Решение по делу № 2-148/2019 от 28.12.2018

2-148/2019 мотивированное решение

изготовлено 26.03.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2019 года г. Кандалакша

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Шевердовой Н.А.,

при секретаре Разгаровой Л.В.,

с участием:

представителя истца АО «Мурманэнергосбыт» Тензиной Т.В.,

ответчика Марахановой Т.А., ее представителя Петрова А.В.,

третьего лица Марахановой С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда гражданское дело по иску

акционерного общества «Мурманэнергосбыт»

к Марахановой Т.А.

о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,

третье лицо: – Мараханова С.Е.,

установил:

Акционерное общество «Мурманэнергосбыт» (далее – АО «МЭС», истец) обратилось в суд с иском к Марахановой Т.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг. В обоснование иска указывает, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, является приватизированной, собственником квартиры с <дата> является Мараханова Т.А. <дата> определением мирового судьи судебного участка № 1 Кандалакшского судебного района Мурманской области АО «МЭС» отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности по оплате коммунальных услуг. Отмечает, что в течение длительного времени ответчик не выполняет обязательства по внесению коммунальных платежей за «отопление» и «горячее водоснабжение». Задолженность за данные коммунальные услуги образовалась за период с <дата> по <дата> и по состоянию на <дата> составляет 258092 руб. 50 коп. В течение вышеуказанного периода ответчику ежемесячно направлялись счета-квитанции с указанием суммы задолженности и текущих платежей. Ответчик была уведомлена о ежемесячных начислениях и имеющейся задолженности, однако никаких мер по погашению долга не предприняла. Просит взыскать с ответчика задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги «отопление» и «горячее водоснабжение» за период <дата> по <дата> в сумме 258092 руб. 50 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 5781 руб. Протокольным определением от <дата> по инициативе суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Мараханова С.Е.

Ходатайство АО «МЭС» об уточнении исковых требований, а именно: взыскать с Марахановой Т.А. задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг «отопление» и «горячее водоснабжение» за период <дата> по <дата> в размере 212854 руб. 68 коп., и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4767 руб. 72 коп.; с Марахановой Т.А. и Марахановой С.Е. в солидарном порядке задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг «отопление» и «горячее водоснабжение» за период с <дата> по <дата> в размере 45237 руб. 82 коп., и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1013 руб. 28 коп., судом оставлено без удовлетворения, поскольку в ходе судебного разбирательства истец не заявлял ходатайство о привлечении Марахановой С.Е. к участию в деле в качестве ответчика.

<дата> Кандалакшским районным судом вынесено заочное решение, которым исковые требования АО «МЭС» к Марахановой Т.А. о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги «отопление» и «горячее водоснабжение» за период с <дата> по <дата> в сумме 258092 руб. 50 коп. и расходов по уплате государственной пошлины в сумме 5781 руб. удовлетворены.

Определением Кандалакшского районного суда от <дата> по заявлению Марахановой Т.А. заочное решение от <дата> отменено, рассмотрение дела возобновлено.

Представитель истца Тензина Т.В. принимала участие в судебном заседании, настаивала на удовлетворении исковых требований. Пояснила, что начисление ответчику платы за коммунальные услуги осуществлялось в точном соответствии с Правилами № 354, действующими в период начисления платы, а изменения, позволяющие производить начисление по переведенным на индивидуальное отопление квартирам только на общедомовые нужды, внесены в Правила в январе 2019 года, в связи с чем не могут быть распространены на предшествующий период.

Ответчик Мараханова Т.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в письменном отзыве на иск. Дополнительно пояснила, что поскольку проживает в квартире, переведенной на электрообогрев, начисление ей платы за коммунальную услугу «отопление», которую она не получает, незаконно. Не возражала против взыскания платы за отопление на общедомовые нужды в размере, определенном истцом в соответствии с изменениями, внесенными в Правила № 354.

Представитель ответчика Петров А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, полагая их незаконными и необоснованными, поскольку квартира ответчика переведена на электрообогрев, трубы централизованного отопления отсутствуют, что свидетельствует о полном отсутствии поставки в квартиру коммунального ресурса «отопление». Полагал, что с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, признавшего абзац 2 пункта 40 Правил № 354 противоречащим Конституции Российской Федерации, и подтвердившего тем самым незаконность начисления в общем порядке платы за отопление по квартирам, переведенным на электрообогрев, начисление платы должно производиться только на общедомовые нужды, в том числе за прошлое время.

Третье лицо Мараханова С.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала позицию ответчика и его представителя.

Представители администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района участия в судебном заседании не принимали, о дате, времени и месте разбирательства уведомлены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Указали, что отключение потребителей от централизованного теплоснабжения с переходом на электрообогрев было выполнено в рамках действующего на тот момент законодательства, в связи с чем представили список квартир, перешедших на электрообогрев. Обратили внимание, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (площадь жилого помещения <данные изъяты> кв.м.) переведено на электрообогрев, к собственникам указанного жилого помещения требование о возврате жилого помещения в исходное состояние не предъявлялось. Отметили, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена оплата за не оказанную услугу.

Заслушав представителя истца Тензину Т.В., ответчика Мараханову Т.А. и ее представителя Петрова А.В., третье лицо Мараханову С.Е., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.

Судом установлено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи принадлежит на праве собственности Марахановой Т.А., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от <дата> <номер>, из которой следует, что государственная регистрация права произведена <дата>.

Из справки формы № 9 от <дата> <номер> следует, что в жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрирована постоянно по месту жительства: с <дата> Мараханова С.Е., <дата> г.р.; общая площадь квартиры – <данные изъяты> кв.м., квартира состоит из <данные изъяты> комнат.

В свидетельстве о государственной регистрации права от <дата> <номер> указано, что Мараханова Т.А. на основании договора купли-продажи от <дата> является собственником <данные изъяты> квартиры по адресу: <адрес>, общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м.

Согласно экспликации квартиры <номер>, жилая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., подсобная площадь – <данные изъяты> кв.м., общая площадь квартиры – <данные изъяты>.м.

На имя Марахановой Т.А. заведён лицевой счёт квартиросъемщика <номер>, с указанием площади квартиры – <данные изъяты> кв.м., количество зарегистрированных лиц – <данные изъяты>, из которого усматривается, что за период с <дата> по <дата> включительно ответчиком оплата коммунальных услуг «отопление» и «горячее водоснабжение» производилась несвоевременно и не в полном объеме, в связи с чем образовалась задолженность в размере 258092 руб. 50 коп. Как пояснила в судебном заседании ответчик Мараханова Т.А., ею за указанный период в АО «МЭС» производилась оплата только платежей за централизованное горячее водоснабжение, плату за отопление не вносила, поскольку её квартира в установленном законом порядке переведена на электрообогрев, и она оплачивает электроэнергию, потребляемую для отопления. Из расчета видно, что начисления по услуге «отопление» составили 255109 руб. 09 коп., по услуге «горячее водоснабжение» - 22315 руб. 59 коп., оплата произведена в размере 19332 руб. 18 коп., задолженность по оплате услуг – 258092 руб. 50 коп.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно статье 289 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 290).

В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Согласно частям 1, 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

По правилам статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (части 2-4) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Исходя из положений жилищного законодательства, не внесение платы за жильё и коммунальные услуги влечет за собой принудительное взыскание.

В соответствии с частью 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354).

В силу положений пунктов 6 и 7 Правил № 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

Из пункта 8 Правил № 354 следует, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил (в том числе управляющая организация и ресурсоснабжающая организация). При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 17 Правил № 354 ресурсоснабжающая организация приступает к предоставлению коммунальной услуги, если собственниками не выбран способ управления (либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил), или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 и 15 Правил.

Постановлением Администрации муниципального образования Кандалакшского района Мурманской области от <дата> <номер> определено, что АО «МЭС» является единой теплоснабжающей организацией для объектов, подключенных к системам централизованного отопления и горячего водоснабжения на территории городского поселения Кандалакша Кандалакшского района.

Из представленных документов следует, что собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> с <дата> избран непосредственный способ управления, исполнителем коммунальной услуги «тепловая энергия» в отношении данного дома является АО «МЭС».

На основании договоров возмездного оказания услуг от <дата> и от <дата> <номер>, заключённых между ОАО «МЭС» (АО «МЭС») и МУП «РИВЦ», последнее осуществляет расчёт и выпуск платежных документов за коммунальные услуги от имени истца для потребителей коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.

Доказательств тому, что после <дата> АО «МЭС» был заключен договор на подачу тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение) в дом по адресу: <адрес> с какой-либо управляющей организацией (товариществом, кооперативом), суду не представлено.

Следовательно, в отсутствие договора между АО «МЭС» и управляющей компанией договорные отношения возникают непосредственно между АО «МЭС» и собственниками помещений многоквартирного дома.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что в спорный период АО «МЭС» являлось исполнителем коммунальной услуги по поставке тепловой энергии в целях отопления и горячего водоснабжения для потребителей, проживающих в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, вследствие чего вправе требовать оплаты за предоставленные услуги с указанных потребителей.

Ответчик в судебном заседании указала, что спорное жилое помещение переведено на электрообогрев в <данные изъяты> году прежним собственником ФИО1 при объединении двух квартир - <номер> и <номер> на законных основаниях в соответствии с утвержденным и согласованным проектом переустройства и переоборудования, услуги по отоплению истцом не оказываются, так как в квартире нет ни одного радиатора центрального отопления. Представитель ответчика обратил внимание, что исковые требование незаконны, поскольку начисление платы за услуги теплоснабжения произведено истцом на основании Правил № 354, положения которых постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 № 46-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.

Из акта обследования от <дата>, составленного ООО «УК Домовой 2», следует, что в жилом помещении ответчика демонтированы приборы отопления, установлено автономное электропитание (электрообогрев), транзитные трубопроводы теплоснабжения заизолированы.

Принимая решение, суд учитывает, что переведенная на электрообогрев квартира ответчика находится в многоквартирном жилом доме, оборудованном системой централизованного водяного отопления.

Рассматривая вопрос о правильности произведенных истцом начислений за коммунальные услуги, суд учитывает, что отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с указанными федеральными законами. Кроме того, отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг, регулируются Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета об ее фактическом потреблении.

Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, исходя из указанных норм, количество тепловой энергии, подлежащее оплате потребителем, определяется по общему правилу по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления.

Статьей 39.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации. Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлено, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 4 Правил № 354 в число услуг, которые могут быть предоставлены потребителю входит отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

Согласно пунктам 36, 38 Правил № 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Судом установлено, что начисление ответчику платы за отопление за период с <дата> по <дата> производилось истцом в соответствии с порядком и формулами, установленными действующими в тот момент Правилами № 354 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 № 34), при этом абзацем вторым пункта 40 Правил № 354 было предусмотрено внесение потребителем платы за услугу по отоплению совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, начисление платы за отопление производилось по единой формуле, которая не предусматривала возможности исчисления платы за потребление тепловой энергии только на общедомовые нужды.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 № 46-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И. Леоновой и Н.Я. Тимофеева» абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.

Правительству Российской Федерации предписано внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений - при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, - лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Постановлениями Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708 и от 23.02.2019 № 184 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» Правила № 354 дополнены пунктами 2(3) - 2(6) приложения № 2, содержащими формулы, позволяющими рассчитать по квартирам, переведенным на индивидуальное отопление, размер платы за отопление только в целях содержания общего имущества, абзац второй пункта 40 изложен в следующей редакции: «потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил», тем самым исключено положение, согласно которому плата за услугу по отоплению вносится совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Суд полагает необоснованными доводы представителя истца о том, что расчет платы за отопление по квартире ответчика за период с <дата> по <дата> не подлежит перерасчету с учетом указанных изменений, внесенных в Правила № 354 в <данные изъяты> году, поскольку в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 № 46-П указано, что основанные на указанном нормативном положении (абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов) судебные решения, вынесенные в отношении лиц, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства по настоящему делу, как не исполненные, так и исполненные частично не подлежат дальнейшему исполнению и должны быть пересмотрены с использованием закрепленных законодательством материально-правовых оснований и процессуальных институтов.

В силу абзаца 2 пункта 40 Правил № 354 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.02.2019 № 184) потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.

Согласно пункту 42(1) оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

На основании пункта 2 (4) размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года определяется по формуле 2(4):

где:

Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 2(6);

Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

Sинд - общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.02.2019 N 184)

NТ - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;

K - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению,

TТ - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(п. 2(4) введен Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708)

Объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, при осуществлении оплаты коммунальной услуги равномерно в течение календарного года определяется по формуле 2(6).

При этом Vi равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.02.2019 N 184).

Принимая решение суд учитывает, что до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации отношения, связанные с установкой в жилых помещениях многоквартирных домов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, регулировались статьей 84 Жилищного кодекса РСФСР (утратил силу с 1 марта 2005 года на основании Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ), которые предусматривали необходимость получения разрешения местной администрации на переустройство жилого помещения.

Из материалов дела следует, что ТОО «Интериор Дизайн» <дата> сообщило ФИО1 о том, что разработанный для его квартиры проект электроснабжения и электроосвещения предусматривает установленную мощность 34 кВт, в т.ч. электроотопление – 13,2кВт, для окончания выдачи проекта необходимо получить в органах Энергонадзора разрешение на электроотопление взамен существующего водяного отопления и в городской электротеплосети технические условия на подключение указанных выше мощностей.

<дата> ФИО1 обратился с заявлением к главному инженеру энергонадзора «Колэнерго» с просьбой согласовать электроотопление его квартиры (<адрес>) мощностью 13,2 кВт. На представленной копии заявления имеется надпись «Согласовано электроотопление квартиры, 13,2 кВт, главный инженер энергонадзора ФИО2, <дата> и подпись).

<дата> ФИО1 обратился с заявлением в Кандалакшскую горэлектросеть с заявлением о выдаче технических условий на подключение установленной мощности 34 кВт, в том числе 13,2кВт на электроотопление квартиры, указывая, что в <данные изъяты> году становил в квартире напольные электроплиты по ТУ Кандалакшской горэлектросети от <дата> <номер>.

<дата> ОАО «Кандалакшская горэлектросеть» в ответ на это обращение выдало технические условия <номер> на подключение водонагревателя в квартире <номер> по <адрес>, с указанием потребной мощности 34 кВт, в том числе 13,2кВт на электроотопление. Срок действия технических условий –<данные изъяты>.

<дата> ОАО «Кандалакшская горэлектросеть» выдало технические условия <номер> на подключение 2-х электрокалориферов при ремонте дома <номер> по <адрес>, потребной мощностью 14 кВт. Срок действия технических условий –<данные изъяты> месяцев.

Согласно письму от <дата> <номер>, Кандалакшская горэлектросеть согласовала проект электроснабжения квартиры <номер>, <адрес>.

Главным инженером ФИО3 подписана справка «О соответствии объекта техническим условиям», согласно которой ОАО «Кандалакшская горэлектросеть» подтверждает, что внешние наружные коммуникации энергоснабжения объекта ФИО1 – перевод квартир <номер>, <номер> в доме <номер> по <адрес> на электрообогрев выполнены в соответствии с выданными техническими условиями ТУ <номер> от <дата> и проектом строительства, реконструкции, капитального ремонта, обеспечивают нормальную эксплуатацию объекта и приняты пользователем, эксплуатационной организацией ОАО «Кандалакшская горэлектросеть».

Кроме того, ответчиком представлен План отделочных работ, на котором имеется надпись «Объединение квартир <номер> и <номер> в доме <номер> по <адрес> по предлагаемой схеме согласовывается. Помощник главы администрации г. Кандалакша по строительству Л. Касьянов», заверенная печатью администрации города Кандалакши; проектные чертежи с указанием «электрооборудование, электроосвещение, план сетей», подготовленные ООО «Интериор дизайн».

Таким образом, из представленных ответчиком документов следует, что переустройство квартиры осуществлялось на основании согласованного проекта и в соответствии с техническими условиями перевода квартиры на электроотопление.

При этом суд отмечает, что администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша, которая в силу ч. 5, 8 ст. 2, п.п.7 п.1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, осуществляет муниципальный жилищный контроль, согласовывает переустройство и перепланировку жилых помещений, сообщила суду, что отключение потребителей от централизованного теплоснабжения с переходом на электрообогрев было выполнено в рамках действующего на тот момент законодательства, к собственникам указанного жилого помещения требование о возврате жилого помещения в исходное состояние не предъявлялось.

При этом сам факт включения квартиры <номер> по <адрес> в схему теплоснабжения городского поселения Кандалакша, утвержденную постановлением администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша от <дата> <номер>, не предъявление органами местного самоуправления к собственнику требований о возврате помещения в исходное состояние, по мнению суда также свидетельствует о том, что переустройство квартиры, предусматривающее перевод на электрообогрев, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.

По требованию суда, АО «МЭС» представило расчет платы за коммунальный ресурс «отопление» за спорный период с <дата> по <дата> с учетом изменений, внесенных в Правила № 354. Расчет произведен на основании пунктов 2.4 и 2.6 Расчета размера платы за коммунальные услуги, являющего приложением № 2 к Правилам № 354, с указанием всех переменных, имеющихся в формуле. Согласно указанному расчету размер платы за коммунальную услугу по отоплению составляет 9303 руб. 94 коп. Ответчик и его представитель, а также третье лицо полагали указанный расчет правильным.

Суд признает правильным порядок расчета, использование при расчете формул 2.4 и 2.6, поскольку дом, в котором расположена квартира ответчика, переведенная на индивидуальное отопление, не оборудован общедомовым прибором учета, отопление оплачивается равномерно в течение календарного года, а объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на квартиру ответчика (Vi), принят равным нулю.

Вместе с тем, судом проведена корректировка указанного расчета, поскольку при расчете платы истцом взята за основу площадь квартиры ответчика в размере <данные изъяты> кв.м., в то время как фактическая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., что отражено в свидетельстве о праве собственности, экспликации квартиры, эта же площадь – <данные изъяты> кв.м. принималась истцом в расчет при подаче иска. Исходя из представленных документов о переоборудовании квартиры, на электрообогрев в <данные изъяты> году переведена вся квартира <номер>, состоящая ранее из квартир <номер> и <номер>. В судебном заседании ответчик также указала на то, что во всей квартире отсутствуют радиаторы центрального отопления, что отражено и в акте управляющей компании.

С учетом изложенного, при расчете платы за отопление по формулам 2.4., 2.6 с учетом площади квартиры <данные изъяты> кв.м., размер платы составит 18718 руб. 05 коп., что является платой за потребление тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Кроме того, суд учитывает, что по первоначальному расчету у ответчика имелась задолженность по услуге «горячее водоснабжение» в размере 2983 руб. 41 коп., сведения о погашении данной суммы не представлены.

Таким образом, общая сумма задолженности по оплате коммунальной услуги «тепловая энергия» за период с <дата> по <дата> включительно составит 21701 руб. 46 коп.

С учётом изложенного, принимая во внимание, что оснований сомневаться в правильности и достоверности откорректированного судом с учетом площади квартиры ответчика расчёта, произведённого истцом, у суда не имеется, а также учитывая, что спорное жилое помещение принадлежит ответчику на праве собственности, суд находит обоснованными требования истца о взыскании с ответчика Марахановой Т.А. задолженности по оплате коммунальных услуг «отопление» и «горячее водоснабжение» за период с <дата> по <дата> в сумме 21701 руб. 46 коп.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворён частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворённых судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Государственная пошлина при цене заявленных истцом исковых требованиях в сумме 258092 руб. 50 коп. составляет 5781 руб., истцом произведена уплата государственной пошлины в сумме 5989 руб.

С учетом вышеизложенного, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма расходов по уплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 486 руб. 09 коп. (21701,46*5781/258092,5).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в размере 208 руб. (5989-5781) подлежит возврату АО «МЭС».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Акционерного общества «Мурманэнергосбыт» удовлетворить частично.

Взыскать с Марахановой Т.А. в пользу Акционерного общества «Мурманэнергосбыт» задолженность по оплате за коммунальные услуги «отопление» и «горячее водоснабжение» за период с <дата> по <дата> включительно в сумме 21701 руб. 46 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 486 руб. 09 коп.

В удовлетворении исковых требований Акционерного общества «Мурманэнергосбыт» о взыскании с Марахановой Т.А. задолженности по оплате коммунальных услуг «отопление» и «горячее водоснабжение» за период с <дата> по <дата> включительно в сумме 236391 руб. 04 коп., отказать.

Возвратить Акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» излишне уплаченную государственную пошлину в размере 208 руб. по платежному поручению от <дата> <номер>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А. Шевердова

2-148/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
АО "Мурманэнергосбыт"
Ответчики
Мараханова Тамара Андреевна
Другие
Мараханова Светлана Евгеньевна
МУП "РИВЦ"
Администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша
Суд
Кандалакшский районный суд Мурманской области
Судья
Шевердова Н.А.
Дело на сайте суда
kan.mrm.sudrf.ru
28.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
09.01.2019Передача материалов судье
09.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2019Судебное заседание
21.02.2019Судебное заседание
19.03.2019Судебное заседание
21.03.2019Судебное заседание
26.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
04.04.2020Передача материалов судье
04.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2020Судебное заседание
04.04.2020Судебное заседание
04.04.2020Судебное заседание
04.04.2020Судебное заседание
04.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2020Дело оформлено
21.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее