Дело № 2а-187/2021
Строка 3.201
УИД 75RS0009-01-2021-000366-27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 декабря 2021 года с. Газимурский Завод
Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Намнановой А.Г.,
при секретаре Курочкиной А.А., с участием заинтересованного лица – прокурора Газимуро-Заводского района ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации сельского поселения «Буруканское» к судебному приставу-исполнителю ОСП по Шелопугинскому и Газимуро-Заводскому районам УФССП России по Забайкальскому краю ФИО5 об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация сельского поселения «Буруканское» обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на следующее. Административный истец является должником в исполнительном производстве №-ИП на основании исполнительного документа - исполнительный лист № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Газимуро-Заводским районным судом по делу № года вступившего в силу 02 июля 2021 года, предметом исполнения является: обязать администрацию сельского поселения «Буруканское» установить в здании администрации с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м. от входа информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, не мешающую основному потоку посетителей в срок до 31 августа 2021 года. 27 октября 2021 года по исполнительному производству №-ИП административным ответчиком принято постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением решения Газимуро-Заводского районного суда № вступившего в силу 02 июля 2021 года. 5 августа 2021 года между администрацией СП «Буруканское» и ИП ФИО2 <адрес> был заключен договор на разработку и изготовление макетов тактильных табличек (мнемосхем) на сумму 4300 рублей, оплата произведена 25 августа 2021 года, 09 сентября 2021 года тактильные таблички (мнемосхемы) были изготовлены в полном объеме, находились в <адрес>, в связи с действующими антиковидными мерами, выезды сотрудников администрации и административного транспорта были сокращены, 28 октября 2021 года мнемосхема привезена и установлена, 16 ноября 2021 года в адрес РОСП <адрес> направлено уведомление об исполнении решения суда. В связи с указанным, просит суд освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей (л.д.19-22).
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству судом к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков - УФССП России по Забайкальскому краю, ОСП по Шелопугинскому и Газимуро-Заводскому районам УФССП России по Забайкальскому краю, в качестве заинтересованного лица – прокурор Газимуро-Заводского района.
В судебном заседании заинтересованное лицо – прокурор Газимуро-Заводского района ФИО3 считал возможным освободить административного истца от исполнительского сбора.
В судебное заседание представитель административного истца администрации СП «Буруканское» ФИО4, действующая на основании доверенности, не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие и административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Шелопугинскому и Газимуро-Заводскому районам УФССП России по Забайкальскому краю ФИО5, представители административных соответчиков УФССП России по Забайкальскому краю, ОСП по Шелопугинскому и Газимуро-Заводскому районам УФССП России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела, возражений по существу не представили.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Выслушав заинтересованное лицо – прокурора Газимуро-Заводского района ФИО3, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частью 11 статьи 30 Закона № 229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона № 229-ФЗ).
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Закона № 229-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 121 Закона № 229-ФЗ постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
В силу ст. 2 Закона № 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Положениями ч. 1 ст. 112 Закона № 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 112 указанного Федерального закона, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 3 ст. 112 Закона № 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Закона № 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Из материалов дела следует, что решением Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края от 01.06.2021 года на администрацию сельского поселения «Буруканское» возложена обязанность установить в здании администрации с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м. от входа информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, не мешающую основному потоку посетителей, в срок до 31 августа 2021 года.
Решение вступило в законную силу 02.07.2021 года.
13.10.2021 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Шелопугинскому и Газимуро-Заводскому районам УФССП России по Забайкальскому краю ФИО5 возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении Администрации сельского поселения «Буруканское» и установлен должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства (л.д.40-41).
14.10.2021 года должником - Администрацией сельского поселения «Буруканское» получена копия постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42).
27.10.2021 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Шелопугинскому и Газимуро-Заводскому районам УФССП России по Забайкальскому краю ФИО5 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, утверждено начальником отделения – старшим судебным приставом ФИО6, постановлено взыскать с должника - Администрации сельского поселения «Буруканское» исполнительский сбор в размере 50 000 рублей в рамках исполнительного производства №-ИП возбужденного 13.10.2021 на основании решения Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края от 01.06.2021 года по гражданскому делу № (л.д.36-39).
28.10.2021 должником - Администрацией сельского поселения «Буруканское» получена копия постановления о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения.
05.08.2021 между администрацией сельского поселения «Буруканское» и ИП ФИО2 заключен договор № на выполнение работ, согласно п.2.2., п.2.3, п.4.1 Исполнить обязуется осуществить: разработку макета плана эвакуации шрифт Брайля, печать УФ объемная на пвх 3мм 297х420мм 1 шт; срок начала работ с момента поступления предоплаты в течение 14 рабочих дней; стоимость работ составляет 4 300 рублей (л.д.7-10,23-26).
25.08.2021 произведена оплата работ в сумме 4300 рублей (л.д.11-13,27-29).
16.11.2021 административным истцом направлены сведения в ОСП по Шелопугинскому и Газимуро-Заводскому районам об исполнении решения суда в полном объеме с фототаблицей тактильной мнемосхемы (л.д.30).
30.11.2021 судебным приставом-исполнителем ОСП по Шелопугинскому и Газимуро-Заводскому районам УФССП России по Забайкальскому краю ФИО5 вынесено постановление об окончании исполнительного производства №-ИП возбужденного 13.10.2021.
В обоснование заявленных требований об освобождении от уплаты исполнительского сбора, административный истец ссылается на то, что 05.08.2021 был заключен договор на разработку макетов тактильных табличек (мнемосхем), 09.09.2021 были изготовлены тактильные мнемосхемы, 28.10.2021 мнемосхема привезена и установлена, поскольку в связи с действующими антиковидными мерами, выезды сотрудников администрации и административного транспорта были сокращены, 16 ноября 2021 года в адрес РОСП Шелопугинского района направлено уведомление об исполнении решения суда.
Как усматривается из содержания постановления судебного пристава-исполнителя от 27.10.2021 года, его принятие было вызвано тем, что административным истцом в добровольном порядке в установленный срок не было исполнено решение суда.
При этом факт неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок административным истцом не оспаривается.
Постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от 27.10.2021 вынесено компетентным лицом, в соответствии с требованиями ФЗ «Об исполнительном производстве» и утверждено старшим судебным приставом, данное постановление получено административном истцом 28.10.2021. Учитывая, указанные обстоятельства, оснований для признания постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от 27.10.2021 незаконным, у суда не имеется.
Согласно Постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, под которыми необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
При этом, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п. 1 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Закона № 229-ФЗ).
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Как разъяснено в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
В силу части 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Исходя из этого, наличие или отсутствие вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа является обстоятельством, которое может учитываться не только при решении вопроса об освобождении от взыскания исполнительского сбора, но и при оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Из содержания административного иска и представленных по делу письменных доказательств следует, что административный истец до истечения срока, установленного в решении суда (31.08.2021) и до возбуждения исполнительного производства (13.10.2021) совершал действия, направленные на исполнение решения суда, заключил договор на выполнение работ по разработке макета тактильной таблички (мнемосхема) от 05.08.2021, произвел 25.08.2021 оплату по данному договору до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству (27.10.2021).
Суд учитывает, что административный истец находится на бюджетном финансировании, при этом стоимость выполненных работ по изготовлению и печати мнемосхем составила 4300 рублей, а сумма исполнительского сбора составляет 50 000 рублей, что является несоразмерным. Исполнительский сбор, как санкция штрафного характера должен применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
При этом несвоевременное установление мнемосхемы на административное здание муниципального органа, согласно решения Газимуро-Заводского районного суда от 01.06.2021 не причиняет существенный вред гражданам, обществу и государству.
Вышеуказанные обстоятельства, свидетельствуют о добросовестном поведении административного истца и о принятых всех зависящих от него мерах для исполнения решения суда в установленный срок, как по решению суда, так и в установленный срок в исполнительном документе, в связи с чем, суд считает, что вины в неисполнении исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, из материалов дела не усматривается.
При этом суд учитывает, что на день рассмотрения дела в суде тактильные таблички (мнемосхемы) административным истцом изготовлены и установлены в здании администрации, таким образом, решение Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края от 01.06.2021 года исполнено в полном объеме.
Административные ответчики возражения не предоставили.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что данные обстоятельства свидетельствуют об объективной невозможности должника исполнить исполнительный документ в установленный срок для добровольного исполнения и, как следствие, об отсутствии вины в его неисполнении, и дают основания для освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования администрации сельского поселения «Буруканское» удовлетворить.
Освободить администрацию сельского поселения «Буруканское» от исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в рамках исполнительного производства №-ИП, возбужденного 13.10.2021 года на основании решения Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края от 01.06.2021 года по гражданскому делу №.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края.
Судья А.Г.Намнанова
Решение в окончательной форме принято 03 декабря 2021 года.