Судья Матюшева Е.П. Дело № 2-415/2024
(первая инстанция)
№ 33-2180/2024
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 июля 2024 года города Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Анашкиной И.А.,
судей Григоровой Ж.В., Ваулиной А.В.,
при секретаре Бойко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 20 марта 2024 года по гражданскому делу по иску Довгия П. В. к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – общество с ограниченной ответственность «Благоустройство города Севастополя», общество с ограниченной ответственность «Севэнергосбыт», садоводческое товарищество собственников недвижимости «Поиск», о признании незаконным решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, возложении обязанности совершить определенные действия,
заслушав доклад судьи Анашкиной И.А.,
УСТАНОВИЛА:
Довгий П.В. обратился в суд с иском, просил признать незаконным решение Управления труда и социальной защиты населения Балаклавского района об отказе в предоставлении Довгию П.В. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Возложить на Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя в лице Управления труда и социальной защиты населения Балаклавского района города Севастополя предоставить Довгию П.В. и членам его семьи компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50% с момента возникновения права на получение данной меры социальной поддержки.
В обоснование исковых требований указано, что Довгий П.В. является ветераном боевых действий и в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов. Управлением труда и социальной защиты населения Балаклавского района 21 марта 2023 года истцу отказано в предоставлении такой меры социальной поддержки ввиду того, что предоставление такой меры социальной поддержки собственникам частных домов не предусмотрено.
Указанные действия ответчика истец полагает незаконными, нарушающими его права, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 20 марта 2024 года исковые требования Довгия П.В. удовлетворены частично, признано незаконным решение Управления труда и социальной защиты населения Балаклавского района об отказе в предоставлении Довгию П.В. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, на Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Довгия П.В. о предоставлении ему и членам его семьи компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 % с момента возникновения права на получение данной меры социальной поддержки.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, постановить новое - об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на неправильное применение судом норм материального права.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее Закон о ветеранах) установлены меры социальной поддержки, перечень которых является исчерпывающим. Подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 настоящего закона установлена мера социальной поддержки по оплате жилого помещения в размере 50 процентов. Абзацем 4 подпункта 5 пункта 1 статьи 16 Закон о ветеранах предусмотрено, что мера социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
Вместе с тем в соответствии с требованиями части 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Мера социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг положениями пункта 1 статьи 16 Закон о ветеранах не предусмотрена. В то же время действующим законодательством города Севастополя такая мера социальной поддержки не предусмотрена. На основании изложенного апеллянт указывает на то, что Довгий П.В. - ветеран боевых действий, проживающий в индивидуальном жилом доме, самостоятельно несет бремя по его содержанию и ремонту, и не имеет право на испрашиваемую им меру социальной поддержки.
Истец, его представитель в судебном заседании просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, оставить без изменения решения суда первой инстанции как законное и обоснованное.
Представитель третьего лица ООО «Севэнергосбыт» поддержал апелляционную жалобу ответчика, просил отменить решение суда первой инстанции.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен о времени и месте рассмотрения дела в надлежащем порядке в соответствии с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Руководствуясь статьями 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав судью-докладчика, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на неё, обсудив указанные доводы, а также доводы возражений, судебная коллегия пришла к выводу, что по доводам апелляционной жалобы ответчика решение суда отмене или изменению не подлежит, в то же время доводы апелляционной жалобы истца заслуживают внимания.
Согласно пункту 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Приведенным требованиям закона постановленное решение суда в целом соответствует.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Довгий П.В. является собственником жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи объекта недвижимости от 25 мая 2021 года. Право собственности зарегистрировано 2 июня 2021 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 2 июня 2021 года.
Довгий П.В. является ветераном боевых действий и имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждается удостоверением №, выданным Министерством обороны Российской Федерации 4 июня 2018 года.
На основании договора № от 14 сентября 2021 года об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Севастополя, заключенного между Обществом с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» (Региональный оператор) и СТСН «Поиск» (Потребитель) осуществляется оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами СТСН «Поиск».
В соответствии с выпиской из протокола № общего собрания членов садоводческого товарищества собственников недвижимости «Поиск» от 19 марта 2023 года по седьмому пункту повестки дня утверждён размер взносов членов товарищества на обращение с ТКО – 24 400 рублей в год для членов товарищества, проживающих на территории СТСН «Поиск».
Как усматривается из договора от 22 февраля 2023 года электроснабжения с потребителем – собственником жилого помещения в жилом доме (домовладении) Общество с ограниченной ответственностью «Севэнергосбыт» истцу предоставляется коммунальная услуга электроснабжения жилого дома (домовладения).
13 марта 2023 года истец обратился в Управление труда и социальной защиты населения Балаклавского района города Севастополя с заявлением о предоставлении ему государственной услуги по мерам социальной поддержки на оплату ЖКУ в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с ответом Управления труда и социальной защиты населения Балаклавского района Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя № от 21 марта 2023 года истцу отказано в предоставлении указанной льготы, поскольку, по мнению ответчика, предоставление мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги по частному (не многоквартирному) домовладению, невозможно.
Установив указанные обстоятельства по делу, суд, руководствуясь положениями статьи 7 Конституции Российской Федерации, статями 159, 160 Жилищного кодекса российской Федерации (далее ЖК РФ), разъяснениями, содержащимися в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», статьями 3, 13, 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее Закон о ветеранах), пришел к выводу, что Довгий П.В., являясь ветераном боевых действий, имеет право на предоставление ему и членам его семьи меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов независимо от вида жилищного фонда, в котором они проживают.
Поскольку в соответствии с положениями статей 16, 19 ЖК РФ к жилищному фонду относится в том числе и частный дом, в котором зарегистрирован и проживает истец, при этом материалами дела подтверждается, что истец является потребителем услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, электроснабжению, что не было учтено ответчиком, суд пришел к выводу о признании незаконным решения Управления труда и социальной защиты населения Балаклавского района об отказе Довгому П.В. в предоставлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Указав, что в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуги услуг связи отдельным категориям граждан, проживающих на территории города Севастополя, утвержденным Постановлением Правительства от 22 января 2015 года № 28-ПП меры социальной поддержки предоставляются структурными подразделениями Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя по месту нахождения жилого помещения, в котором гражданин зарегистрирован по месту постоянного жительства, между тем суд в данном случае не может подменять органы государственной исполнительной власти, организаций, которым поручено разрешение вопросов, отнесенных к их компетенции, суд не нашел оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить Довгию П.В. и членам его семьи испрашиваемой им меры социальной поддержки, в связи с чем посчитал достаточным для восстановления нарушенного права истца возложить на ответчика обязанность рассмотреть заявление Довгия П.В. повторно.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным на основании исследованных доказательств, оценка которым дана в свете подлежащих применению к спорным отношениям норм права.
Законом о ветеранах определены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 16 Закона о ветеранах, ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего закона, предоставляются в частности мера социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов:
- платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);
- взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
Согласно пункту 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Из приведенных выше нормативных положений и установленных по делу фактических обстоятельств следует, что Довгию П.В., как ветерану боевых действий и непосредственному плательщику платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 16 Закона о ветеранах, в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов, при этом не имеет правого значения, в каком из видов жилищного фонда проживает истец, важным остается то, что является ли Довгий П.В. потребителем услуг, за которые предусмотрена испрашиваемая им мера социальной поддержки.
При указанных обстоятельствах суд пришел к верному выводу о признании незаконным решения Управления труда и социальной защиты населения Балаклавского района об отказе в предоставлении Довгию П.В. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, лишь на том основании, что предоставление социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги по частному (не многоквартирному) домовладению невозможно, такой отказ ответчика является формальным, ввиду того, что материалами дела подтверждается, что Довгий П.В. является потребителем услуг по обращению с ТКО и электроснабжения.
Поскольку ответчиком при разрешении вопроса о предоставлении Довгию П.В. меры социальной поддержки указанные обстоятельства во внимание не приняты, суд пришел к верному выводу о возложении на Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя обязанности повторно рассмотреть заявление Довгия П.В. о предоставлении ему и членам его семьи компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50% с момента возникновения права на получение данной меры социальной поддержки.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, которые были приведены ответчиком в обоснование своей позиции по делу в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые не были исследованы судом и нуждаются в дополнительной проверке судом апелляционной инстанции, не опровергают правильности выводов суда и не являются поводом для апелляционного вмешательства.
Мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, подробно приведены в обжалуемом судебном постановлении и в дополнительной аргументации не нуждаются.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить безусловным основанием для отмены состоявшегося по делу решения, по материалам дела и доводам жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя оставить без удовлетворения, решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 20 марта 2024 года – без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий И.А. Анашкина
Судьи Ж.В. Григорова
А.В. Ваулина
Апелляционное определение составлено в окончательной форме 17.07.2024.