписки из финансово-лицевого счета №, открытого на имя Садыговой Г.И. по адресу: <адрес>, следует, что плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами начислена истцом, исходя из 17-ти зарегистрированных лиц в данном жилом помещении и составляет за один месяц 1711 руб. 48 коп., за период с 01.03.2019 по 31.10.2019 - 13691 руб. 84 коп., оплачено - 0 руб., задолженность - 13691 руб. 84 коп.
Истцом произведен уточненной расчет суммы исковых требований, задолженность по внесению платы по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.03.2019 по 31.10.2019 составил 6443 руб. 23 коп.
Расчет задолженности ответчиком не оспаривается.
Таким образом, на основании уточненного расчета истца, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о подлежащих взысканию с ответчика задолженности по внесению платы по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.03.2019 по 31.10.2019 в размере 6443,23 руб.
Суд первой инстанции провильно указал на то, что довод Садыговой Г.И. об отсутствии мест сбора ТКО рядом с её жилым помещением не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку ООО «Планета-Сервис», являющееся региональным оператором, полномочиями по определению мест (площадок) для сбора твердых бытовых отходов не наделено.
Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что на территории Абанской технологической зоны в спорный промежуток времени был организован и мешковой сбор ТКО с обочины дороги, которым ответчик имела возможность воспользоваться.
Расположение мусорных контейнеров на значительном расстоянии от дома ответчика не исключает возможность их использования ответчиком в целях утилизации мусора и не свидетельствует о ненадлежащем оказании истцом услуги по вывозу ТКО, ответчик не лишен права обратиться в установленном порядке с соответствующим иском к органу местного самоуправления в случае, если считает свои права нарушенными.
Положениями ч. 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Вопреки мнению ответчика, обращение с твердыми коммунальными отходами должно обеспечиваться посредством заключения соответствующих договоров со специализированными предприятиями, как прямо предусмотрено требованиями действующего законодательства.
Довод апелляционной жалобы о том, что ООО «Планета-Сервис» услуга по обращению с ТКО Садыговой Г.И. не оказывалась, является несостоятельным, поскольку ответчиком не доказан факт того, что она не пользуется услугами ООО «Планета-Сервис» по обращению с ТКО либо самостоятельно обеспечивает вывоз и утилизацию бытовых отходов способами, за качеством оказания истцом услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами Садыгова Г.И. не следила, каких-либо претензий по факту неоказания услуги, либо оказания ее ненадлежащего качества она не направляла, с заявлениями о перерасчете не обращалась.
Довод апелляционной жалобы о том, что у ООО «Планета-Сервис» отсутствовало законное основание для ведения деятельности регионального оператора и все её действия являются мошенническими не соответствует действительности, так как в соответствии с приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 07.05.2018 №1/914-од, региональным оператором по обращению с ТКО на территории Абанском технологической зоны на тот период времени являлось ООО «Планета-Сервис», которое исполняло функции регионального оператора и имело право на оплату услуг по обращению с ТКО.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что существенных процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 328-330 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Решение мирового судьи судебного участка №1 в Абанском районе Красноярского края Стась Л.В. от 10 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Садыговой Галины Ивановны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья