Решение по делу № 33-2180/2024 от 18.06.2024

    Судья Матюшева Е.П.                                                             Дело № 2-415/2024

    (первая инстанция)

    № 33-2180/2024

      (апелляционная инстанция)

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    11 июля 2024 года                                                                   города Севастополь

    Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

    председательствующего судьи               Анашкиной И.А.,

    судей                                              Григоровой Ж.В., Ваулиной А.В.,

    при секретаре                                            Бойко Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 20 марта 2024 года по гражданскому делу по иску Довгия П. В. к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – общество с ограниченной ответственность «Благоустройство города Севастополя», общество с ограниченной ответственность «Севэнергосбыт», садоводческое товарищество собственников недвижимости «Поиск», о признании незаконным решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, возложении обязанности совершить определенные действия,

заслушав доклад судьи Анашкиной И.А.,

    УСТАНОВИЛА:

Довгий П.В. обратился в суд с иском, просил признать незаконным решение Управления труда и социальной защиты населения Балаклавского района об отказе в предоставлении Довгию П.В. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Возложить на Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя в лице Управления труда и социальной защиты населения Балаклавского района города Севастополя предоставить Довгию П.В. и членам его семьи компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50% с момента возникновения права на получение данной меры социальной поддержки.

В обоснование исковых требований указано, что Довгий П.В. является ветераном боевых действий и в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов. Управлением труда и социальной защиты населения Балаклавского района 21 марта 2023 года истцу отказано в предоставлении такой меры социальной поддержки ввиду того, что предоставление такой меры социальной поддержки собственникам частных домов не предусмотрено.

Указанные действия ответчика истец полагает незаконными, нарушающими его права, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском.

Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 20 марта 2024 года исковые требования Довгия П.В. удовлетворены частично, признано незаконным решение Управления труда и социальной защиты населения Балаклавского района об отказе в предоставлении Довгию П.В. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, на Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Довгия П.В. о предоставлении ему и членам его семьи компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 % с момента возникновения права на получение данной меры социальной поддержки.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, постановить новое - об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на неправильное применение судом норм материального права.

Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее Закон о ветеранах) установлены меры социальной поддержки, перечень которых является исчерпывающим. Подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 настоящего закона установлена мера социальной поддержки по оплате жилого помещения в размере 50 процентов. Абзацем 4 подпункта 5 пункта 1 статьи 16 Закон о ветеранах предусмотрено, что мера социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.

Вместе с тем в соответствии с требованиями части 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Мера социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг положениями пункта 1 статьи 16 Закон о ветеранах не предусмотрена. В то же время действующим законодательством города Севастополя такая мера социальной поддержки не предусмотрена. На основании изложенного апеллянт указывает на то, что Довгий П.В. - ветеран боевых действий, проживающий в индивидуальном жилом доме, самостоятельно несет бремя по его содержанию и ремонту, и не имеет право на испрашиваемую им меру социальной поддержки.

Истец, его представитель в судебном заседании просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, оставить без изменения решения суда первой инстанции как законное и обоснованное.

Представитель третьего лица ООО «Севэнергосбыт» поддержал апелляционную жалобу ответчика, просил отменить решение суда первой инстанции.

Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен о времени и месте рассмотрения дела в надлежащем порядке в соответствии с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

Руководствуясь статьями 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав судью-докладчика, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на неё, обсудив указанные доводы, а также доводы возражений, судебная коллегия пришла к выводу, что по доводам апелляционной жалобы ответчика решение суда отмене или изменению не подлежит, в то же время доводы апелляционной жалобы истца заслуживают внимания.

Согласно пункту 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Приведенным требованиям закона постановленное решение суда в целом соответствует.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Довгий П.В. является собственником жилого дома с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи объекта недвижимости от 25 мая 2021 года. Право собственности зарегистрировано 2 июня 2021 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 2 июня 2021 года.

Довгий П.В. является ветераном боевых действий и имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждается удостоверением , выданным Министерством обороны Российской Федерации 4 июня 2018 года.

На основании договора от 14 сентября 2021 года об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Севастополя, заключенного между Обществом с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» (Региональный оператор) и СТСН «Поиск» (Потребитель) осуществляется оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами СТСН «Поиск».

В соответствии с выпиской из протокола общего собрания членов садоводческого товарищества собственников недвижимости «Поиск» от 19 марта 2023 года по седьмому пункту повестки дня утверждён размер взносов членов товарищества на обращение с ТКО – 24 400 рублей в год для членов товарищества, проживающих на территории СТСН «Поиск».

Как усматривается из договора от 22 февраля 2023 года электроснабжения с потребителем – собственником жилого помещения в жилом доме (домовладении) Общество с ограниченной ответственностью «Севэнергосбыт» истцу предоставляется коммунальная услуга электроснабжения жилого дома (домовладения).

13 марта 2023 года истец обратился в Управление труда и социальной защиты населения Балаклавского района города Севастополя с заявлением о предоставлении ему государственной услуги по мерам социальной поддержки на оплату ЖКУ в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с ответом Управления труда и социальной защиты населения Балаклавского района Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от 21 марта 2023 года истцу отказано в предоставлении указанной льготы, поскольку, по мнению ответчика, предоставление мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги по частному (не многоквартирному) домовладению, невозможно.

Установив указанные обстоятельства по делу, суд, руководствуясь положениями статьи 7 Конституции Российской Федерации, статями 159, 160 Жилищного кодекса российской Федерации (далее ЖК РФ), разъяснениями, содержащимися в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», статьями 3, 13, 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее Закон о ветеранах), пришел к выводу, что Довгий П.В., являясь ветераном боевых действий, имеет право на предоставление ему и членам его семьи меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов независимо от вида жилищного фонда, в котором они проживают.

Поскольку в соответствии с положениями статей 16, 19 ЖК РФ к жилищному фонду относится в том числе и частный дом, в котором зарегистрирован и проживает истец, при этом материалами дела подтверждается, что истец является потребителем услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, электроснабжению, что не было учтено ответчиком, суд пришел к выводу о признании незаконным решения Управления труда и социальной защиты населения Балаклавского района об отказе Довгому П.В. в предоставлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Указав, что в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуги услуг связи отдельным категориям граждан, проживающих на территории города Севастополя, утвержденным Постановлением Правительства от 22 января 2015 года № 28-ПП меры социальной поддержки предоставляются структурными подразделениями Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя по месту нахождения жилого помещения, в котором гражданин зарегистрирован по месту постоянного жительства, между тем суд в данном случае не может подменять органы государственной исполнительной власти, организаций, которым поручено разрешение вопросов, отнесенных к их компетенции, суд не нашел оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить Довгию П.В. и членам его семьи испрашиваемой им меры социальной поддержки, в связи с чем посчитал достаточным для восстановления нарушенного права истца возложить на ответчика обязанность рассмотреть заявление Довгия П.В. повторно.

    Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным на основании исследованных доказательств, оценка которым дана в свете подлежащих применению к спорным отношениям норм права.

    Законом о ветеранах определены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.

    Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 16 Закона о ветеранах, ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего закона, предоставляются в частности мера социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов:

    - платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);

    - взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).

    Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.

    Согласно пункту 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

    Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).

    Из приведенных выше нормативных положений и установленных по делу фактических обстоятельств следует, что Довгию П.В., как ветерану боевых действий и непосредственному плательщику платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 16 Закона о ветеранах, в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов, при этом не имеет правого значения, в каком из видов жилищного фонда проживает истец, важным остается то, что является ли Довгий П.В. потребителем услуг, за которые предусмотрена испрашиваемая им мера социальной поддержки.

    При указанных обстоятельствах суд пришел к верному выводу о признании незаконным решения Управления труда и социальной защиты населения Балаклавского района об отказе в предоставлении Довгию П.В. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, лишь на том основании, что предоставление социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги по частному (не многоквартирному) домовладению невозможно, такой отказ ответчика является формальным, ввиду того, что материалами дела подтверждается, что Довгий П.В. является потребителем услуг по обращению с ТКО и электроснабжения.

Поскольку ответчиком при разрешении вопроса о предоставлении Довгию П.В. меры социальной поддержки указанные обстоятельства во внимание не приняты, суд пришел к верному выводу о возложении на Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя обязанности повторно рассмотреть заявление Довгия П.В. о предоставлении ему и членам его семьи компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50% с момента возникновения права на получение данной меры социальной поддержки.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, которые были приведены ответчиком в обоснование своей позиции по делу в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые не были исследованы судом и нуждаются в дополнительной проверке судом апелляционной инстанции, не опровергают правильности выводов суда и не являются поводом для апелляционного вмешательства.

Мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, подробно приведены в обжалуемом судебном постановлении и в дополнительной аргументации не нуждаются.

Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить безусловным основанием для отмены состоявшегося по делу решения, по материалам дела и доводам жалобы не установлено.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

            ОПРЕДЕЛИЛА:

    апелляционную жалобу ответчика Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя оставить без удовлетворения, решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 20 марта 2024 года – без изменения.

    Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

        Председательствующий                                                                И.А. Анашкина

        Судьи                                                                                               Ж.В. Григорова

                                                                                                                А.В. Ваулина

        Апелляционное определение составлено в окончательной форме 17.07.2024.

33-2180/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Довгий Петр Владимирович
Ответчики
Департамент труда и социальной защиты населения г. Севастополя
Другие
СТСН Поиск
Кравчук Ольга Александровна
ООО Благоустройство города Севастополь
ООО Севэнергосбыт
Суд
Севастопольский городской суд
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
18.06.2024Передача дела судье
11.07.2024Судебное заседание
25.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.07.2024Передано в экспедицию
11.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее