Дело № 2а-4795/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2019 года город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Саблиной Е. А.,
при секретаре судебных заседаний Горулевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске в помещении суда дело по административному исковому заявлению
Поповой И. А., Поповой Н. А.
к администрации муниципального образования «город Архангельск»
об оспаривании бездействия, возложении обязанности принять решение об изъятии земельного участка и жилого помещения,
при участии в судебном заседании представителя административного истца Алексеевской Н.Л., представителя административного ответчика по доверенности Рудкиной В.О.,
установил:
Попова И.А., Попова Н.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «город Архангельск».
Просят признать незаконным бездействие, обязать администрацию муниципального образования «город Архангельск» не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу направить решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилого помещения, расположенного по адресу: г. Архангельск, <адрес>, принадлежащих Поповой И.А., Поповой Н.А. Взыскать судебные расходы в сумме 10 000 руб.
В обоснование иска указали, что являются участниками долевой собственности на <адрес> в г. Архангельске. Дом в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу. Срок, установленный собственникам жилых помещений для решения вопроса о сносе дома или его реконструкции, истек 01.05.2019. Собственники снос дома не осуществили. Администрация муниципального образования «город Архангельск» до настоящего времени не приняла решение об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд с определением цены, сроков и других условий выкупа, чем нарушила их жилищные права.
В судебное заседание Попова И.А., Попова Н.А.. не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.
Представитель административного истца по доверенности Алексеевская Н.А. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, указала, что администрация муниципального образования допустила незаконное бездействие, в целом неоправданно затянув процедуру выкупа жилых помещений.
Представитель административного ответчика по доверенности Рудкина В.О. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что администрация муниципального образования «город Архангельск» незаконное бездействие не допустила.
Определением суда дело рассмотрено при данной явке.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений … органа местного самоуправления, … если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу указания ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Из буквального толкования данной номы права следует, что изъятие у собственников принадлежащих им жилых помещений в доме может быть осуществлено только при соблюдении нескольких условий: признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; предъявление уполномоченным органом к собственникам помещений в данном доме требования о сносе дома или его реконструкции в определенный срок; невыполнение собственниками помещений в доме требования о сносе или реконструкции дома в указанный уполномоченным органом срок; принятие решения об изъятии земельного участка, на котором расположен дом, для муниципальных нужд; принятие решения об изъятии каждого жилого помещения в таком доме, за исключением принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Из материалов дела усматривается, что Попова Н.А., Попова И.А. в равных долях являются участниками долевой собственности на <адрес> в г. Архангельске.
Распоряжением от 17.12.2014 № дом <адрес> в г. Архангельске признан аварийным и подлежащим сносу.
28.11.2018 административным истцам направлено требование о сносе дома со сроком исполнения до 01.10.2020.
Во исполнение решения суда срок для сноса дома изменен до 01.05.2019.
В установленный срок до 01.05.2019 снос дома <адрес> в г. Архангельске собственники не осуществили.
В соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Согласно ч. 6 ст. 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
В соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Решение об « изъятии » земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Как предусмотрено пп. 4 п. 2 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
В соответствии с положением п. 4 той же статьи изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, обоснованное решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются по их собственной инициативе.
Согласно ст. 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство:
1) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка;
2) выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению;
3) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков;
4) обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков;
5) выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества;
6) осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия;
7) осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии;
8) направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
Согласно п. 2 той же статьи согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не требуется.
Как предусмотрено п. 2 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
Согласно п. 3 той же статьи проект соглашения об изъятии недвижимости направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, который:
1) указан правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с пунктом 12 статьи 56.6 настоящего Кодекса или при отсутствии данного адреса по адресу, который указан таким правообладателем в качестве адреса для связи с ним в ходе выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд;
2) указан в выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним или в случае его отсутствия указан в государственном кадастре недвижимости (в отсутствие сведений о почтовых адресах, указанных в подпункте 1 настоящего пункта);
3) присвоен изымаемым объектам недвижимого имущества (в отсутствие сведений об адресах, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта).
Согласно п. 8 той же статьи правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии.
Согласно п. 9 той же статьи правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.
В силу ч. 10 той же статьи обладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Из содержания приведенных норм права следует, что выкупная цена и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. При этом соглашение включает в себя обязательство муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
Суд учитывает, что в случае неосуществления собственниками сноса или реконструкции жилого дома после предъявления к ним такого требования, принятие решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и не находящихся в муниципальной собственности жилых помещений, направление проекта соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд является обязанностью органа местного самоуправления. Ее неисполнение может расцениваться как злоупотребление правом, поскольку не позволяет завершить процедуру выкупа у собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания. Отсутствие у ответчика материальной возможности расселить граждан, проживающих в признанных непригодными для проживания муниципальных жилых помещениях, правового значения для разрешения данного спора не имеет.
Вместе с тем, 01.08.2019 администрация муниципального образования «город Архангельск» разместила на официальном Интернет – ресурсе сообщение о планируемом изъятии для муниципальных нужд земельного участка по адресу: г. Архангельск, <адрес>. На данном земельном участке расположена, среди прочего, квартира № с кадастровым номером №.
Сообщение аналогичного содержания опубликовано в газете «Архангельск-город воинской славы» от 09.08.2019 №.
Таким образом, администрация муниципального образования «город Архангельск» в порядке, установленном главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации, 01.08.2019 приступила к реализации процедуры изъятия для муниципальных нужд земельного участка по адресу: г. Архангельск, <адрес> расположенного на нем жилого помещения – <адрес> в г. Архангельске. В частности начала процедуру выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд.
При этом, в силу указания ч. 1 ст. 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган местного самоуправления не менее чем за шестьдесят дней до принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд обязан среди прочего запросить сведения об имеющихся правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, и на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества в архивах, органах государственной власти, органах местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также у предполагаемых правообладателей изымаемых земельных участков или иных объектов недвижимого имущества; обеспечить опубликование в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если такие земельные участки расположены на межселенной территории), по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию, сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд; обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, и официальном сайте указанного в подпункте 2 настоящего пункта муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, срок для сноса дома, установленный в требовании от 28.11.2018 истек 01.05.2019, административный ответчик 01.08.2019 совершил действия, направленные на реализацию процедуры изъятия земельного участка и расположенного на нем жилого помещения.
Минимальный срок, необходимый для установления сведений об имеющихся правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, не истек.
Конкретный срок принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд действующим законодательством не установлен.
Административное исковое заявление поступило в суд 08.08.2019.
При указанных обстоятельствах, непринятие решения об изъятии земельного участка и жилого помещения истцов по состоянию на 26.08.2019 не свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика.
Доводы представителя административных истцов о том, что ответчиком допущено незаконное бездействие, поскольку вся процедура выкупа жилых помещений, необоснованно затянута, суд отклоняет. Предметом рассмотрения в данном случае является бездействие администрации муниципального образования «город Архангельск» только в части неисполнении обязанности принять (направить) решение об изъятии земельного участка под многоквартирным домом <адрес> в г. Архангельске. Вместе с тем, по смыслу приведенных выше нормативных положений, направление проекта соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в том числе совершение действий, направленных на определение выкупной цены возможно только после принятия в установленном порядке решения об изъятии недвижимости. Соответственно в оспариваемой части незаконное бездействие не допущено.
По изложенным основаниям суд приходит к выводу о том, что администрацией муниципального образования не допущено незаконное бездействие, заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме. В том числе не подлежат удовлетворению и требования возложении обязанности не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу направить решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилого помещения, расположенного по адресу: г. Архангельск, <адрес>, принадлежащие Поповой И.А., Поповой Н.А.
Истец Попова Н.А. понес расходы на оплату услуг представителя в сумме 10 000 руб. по договору от 29.07.2019 об оказании юридических услуг, а также уплатила 300 руб. государственной пошлины. Поскольку в удовлетворении заявленных требований судом отказано, суд не усматривает оснований для взыскания понесенных истцом судебных расходов с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Поповой И. А., Поповой Н. А. к администрации муниципального образования «город Архангельск» об оспаривании бездействия, возложении обязанности принять решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, заявление о взыскании судебных расходов – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2019 года.
Судья Е. А. Саблина