Дело №3а-367/2021 УИД21OS0000-01-2021-000277-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 декабря 2021 года город Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи ОрловойИ.Н., при секретаре судебного заседания Молоковой А.Г.,
прокурора Карлиной О.В.,
при участии административных истцов Романовой Т.И., Медведева В.В., Пархейкина М.Н.,
представителей административного ответчика Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики Ефимова О.М., Михайлова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума в Чувашской Республике Романовой Тамары Ивановны, Васильевой Ларисы Михайловны, Медведева Вячеслава Владимировича, Пархейкина Михаила Николаевича о признании незаконным постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 22 ноября 2021 года № 207/1108-6 «О ходатайстве инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики»
установил:
постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 18 ноября 2021 года № 206/1102-6 направлено в Государственный Совет Чувашской Республики ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики по вопросу референдума: «Согласны ли Вы с тем, что на территории Чувашии необходимо ввести запрет на обязательное использование гражданами куар-кодов при осуществлении ими своих прав и свобод человека и гражданина?» и приложенные к нему документы.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 22 ноября 2021 года № 206/1102-6 (далее – постановление от 22 ноября 2021 года № 206/1102-6) отменено названное постановление (пункт 1), отказано в регистрации инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики по вопросу референдума: «Согласны ли Вы с тем, что на территории Чувашии необходимо ввести запрет на обязательное использование гражданами куар-кодов при осуществлении ими своих прав и свобод человека и гражданина?» (пункт 2).
Уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума в Чувашской Республике Романова Т.И., Васильева Л.М., Медведев В.В., Пархейкин М.Н. обратились в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления от 22 ноября 2021 года № 207/1108-6, возложении обязанности на Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики направить постановление Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 18 ноября 2021 года № 206/1102-6 в Государственный Совет Чувашской Республики.
Заявленные требования мотивированы незаконностью оснований, послуживших для принятия оспариваемого постановления, их противоречием, отсутствием логики и смысла. Главой Чувашской Республики впервые применен термин «QR-код» в Указе от 5 ноября 2021 года № 185 «О внесении изменений в Указ Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года № 166», в связи с чем, довод об отсутствии в законодательстве Российской Федерации термина «куар-код», непонятен. Оспариваемое постановление содержит ссылку на то, что предлагаемое инициаторами референдума вопросительное предложение не может считаться вопросом референдума. Однако сама Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики оценивает вопрос участников референдума и приходит к выводу, что он затрагивает вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики ошибочно пришла к выводу о том, что участники референдума предлагают ограничить права и свободы граждан и человека, поскольку целью проведения референдума служит желание устранить незаконные обязанности, возложенные Главой Чувашской Республики.
В судебном заседании уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума Романова Т.И., Медведев В.В., Пархейкин М.Н. поддержали заявленные требования, показав суду, что в результате принятия оспариваемого постановления от 22 ноября 2021 года № 206/1102-6 жителей Чувашской Республики лишили возможности высказаться по поставленному вопросу, в то время как власть принадлежит народу и права граждан равнозначны правам Главы Чувашской Республики. Термин «QR-код» был изложен на русском языке в связи с необходимостью использования русских слов и выражений в вопросе, подлежащем вынесению на референдум, после консультации с филологом. Неполнота сведений об адресе места жительства членов инициативной группы по проведению референдума не соответствует действительности. Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, в связи чем, граждане вправе требовать введения запрета по ограничению их прав и свобод.
Представители административного ответчика Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики Ефимов О.М. и Михайлов И.В. возражали относительно заявленных требований, ссылаясь на принятие оспариваемого постановления после детального изучения представленных документов и вопроса, подлежащего вынесению на референдум Чувашской Республики, соблюдении при его принятии процедуры и порядка опубликования.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Карлиной О.В., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), согласно статье 12 которого на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом (пункт 2); вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации (пункт 6).
Частями 1, 10 статьи 75 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.
Данным нормативным предписаниям корреспондируют положения статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно части 2 которой, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Таким образом, законодатель предоставляет право уполномоченному представителю (уполномоченным представителям) инициативной группы обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, нарушающих право на участие в референдуме.
Порядок реализации инициативы проведения референдума регламентирован статьей 36 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек - для выдвижения инициативы проведения местного референдума (пункт 1).
Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы (пункт 2).
Комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума; в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы (пункт 5).
Аналогичные нормы содержатся в статьях 7 и 9 Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 года № 46 «О референдуме Чувашской Республики» (далее – Закон «О референдуме Чувашской Республики»).
Указом Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года № 166 «О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики» (в редакции Указа Главы Чувашской Республики от 5 ноября 2021 года № 185) пункт 4 изложен в следующей редакции: «Деятельность торговых объектов по реализации непродовольственных товаров (за исключением аптек и аптечных пунктов, ветеринарных аптек и ветеринарных аптечных пунктов, специализированных торговых объектов, в которых осуществляются заключение договоров на оказание услуг связи и реализация связанных с данными услугами средств связи (в том числе мобильных телефонов, планшетов), торговых объектов по реализации непродовольственных товаров первой необходимости, указанных в пунктах 21 - 24, 27 - 29 приложения № 1 к настоящему Указу, при условии наличия отдельного наружного (уличного) входа в таких торговых объектах), допускается при соблюдении следующих дополнительных условий:
1) наличие у покупателей, посетителей и иных лиц, не связанных с деятельностью торгового объекта (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет), одного из следующих документов:
сертификата профилактической прививки против COVID-19 (далее - сертификат о вакцинации COVID-19), полученного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (https://www.gosuslugi.ru) либо в мобильном приложении «Госуслуги СТОП Коронавирус», в электронном или распечатанном виде в формате, позволяющем сканировать сертификат о вакцинации COVID-19 (далее - QR-код сертификата вакцинации COVID-19), либо справки медицинской организации о проведенной профилактической прививке против COVID-19, а также документа, удостоверяющего личность такого гражданина;
документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования материала на COVID-19 методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), отобранного не ранее чем за три календарных дня до предъявления, в электронном или распечатанном виде и документа, удостоверяющего личность такого гражданина;
документа, подтверждающего факт перенесенного в течение последних шести месяцев заболевания COVID-19, в электронном или распечатанном виде и документа, удостоверяющего личность такого гражданина;
2) наличие мобильного приложения для сканирования QR-кода сертификата вакцинации COVID-19, установленного на электронном устройстве.
Как видно из материалов дела, 5 ноября 2021 года граждане Чувашской Республики в количестве 25 человек провели собрание по вопросам, в числе прочего, о выдвижении инициативы по проведению референдума в Чувашской Республики, утверждении вопроса референдума.
По результатам данного собрания принято решение о назначении уполномоченных представителей инициативной группы в составе: Романовой Т.И., Васильевой Л.М., Медведева В.В., Пархейкина М.Н., Никифорова Ю.Г., поручив им подать ходатайство о регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения референдума в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики, а также уполномочить их представлять интересы инициативной группы; формулировке вопроса референдума Чувашской Республики «Согласны ли Вы с тем, что на территории Чувашии необходимо ввести запрет на обязательное использование гражданами куар-кодов при осуществлении ими своих прав и свобод человека и гражданина?», о чем оформлен протокол от 5 ноября 2021 года.
8 ноября 2021 года посредством услуг почтовой связи в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики от инициативной группы поступило ходатайство о регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения референдума Чувашской Республики, подписанное членами инициативной группы; протокол собрания инициативной группы из числа жителей Чувашской Республики о выдвижении инициативы проведения референдума от 5 ноября 2021 года; список участников собрания от 5 ноября 2021 года.
Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики письмом от 10 ноября 2021 года № 01-18/2370 в целях выяснения достоверности представленных сведений обратилась в Управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Чувашской Республике с просьбой уточнения сведений о гражданах из числа жителей Чувашской Республики, подавших ходатайство о регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения референдума Чувашской Республики.
Ответом от 17 ноября 2021 года № 45.9-12628, Министерство внутренних дел по Чувашской Республике представило уточненные данные о гражданах, подавших ходатайство о регистрации инициативной группы.
Статус, порядок формирования и полномочия Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики как коллегиального органа в системе избирательных комиссий в Российской Федерации регулируются федеральными конституционными законами, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другими федеральными законами, Конституцией Чувашской Республики, законами Чувашской Республики и Законом Чувашской Республики от 1 июля 1999 года № 12 «О Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики».
Пунктом 4 статьи 1 Закона Чувашской Республики от 1 июля 1999 года № 12 «О Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики» предусмотрено, что принимаемые Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики постановления, связанные с обеспечением реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, референдумов, отзыва Главы Чувашской Республики, отзыва выборного должностного лица и депутата представительного органа местного самоуправления, подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном настоящим Законом. Официальным опубликованием постановлений Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики считается первая публикация их полных текстов в государственных периодических печатных изданиях или первое размещение (опубликование) на официальном сайте Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.chuvash.izbirkom.ru).
В силу пункта 3 статьи 5 того же Закона, Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики формируется в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», федеральными конституционными законами, другими законами Российской Федерации, Конституцией Чувашской Республики, настоящим Законом в составе 12 членов комиссии с правом решающего голоса.
Судом установлено, что кворум для проведения заседания Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики как 18 ноября 2021 года, так и 22 ноября 2021 года, имелся, из 12 членов указанной комиссии присутствовало большинство, что соответствует пункту 5 статьи 14 Закона Чувашской Республики от 1 июля 1999 года № 12 «О Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики».
Оспариваемое постановление опубликовано 22 ноября 2021 года на официальном сайте Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.chuvash.izbirkom.ru).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о соблюдении Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики предусмотренной законодательством процедуры принятия оспариваемого постановления и его опубликования.
Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики на основании оспариваемого постановления отказано в регистрации инициативной группы по тому основанию, что инициативной группой в ходатайстве при указании адреса места жительства использованы числовые значения без указания на соответствие их номеру дома либо номеру квартиры, что не является допустимым сокращением и препятствует их однозначному восприятию; данное нарушение допущено в отношении 22 членов инициативной группы, 3 лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы и 4 уполномоченных представителей по финансовым вопросам.
Согласно пункту 3 статьи 36 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
В силу пункта 5 статьи 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно основных понятий, раскрытых в статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Таким образом, в силу императивных предписаний указанных норм, адрес места пребывания или места жительства каждого члена инициативной группы должен содержать данные, однозначно свидетельствующие о наименовании субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, где гражданин Российской Федерации зарегистрирован органами регистрационного учета в пределах Российской Федерации.
Оценив сведения, представленные Министерством внутренних дел по Чувашской Республике, о гражданах, подавших ходатайство о регистрации инициативной группы, суд соглашается с выявленным Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики недостатком в представленных документах, поскольку представленный список участников собрания содержит неполные данные об адресах места жительства двадцати двух членов инициативной группы, в частности в отношении Романовой Т.И., Григорьевой Т.П., Арефьевой А.М., Егорова А.А., Зотова С.Б., Медведева В.В., Анисимова О.Н., Павловой Т.А., Пархейкина М.Н., Капраловой Л.Г., Лесникова И.Ю., Ефимова И.М., Максимовой Е.А., Васильевой Т.М., Комиссарова А.Ю., Ефимовой Л.Н., Харитоновой Н.Н., Абросимова Е.П., Абросимовой Е.Е., Соколовой Т.Н., Смирновой Л.Е., Борисова И.П., не указаны обязательные реквизиты, предъявляемые ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» к адресу места жительства. Представленные в отношении указанных двадцати двух членов инициативной группы цифровые значения (например, ... либо ...) содержат недопустимые сокращения и препятствует их однозначному восприятию.
При этом, согласно пункту 2 статьи 1 Конституции Чувашской Республики наименования Чувашская Республика и Чувашия равнозначны, в связи с чем, указание членами инициативной группы в адресе места своего жительства «Чувашия» не противоречит требованиям действующего законодательства.
Учитывая изложенное, Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики правомерно отказано в регистрации инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики.
Что касается довода уполномоченных представителей инициативной группы о соответствии указанных сведений требованиям Правил оказания услуг почтовой связи, утв. приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года № 234, то он несостоятелен, поскольку правовое регулирование спорных правоотношений требует неукоснительного соблюдения норм избирательного законодательства.
Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики в качестве оснований для отказа в регистрации инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики в оспариваемом постановлении также указано: «Участникам референдума инициаторами предлагается выразить отношение к установлению запрета при осуществлении гражданами своих прав и свобод человека и гражданина, причем в пределах ограниченной территории (Чувашская Республика). Указанное предложение фактически направлено на установление регулирования прав и свобод человека и гражданина, что в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации является вопросом, находящимся в ведении Российской Федерации» (абзац 5); «…ходатайство нарушает статью 63 Конституции Чувашской Республики, в соответствии с которой Чувашская Республика участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению Российской Федерации и к совместному ведению Российской Федерации и Чувашской Республики, в пределах и формах, определенными указанными выше актами» (абзац 6); Инициаторами предлагается провести референдум Чувашской Республики, который в качестве основного предмета рассмотрения должен урегулировать применение на территории Чувашской Республики «куар-кодов». При этом в законодательстве Российской Федерации отсутствует определение данного термина, установить его значение и что понимают под ним инициаторы референдума, из представленных документов невозможно (абзац 7); «применение неопределенного термина делает невозможным восприятие вопроса референдума участниками референдума, осуществление ими осознанного выбора и, как следствие, установление результатов волеизъявления. Все это приводит к тому, что проведение референдума не порождает никаких правовых последствий. В связи с этим предлагаемое инициаторами референдума вопросительное предложение не может считаться вопросом референдума в том смысле, в каком это установлено в статье 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (абзац 8).
Анализ содержания оспариваемого постановления свидетельствует о том, что Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики вышла за пределы предоставленных полномочий, осуществив правовую оценку предлагаемого вопроса на предмет его допустимости вынесения на референдум субъекта Российской Федерации. Федеральным законодателем в рамках регулирования отношений по реализации права граждан на участие в референдуме последовательно определены условия организации и проведения референдума субъекта Российской Федерации, которые подлежат неукоснительному соблюдению.
Пунктом 6 статьи 36 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.
Следовательно, полномочием по проверке вопроса референдума на соответствие законодательству Российской Федерации наделен Государственный Совет Чувашской Республики, а не Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики.
Довод представителей Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики о том, что соответствие вопроса референдума требованиям статьи 12 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не осуществлялось, не соответствует содержанию оспариваемого постановления, поскольку мотивы, послужившие основанием для вынесения оспариваемого постановления основаны соблюдением требований законодательства Российской Федерации.
Учитывая, что одно из оснований, послуживших вынесению оспариваемого решения, соответствует требованиям действующего законодательства, Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики при принятии оспариваемого решения нарушения требований избирательного законодательства допущено не было, в связи с чем, заявленное требование подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума в Чувашской Республике Романовой Тамаре Ивановне, Васильевой Ларисе Михайловне, Медведеву Вячеславу Владимировичу, Пархейкину Михаилу Николаевичу в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 22 ноября 2021 года № 207/1108-6 «О направлении ходатайства инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики», возложении обязанности на Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики направить постановление от 18 ноября 2021 года № 206/1102-6 в Государственный Совет Чувашской Республики.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (603022, Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом 17 «А», пом. П1) в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.
Мотивированное решение будет изготовлено 30 декабря 2021 года.
Председательствующий И.Н.Орлова