Дело № 2-2658/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Норильск 28 октября 2022 года
Норильский городской суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Боднарчука О.М.,
при помощнике судьи Тетюцких В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чередниченко И.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Красноярскому краю о взыскании недоначисленных и невыплаченных денежных средств, процентов, компенсации морального вреда и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 25 по Красноярскому краю о взыскании недоначисленных и невыплаченных денежных средств, процентов, компенсации морального вреда и возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что в период с 03.07.1995 по 18.03.2022 Чередниченко И.В. проходила государственную гражданскую службу у ответчика, уволена по инициативе работника в связи с выходом на государственную пенсию. Истец полагает, что в расчет денежного содержания работодателем в отсутствие на то законных оснований к отпускам не были включены, в том числе средства материального стимулирования и денежные средства, выплаченные в качестве дополнительного материального стимулирования при начислении отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, с начислением на них дополнительных компенсационных выплат. По изложенным в иске основаниям и с учетом их уточнения истец просит взыскать с ответчика: недоначисленные и невыплаченные суммы оплаты отпусков за дни отпуска с 16.03.2022 по 18.03.2022 в размере 16 517,60 руб.; недопачисленную и невыплаченную сумму компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 171 762,43 руб.; недоначисленные и невыплаченные средства единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи к отпуску, предоставленному за период с 16.03.2022 по 18.03.2022 в размере 45 267,69 руб.; недоначисленные и невыплаченные суммы оплаты отпусков, предоставленных за период с 17.06.2021 по 23.07.2021 в размере 214 223,86 руб.; недоначисленные и невыплаченные суммы оплаты отпуска, предоставленного за период с 27.12.2021 по 14.01.2022 в размере 63 829,29 руб.; недоначисленные и невыплаченные суммы оплаты отпуска, предоставленного за период с 26.01.2022 по 29.01.2022 в размере 23 210,65 руб.; проценты (денежную компенсацию) в сумме 87 168,60 руб. в связи с нарушением сроков выплат причитающихся выплат; компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. Также просит суд обязать ответчика включить истца в списки для выплат средств материального стимулирования государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России № 25 по Красноярскому краю за 4 квартал 2021 г. и 1 квартал 2022 г. и в приказ Межрайонной ИФНС России № 25 по Красноярскому краю «О выплате дополнительного материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России № 25 по Красноярскому краю» и выплатить средства материального стимулирования за 4 квартал 2021 г. и 1 квартал 2022 г. в общей сумме 106 000 руб.
В судебное заседание истец Чередниченко И.В. не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие с участием представителя Гояевой З.А., которая исковые требования с уточнениями поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении с дополнением основаниям. Полагала возражения ответчика необоснованными по доводам письменных отзывов.
Представители ответчика Межрайонной ИФНС России № 25 по Красноярскому краю Маслякова Д.В. и Осина А.Х. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска по доводам письменных возражений на исковое заявление и заявление об уточнении исковых требований. Также Маслякова Д.В. заявила о пропуске истцом срока для обращения в суд с требованиями о выплате недоначисленных и невыплаченных сумм оплаты отпуска, предоставленного в период с 17.06.2021 по 23.07.2021.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, НО «Фонд социальной защиты населения и развития территории Норильского промышленного района» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения спора извещено надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при объявленной явке по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу принципа диспозитивности, присущего гражданскому процессу, лица самостоятельно, по собственному усмотрению реализуют свои процессуальные права (ст. 3 ГПК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с принципами гражданского судопроизводства лишь сторона в споре определяет способ и объем защиты своих прав.
Свободно распоряжаясь как своими субъективными материальными правами, так и процессуальными средствами их защиты, стороны принимают на себя все последствия совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Таким образом, право определения предмета иска и его основания, как и способа защиты права, принадлежит истцу, в связи с чем все иные формулировки и толкование требований в исковом заявлении судом, а не истцом, означают фактически выход за пределы заявленного истцом к ответчику требования.
Как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ выйти за пределы заявленных требований по общим правилам суд не может, в связи с чем суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям, сформулированным в исковом заявлении, без их расширительного толкования.
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 ст. 50 данного Федерального закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2 ст. 50 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ по представлению Правительства РФ. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента РФ может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение (ч. 3 ст. 50 ФЗ от 27.07.2004 № 79- ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
Согласно ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, которым относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячное денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 6 ст. 51 ФЗ от 27.07.204 № 79-ФЗ порядок формирования фондов оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов РФ от 15.07.2014 №14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от 27.03.2014 № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 №238-7.
Пунктом 8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 указанного Указа Президента РФ предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 8 подп. «р» п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству РФ поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
На основании принятых в соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» постановлений Правительства РФ в период с 20018 -2021 года предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих.
Как установлено судом, с 03.07.1995 Чередниченко И.В. состояла на государственной гражданской службе в Межрайонной ИФНС России № 25 по Красноярскому краю, с 21.09.2015 в должности главного специалиста-эксперта отдела кадров и безопасности, о чем с ней заключен служебный контракт № от 21.09.2015.
Приказом Межрайонной ИФНС России № 25 по Красноярскому краю № от 16.03.2022 служебный контракт с Чередниченко И.В. расторгнут, она освобождена с замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена 18.03.2022 с государственной гражданской службы РФ на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ по собственной инициативе в связи с выходом на государственную пенсию с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск в размере 30,66 календарных дней.
Фактически при увольнении Чередниченко И.В. выплачена компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении (30,66) в размере 70 709,01 руб., компенсация оплаты отпуска в календарных днях - в размере 6 918,69 руб., единовременная выплата к отпуску - в размере 3 384,50 руб., материальная помощь к отпуску - в размере 1 692,25 руб., районные и территориальные коэффициенты - в общей сумме 8 122,80 руб.
Разрешая исковые требования истца о включении в списки для выплат средств материального стимулирования государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России № 25 по Красноярскому краю за 4 квартал 2021 г. и 1 квартал 2022 г. и в приказ Межрайонной ИФНС России № 25 по Красноярскому краю «О выплате дополнительного материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России № 25 по Красноярскому краю», а также взыскании средств материального стимулирования за 4 квартал 2021 г. и 1 квартал 2022 г. в общей сумме 106 000 руб., суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 3 раздела II Письма ФНС России от 15.04.2022 № решение о выплате материального стимулирования гражданских служащим, уволенным из налоговых органов в расчётном периоде и после него до выплаты средств материального стимулирования за счетный период по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа с учетом фактически отработанного времени принимает руководитель соответствующего налогового органа.
Решениями заседания комиссии по оценке эффективности деятельности государственных гражданских служащих Межрайонной ИФНС России № 25 по Красноярскому краю за 4 квартал 2020 года от 21.04.2021 № и за 1 квартал 2022 года 24.06.2022 № приняты решения не включать в списки для выплат средств материального стимулирования уволенных по инициативе гражданского служащего за 4 квартал 2020 года от 21.04.2021 и за 1 квартал 2022 года соответственно.
В соответствии с приведенными в решении суда нормативными положениями решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих, в том числе уволенных, по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа, принимается начальником налогового органа и производится при наличии определенных критериев, выплата направлена на побуждение сохранения трудовых отношений в системе налоговых органов и повышение качества и производительности труда.
То есть выплата средств материального стимулирования в качестве обязанности на начальника налогового органа в отношении подчиненных ему гражданских служащих действующим законодательством не возложена, выплата средств материального стимулирования за расчетный период не является обязательной, при этом начальник налогового органа наделен полномочиями по определению размеров данной выплаты.
Оценка эффективности и качества выполнения работы истцом является прерогативой представителя нанимателя, а отсутствие дисциплинарных взысканий само по себе не свидетельствует о ненадлежащей оценке деятельности истицы и возложении на ответчика обязанности по выплате ей средств материального стимулирования.
При таких обстоятельствах и учитывая, что на момент распределения выплат истец уже был уволен, соответствующие исковые требования о включении истца в списки для выплат средств материального стимулирования государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России № 25 по Красноярскому краю за 4 квартал 2021 г. и 1 квартал 2022 г. и в приказ Межрайонной ИФНС России № 25 по Красноярскому краю «О выплате дополнительного материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России № 25 по Красноярскому краю», а также взыскании средств материального стимулирования за 4 квартал 2021 г. и 1 квартал 2022 г. удовлетворению не подлежат.
Разрешая исковые требования о взыскании с ответчика в пользу истца недоначисленных и невыплаченных сумм оплаты отпусков, предоставленных за период с 17.06.2021 по 23.07.2021, с 27.12.2021 по 14.01.2022, с 26.01.2022 по 29.01.2022, с 16.03.2022 по 18.03.2022, а также компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, суд исходит из того, что поскольку фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, то материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка федерального государственного гражданского служащего для выплат по ежегодным оплачиваемым отпускам, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.
Кроме того, согласно ст. 7.1 Закона Красноярского края от 03.12.2004 № 12-2668 «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях края с особыми климатическими условиями», в локальных природно-климатических зонах Крайнего Севера, к которым согласно Указу Губернатора Красноярского края № 51-уг от 10.05.2006 относится муниципальное образование город Норильск, органами местного самоуправления могут устанавливаться дополнительные компенсационные выплаты за счет средств местных бюджетов.
Решением Норильского городского Совета депутатов от 17.02.2009 № 17-403 утверждено Положение о дополнительных компенсационных выплатах лицам, работающим и проживающим в локальной природно-климатической зоне Крайнего Севера в муниципальном образовании город Норильск (далее - Положение о ДКВ).
Пунктом 1.3. Положения о ДКВ установлено, что организация выплаты ДКВ осуществляется путем перечисления на расчетный счет Фонда социальной защиты населения Норильского промышленного района Финансовым управлением Администрации г. Норильска из бюджета муниципального образования город Норильск денежных средств в виде субсидии для осуществления ежемесячных ДКВ.
ДКВ не включаются в фонд заработной платы и носят социальный характер, не входят в расчет средней заработной платы.
ДКВ рассчитываются путем умножения установленного коэффициента дополнительных компенсационных выплат на фактически начисленную заработную плату (п. 2.1 Положения).
Размеры коэффициентов ДКВ устанавливаются в соответствии с приложением № 2 к Положению о ДКВ.
Подпунктом 3 таблицы подпункта 3.1 раздела 3 Приложения 2 к Положению установлен коэффициент дополнительных компенсационных выплат специалистам экспертам (главным, ведущим) Межрайонной ИФНС № 25 по Красноярскому краю в размере 0,07.
Факт выплаты ДКВ работникам в спорные периоды представителями ответчика не оспаривался и следует из представленных бухгалтерских документов.
В связи c этим, ДКВ также подлежат начислению на полагающиеся истцу суммы и выплате ответчиком, как получателем этим средств, в предусмотренном Положением о ДКВ порядке.
Ответчиком было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности в части взыскания недоначисленных отпускных выплат за заявленный истцом период с 17.06.2021 по 23.07.2021.
Согласно ч. 2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Частью 10 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ определено, что выплата денежного содержания за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее 10 дней до начала отпуска.
На основании приказа (распоряжения) о предоставлении отпусков работникам Межрайонной ИФНС России № 25 по Красноярскому краю № от 26.02.2021 Чередниченко И.В. были предоставлены оплачиваемые отпуска с 26.04.2021 по 23.07.2021 общей продолжительностью 86 дней.
Перечисление денежного содержания за отпуска согласно расчетному листку за апрель 2021 г. произведено истцу работодателем единовременно 14.04.2021, что подтверждается выпиской из ведомости на перечисление заработной платы от 14.04.2021 № 108 и заявкой на кассовый расход № от 14.04.2021.
Каким образом на момент подачи иска истец пропустил срок по требованиям о взыскании оплаты по части отпусков за период с 26.04.2021 по 16.06.2021, однако требований за данный период истцом не заявлялось.
По требованиям же о взыскании оплаты за предоставленные с 17.06.2021 по 23.07.2021 отпуска по приказу № от 26.02.2021 процессуальный срок для обращения истца в суд подлежит восстановлению, поскольку согласно выписке из ведомости на перечисление заработной платы от 14.04.2021 № в выплату помимо отпускных также входили: заработная плата и пособия по временной нетрудоспособности, в связи с чем достоверно определить размер оспариваемой суммы в момент получения денежных средств истец объективно не мог. Убедительных доказательств того, что по состоянию на 17.06.2021 истцу был вручен расчетный листок за апрель 2021 г., а также до него была доведена информация о сумме оплаты за отпуска, предоставляемые по приказу № от 26.02.2021, ответчиком не представлено.
Исходя из имеющихся в материалах дела расчетных листков истца, справок о доходах физического лица, согласно которым истцу были выплачены средства материального стимулирования и премии, представленных Межрайонной ИФНС России № 25 по Красноярскому краю расчетов оплаты отпуска, в котором учтены все суммы материального стимулирования, суд считает правильным определить, что сумма оплаты отпусков, предоставленных приказом (распоряжением) о предоставлении отпуска работнику № от 26.02.2021 за период с 17.06.2021 по 23.07.2022 в количестве 37 календарных дней с учетом всех сумм материального стимулирования составляет 101 902,44 руб. согласно расчету: период расчета апрель 2020 года – март 2021 года, выплата 108 775,23 руб.; денежное содержание – 46 631 руб., расчет: (46 631 + 34 064,60) : 29,3 х 37 = 101 902,44 руб. Фактически начислено 75 511,08 руб. (2 040,84 руб. * 37), недоплата составила 26 391,36 руб. Размер дополнительных компенсационных выплат на недоплаченную сумму составит 1 847,40 руб. (26 391,36 руб. * коэффициент 0,07), а всего к взысканию подлежит 28 238,76 руб.
Оплата отпуска, предоставленного работнику приказом (распоряжением) о предоставлении отпуска № от 19.10.2021 за период с 27.12.2021 по 14.01.2022 в количестве 11 календарных дней (с учетом приказа № от 28.01.2022 о переносе оставшихся 4 дней ежегодного оплачиваемого отпуска в связи с временной нетрудоспособностью истца и их предоставлении с 26.01.2022 по 29.01.2022), с учетом всех сумм материального стимулирования составляет 34 101,10 руб. согласно следующему расчету. Период расчета декабрь 2020 года – ноябрь 2021 года, выплата 530 421,65 руб.; денежное содержание – 46 631 руб., расчет: (46 631 + 44 201,80) : 29,3 х 11 = 34 101,10 руб. Фактически начислено 22 317,38 руб., недоплата составила 11 873,75 руб. Размер дополнительных компенсационных выплат на недоплаченную сумму составит 831,63 руб. (11 873,75 руб. * коэффициент 0,07), а всего к взысканию подлежит 12 705,38 руб.
За период отпуска с 16.03.2022 по 18.03.2022 (в количестве 3 календарных дней), предоставленного работнику приказом № от 14.03.2022 оплаты отпуска с учетом всех сумм материального стимулирования составляет 10 758,30 руб. согласно расчету: период расчета март 2021 года – февраль 2022 года, выплата 701 301,91 руб.; денежное содержание – 46 631 руб., расчет: (46 631 + 58 441,83) : 29,3 х 3 = 10 758,30 руб. Фактически начислено 6 918,69 руб., недоплата составила 3 839,61 руб. Размер дополнительных компенсационных выплат (ДКВ) на недоплаченную сумму составит 268,77 руб. (3 839,61 руб. * коэффициент 0,07), а всего к взысканию подлежит 4 108,38 руб.
Также при увольнении 18.03.2022 истцу выплачена компенсация за неиспользованные дни отпуска в количестве 30,66 дня, период расчета: март 2021 года – февраль 2022 года, выплаты: 601 899,74 руб., денежное содержание – 46 631 руб., расчет (46 631 + 58 441,83) : 29,3 х30,66 =109 949,83 руб., фактически начислено 70 709,01 руб., недоплата 39 240,82 руб. Размер дополнительных компенсационных выплат на недоплаченную сумму составит 2 746,86 руб. (39 240,82 руб. * коэффициент 0,07), а всего к взысканию подлежит 41 987,68 руб.
Вопреки позиции стороны истца, при проверке расчетов выплат, включаемых при исчислении денежного содержания, суд исходит из того, что в силу действующего правового регулирования материальное стимулирование и материальная помощь являются самостоятельными видами выплат и не относятся к дополнительным выплатам, которые включаются в состав денежного содержания гражданского служащего территориальных органов Федеральной налоговой службы. Оснований для включения в состав среднемесячного денежного содержания истца выплаченных в течение года средств материального стимулирования с начислением на них районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера не имеется, а потому возражения представителя истца и соответствующий расчет, включая данные набавки, признаются судом необоснованными.
Разрешая исковые требования истца о взыскании с ответчика недоначисленных и невыплаченных средств единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставленного за период с 16.03.2022 по 18.03.2022, а также материальной помощи к отпуску, суд приходит к следующему.
Частью 11 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ предусмотрено, что при предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания.
В соответствии с пп. 5.1 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата Федеральной налоговой службы и начальникам межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата Федеральной налоговой службы, руководителям управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации и начальникам межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы и Положения об условиях выплаты работникам центрального аппарата Федеральной налоговой службы, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, премий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, утвержденного приказом ФНС от 02.10.2009 № ММ-7-5/483@, при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим» государственным гражданским служащим при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска с последующим увольнением в текущем году единовременная выплата и материальная помощь в размере оклада месячного денежного содержания в пределах фонда оплаты труда соответствующих налоговых органов выплачивается за фактически отработанное время в календарном году.
Согласно материалам гражданского дела, истцом работодателю было подано заявление, датированное 14.03.2022, о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска с 16.03.2022 продолжительностью 3 календарных дня.
Приказом № от 14.03.2022 работодатель представил истцу отпуск в период с 16.03.2022 по 18.03.2022 (в количестве 3 календарных дней), в связи с чем у истца имелось право на получение единовременной выплаты к отпуску и факт предоставления отпуска вне графика отпусков на 2022 г. на существо правоотношений не влияет.
Вместе с тем, поскольку истцом также подано заявление о расторжении служебного контракта от 16.03.2022, работодатель расценил указанные заявления от 14.03.2022 и 16.03.2022 как волеизъявление работника на представление отпуска с последующим увольнением и произвел единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска за фактически отработанное время в календарном году в сумме 8 799,70 руб.
В то же время, учитывая, что фактически истцом не подавалось заявление о представление отпуска с последующим увольнением в порядке ст. 127 ТК РФ, регламентирующей особенности такого увольнения, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца единовременной выплаты к отпуску вместе с дополнительной компенсационной выплатой в общей сумме 28 247,04 руб., исходя из расчета: (5 075 руб. + 1 694 руб.) * 2 * 2,6 = 35 198,80 руб., 35 198,80 руб. - 8 799,70 руб. (фактическая выплата) = 26 399,10 руб., 26 399,10 руб. * 0,07 (ДКВ) = 1 847,94 руб., 26 399,10 руб. + 1 847,94 руб. = 28 247,04 руб.
Также по аналогичным основаниям подлежит взысканию недоплаченная материальная помощь в размере оклада месячного денежного содержания с дополнительной компенсационной выплатой в общей сумме 14 123,52 руб., исходя из следующего расчета: (5 075 руб. + 1 694 руб.) * 2,6 = 17 599,40 руб., 17 599,40 руб. – 4 399,85 руб. (фактическая выплата) = 13 199,55 руб., 13 199,55 руб. * 0,07 (ДКВ) = 923,97 руб., 13 199,55 руб. + 923,97 руб. = 14 123,52 руб.
Вопреки позиции ответчика ни Федеральной закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ, ни приказ ФНС России от 02.10.2009 № ММ-7-5/483@ не содержат ограничений на получение гражданским служащим материальной помощи в полном размере в иных случаях, кроме предоставления гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска с последующим увольнением в текущем году, а также представление отпуска при принятии на работу в налоговый орган в текущем году, что в данном споре отсутствует.
Таким образом, общая сумма невыплаченных средств составляет 129 410,76 руб. (28 238,76 руб. + 12 705,38 руб. + 4 108,38 руб. + 41 987,68 руб. + 28 247,04 руб. + 14 123,52 руб.).
При этом, поскольку из содержания положений налогового законодательства следует, что суд не относится к налоговым агентам и при исчислении заработной платы в судебном порядке не вправе удерживать с работника налог на доходы физических лиц, следовательно, взыскиваемые судом суммы подлежат налогообложению в общем порядке.
Статьей 236 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.
Поскольку приведенные в решении суда денежные суммы не были выплачены истцу в установленные законом сроки, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчика в пользу истца компенсации за задержку выплат (с учетом действовавших ключевых ставок ЦБ РФ (доля ставки 1/150) за спорный период) на следующие выплаты, исходя из заявленных истцом периодов просрочки: недоначисленные и невыплаченные суммы оплаты отпусков, предоставленных за период с 17.06.2021 по 23.07.2021 - 28 238,76 руб. за период просрочки выплаты с 17.06.2021 по 17.06.2022 в размере 6 842,24 руб.; недоначисленные и невыплаченные суммы оплаты отпуска, предоставленного за период с 27.12.2021 по 14.01.2022, с 26.01.2022 по 29.01.2022) (с учетом переноса отпуска в связи с временной нетрудоспособностью истца) - 12 705,38 руб. за период просрочки выплаты с 27.12.2021 по 17.06.2022 в размере 1 980,77 руб.; недоначисленные и невыплаченные суммы оплаты отпуска, предоставленного за период с 16.03.2022 по 18.03.2022, а также единовременной выплаты к отпуску и материальной помощи – в общей сумму 46 478,94 руб. (4 108,38 руб. + 28 247,04 руб. + 14 123,52 руб.) за период просрочки выплаты с 16.03.2022 по 17.06.2022 в размере 4 551,84 руб.; недоначисленную и невыплаченную сумму компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении - 41 987,68 руб. за период просрочки выплаты с 18.03.2022 (дата увольнения и возникновения права на выплату) по 17.06.2022 в размере 4 000,04 руб.
Таким образом, общая сумма подлежащей взысканию компенсации по указанному основанию составляет 17 374,89 руб. (6 842,24 руб. + 1 980,77 руб. + 4 551,84 руб. + 4 000,04 руб.).
Кроме того, в связи с нарушением трудовых прав истца подлежит взысканию компенсация морального вреда с учетом положений ст. 237 ТК РФ, размер которой суд определяет в 5 000 руб., полагая данный размер отвечающим требованиям разумности и справедливости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чередниченко И.В. удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 25 по Красноярскому краю в пользу Чередниченко И.В. невыплаченные денежные средства в общей сумме 129 410,76 руб., проценты (денежную компенсацию) в общей размере 17 374,89 руб., компенсацию морального вреда в сумме 5 000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований Чередниченко И.В. к Межрайонной ИФНС России № 25 по Красноярскому краю о взыскании денежных средств и возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в месячный срок со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий О.М. Боднарчук
Мотивированное решение суда изготовлено 11.11.2022.