Дело № 2- 3122/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Шестаковой С.Г.
при секретаре Куприяновой О.Г.
с участием: истца – Карповой С.К., представителя истца – Морозова А.Н., ответчика – Купряхиной Г.В.,
20 июля 2023 года в городе <адрес>, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карповой С.К. к Купряхиной Г.В. о защите чести и достоинства, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Карпова С.К. обратилась в суд с иском к Купряхиной Г.В. о защите чести, достоинства, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что она и ответчик работают в ГКУ «Центр социальной защиты населения по городу Волжскому» (далее по тексту –ГКУ «ЦСЗН»). 6 сентября 2022 года Купряхина Г.В., находясь в кабинете начальника АХО Горбунова А.С., сообщила, то она (истец) нанесла ответчику удар по лицу листом бумаги, тем самым Купряхина Г.В. распространила руководству ГКУ «ЦСЗН» и сотрудникам учреждения, о ней сведения не соответствующие действительности. По данному факту ГКУ «ЦСЗН» проведена проверка. Поскольку данные сведения не соответствуют действительности, порочат её честь, достоинство, просит признать сведения, распространенные Купряхиной Г.В. 6 сентября 2022 года о нанесении ей удара листом бумаги по лицу не соответствующими действительности, порочащими её честь и достоинство. Также просит взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 100 000 рублей.
В судебном заседании истец Карпова С.К., её представитель Морозов А.В. исковые требования поддержали, настаивали на удовлетворении иска.
Ответчик- Купряхина Г.В. в судебном заседании исковые требования не признала, мотивируя тем, что ранее 6 сентября 2022 года Карпова С.К., придя на её рабочее место в архив ГКУ «ЦСЗН», в ходе конфликта действительно, нанесла ей удар по лицу свернутым листом бумаги. Об этом она сообщила только начальнику АХО Горбунову А.С., пытаясь себя защитить. Также она написала заявление на имя руководителя с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Каких – либо не соответствующих действительности сведений, она не сообщала. Об этом конфликте больше никому не рассказывала. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица - ГКУ «ЦСЗН», будучи надлежаще извещен о рассмотрении дела. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя. <...>Суд, выслушав стороны, представителя истца, показания свидетелей, изучив и
<...>
В силу ст. 23 Конституции РФ, каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени. Статьей 29 Конституции РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации.
Согласно ч. 3 ст. 17, ч. 1 ст. 21 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц; достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления.
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.
Как установлено в судебном заседании, Карпова С.К. состояла в трудовых отношениях, а Купряхина Г.В. до настоящего времени состоит в трудовых отношениях, с ГКУ «ЦСЗН».
6 сентября 2022 года Купряхина Г.В. обратилась к директору ГКУ «ЦСЗН» с заявлением, в котором указала, что 6 сентября 2022 года в рабочее время на её рабочем месте, во время исполнения трудовых обязанностей, Карпова С.К ударила её по лицу свернутыми листами бумаги. Кроме того, Карпова С.К. ранее допускала оскорбления в её адрес. Просила разобраться в данной ситуации.
Ответчик также не отрицает, что непосредственно, после конфликта с Карповой С.К. она, с целью себя защитить и с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, в устной форме сообщила начальнику АХО Горбунову А.С., что Карпова С.К. ударила её по лицу свернутыми листами бумаги.
4 октября 2022 года Карповой С.К. на имя директора ГКУ «ЦСЗН» даны объяснения на заявление Купряхиной Г.В., где истец отрицает факт нанесения ей удара по лицу Купряхиной Г.В. листом бумаги. Указывает на наличие конфликтных отношений с ответчиком.
В соответствии с докладной запиской начальника отдела правового и кадрового обеспечения ГКУ «ЦСЗН» Калашниковой М.С. в ходе разбора сложившейся конфликтной ситуации между Карповой С.К. и Купряхиной Г.С. нашли свое подтверждение факты взаимных оскорблений сторон конфликта. Обвинения в адрес Карповой С.К. в рукоприкладстве не нашли подтверждение, поскольку не имеется свидетелей данного события, камеры видеонаблюдения отсутствуют. В соответствии с перечнем целевых показателей для оценки эффективности (качества) работы работников ГКУ «ЦСЗН», утвержденным приказом ГКУ «ЦСЗН» от 23 мая 2016 № 88 «Об утверждении докладных нормативных актов государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по городу Волжскому» при наличии зафиксированных фактов нарушения положений Кодекса этики и служебного поведения персональный повышающий коэффициент к должностному окладу снижается на 5 процентов от оклада работника. На основании изложенного, работодателем, с учетом докладной записки начальника АХО Горбунова А.С., на 5 процентов снижен персональный повышающий коэффициент к должностному окладу на 4 квартал 2022 года архивариусу Купряхиной Г.В. специалисту АХО Карповой С.К.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Горбунов А.С. показал суду, что является начальником АХО ГКУ «ЦСЗН». Свидетелем конфликта между Купряхиной Г.В. и Карповой С.К. он не был. Непосредственно после конфликта Купряхина Г.В. пришла к нему в кабинет и сообщила, что Карпова С.К. ударила её по лицу листом бумаги. Карпова С.К. данный факт отрицала. Купряхина Г.В. о данной конфликте подала заявление директору учреждения. После этого он взял от них объяснения. Были установлены обоюдные оскорбления как со стороны Карповой С.К. в адрес Купряхиной Г.В., так и оскорбления Купряхиной Г.В. в адрес Карповой С.К. Факт нанесения Карповой С.К. удара по лицу Купряхиной Г.В. не нашел своего подтверждения, но и не был опровергнут. За нарушение Кодекса этики сторонам на 5 процентов снижен персональный повышающий коэффициент к должностному окладу на 4 квартал 2022 года.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Левковец Г.И. суду показала, что работает архивариусом ГКУ «ЦСЗН». Между ней и Купряхиной Г.В. возник конфликт, в ходе которого последняя кричала, а она (свидетель) ушла в другую часть помещения архива. Примерно в 10-00 часов пришла Карпова С.К. и спросила, что за крики слышны из их кабинета. Она (свидетель) сообщила о произошедшем конфликте. Тогда Карпова С.К. пошла к Купряхиной Г.В. и просила разъяснить о случившемся. На это Купряхина Г.В. сказала: «Что тебе нужно?». Затем она (свидетель) услышала, как Купряхина Г.В. сказала: «Вы меня ударили». После чего услышала, как Карпова С.К. сказала: «В смысле?». Затем Купряхина Г.В. сказала, что идет к начальнику. Тогда она и Карпова С.К. также пошли в кабинет начальника, где тот пытался выяснить, что произошло. Карпова С.К. предложила Купряхиной Г.В. извиниться, но та отказалась.
Анализируя показания данных свидетелей, суд полагает, что ни свидетель Горбунов А.С., ни свидетель Левковец Г.И. очевидцами конфликта между Карповой С.К. и Купряхиной Г.В. не были, в связи с чем подтвердить, либо опровергнуть доводы стороны не смогли.
В силу ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом (п. 1).
Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений (п. 9).
Условиями гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности.
Юридическое содержание понятий "распространение сведений", "порочащие сведения" и "несоответствующие действительности" определено в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 года N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц".
Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети "Интернет", а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.
Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Не могут рассматриваться как не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других процессуальных или иных официальных документах, для обжалования и оспаривания которых предусмотрен иной установленный законами судебный порядок (например, не могут быть опровергнуты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации сведения, изложенные в приказе об увольнении, поскольку такой приказ может быть оспорен только в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации).
Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.
В основу оценки сведений как порочащих и не соответствующих действительности положен не субъективный, а объективный критерий.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 9 Постановления от 24.02.2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" разъяснил, что если субъективное мнение было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, на ответчика может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", суды при разрешении споров о защите чести, достоинства и деловой репутации должны обеспечивать равновесие между правом граждан на защиту чести, достоинства, а также деловой репутации, с одной стороны, и иными гарантированными Конституцией Российской Федерации правами и свободами - свободой мысли, слова, массовой информации, правом свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, правом на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, правом на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (статьи 23, 29, 33 Конституции Российской Федерации), с другой.
Из пункта 6 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, следует, что содержащиеся в оспариваемых высказываниях ответчиков оценочные суждения, мнения, убеждения не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 ГК РФ, если только они не носят оскорбительный характер.
В пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" также разъяснено, что согласно части 3 статьи 29 Конституции Российской Федерации никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
В соответствии с положениями указанного Постановления, а также согласно п. 4 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, отсутствие хотя бы одного обстоятельства из обязательной совокупности условий для удовлетворения иска (сведения должны носить порочащий характер, быть распространены и не соответствовать действительности) является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
С учетом применения вышеуказанных норм права исковые требования истца могут быть удовлетворены только при доказанности совокупности следующих фактов: распространение сведений ответчиком, распространение сведений именно об истце, распространение сведений именно в форме утверждения о фактах, соответствие действительности которых может быть проверено, порочащий характер распространенных сведений. Именно при доказанности этих фактов в силу закона презюмируется (предполагается существующим) факт недействительности распространенных сведений, а на ответчика возлагается обязанность доказывания их действительность.
Истец в подтверждение свих доводов о распространении Купряхиной Г.В. в отношении неё сведений, ссылается на обращение ответчика к начальнику АХО Горбунову С.А. и к руководителю учреждения, о том, что Капрова С.К. нанесла Купряхиной Г.В. удар по лицу листом бумаги. Каких-либо иных доказательств, подтверждающих факт распространения Купряхиной Г.В. в отношении Карповой С.К. сведений порочащих его честь и достоинство, истцом не представлено.
Между тем, суд считает, что сведения, изложенные в спорном обращении к начальнику АХО и в заявлении к директору ГКУ «ЦСЗН» не содержат утверждений о нарушении истцом действующего законодательства, деловой этики или норм морали, направлены на свою защиту, выражены в форме мнения по изложенным фактам, в связи с чем, оспариваемые истцом высказывания не могут быть расценены как порочащие.
Привлечение к гражданско-правовой ответственности за выражение мнений и иные высказывания, не содержащие фактов, вступает в противоречие со ст. 29 Конституции Российской Федерации, закрепляющими свободу самовыражения и свободу слова. При этом при этом, оснований полагать, что изложенные в обращении сведения были приведены исключительно с целью причинения истцу вреда не имеется.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание недоказанность порочащего характера оспариваемых сведений, суд полагает, что основания для удовлетворения иска о защите чести, достоинства не имеется, в том числе и в удовлетворении иска о возмещении морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Карповой С.К. в удовлетворении искового заявления к Купряхиной Г.В. о защите чести и достоинства, взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья- С.Г. Шестакова
Справка: мотивированное решение изготовлено 21 июля 2023 года.
Судья- С.Г. Шестакова