Судья Богомазов С.В. Дело № (7-21-1400/2021)
7-21-50/22
Р Е Ш Е Н И Е
24 января 2022 года г. Владивосток
Судья Приморского краевого суда Кубатова О.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ООО «Арда» Шушакова А.А. на решение судьи Тернейского районного суда Приморского края от 27 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – ООО «Арда»,
у с т а н о в и л а:
постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах управления надзорной деятельности министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края – государственного лесного инспектора № от 29 апреля 2021 года ООО «Арда» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Тернейского районного суда Приморского края от 27 октября 2021 года указанное постановление изменено, из мотивировочной части постановления исключено указание на нарушение ООО «Арда» подпунктов «б», «е» пункта 12, пункта 4 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 01 декабря 2020 года №993 (вступившими в силу 01 января 2021 года). В остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба генерального директора ООО «Арда» - без удовлетворения.
В жалобе защитник ООО «Арда» Шушаков А.А. просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание защитник ООО «Арда» не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы юридическое лицо и его защитник извещены надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, оснований для отмены решения судьи районного суда не нахожу.
Ответственность по части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.
В соответствии с частью 8 статьи 29 Лесного кодекса РФ юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года № 474 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Правила заготовки древесины).
Согласно подпункту «е» пункта 12 Правил заготовки древесины при заготовке древесины запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев.
Подпунктом «б» пункта 12 указанных Правил установлено, что при заготовке древесины не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление лесов промышленными и иными отходами за пределами лесосеки на смежных с ними 50-метровых полосах.
В соответствии с пунктом 4 Правил заготовки древесины, заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).
Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ (часть 1 статьи 99 Лесного кодекса РФ).
Из материалов дела следует, что ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» на основании договора аренды лесного участка № осуществляет пользование лесным участком общей площадью 90 425 га, находящимся в государственной собственности, в соответствии с условиями которого, лесные участки, в том числе в составе квартала № Малокемского участкового лесничества, переданы ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» для заготовки древесины.
На основании приказа министра лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» в период с ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ», в ходе которой проведено обследование лесосеки № выдела № квартала № Малокемского участкового лесничества, заявленной в лесной декларации № года, на которой установлен факт незаконной рубки лесных насаждений, а именно, превышение объема древесины по породам фактически вырубленного на лесосеке над объемом, установленным лесной декларацией, что явилось следствием рубки деревьев, не предназначенных для рубки, т.е. тех деревьев, объем древесины которых не учитывался в объеме вырубаемой древесины и объем древесины за пределами границ лесосеки №.
Общий объем незаконной рубки, после проведения уточненных расчетов составляет 665,976 куб.м., в том числе в объеме, превышающем разрешенный – 406,72 куб.м.
Уточненный размер ущерба, рассчитанный в соответствии с методикой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 года № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», составил 8959665 рублей.
Все виды лесозаготовительных работ на лесосеке № выдела № квартала № Малокемского участкового лесничества осуществлял подрядчик ООО «Арда» по договору оказания услуг № от ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Арда» к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, исследованными и оцененными в совокупности с другими материалами дела по правилам статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно: актом проверки ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ; лесной декларацией ДД.ММ.ГГГГ с приложением схем размещения лесосек; договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным Управлением лесным хозяйством Приморского края с ЗАО «Лес Экспорт»; договором оказания услуг на выполнение лесозаготовительных и лесовосстановительных работ, а также мероприятий по противопожарному обустройству лесов, заключенным между ЗАО «Лес Экспорт» и ООО «Арда» ДД.ММ.ГГГГ с дополнительными соглашениями и иными материалами дела.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Действия ООО «Арда» квалифицированы по части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства, подлежащего применению.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судья районного суда верно пришли к выводу о том, что ООО «Арда» имело возможность для соблюдения норм действующего законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки доводам жалобы, акт проверки ДД.ММ.ГГГГ является доказательством по делу, поскольку отвечает требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьями 26.2, 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Он составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями законодательства и в полной мере отвечает допустимости данного доказательства в соответствии со статьей 26.7 Кодексом РФ об административных правонарушениях. Каких-либо ограничений к использованию результатов проверки, проведенной в отношении юридического лица, в случае если её результаты указывают как на событие правонарушения, так и на иных лиц, к нему причастных, в качестве доказательств по делам об административных правонарушениях, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит. Поэтому, несмотря на то, что проверка проводилась в отношении юридического лица ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ», результаты данной проверки являются доказательствами по данному делу.
Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в нем изложены все данные, указанные в части 2 статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, включая дату, время и место совершения правонарушения, описано событие административного правонарушения, необходимые для правильного разрешения дела, иные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предъявляемые к содержанию протокола об административном правонарушении и порядку его составления, также соблюдены.
Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствии законного представителя юридического лица или защитника при надлежащем извещении юридического лица о времени и месте составления протокола, что соответствует требованиям, предусмотренным частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что общий объем вырубленной ЗАО «Лес Экспорт» в 2019 и 2020 годах древесины не превысил допустимый ежегодный объем изъятия древесины, в связи с чем рубка древесины в отдельной лесосеке, состоявшаяся в объеме большем, нежели было заявлено в лесной декларации, сама по себе не является незаконной, несостоятелен, поскольку основан на неверном толковании норм права.
В соответствии с частями 1 и 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных Приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года № 474, заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Приказа Минприроды России от 27 июня 2016 года № 367 «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки» лесосечные работы выполняются юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины в соответствии с формой технологической карты согласно приложению 2 настоящего приказа. Технологическая карта лесосечных работ составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации. При заготовке древесины лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, лесосечные работы выполняются на основании лесной декларации в соответствии с проектом освоения лесов.
Из разъяснений, сформулированных в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» следует, что незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Таким образом, вырубка леса производится в том объеме и в границах участков, указанных в декларации. Вырубка за пределами задекларированного участка также является нарушением, влекущим предусмотренную законом ответственность.
В приложении № к лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ указан квартал № выдел № лесосека № Малокемского участкового лесничества Тернейского лесничества Приморского края. Объем древесины, заявленный в рубку лесной декларацией составил: береза белая – 270 куб.м., лиственница – 182 куб.м., осина – 60 куб.м.
Однако в ходе проведения проверки и перерасчета пней срубленных деревьев на площади лесосеки установлено, что объем древесины, срубленный на лесосеке сверх разрешенного количества составил: ель – 0,2816 куб.м., дуб – 304,24 куб.м., клен – 1,8898куб.м. (не указанные в декларации ДД.ММ.ГГГГ) и лиственница – 304,24 куб.м.
Таким образом, рубка древесины в отдельной лесосеке, состоявшейся в объеме большем, нежели было заявлено в лесной декларации, является незаконной.
Постановление о привлечении ООО «Арда» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО «Арда» в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену состоявшихся актов, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
решение судьи Тернейского районного суда Приморского края от 27 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – ООО «Арда» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья О.А. Кубатова