Судья Леконцев А.П. Дело № 33а -2809/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Машкиной И.М.,
судей Соболева В.М., Пристром И.Г.,
при секретаре Нечаевой Л.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 14 мая 2018 административное дело по апелляционной жалобе представителя ОНДПР г.Сыктывкара УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РК Ефимова М.А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 декабря 2017 года, которым предписание Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Сыктывкара Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Коми № 598/1/1 от 20 сентября 2017 года об устранении нарушений требований пожарной безопасности признано незаконным и отменено.
Взысканы с Главного управления МЧС России по Республике Коми судебные расходы по оплаченной госпошлине в размере 2000 руб.
Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., объяснения представителя ГУ МЧС по РК Руденко Ю.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
СНТ "Коммунальник-2" обратилось к Управлению надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Коми, Главному управлению МЧС России по Республике Коми о признании незаконным предписания № 598/1/1 от 20.09.2017 года и его отмены. В обоснование заявленных требований указано на то, что выявленные и подлежащие устранению нарушения пожарной безопасности, а именно несоответствие расстояния от границ участков до лесного массива требованиям действующего законодательства, не могут быть устранены садоводческим товариществом, поскольку товарищество не обладает такими полномочиями.
В судебном заседании представитель административного истца Карповец А.А. доводы и требования, изложенные в заявлении поддержал в полном объеме, указав, что СНТ не против того, что необходимо обеспечивать противопожарное расстояние от границ участков до лесного массива, однако СНТ не правомочно производить мероприятия по вырубке леса, поскольку лес находится в федеральной собственности и эту обязанность должна исполнять Администрация МО ГО "Сыктывкар". Земля под СНТ выделялась в 1987 году, строительство осуществлялось в 1990-1991 гг., после распада СССР земли стали передаваться членам товарищества в собственность.
Представитель административного ответчика Ефимов М.А. заявленные требования не признал, указал, что ОНД не предлагает вырубить лес, было предложено осуществить наличие противопожарного разрыва. Ранее было выдано предписание, оно не исполнено, был составлен административный протокол, в связи с неисполнением было выдано новое предписание. Возможно границы СНТ увеличились, необходимо решать вопрос с собственниками участков.
Представитель заинтересованного лица - администрации МО ГО "Сыктывкар", извещенный надлежащим образом в судебном заседании участие не принимал.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе представителем административного ответчика поставлен вопрос об отмене состоявшегося по делу решения, по мотиву его незаконности и необоснованности.
В суде апелляционной инстанции представитель ГУ МЧС по РК Руденко Ю.К. настаивала на доводах апелляционной жалобы.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие тех лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о дне и месте проведения судебного заседания и не явились в суд.
Заслушав объяснения представителя административного ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Сыктывкара по пожарному надзору от 29.08.2017 № 598, в отношении Садоводческого некоммерческого товарищества "Коммунальник-2", расположенного по адресу: <Адрес обезличен> 20.09.2017 в период времени с 14 час.00 мин. по 16ч. 00 мин. проведена проверка.
В результате проверки установлено, что в нарушении пп. "а" п. 1 ч. 2 ст. 69, ч. 4 ст. 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 года, пункта 4.14 СП 4.13130.2013, пункта 4 Примечания 1 к Приложению 1 ВСН 43-85 "Застройка территорий садоводческих товариществ, зданий и сооружений" не обеспечено расстояние от южных границ участков № 98, 100, 102, 104,106, 108, 110,112, 114, 118, 120, 122, 140, 138 до лесных массивов смешанных пород (квартал 72 Сыктывкарского участкового лесничества) не менее 25 метров, при фактическом расстоянии от двух до десяти метров, которые необходимо было устранить в срок, установленный ранее выданным предписанием №255 от 24.05.2017. по анному факу составлен акт проверки №598.
20.09.2017 старшим дознавателем отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Сыктывкара управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Коми Ефимовым М.А. в адрес СНТ "Коммунальник-2" вынесено предписание № 598/1/1 об устранении в срок до 02.04.2018 нарушений требований пожарной безопасности. Данным предписанием на правление СНТ "Коммунальник-2" возложена обязанность обустроить противопожарный разрыв шириной 25 метров вдоль границы СНТ "Коммунальник - 2"
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (статья 6 указанного Федерального закона).
Согласно статей 17 и 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Предписание должностного лица, осуществляющего государственный пожарный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению только тех нарушений требований пожарной безопасности, соблюдение которых обязательно для него в силу закона.
При этом такие требования должны быть обоснованными и реально исполнимыми.
Исполнимость предписания является определяющим признаком его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 КоАП РФ).
Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Согласно Уставу СНТ "Коммунальник-2" организация и застройка территории товарищества осуществляется в соответствии с разработанным проектом планировки и застройки товарищества, утвержденным органами местного самоуправления (проект от 18.04.1988), при этом возведение строений и сооружений на садовых земельных участках осуществляться должно в полном соответствии с указанным проектом, а контроль за реализацией этого проекта планировки и застройки (а также за соблюдением требований к возведению лицами на садовых земельных участках строений и сооружений) осуществляется Правлением товарищества.
Проектирование и застройка земель СНТ "Коммунальник-2" осуществлялось с 1988 года в соответствии с проектом планировки и застройки территории согласованной главным архитектором г.Сыктывкара 18.04.1988, утвержденным инженером Коми филиала Института "Севзапгипрозема" 21.04.1988, что соответствует требованиям пункта 1.1 ВСН 43-85, утвержденного приказом Госгражданстроя СССР от 11.12.1985 № 404, введенного действие с 01.01.1986 (в редакции действовавшей до 1991 года), то есть до введение в действие СП 4.13130.2013.
При этом в соответствии с пунктом 4 примечания 1 (обязательного) к приложению 1 ВСН 43-85 (в редакции, действовавшей до 1991 года) при определении границ территории садоводческого товарищества следует соблюдать расстояние до границы участков: от лесных массивов хвойных пород и торфяников - не менее 50 м, от лесных массивов смешанных пород - не менее 25 м, от лесных массивов лиственных пород - не менее 10 м.
Данных, свидетельствующих о несоблюдении СНТ "Коммунальник-2" требований проекта планировки и застройки товарищества, в материалах дела не имеется.
В ходе проверки надзорным органом выявлен факт нарушения требований пожарной безопасности - отсутствие противопожарных разрывов между застройками СНТ "Коммунальник - 2" и лесным фондом.
При рассмотрении спора по существу, доводы административного истца о том, что несоответствие расстояния от границ участков до лесного массива требованиям действующего законодательства, не могут быть устранены садоводческим товариществом, поскольку обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов является задачей органов местного самоуправления, не опровергнуты должностными лицами органа государственного пожарного надзора.
Наряду с этим, из материалов дела следует, что по обращению председателя правления СНТ "Коммунальник-2" прокуратурой г. Сыктывкара проведена проверка по факту нарушения требований пожарной безопасности - отсутствие противопожарных разрывов между застройками СНТ "Коммунальник -2" и лесным фондом, в ходе которой установлено, что обеспечение требований пожарной безопасности, к которым относится создание противопожарных расстояний от границ застройки садоводческого товарищества до лесных насаждений является прямой обязанностью органов местного самоуправления, а именно администрации МО ГО "Сыктывкар".
В связи с этим Сыктывкарской природоохранной прокуратурой 25.10.2017 было направлено заявление в суд о возложении на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанности произвести действия по обеспечению мер пожарной безопасности СНТ "Коммунальник-2", подверженного угрозе лесных пожаров, путем создания противопожарных расстояний.
Решением Сыктывкарского городского суда от 29.11.2017, вступившим в законную силу, данные требования удовлетворены в полном объеме. При рассмотрении спора суд, проанализировав требования Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пришел к выводу о том, что обеспечение требований пожарной безопасности, к которым относится создание противопожарных расстояний от границ застройки садоводческого товарищества до лесных насаждений является прямой обязанностью органов местного самоуправления, а именно администрации МО ГО "Сыктывкар".
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства (часть 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства РФ).
С учетом выше изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого предписания, исходя из того, что мероприятия по созданию защитных противопожарных минерализованных полос не могут быть возложены на административного истца.
Более того, в суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика пояснил, что фактически выше приведенное решение суда исполнено в полном объеме.
Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, а оснований для отмены данного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции и выводов суда не опровергают, поэтому данные доводы служить поводом для отмены состоявшегося решения суда не могут.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01.12.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОНДПР г.Сыктывкара УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РК Ефимова М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-