Дело № 2-327/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
9 июля 2015 года село Карпогоры
Пинежский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Першиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Худяковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пинежского районного суда Архангельской области гражданское дело по заявлению Рудакова А.В. к государственной инспекции Гостехнадзора Пинежского района Архангельской области о возложении обязанности зарегистрировать тракторный прицеп,
у с т а н о в и л:
Рудаков А.В. обратился в суд с указанным заявлением, указав, что обратился в Гостехнадзор с письменным заявлением о регистрации тракторного прицепа <...>, <...> года выпуска, заводской номер машины (рамы) <...>, представив выписку из приказа, акт приема-передачи, и документ подтверждающий оплату, но ему было отказано в совершении регистрационных действий. Просит обязать Гостехнадзор зарегистрировать принадлежащий ему тракторный прицеп.
Заявитель Рудаков А.В. в ходе судебного заседания заявленные требования поддержал, уточнив, что просит признать незаконным отказ руководителя территориального отдела государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пинежского района Архангельской области Коньшина И.А. в регистрации тракторного прицепа и обязать Государственную инспекцию Гостехнадзора Пинежского района зарегистрировать принадлежащий ему тракторный прицеп, <...> года выпуска. Регистрация прицепа необходима ему для последующей продажи.
Руководитель территориального отдела государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пинежского района Архангельской области Коньшин И.А. с заявлением не согласился, указав что, у Рудакова А.В. отсутствуют паспорт самоходной машины с отметкой о снятии с учета в инспекции Гостехнадзора предыдущего владельца транспортного средства, а также договор купли-продажи тракторного прицепа.
Изучив материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Государственная регистрация автотранспортных средств на территории Российской Федерации производится в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", п. 2 которого установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют, в том числе органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (п. 3 постановления).
Согласно п. 4 Постановления, регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним независимо от принадлежности, а также выдачи на машины государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации), установлен Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденными Первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 16 января 1995 года, зарегистрированными в Минюсте России 27 января 1995 года N 785 (далее - Правила).
Государственной регистрации, учету в соответствии с этими Правилами подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин (п. 1.4 Правил).
Согласно п. 1.5 Правил собственники машин либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях машинами, обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение срока действия государственного регистрационного знака "Транзит" или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета машин, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Пунктом 1.10 Правил предусмотрено, что регистрация машин является обязанностью их владельцев и осуществляется государственными инспекциями гостехнадзора национально-государственных и административно-территориальных образований.
В соответствии с п. п. 5.1, 5.2 Правил владельцы обязаны снять машины с учета по месту их регистрации, в том числе в случае прекращения права собственности на машины. При снятии с учета машин их владельцы обязаны представить в государственную инспекцию гостехнадзора заявления с отметкой военного комиссариата в необходимых случаях, предъявить документы, удостоверяющие личность в соответствии с п. 2.10 настоящих Правил, регистрационные документы и паспорта машин и сдать государственные регистрационные знаки. В регистрационных документах и паспортах машин проставляются отметки о снятии с учета машин.
Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации» с 1 сентября 1995 г. введены паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, кроме боевой и специальной техники, состоящей на вооружении воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций, имеющих воинские формирования (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.06.2009 N 511) установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.
На основании п. 10 Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 г. N 1291, действия (решения) государственных инженеров - инспекторов гостехнадзора могут быть обжалованы в судебном порядке.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Рудаков А.В. обратился в Гостехнадзор с заявлением о постановке на учет тракторного прицепа <...>, <...> года выпуска, заводской номер машины (рамы) <...>, приложив к заявлению выписку из приказа № **** от ДД.ММ.ГГГГ начальника <...>, акт приема передачи основных средств от ДД.ММ.ГГГГ, и квитанцию к приходному кассовому ордеру № **** от ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № **** руководитель территориального отдела государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пинежского района Архангельской области Коньшин И.А. отказал Рудакову А.В. в регистрации прицепа, в связи с отсутствием договора купли-продажи и паспорта самоходной машины с отметкой о снятии с учета в инспекции Гостехнадзора предыдущего владельца транспортного средства (л.д. 7).
Суд считает данный отказ должностного лица незаконным по следующим основаниям.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 44 ГК РСФСР, действующего на момент передачи спорного имущества, должны совершаться в письменной форме сделки государственных, кооперативных и других общественных организаций между собой и с гражданами, за исключением сделок, указанных в статье 43 этого Кодекса, и отдельных видов сделок, для которых иное предусмотрено законодательством Союза ССР или РСФСР.
На основании статьи 43 ГК РСФСР сделки, исполняемые при самом их совершении, могли совершаться устно, если законодательством Союза ССР или РСФСР не установлено иное.
Приказом № **** от ДД.ММ.ГГГГ тракторный прицеп <...>, <...> года выпуска, модель <...> заводской номер машины (рамы) <...> продан в личную собственность Рудакову А.В. по договорной цене <сумма>. (л.д. 8).
В этот же день Рудаков А.В. оплатил стоимость прицепа в кассу предприятия и получил прицеп, что подтверждается квитанций к приходному кассовому ордеру № **** от ДД.ММ.ГГГГ и актом приема-передачи (л.д. 8, 9).
Таким образом, суд приходит к выводу, что в данному случае не требовалось совершения сделки купли-продажи в письменной форме.
Согласно статье 135 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года право собственности у приобретателя по договору купли - продажи возникало с момента передачи вещи.
Сама по себе регистрация транспортного средства не является государственной регистрацией имущества в том смысле, который в силу закона порождает права собственности (ст. 164, п. 2 ст. 223 ГК РФ).
Пунктом 2.8 Правил государственной регистрации от 27 января 1995 г. N 785, допускается возможность подтверждения законности приобретения спецтехники путем представления любых правоустанавливающих и правоподтверждающих документов.
Как следует из акта приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ, <...> передал, а Рудаков А.В. принял тракторный прицеп <...>, <...> года выпуска, модель <...> заводской номер машины (рамы) <...> (л.д. 9).
Как установлено судом, передача спорного имущества в собственность Рудакова А.В. состоялась в <...> году, не оспорена и не признана недействительной в установленном законом порядке.
ДД.ММ.ГГГГ ГП <...> исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с ликвидацией юридического лица на основании решения суда.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что право собственности Рудакова А.В. на транспортный прицеп <...>, <...> года выпуска, заводской номер машины (рамы) <...> возникло ДД.ММ.ГГГГ, и требование органом Гостехнадзора договора купли-продажи при предоставлении заявителем иных правоустанавливающих документов незаконно.
Также незаконным является основание для отказа в регистрации в связи с отсутствием паспорта самоходной машины с отметкой о снятии с учета в инспекции Гостехнадзора предыдущего владельца транспортного средства.
По смыслу п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", раздела 2 Положения о паспорте самоходных машин и других видов техники, утвержденного Госстандартом РФ 28.06.1995, Минсельхозпродом РФ 28.06.1995, тракторный прицеп подлежит регистрации в органах Гостехнадзора. Для этих органов Правилами государственной регистрации от 27 января 1995 г. N 785, устанавливается обязанность по регистрации и проведению технического осмотра самоходных машин, выдаче паспортов транспортных средств на машины, выпущенные предприятиями-изготовителями до введения паспортов, предусмотренных настоящим Положением, при предъявлении таких машин к осмотру.
Возможность отказа в выдаче паспорта предусмотрена п. 2.5 названного Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, в соответствии с которым государственные инспекции Гостехнадзора вправе отказать в выдаче паспорта или предъявлении в нем отметки о регистрации машины, если отсутствуют необходимые регистрационные документы и (или) документы, подтверждающие право собственности на машины, в представленных документах на машины указаны неверные сведения.
Действительно, указанный паспорт с отметкой о снятии с учета тракторного прицепа прежним собственником <...> у Рудакова отсутствует.
Между тем, на основании представленных заявителем документов судом установлено и подтверждено руководителем Гостехнадзора в Пинежском районе Коньшиным И.А. на основании осмотра тракторного прицепа, предъявленного Рудаковым к регистрации, что он выпущен в <...> году, то есть до введения паспортов самоходных машин.
Доводов о наличии каких-либо обстоятельств, препятствующих в выдаче органами Гостехнадзора паспорта на спорный тракторный прицеп, суду не представлено, в ходе судебного разбирательства указанные обстоятельства не установлены, право собственности Рудакова А.В. на прицеп подтверждается представленными им документами.
Учитывая установленные обстоятельства, письменные доказательства, достоверно подтверждающие приобретение Рудаковым А.В. ДД.ММ.ГГГГ права собственности на тракторный прицеп <...>, <...> года выпуска, заводской номер машины (рамы) <...>, изложенные нормы материального прав, суд приходит к выводу, что отказ руководителя территориального отдела Гостехнадзора в связи с не предоставлением Рудаковым А.В. паспорта самоходных машин с отметкой о снятия с учета в инспекции Гостехнадзор предыдущим владельцем транспортного средства и договора купли-продажи является незаконным и необоснованным.
Регистрация тракторного прицепа является необходимым условием для реализации собственником принадлежащих ему имущественных прав в отношении указанного движимого имуществ и неправомерный отказ в такой регистрации приводит к нарушению прав заявителя, в связи с чем, требование заявителя в возложении на орган Гостехнадзора обязанности по регистрации тракторного прицепа <...>, <...> года выпуска, заводской номер машины (рамы) <...>, принадлежащего Рудакову А.В., подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание необходимость защиты имущественных прав Рудакову А.В., руководствуясь требованием разумности, суд считает необходимым установить срок исполнения решения не позднее одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
На основании руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
Заявление Рудакова А.В. удовлетворить.
Признать отказ руководителя территориального отдела Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пинежского района Архангельской области в регистрации тракторного прицепа <...>, <...> года выпуска, заводской номер машины (рамы) <...>, принадлежащего Рудакову А.В., незаконным и необоснованным.
Обязать Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пинежского района Архангельской области зарегистрировать тракторный прицеп <...>, <...> года выпуска, заводской номер машины (рамы) <...>, принадлежащий Рудакову А.В., в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме 14 июля 2015 года.
Судья Е. А. Першина