К делу № 2а-12954/17
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 21 июня 2017 г.
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Глущенко В.Н.,
при секретаре Сенцовой И.А.,
с участием:
представителя административного истца Конник А.Е. – Кеда Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и имеющей диплом о высшем юридическом образовании ОК № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика – администрации муниципального образования город Краснодар Фроловой И.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, диплом № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату,
установил:
В Первомайский районный суд г. Краснодара в порядке административного производства обратился ФИО1 с вышеуказанными требованиями к администрации муниципального образования город Краснодар, которые мотивировал тем, что на основании заключенного с ответчиком договора аренды от 07.05.2014 ему во временное владение и пользование на срок до 22.06.2021 передан земельный участок площадью 1336 кв.м., расположенный в Карасунском внутригородском округе <адрес> с кадастровым номером № для индивидуального жилищного строительства.
В феврале 215 г. ему было выдано разрешение на строительство трехэтажного жилого дома.
Право собственности на возведенный жилой дом было зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Реализуя предоставленное ст. 39.20 ЗК РФ право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему жилой дом, он обратился с соответствующим заявлением к ответчику.
Однако в предоставлении земельного участка в собственность ему было отказано по причине размещения на нем объекта местного значения (дороги).
Данный отказ он считает необоснованным, поскольку из генерального плана муниципального образования город Краснодар не следует, что в границах спорного земельного участка планируется размещение дороги. Кроме того, ранее ему администрацией был предоставлен в собственность земельный участок по <адрес>, который находится в том же кадастровом квартале, что и спорный земельный участок.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – Кеда Е.В., действующая на основании доверенности, уточнила исковые требования, суду дала пояснения, в целом аналогичные изложенным в иске. Просила суд признать незаконным отказ администрации муниципального образования город Краснодар от 22.02.2017 №.26 в предоставлении ФИО1 в собственность за плату земельного участка площадью 1 336 кв.м. с разрешенным видом использования – для индивидуального жилищного строительства, категория земель – земли населенных пунктов, кадастровый номер №, находящегося по адресу: <адрес>. Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка площадью 1 336 кв.м. с разрешенным видом использования – для индивидуального жилищного строительства, категория земель – земли населенных пунктов, кадастровый номер №, находящегося по адресу: <адрес>
Представитель администрации муниципального образования город Краснодар Фролова И.А. в судебном заседании требования иска не признала, просила в их удовлетворении отказать, полагая отказ в предоставлении земельного участка законным и обоснованным. Свои возражения изложила в письменном виде (л.д. 62-65).
Суд, выслушав представителей сторон, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив собранные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 84 ГПК РФ, считает, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями…, государственного или муниципального служащего…, если полагают, что нарушена или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину… стало известно и нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Истцом по настоящему делу оспаривается решение, выраженное в ответе администрации муниципального образования город Краснодар от 22.02.2017, при этом административное исковое заявление подано в суд 17.04.2017. Таким образом, срок на оспаривание решения истцом не пропущен.
Из материалов дела установлено, что постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ № произведен раздел земельного участка по <адрес> внутригородском округе г. Краснодара площадью 29 511 кв.м. с кадастровым номером № в результате которого образован ряд земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в том числе: земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 336 кв.м. по <адрес> внутригородском округе г. Краснодара (л.д. 18-19).
07.05.2014 между администрацией муниципального образования город Краснодар и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка № (л/с №), в соответствии с которым ФИО1 во временное владение и пользование за плату предоставлен земельный участок площадью 1 336 кв.м., расположенный по <адрес> в КВО г. Краснодара с кадастровым номером № (л.д. 12-17).
Как следует из текста договора аренды, земельный участок предоставлен для индивидуального жилищного строительства, фактическое состояние земельного участка соответствует условиям договора и целевому назначению участка.
В соответствии с п. 4.3.2 договора аренды, арендатор имеет право возводить строения и сооружения в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования участка и утвержденной проектной документацией на основании соответствующего разрешения на строительство.
Договор аренды заключен на срок по 22.06.2021.
По данным кадастрового паспорта от 17.02.2014 сведения о земельном участке по <адрес> в КВО г. Краснодара площадью 1 336 кв.м. с кадастровым номером № № внесены в государственный кадастр недвижимости 14.02.2014, земельный участок относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство (л.д. 20-21).
В целях строительства жилого дома постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 27.01.2015 № утвержден градостроительный план земельного участка по вышеуказанному адресу с указанием места размещения объекта капитального строительства, предельного количества этажей - 3; максимальный процент застройки в границах земельного участка - 60% (л.д. 29-37).
25.02.2015 ФИО1 администрацией Карасунского внутригородского округа г. Краснодара выдано разрешение № на строительство объекта капитального строительства – трехэтажного индивидуального жилого дома сроком действия до 25.02.2025 (л.д. 27-29).
Установлено и не оспаривалось ответчиком, что на земельном участке, находящемся в аренде у истца, он осуществил строительство одноэтажного жилого дома общей площадью 50,7 кв.м., на который зарегистрировал право собственности, что подтверждается кадастровым паспортом здания (л.д. 25-26) и выпиской из ЕГРП от 27.10.2016 (л.д. 27).
Таким образом, истец Конник А.Е. является собственником объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, предоставленном ему по договору аренды.
Конник А.Е. обратился в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением о предоставлении земельного участка по <адрес> в собственность за плату.
Письмом администрации муниципального образования город Краснодар от 22.02.2017 ФИО1 отказано в предоставлении в собственность за плату земельного участка ввиду того, что в соответствии с Генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 № 25 п. 15, на испрашиваемом земельном участке предусмотрено размещение объекта местного значения (дорога) (л.д. 6).
Обращаясь в суд с рассматриваемым иском, административный истец указывает, что из Генерального плана МО г. Краснодара не следует, что на испрашиваемом земельном участке планируется размещение дороги.
Возражая против предъявленного иска, ответчик ссылается на то, что истцу обоснованно отказано в предоставлении в собственность земельного участка на основании п. 17 ст. 39.16 ЗК РФ, а также на несоответствие площади земельного участка градостроительной документации (превышает предусмотренную для ИЖС площадь земельного участка 1 000 кв.м.).
Суд соглашается с позицией истца и полагает, что указанные им выводы обоснованы, а требования, выдвинутые в результате таких выводов, подлежат удовлетворению.
Наличие правовых оснований для удовлетворения требований иска обусловлено следующим.
Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Из содержания п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ следует, что продажа земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них осуществляется без проведения торгов в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ собственнику здания гарантировано исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен объект недвижимости.
Таким образом, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, и в реализации такого права не может быть отказано, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с подп. 1 п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Как было указано, в обоснование отказа ответчик ссылается на Генеральный план, утвержденный решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 № 25 п. 15.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельного участка и прочно связанных с ними объектов.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом и федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании подп. 2 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК РФ, Федеральными законами (ч. 3 ст. 27 ЗК РФ).
Частями 4 и 5 ст. 27 ЗК РФ установлены перечень категорий земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте.
Согласно ч. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Также ограничения в обороте установлены ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ст. 28 Закона).
В соответствии с п. 11 ст. 1 ГрК РФ, красные линии – это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары (п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
Согласно ст. 42 ст. 43 ГрК РФ, красные линии отображаются на чертежах планировки территории в составе проекта планировки территории, разрабатываемого для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, а также и в чертежах межевания территории в составе проектов межевания территории, разработанных в отношении застроенных и подлежащих застройке территорий, расположенных в границах элементов планировочной структуры.
Согласно п. 4.1 Инструкции «О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», принятой Постановлением Госстроя России от 06.04.1998 № 18-30, проект красных линий является составной и утверждаемой частью проекта планировки, входящей в состав градостроительной документации.
В свою очередь, статьей 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что на публичные слушания должны выноситься вопросы утверждения проектов планировки территорий и проекты межевания территорий.
Согласно п. 10 ч. 2 ст. 31 Устава муниципального образования город Краснодар в компетенции городской Думы Краснодара находится утверждение по представлению администрации муниципального образования город Краснодар генеральных планов муниципального образования город Краснодар, правил землепользования и застройки, подготовленной на основе генеральных планов муниципального образования город Краснодар документации по планировке территории, местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город Краснодар.
Пунктами 5 и 13 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ и статьями 13-15 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п. 6 «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования» определено, что проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Генеральный план является основанием для разработки документации по планировке территории, в которой и отображаются красные линии (п. 5 ст.45 ГрК РФ).
Генеральный план не является документом планировки территории. Такими документами являются проект планировки территории и проект межевания территории.
Таким образом, красная линия по <адрес> должна быть утверждена в составе проекта планировки территории, который в свою очередь рассмотрен на публичных слушаниях.
Красные линии в черте города Краснодара приобретают юридическую силу и становятся общеобязательными с момента их утверждения городской Думой Краснодара.
Доказательств того, что красная линия по <адрес> для целей размещения дороги утверждена в установленном порядке, суду не представлено.
Проектируемые границы мест общего пользования, обозначенные красными линиями, не относятся к территориям, на которые действующим законодательством установлено ограничение на передачу в собственность (п. 12 ст. 85 ЗК РФ, ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»).
Проектируемая (планируемая, изменяемая, вновь образуемая) граница территорий общего пользования и граница земельного участка. Факт утверждения планируемых (изменяемых, вновь образуемых) красных линий не означает автоматического причисления соответствующих земельных участков и их частей, например, к территориям общего пользования. Утвержденные в составе проектов планировки красные линии должны в этом случае использоваться как основание для последующего принятия (в случае необходимости) решений об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для реализации государственных и муниципальных нужд.
Помимо этого, суд учитывает также, что действующее законодательство не содержит запрета на приватизацию земельных участков, на которых проектами планировки территорий только планируется размещение каких-либо объектов, позволяющих отнести земельные участки к землям общего пользования. Единственным исключением из этого правила является резервирование таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
В соответствии с п.2 ст.70.1 ЗК РФ резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Как следует из Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
п. 8 указанного положения, предусмотрено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
Между тем, в материалы дела ответчиком не предоставлено доказательств того, что испрашиваемый земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, сведения о резервировании земельных участков не отражены и в кадастровом паспорте на испрашиваемый в собственность земельный участок.
Как следует из содержания ст.ст.27,28, 85 ЗК РФ, а также статьи 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» запрещена приватизация только тех земельных участков, на которых расположены объекты, при наличии которых приватизация земельных участков не допускается.
Материалами дела не подтверждено наличие таких объектов на испрашиваемом истцом земельном участке.
Ответчиком не приведено ссылок на допустимые доказательства того, что испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий, а также, что данный земельный участок (либо его часть) имеет правовой режим земель общего пользования.
Представленными суду документами подтверждается, что испрашиваемый земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет с учетом фактического землепользования, разрешенное использование земельного участка соответствует целям его использования.
Тем самым, основания для отказа истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату у администрации муниципального образования город Краснодар отсутствовали и решение органа местного самоуправления (отказ в предоставлении земельного участка в собственность) является незаконным, поскольку нарушает права и законные интересы истца.
Ссылки на то, что земельный участок площадью 1 336 кв.м. не может быть предоставлен в собственность, поскольку превышает предельно допустимый размер для индивидуального жилищного строительства, судом во внимание не принимается, поскольку такое основание для отказа в предоставлении земельного участка в собственность не предусмотрено ст. 39.6 ЗК РФ, устанавливающей исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка.
Более того, ранее 10.06.2016 администрацией муниципального образования город Краснодар ФИО1 был передан в собственность за плату (заключен договор купли-продажи) земельный участок по <адрес>, площадью 1 336 кв.м.
Кроме того, изначально при разделе земельного участка по <адрес> было образовано более двадцати земельных участков, площадь каждого из которых превышает 1 000 кв.м.
С учетом изложенного, отказ в предоставлении истцу в собственность земельного участка, на котором расположено, принадлежащее ему на праве собственности недвижимое имущество, влечет необоснованное ущемление его прав, что противоречит установленным ст. 18 Конституции Российской Федерации принципам деятельности органов власти. При данных обстоятельствах право истца в силу этой же статьи Конституции Российской Федерации должно быть обеспечено правосудием.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том, числе, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации муниципального образования город Краснодар от 22.02.2017 №.26 в предоставлении ФИО1 в собственность за плату земельного участка площадью 1 336 кв.м. с разрешенным видом использования – для индивидуального жилищного строительства, категория земель – земли населенных пунктов, кадастровый номер №, находящегося по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка площадью 1 336 кв.м. с разрешенным видом использования – для индивидуального жилищного строительства, категория земель – земли населенных пунктов, кадастровый номер №, находящегося по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательном виде.
Судья Первомайского
районного суда г. Краснодара В.Н. Глущенко
Изготовлено 23.06.2017