Дело №2-86/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Верх-Усугли 23 марта 2017 года
Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Затеевой Т.В.,
при секретаре Филатовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева С.В. к МДОУ «Нижне-Станская ООШ» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и денежной компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Васильев С.В. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что работает в МБОУ «Нижне-Станская ООШ» <данные изъяты>. Согласно расчетным листкам заработная плата работника состоит из должностного оклада, иных компенсационных выплат, а также районного коэффициента и «северного» коэффициента. В связи с тем, что районный коэффициент и надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в МБОУ «Нижне-Станская ООШ» неправомерно рассчитывается от фактически начисленной заработной платы, размер которой ниже минимального размера оплаты труда, сумма недоначисленной и невыплаченной заработной платы за декабрь 2016 года составила 4.936 рублей. Кроме того, незаконными действиями ответчика ему причинен моральный вред, выразившийся в необоснованном занижении заработной платы.
Просит суд взыскать с МБОУ «Нижне-Станская ООШ» указанную недоначисленную и невыплаченную заработную плату и денежную компенсацию морального вреда в размере 300 рублей, а также обязать работодателя начислять заработную плату без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в размере не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
В судебное заседание истец Васильев С.В. не явился, предварительно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.___).
Ответчик - МБОУ «Нижне-Станская ООШ» в судебное заседание своего представителя не направило, предварительно ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (л.д.___).
Ответчик - администрация муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края своего представителя в судебное заседание не направила, предварительно ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие её представителя, указав в заявлении на полное непризнание иска (л.д.___).
Исследовав и оценив имеющиеся материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, исходя из следующего:
В ходе судебного заседания установлено и подтверждается материалами дела, что Васильев С.В. работает в МБОУ «Нижне-Станская ООШ» <данные изъяты> (л.д. 6,8).
Из трудового договора (л.д.7) и расчетных листов (л.д.5) видно, что на должностной оклад истца начисляются надбавки в виде доплат и других выплат, в том числе 50% районный коэффициент и 50% северный коэффициент.
С учетом названных выплат, заработная плата истца составляет минимальный размер оплаты труда, что подтверждает доводы истца о том, что районный коэффициент и надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в МБОУ «Нижне-Станская ООШ» рассчитывается от фактически начисленной заработной платы, размер которой ниже минимального размера оплаты труда.
Частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В силу статьи 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться иной размер минимальной заработной платы, данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы, размер которых определен без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, в данном случае не менее 7.500 рублей.
В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера, должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без данных коэффициентов и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Суд, проверив представленный истцом расчет недоначисленной заработной платы (л.д.4), признает его правильным, подтвержденным материалами дела и принимает за основу решения, поскольку данный расчет стороной ответчика не оспорен.
При решении вопроса о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд исходит из следующего:
В соответствии со ст.237 Трудового кодекса Российской Федерации в пользу работника может быть взыскана компенсация морального вреда, причинённого неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе при нарушении имущественных прав работника.
С учётом фактических обстоятельств и нравственных страданий истца, выразившихся в выплате заработной платы не в полном размере, а также принципа разумности и справедливости, суд полагает возможным определить компенсацию морального вреда в размере 100 рублей.
Согласно п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 29.12.2012 г. №127-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
В соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по финансовому обеспечению образования разделены.
На органы местного самоуправления возложено финансирование расходов на содержание зданий и коммунальных расходов.
Согласно информации, предоставленной Комитетом образования Администрации муниципального района «Тунгокоченский район», заработная плата работникам, занимающим должность кочегара выплачивается за счет средств бюджета муниципального района (л.д.___).
Согласно учредительных документов (л.д.___) видно, что учредителем МБОУ «Нижне-Станская ООШ» является администрация муниципального района «Тунгокоченский район», в связи с чем, руководствуясь ст.20 ТК РФ, суд полагает необходимым возложить обязанность на неё по финансированию недостающими денежными средствами МБОУ «Нижне-Станская ООШ» в случае их недостаточности для выплаты истцу.
Учитывая, что заработная плата истцу начисляется в размере минимального размера оплаты труда, в который входит районный коэффициент и процентная надбавка за выслугу лет, что не соответствует нормам трудового законодательства и нарушает права истца, суд считает необходимым удовлетворить требования истца и обязать МБОУ «Нижне-Станская ООШ»производить начисление и выплату заработной платы Васильеву С.В. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате сверх минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 400 рублей за удовлетворение материальных требований, а также 300 рублей за удовлетворение требований нематериального характера, всего 700 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с МБОУ «Нижне-Станская ООШ» недоначисленную заработную плату в пользу Васильева С.В. за декабрь 2016 года в сумме 4.936 рублей, а также денежную компенсацию морального вреда в размере 100 рублей, а всего 5.036 (пять тысяч тридцать шесть) рублей.
Обязать Администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» профинансировать МБОУ «Нижне-Станская ООШ» денежными средствами для выплаты Васильеву С.В. - 5.036 рублей, в случае их недостаточности у МБОУ «Нижне-Станская ООШ».
Обязать МБОУ «Нижне-Станская ООШ» в дальнейшем производить начисление и выплату заработной платы Васильеву С.В. при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в размере не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с 1-го числа месяца, следующего за днем вступления решения суда в законную силу.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с МБОУ «Нижне-Станская ООШ» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 700 (семьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Тунгокоченский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий - судья
Тунгокоченского районного суда Т.В. Затеева