...
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2018 года город Ноябрьск ЯНАО
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи НИГМАТУЛЛИНОЙ Д.М.
при секретаре судебного заседания КИШКО Н.С.,
с участием истцов Худякова А.С., Худяковой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1381/2018 по иску Худякова А.С. и Худяковой В.А., ... ФИО1 и ФИО2, к Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска и Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании решения незаконным и признании права на получение социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Худяков А.С и Худякова В.А., ... ФИО1 и ФИО2, обратились в суд с иском к ДИО Администрации г.Ноябрьск и ДСиЖП ЯНАО о признании незаконным решения об исключении их молодой семьи из списка участников мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы», возложении обязанности восстановить их в списке с даты подачи заявления – 23 июля 2015 года. В обоснование требований указали, что их семья в составе 4 человек являлась участницей указанной подпрограммы, в 2018 году была включена в резервный список. В марте 2018 года им предложили обновить пакет документов, а в мае сообщили об исключении семьи из списка участников в связи с тем, что кредитный договор, на погашение основного долга и процентов по которому они намеревались использовать средства социальной выплаты, был заключен 19 октября 2012 года, а брак зарегистрирован 12 декабря 2012 года. Данный отказ считают незаконным, поскольку в течение трех лет соответствовали условиям подпрограммы, включены в резервный список участников, вопросов к ним не возникало. Совместно супруги проживают с 2009 года, сначала жили у матери Худяковой В.А., тогда же у них родился ребенок. Покупка квартиры была направлена на создание благополучного проживания ребенка. Факт регистрации брака не связан с участием в программе и покупкой жилья. На момент приобретения жилья окружная программа была приостановлена. В квартире они зарегистрировались после подачи документов на социальную выплату, но фактически живут в ней с 2012 года. На момент обращения с заявлением об участии в подпрограмме брак был зарегистрирован.
В судебном заседании истцы на иске настаивали, поддержали изложенные в исковом заявлении доводы.
Ответчики своих представителей в суд не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены, с иском не согласны, представили письменные возражения по существу исковых требований.
С учетом мнения сторон суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке и, выслушав истцов, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:
Согласно ст.2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Молодой семьей в Российской Федерации признается семья, состоящая в зарегистрированном бра-ке, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых семей возраст участников увеличивается до 35 лет).
Постановлением Правительства РФ № от 17 декабря 2010 года утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы, в состав которой входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года № утверждена государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы», включающая в себя подпрограмму «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе».
Целью данной подпрограммы является в том числе выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации и авто-номного округа. Механизм предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья мо-лодым семьям (далее – социальные выплаты) в рамках этой подпрограммы определен Порядком предостав-ления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком авто-номном округе, утвержденным Постановлением Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 года №
Указанным Порядком установлено, что предоставление социальных выплат молодым семьям за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №, а молодые семьи имеют право принять участие в одной из подпрограмм – Окружной либо Федеральной.
Из материалов дела следует, что 23 июля 2015 года истцы Худяковы обратились в уполномоченный орган с заявлением о включении их семьи, в состав мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО» ГП ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы».
Таким образом, истцы избрали участие в окружной программе, в связи с чем при рассмотрении дела подлежат учету правила, установленные Порядком, утвержденным Постановлением Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 года №далее – Порядок).
Согласно Порядку участницей Федеральной или Окружной подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующая следующим условиям: постоянное проживание членов молодой семьи на территории автономного округа; возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия департаментом строительства и жилищной политики автономного округа (далее – департамент) решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (не достиг 36 лет); признание семьи нуждающейся в жилых помещениях; наличие у семьи достаточных доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Письмом от 19 января 2018 года ответчик ДИО Администрации г.Ноябрьска сообщил истцу Худя-кову А.С. о том, что его молодая семья признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках подпрограммы на 2018 год.
Письмом от 19 марта 2018 года тем же ответчиком истцу Худякову А.С. сообщено, что его молодая семья включена в резервный список участников Окружной подпрограммы, поэтому в период с 1 ноября по 29 декабря 2018 года им необходимо представить пакет документов.
Органом, уполномоченным на прием документов, а также принятие решений о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании ее участницей мероприятий в рамках рассматриваемой окружной подпрограммы является Администрация г.Ноябрьск в лице Департамента имущественных отношений (далее – ДИО).
Письмом от 8 мая 2018 года ДИО сообщил истцу, что его семья исключена из списка участников мероприятий, поскольку кредитный договор был заключен 19 октября 2012 года, а брак – 12 декабря 2012 года, то есть жилое помещение было приобретено до создания молодой семь Худяковых, в силу чего определить нуждаемость семьи на момент приобретения жилья не представляется возможным. Таким образом, указанное истцами использование социальной выплаты на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечному жилищному кредиту, направленному на приобретение жилого помещения в многоквартирном доме капитального исполнения или жилого дома по договорам купли-продажи, полученным одним из членов молодой семьи до ее создания, также не представляется возможным.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы, в котором имеется первоначальное упоминание о предоставлении социальных выплат молодым семьям, основной целью рассматриваемой подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. При этом законодателем определено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий (далее – молодая семья). Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям – участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат. Социальная выплата может быть использована на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям – участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа). Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, которой предоставлена социальная выплата.
Молодой семьей признается семья, состоящая в первом зарегистрированном браке, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 30 лет, а для участников жилищных программ поддержки молодых семей возраст участников увеличивается до 35 лет (Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 года № «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»).
Во всех нормативных правовых актах, регулирующих вопросы предоставления социальных выплат молодым семьям, имеется упоминание о супругах как членах молодой семьи, либо специально оговаривается, что молодой семьей признается семья, состоящая из одного родителя в определенном возрасте и несовершеннолетнего ребенка.
Соответствие статусу «супруг», исходя из положений ст.10 СК РФ, подтверждается исключительно наличием брака, о чем также свидетельствует факт включения в перечень подлежащих предоставлению с целью участия в подпрограмме свидетельства о браке в качестве первоочередного документа. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния, а права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
В ходе рассмотрения дела с достоверностью установлено, что Худяковы исключены из списка участников подпрограммы в связи с тем, что на момент заключения кредитного договора, о погашении основного долга и процентов по которому за счет социальной выплаты по рассматриваемой подпрограмме ими заявлено, они не состояли в зарегистрированном браке, то есть с точки зрения законодательства не являлись супругами.
Действительно, кредитный договор заключен 19 октября 2012 года истцом Худяковым, им же в залог ПАО «Сбербанк» передано приобретаемое им же в единоличную собственность с использованием кредитных средств жилое помещение, чье-либо письменное согласие на осуществление указанных действий им не получалось. Без чьего-либо участия заключено и дополнительное соглашение к кредитному договору (о реструктуризации кредита). Право собственности на квартиру зарегистрировано 25 октября 2012 года.
Лишь 12 декабря 2012 года, то есть уже после получения кредита и приобретения квартиры, истцы зарегистрировали брак.
Именно эту дату с учетом приведенных выше норм права, не смотря на рождение 3 сентября 2009 года совместной дочери истцов – Худяковой Е.А. – следует считать датой образования молодой семьи и датой возникновения у Худяковых как супругов права на участие в мероприятиях, предусмотренных для молодых семей. До этой даты семья Худяковых как субъект права отсутствовала, следовательно, у нее не могло возникнуть никаких прав и обязательств.
По смыслу рассматриваемой подпрограммы, предоставляемая молодой семье социальная выплата подлежит направлению на приобретение общего имущества членов семьи, в том числе путем погашения их общих долгов.
Однако приобретенная квартира общим имуществом по правилам ст.34 и 36 СК РФ не является, долг по кредитному договору к общему также не относится.
Следовательно, использование средств социальной выплаты, право на которую в равной степени имеют все члены молодой семьи, на погашение долгов одного из членов этой семьи, возникших в связи с приобретением имущества, не относящегося к общему, попросту недопустимо, иначе сама по себе подпрограмма (с учетом заявленных ею целей, основных задач и принципов) являлась бы бессмысленной.
Заслуживает внимания и довод ответчиков о том, что определить нуждаемость членов молодой семьи в жилых помещениях на момент приобретения жилья и заключения кредитного договора не представляется возможным по причине отсутствия молодой семьи как таковой. На момент создания молодой семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий истцы ввиду наличия приобретенной в октябре 2012 года четырехкомнатной квартиры площадью ... кв.м уже не являлись.
Признание истцов ответчиками участниками подпрограммы с 2015 года, факт их совместного проживания с 2009 года, наличие двоих несовершеннолетних детей, регистрация по месту жительства в одном жилом помещении с августа 2015 года об обратном не свидетельствует.
В установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельствах следует признать, что принятое уполномоченным органом решение об исключении молодой семьи из списка участников мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках рассматриваемой подпрограммы является законным и обоснованным, в связи с чем заявленные Худяковыми требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░.░., ... ░░░1 ░ ░░░2, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ...
...
... ... ... ... ... |
...
...