Решение по делу № 33-8810/2024 от 02.07.2024

Судья – Поздеева А.В.

Дело № 33-8810/2024; 2-1227/2024

УИД 59RS0006-02-2024-000387-36

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Пермь 20.08.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Бабиновой Н.А.,

судей Лапухиной Е.А., Коневских О.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чернышевой К.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Царева Сергея Викторовича к публичному акционерному обществу Научно-производственное объединение «Искра» о признании незаконным применения дисциплинарного взыскания

по апелляционной жалобе Царева Сергея Викторовича на решение Орджоникидзевского районного суда г.Перми от 03.05.2024.

Заслушав доклад судьи Коневских О.В., пояснения истца Царева С.В., представителя истца Юркина С.В., представителей ответчика Бродягиной О.С., Гурдиной Г.Г., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Царев С.В. обратился в суд с иском к ПАО НПО «Искра», указав, что приказом генерального директора ПАО НПО «Искра» № ** от 07.07.2023 на него наложено взыскание в виде выговора. О факте наложения дисциплинарного взыскания ему стало известно 26.11.2023 после получения на почте отзыва на исковое заявление от ПАО НПО «Искра» по делу № 2-3945/2023. Как следует из текса приказа, Царев С.В. привлечен к дисциплинарной ответственности за непредставление сведений имущественного характера в отношении себя и супруги в срок до 01.04.2023. Объяснений по указанному факту у Царева С.В. до наложения взыскания запрошено не было. С приказом Царев С.В. ознакомлен не был. Работодателем был нарушен порядок применения дисциплинарного взыскания, установленный ст.193 Трудового кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного Царев С.В. просил признать незаконным применение к нему дисциплинарного взыскания, наложенного приказом № ** от 07.07.2023.

Решением Орджоникидзевского районного суда г.Перми от 03.05.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.

С решением суда не согласился истец, в апелляционной жалобе просит решение отменить, исковые требования удовлетворить. Указывает, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Он не был извещен о времени и месте рассмотрения дела, в результате чего был лишен возможности изложить свою правовую позицию. Не согласен с выводом суда о пропуске срока для обжалования приказа о наложении дисциплинарного взыскания, поскольку о его существовании он узнал 26.11.2023, после чего был ознакомлен и с текстом приказа. В решении суда указано, что истец был ознакомлен с приказом 10.10.2023 путем прочтения вслух, однако с 29.08.2023 он не находится в трудовых отношениях с ответчиком. Также полагает, что он не является лицом, обязанным предоставлять декларацию о доходах и имуществе, его должность не включена в Перечень.

В письменных возражениях ПАО НПО «Искра» просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 189 Трудового кодекса Российской Федерации дисциплиной труда является обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии с частями 1, 5 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации, за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

В силу положений статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации, до применения дисциплинарного взыскания работодатель обязан истребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Не предоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Исходя из п.2 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции) (подпункт "а"); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией) (подпункт "б"); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (подпункт "в").

Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции", под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Пунктом 1 ч.1 ст. 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работник государственной корпорации, публично-правовой компании или государственной компании в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, обязан: представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Царев С.В. с 02.07.2010 состоял в трудовых отношениях с ПАО НПО "Искра", на основании трудового договора от 02.07.2010 (в редакции от 01.09.2022), согласно которому Царев С.В. занимает должность начальника отдела управления качеством продукции и технического контроля 925 (л.д. 123-131).

Местом работы работника является ПАО НПО «Искра», расположенное по адресу: ****.

Пунктом 7.3 трудового договора работник при исполнении своих обязанностей по настоящему трудовому договору обязуется руководствоваться локальными нормативными актами работодателя, в частности Антикоррупционной политикой работодателя, Кодексом профессиональной этики работодателя и иными локальными актами, регламентирующими порядок соблюдения норм профессиональной этики. Требований действующего законодательства в целях противодействия коррупции и недопущения наращения антикоррупционных мер предпринимаемых работодателем.

Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей и обязательств, установленных законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами работодателя и настоящим трудовым договором (п. 10.6).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей к работнику могут быть применены дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст.192 Трудового кодекса Российской Федерации (п. 10.7).

Согласно пункта 1.1 должностной инструкции ДИ 925/1-2020 от 30.07.2020 (далее – Инструкция) начальник отдела непосредственно подчинятся заместителю исполнительного директора по качеству (л.д. 133-139).

Начальник отдела в своей работе руководствуется Трудовым кодексом Российской Федерации, указами, постановлениями и другими нормативными актами, Политикой ПАО НПО «Искра» в области качества, целями отдела в области качества, матрицей распределения ответственности руководства и подразделений ПАО НПО «Искра» в системе менеджмента качества (СМК), нормативными документами, в т.ч. СМК, кадровой политикой, антикоррупционной политикой ПАО НПО «Искра» и другими локальными нормативными документами по противодействию коррупции, приказами и распоряжениями руководства предприятия, указаниями заместителя исполнительного директора по качеству, положениями о службе качества, об отделе, настоящей должностной инструкцией (п. 1.7 Инструкции).

Должностной инструкцией установлено, что начальник отдела обязан обеспечивать: в том числе выполнение требований антикоррупционной политика ПАО НПО «Искра» и других локальных нормативных документов по противодействию коррупции (п.3.1.26 Инструкции)

Начальник отдела отвечает за: выполнение приказов и распоряжений по предприятию, указаний заместителя исполнительного директора по качеству, требований стандартов, требований антикоррупционной политики ПАО НПО «Искра» и других локальных нормативных документов по противодействию коррупции (п. 5.1.10 Инструкции).

Царев С.В. ознакомлен с должностной инструкцией ДИ 925/1-2020, о чем свидетельствует подпись в листе ознакомления (л.д. 132).

Приказом ПАО НПО Искра» № 0061 от 11.03.2021 о локальных нормативных документах по предупреждению и противодействию коррупции в ПАО НПО «Искра» утверждены и введены в действие с 15.03.2021: антикоррупционная политика ПАО НПО «Искра»; кодекс этики и служебного поведения ПАО НПО «Искра»; положение о конфликте интересов ПАО НПО «Искра»; положение о подарках ПАО НПО «Искра»; положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов и соблюдению норм этики и служебного поведения ПАО НПО «Искра»; порядок уведомления работодателя о фактах склонения работника ПАО НПО «Искра» к совершению коррупционных правонарушений или о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений (л.д. 110).

Положение о конфликте интересов (далее Положение) ПАО НПО «Искра» разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, принятым Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ, статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2013 №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», на основе положения о конфликте интересов Госкорпорации «Роскосмос», антикоррупционной политики ПАО НПО «Искра», положениями методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанными Министерством труда и социальной защиты России, утвержденными 08.11.2013 (в ред. от 16.04.2014) (п. 1.1. Положения) (л.д. 111-119).

Положение – это локальный нормативный правовой акт ПАО НПО «Искра». Являющийся составной частью структуры антикоррупционных стандартов и процедур ПАО НПО «Искра», который определяет порядок предупреждения, своевременного выявления и урегулирования конфликта интересов, возникающих у работников в ходе выполнения ими трудовых обязанностей, а также координации действий всех работников в случае возникновения или возможности возникновения конфликта интересов (п.1.2. Положения).

Действие настоящего Положения распространяется на всех лиц, являющихся работниками ПАО НПО «Искра» и находящихся с ним в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций, а также на физических лиц, сотрудничающих с обществом на основе гражданско-правовых договоров (п. 1.5. Положения).

Согласно Положения в обществе устанавливается следующая система раскрытия сведений о наличии конфликта интересов: первоначальное декларирование (п. 5.1.1. Положения); ежегодное декларирование (для работников, замещающих должности, включенные в перечень) (п. 5.1.2. Положения); разовое раскрытие сведений о конфликте интересов (п. 5.1.3. Положения).

Ежегодное декларирование осуществляется работниками замещающими на дату подачи декларации должности, включенные в перечень, путем обязательного заполнения декларации (п. 5.4. Положения).

Декларация отражается форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 №460, заполненной с использованием специального программного обеспечения «Справки БК», размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в которой указываются сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п. 5.5. Положения).

Работники, должности которых включены в перечень, после заполнения декларации обеспечивают их передачу в подразделение экономической безопасности и противодействия коррупции: - при ежегодном декларировании – в срок до 01 апреля года, следующего за периодом декларирования (п. 5.7. Положения).

В случае неполного или некорректного заполнения деклараций экономической безопасности и противодействия коррупции возвращает декларации на доработку (п. 5.8. Положения).

Работники обязаны в течении 3 рабочих дней устранить выявленные нарушения и представить исправленные декларации в подразделение экономической безопасности и противодействия коррупции (п. 5.9. Положения).

Подразделение экономической безопасности и противодействия коррупции в течении месяца после поступления декларации проводит проверку задекларированных сведений. Проверка ежегодных деклараций должна быть завершена не позднее 01 мая года, следующего за периодом декларирования (п. 5.10. Положения).

Результаты декларирования рассматриваются на заседании комиссии (п. 5.11. Положения).

В случае совершения работником умышленных действий приведших к возникновению конфликта интересов, к данному работнику могут быть применены дисциплинарные взыскания, предусмотренный Трудовым кодексом Российской Федерации, включая его увольнение по инициативе работодателя за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (п. 5.18.7. Положения).

С приказом от 11.03.2021 № 0061; с распоряжением № 0122 от 17.03.2021 Царев С.В. ознакомлен 19.03.2021, о чем свидетельствует его подпись в листе ознакомления (л.д. 120).

В соответствии с приказом № 0322 от 24.11.2022 в Приложение №1 к Положению (Перечень должностей ПАО НПО «Искра», подверженных возможному коррупционному риску) включена должность руководителя подразделения 925 (л.д. 121). Указанный приказ был направлен в подразделения, ответственным за рассылку поручений в СЭД назначен Г. (л.д. 122 оборот).

Приказом от 22.06.2022 № ** Цареву С.В. за нарушение п.3.1.26 должностной инструкции начальника отдела 925, п. 6.1 Положения о конфликте интересов, введенного в действие приказом от 11.03.2021 №0061 «О введении в действие локальных нормативных документов по предупреждению и противодействию коррупции в ПАО НПО «Искра» объявлен выговор (л.д. 61-62).

09.01.2023 посредством электронной почты Цареву С.В. направлен Приказ перечень должностей с уведомлением о необходимости в срок до 01.04.2023 представить декларацию в форме справки, в которой указываются сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2022 год и на отчетную дату 31.12.2022 (л.д.82-85).

05.04.2023 в адрес заместителя генерального директора – директора по качеству П. отделом экономической безопасности направлена служебная записка № 964-5250 о непредоставлении декларации в установленный срок Царевым С.В. – начальником отдела 925, с указанием, что на 14.04.2023 назначено заседание комиссии конфликт интересу, в повестку дня которого будет включен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, не представивших декларацию в срок до 01.04.2023 (л.д. 86).

14.04.2023 Царевым С.В. по корпоративной электронной почте в адрес *** направлена декларация за 2022 год (л.д.89-96).

16.05.2023 распоряжением № 0208 предложено отделу 964 провести предварительную служебную проверку в отношении работников, должности которых подвержены возможному коррупционному риску (приложение), по установлению возможности возникновения конфликта интересов и выдать соответствующее заключение. Срок до 05.06.2023. (л.д.75).

Распоряжением от 05.06.2023 № 0244 срок проведения предварительной служебной проверки продлен до 13.06.2023 (л.д. 76).

Согласно служебной записке №964-154-ОР-3 от 13.06.2023 «Заключение предварительной служебной проверки» (далее – служебная записка) на основании п.5.1 Положения о конфликте интересов в ПАО НПО «Искра» проведена предварительная служебная проверка, по результатам которой выявлено, что начальник отдела 925 – Царев С.В. не представил декларацию (л.д. 77-80).

Руководитель отдела 925 Царев С.В. не представил в установленный срок до 01.04.2023 свои и супруги сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2022 год. 05.04.2023 на имя заместителя генерального директора – директора по качеству П. была направлена служебная записка о том, что начальник отдела 925 Царев С.В. не представил вышеуказанные сведения. 14.04.2023 Царев С.В. направил в электронном виде данные сведения по электронной почте работнику отдела 964 Г., однако они были представленные в полном объеме. Цареву С.В. лично, а также через его руководителей, указывалось на предоставление уточнений по ранее направленным сведениям о доходах и расходах за 2022 год и на оформление их в установленном порядке, однако им данная информация была проигнорирована.

По результатам предварительной проверки было принято решение о проведении заседания комиссии, для рассмотрения вопроса о не предоставлении в установленном порядке сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2022 год начальником отдела 925 Царевым С.В., для чего пригласить его на заседание комиссии.

14.06.2023 в присутствии ведущего инженера ОЭБ Р.. ведущего инженера ОЭБ К., ведущего инженера Е. начальник отдела 925 Царев С.В. был ознакомлен путем прочтения вслух с заключением предварительной служебной проверки от 13.06.2023 №964-154-ОР-3. Царев С.В. от подписи на оригинале заключения в подтверждение об ознакомлении с текстом заключения отказался, о чем был составлен акт об отказе в ознакомлении с заключением предварительной служебной проверки от 14.06.2023 (л.д. 81).

Согласно выписке из протокола заседания комиссии по урегулированию конфликта интересов, соблюдению норм этики и служебного поведения от 16.06.2023 № 3 было решено: направить начальнику отдела 925 Цареву С.В. в установленном порядке начальником отдела экономической безопасности уведомления о необходимости представления декларации о объяснений в течение 5 рабочих дней с момента получения, а также рекомендовать генеральному директора ПАО НПО «Искра» применить меры дисциплинарного взыскания к начальнику отдела 925 Цареву С.В. в случае непредставления декларации и объяснений в отдел экономической безопасности (л.д. 97-100).

16.06.2023 начальнику отдела 925 Цареву С.В. была направлена служебная записка № 964-156-ор-3 о предоставлении информации – справки в бумажном экземпляре в срок до 23.06.2023 (л.д. 102-103). Указанная служебная записка 16.06.2023 была зарегистрирована в журнале учета входящих документов 925/42 за 2023 год под № 518.

Истец отказался от ознакомления с протоколом заседания комиссии, о чем составлен акт об отказе от 21.06.2023 (л.д. 101).

23.06.2023 начальнику отдела 925 ПАО НПО «Искра» направлено уведомление о необходимости дать объяснение по факту непредставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2022 год до 26.06.2023 (л.д. 56). От ознакомления с уведомлением о необходимости дать объяснение начальник отдела 925 Царев С.В. отказался, о чем составлен акт, подписанный ведущим инженером отдела 964 Е.. ведущим инженером отдела 964 К., ведущим инженером отдела 964 В. (л.д.57), а также акт об отказе предоставить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера начальником отдела 925 Царевым С.В. (л.д.104).

Давать письменное объяснение по факту несоблюдения требований антикоррупционной политики предприятия по предоставлению в установленном порядке сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2022 год начальник отдела 925 ПАО НПО «Искра» Царев С.В. отказался, мотивируя свой отказ правом не давать никаких объяснений и не предоставлять сведения о доходах. О чем составлен акт об отказе дать письменные объяснения от 29.06.2023 (л.д. 58).

07.07.2023 заместителем генерального директора – директора по безопасности С. генеральному директору Ю. составлена служебная записка о применении в отношении Царева С.В. дисциплинарного взыскания за несвоевременное и не в полном объеме представлении своих и своей супруги сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2022 год, а также не принятие мер к устранению выявленных недостатков по представленным сведениям (л.д. 105-106).

07.07.2023 в соответствием с приказом № ** Царев С.В. был привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение п.п. 5.4, 5.7, 5.9 Положения о конфликте интересов ПАО НПО «Искра», а также п.7.3 дополнительного соглашения от 25.08.2022 № ** к трудовому договору от 02.07.2010 № ** и п.3.1.26 должностной инструкции начальника отдела 925 (ДИ 925/1-2020), за что применено дисциплинарное взыскание в виде выговора (л.д. 59-60).

Истец отказался знакомиться с приказом, о чем свидетельствует акт об отказе в ознакомлении от 10.07.2023 (л.д.60 оборот).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу, что истец не представил декларацию в форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 №460, заполненной с использованием специального программного обеспечения «Справки БК» в отношении себя и своей супруги, что являлось законным основанием для применения ответчиком в отношении истца дисциплинарного взыскания в виде выговора; процедура применения дисциплинарного взыскания ответчиком соблюдена. Кроме того, суд указал, что истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд за защитой трудовых прав.

Судебная коллегия отклоняет как несостоятельные доводы апелляционной жалобы истца о том, что он не был извещен о рассмотрении дела, поскольку данные доводы опровергаются материалами дела (л.д.164- 172).

Вместе с тем, судебная коллегия находит выводы суда о соблюдении процедуры применения дисциплинарного взыскания и пропуске срока для обращения в суд ошибочными, не соответствующими обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, сделанными с нарушением норм материального права, что привело к принятию неправильного решения суда.

Так, согласно части 3 статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Как следует из разъяснений, изложенных в подпунктах «а, б» пункта 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания необходимо исчислять со дня обнаружения проступка; днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий.

Как установлено судом, 09.01.2023 посредством электронной почты Цареву С.В. направлен Приказ перечень должностей с уведомлением о необходимости в срок до 01.04.2023 представить декларацию в форме справки, в которой указываются сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2022 год и на отчетную дату 31.12.2022.

Служебная записка № 964-5250 о непредоставлении декларации в установленный срок Царевым С.В. направлена в адрес заместителя генерального директора – директора по качеству П. 05.04.2023.

Согласно п.5.7, 5.10 Положения о конфликте интересов ПАО НПО «Искра» работники, должности которых включены в Перечень, после заполнения декларации обеспечивают их передачу в подразделение экономической безопасности и противодействия коррупции, которое в течение месяца после поступления декларации проводит проверку задекларированных сведений, проверка должна быть завершена не позднее 1 мая года, следующего за периодом декларирования.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что дисциплинарный проступок в виде несвоевременного и не в полном объеме представления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2022 год обнаружен его работодателем как минимум 05.04.2023, но не позднее 01.05.2023, в связи с чем привлечение Царева С.В. к дисциплинарной ответственности 07.07.2023 произведено с нарушением срока, установленного частью 3 статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации.

Из изложенного следует, что процедура привлечения работника к дисциплинарной ответственности ответчиком нарушена, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу, что приказа «О наложении дисциплинарного взыскания» от № ** от 07.07.2023 является незаконным.

Также судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о пропуске срока для обращения в суд.

В соответствии с положениями ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (ст. 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.

Суд, делая вывод о пропуске срока для обращения в суд, исходил из того, что истец был уведомлен о наличии приказа 10.10.2023 (судебная коллегия считает необходимым отметить, что в тексте решения имеет место опечатка в части указания даты 10.10.2023, так как имеющийся на л.д.60 оборот акт датирован 10.07.2023) при прочтении вслух оспариваемого приказа № ** от 07.07.2023 и 28.08.2023 при ознакомлении с приказом № ** от 28.08.2023.

Как указывает истец, с приказом от 07.07.2023 он ознакомлен не был, о факте его вынесения и о привлечении его к дисциплинарной ответственности данным приказом он узнал 26.11.2023 после получения отзыва ПАО НПО «Искра» на исковое заявление по делу № 2-3945/2023. При этом истец отрицал ознакомление его с приказом путем зачитывания его вслух, о чем составлен соответствующий акт от 10.07.2023.

Судебной коллегией в целях установления юридически значимых обстоятельств в качестве свидетелей были допрошены Р. и В.

Свидетель Р. пояснил, что ему его непосредственным руководителем отдела экономической безопасности было поручено ознакомить Царева с приказом о привлечение его к дисциплинарной ответственности. Он с оригиналом приказа пошел в здание, где находится рабочее место Царева, тот находился на рабочем месте. Свидетель представился работником экономической безопасности, показал приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности, протянул Цареву приказ, но Царев отказался знакомиться с документом. После чего свидетель пригласил своих коллег, которые пришли с ним и стояли в коридоре, чтобы они присутствовали, когда он будет зачитывать Цареву приказ. В их присутствии он зачитал приказ и составил акт о том, что Царев был ознакомлен с данным приказом, в акте расписался сам свидетель и его коллеги. Предложил Цареву ознакомиться с данным актом, но он отказался, что также было зафиксировано. После этого копию приказа оставили на рабочем столе Царева и втроем покинули его рабочий кабинет. Свидетель не первый раз знакомит Царева с приказами, ранее он писал согласен или нет. Были также прецеденты, что Царев отказывался от ознакомлении с приказами, составлялись акты. На предприятии документы рассылаются по корпоративной электронной почте, почтовым отправлением. Распоряжений направить Цареву приказ по почте не давали. Акт частично был готов, так как предполагалось, что Царев откажется от подписи.

Свидетель В. пояснил, что Царев отказался расписываться в приказе и Максим Николаевич вызвал его и Емчигешева для составления акта. Придя на рабочее место Царева, Родионов составил в их присутствии акт, они расписались в нем. Родионов пришел раньше, они подошли после его звонка Родионова минут через 5. Поле того, как зачитал приказ, его оставили на столе у Царева. Ранее Царев регулярно отказывался от подписи. Также свидетель пояснил, что он ведущий инженер отдела экономической безопасности, работает с Р. в одном отделе, должности с ним равнозначные, третий работник тоже с ними раньше работал. На предприятии о вынесении приказов уведомляют любым доступным способом, под подпись, по электронной почте, через СЭД, почтой России.

Судебная коллегия полагает необходимым критически отнестись как к акту от 10.07.2023 об отказе Царева С.В. от ознакомления с приказом о наложении дисциплинарного взыскания, так и к показаниям свидетелей.

Так, представленный акт имеет заготовленную печатную форму, от руки внесены лишь день и время составления, и фамилии двух присутствующих лиц. При этом лица, подписавшие акт, являются сотрудниками одного отдела, кроме того, они являются лицами, находящимися в подчиненности работодателю ПАО НПО «Искра» в силу трудовых отношений. Также судебная коллегия учитывает противоречия в показаниях свидетели в части последовательности прибытия их к кабинету Царева С.В.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что допустимыми и достоверными доказательствами не подтверждается факт зачитывания истцу вслух и как следствие ознакомление его 10.07.2023 с содержанием приказа № ** от 07.07.2023.

Также судебная коллегия не соглашается с доводами стороны ответчика и выводами суда в той части, что 28.08.2023 в день ознакомления Царева С.В. с приказом № ** от 28.08.2023 о наложении на него дисциплинарного взыскания в виде увольнения истец был уведомлен о наличии приказа 07.07.2023№ **, так как на него имелась ссылка в приказе от 28.08.2023. По мнению судебной коллегии, само по себе указание в приказе от 28.08.2023 на наличие приказ от 07.07.2023 безусловно не свидетельствует об ознакомлении Царева С.В. с содержанием приказа от 07.07.2023.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что в отсутствие иной подтвержденной ответчиком даты ознакомления истца с приказом № ** от 07.07.2023 о наложении на Царева С.В. дисциплинарного взыскания в виде выговора следует считать такой датой указанную истцом дату 26.11.2023.

Поскольку исковое заявление подано в суд 07.02.2024, то установленный ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора истцом не пропущен

При изложенных обстоятельствах оспариваемое решение подлежит отмене с принятием нового решения о признании незаконным приказа от № ** от 07.07.2023.

На основании ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину в размере 300 руб.

Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Орджоникидзевского районного суда г.Перми от 03.05.2024 отменить.

Принять по делу новое решение.

Признать незаконным приказ Публичного акционерного общества Научно-производственное объединение «Искра» № ** от 07.07.2023.

Взыскать с Публичного акционерного общества Научно-производственное объединение «Искра» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Председательствующий

Судьи

Судья – Поздеева А.В.

Дело № 33-8810/2024; 2-1227/2024

УИД 59RS0006-02-2024-000387-36

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Пермь 20.08.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Бабиновой Н.А.,

судей Лапухиной Е.А., Коневских О.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чернышевой К.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Царева Сергея Викторовича к публичному акционерному обществу Научно-производственное объединение «Искра» о признании незаконным применения дисциплинарного взыскания

по апелляционной жалобе Царева Сергея Викторовича на решение Орджоникидзевского районного суда г.Перми от 03.05.2024.

Заслушав доклад судьи Коневских О.В., пояснения истца Царева С.В., представителя истца Юркина С.В., представителей ответчика Бродягиной О.С., Гурдиной Г.Г., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Царев С.В. обратился в суд с иском к ПАО НПО «Искра», указав, что приказом генерального директора ПАО НПО «Искра» № ** от 07.07.2023 на него наложено взыскание в виде выговора. О факте наложения дисциплинарного взыскания ему стало известно 26.11.2023 после получения на почте отзыва на исковое заявление от ПАО НПО «Искра» по делу № 2-3945/2023. Как следует из текса приказа, Царев С.В. привлечен к дисциплинарной ответственности за непредставление сведений имущественного характера в отношении себя и супруги в срок до 01.04.2023. Объяснений по указанному факту у Царева С.В. до наложения взыскания запрошено не было. С приказом Царев С.В. ознакомлен не был. Работодателем был нарушен порядок применения дисциплинарного взыскания, установленный ст.193 Трудового кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного Царев С.В. просил признать незаконным применение к нему дисциплинарного взыскания, наложенного приказом № ** от 07.07.2023.

Решением Орджоникидзевского районного суда г.Перми от 03.05.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.

С решением суда не согласился истец, в апелляционной жалобе просит решение отменить, исковые требования удовлетворить. Указывает, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Он не был извещен о времени и месте рассмотрения дела, в результате чего был лишен возможности изложить свою правовую позицию. Не согласен с выводом суда о пропуске срока для обжалования приказа о наложении дисциплинарного взыскания, поскольку о его существовании он узнал 26.11.2023, после чего был ознакомлен и с текстом приказа. В решении суда указано, что истец был ознакомлен с приказом 10.10.2023 путем прочтения вслух, однако с 29.08.2023 он не находится в трудовых отношениях с ответчиком. Также полагает, что он не является лицом, обязанным предоставлять декларацию о доходах и имуществе, его должность не включена в Перечень.

В письменных возражениях ПАО НПО «Искра» просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 189 Трудового кодекса Российской Федерации дисциплиной труда является обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии с частями 1, 5 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации, за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

В силу положений статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации, до применения дисциплинарного взыскания работодатель обязан истребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Не предоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Исходя из п.2 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции) (подпункт "а"); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией) (подпункт "б"); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (подпункт "в").

Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции", под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Пунктом 1 ч.1 ст. 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работник государственной корпорации, публично-правовой компании или государственной компании в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, обязан: представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Царев С.В. с 02.07.2010 состоял в трудовых отношениях с ПАО НПО "Искра", на основании трудового договора от 02.07.2010 (в редакции от 01.09.2022), согласно которому Царев С.В. занимает должность начальника отдела управления качеством продукции и технического контроля 925 (л.д. 123-131).

Местом работы работника является ПАО НПО «Искра», расположенное по адресу: ****.

Пунктом 7.3 трудового договора работник при исполнении своих обязанностей по настоящему трудовому договору обязуется руководствоваться локальными нормативными актами работодателя, в частности Антикоррупционной политикой работодателя, Кодексом профессиональной этики работодателя и иными локальными актами, регламентирующими порядок соблюдения норм профессиональной этики. Требований действующего законодательства в целях противодействия коррупции и недопущения наращения антикоррупционных мер предпринимаемых работодателем.

Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей и обязательств, установленных законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами работодателя и настоящим трудовым договором (п. 10.6).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей к работнику могут быть применены дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст.192 Трудового кодекса Российской Федерации (п. 10.7).

Согласно пункта 1.1 должностной инструкции ДИ 925/1-2020 от 30.07.2020 (далее – Инструкция) начальник отдела непосредственно подчинятся заместителю исполнительного директора по качеству (л.д. 133-139).

Начальник отдела в своей работе руководствуется Трудовым кодексом Российской Федерации, указами, постановлениями и другими нормативными актами, Политикой ПАО НПО «Искра» в области качества, целями отдела в области качества, матрицей распределения ответственности руководства и подразделений ПАО НПО «Искра» в системе менеджмента качества (СМК), нормативными документами, в т.ч. СМК, кадровой политикой, антикоррупционной политикой ПАО НПО «Искра» и другими локальными нормативными документами по противодействию коррупции, приказами и распоряжениями руководства предприятия, указаниями заместителя исполнительного директора по качеству, положениями о службе качества, об отделе, настоящей должностной инструкцией (п. 1.7 Инструкции).

Должностной инструкцией установлено, что начальник отдела обязан обеспечивать: в том числе выполнение требований антикоррупционной политика ПАО НПО «Искра» и других локальных нормативных документов по противодействию коррупции (п.3.1.26 Инструкции)

Начальник отдела отвечает за: выполнение приказов и распоряжений по предприятию, указаний заместителя исполнительного директора по качеству, требований стандартов, требований антикоррупционной политики ПАО НПО «Искра» и других локальных нормативных документов по противодействию коррупции (п. 5.1.10 Инструкции).

Царев С.В. ознакомлен с должностной инструкцией ДИ 925/1-2020, о чем свидетельствует подпись в листе ознакомления (л.д. 132).

Приказом ПАО НПО Искра» № 0061 от 11.03.2021 о локальных нормативных документах по предупреждению и противодействию коррупции в ПАО НПО «Искра» утверждены и введены в действие с 15.03.2021: антикоррупционная политика ПАО НПО «Искра»; кодекс этики и служебного поведения ПАО НПО «Искра»; положение о конфликте интересов ПАО НПО «Искра»; положение о подарках ПАО НПО «Искра»; положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов и соблюдению норм этики и служебного поведения ПАО НПО «Искра»; порядок уведомления работодателя о фактах склонения работника ПАО НПО «Искра» к совершению коррупционных правонарушений или о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений (л.д. 110).

Положение о конфликте интересов (далее Положение) ПАО НПО «Искра» разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, принятым Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ, статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2013 №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», на основе положения о конфликте интересов Госкорпорации «Роскосмос», антикоррупционной политики ПАО НПО «Искра», положениями методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанными Министерством труда и социальной защиты России, утвержденными 08.11.2013 (в ред. от 16.04.2014) (п. 1.1. Положения) (л.д. 111-119).

Положение – это локальный нормативный правовой акт ПАО НПО «Искра». Являющийся составной частью структуры антикоррупционных стандартов и процедур ПАО НПО «Искра», который определяет порядок предупреждения, своевременного выявления и урегулирования конфликта интересов, возникающих у работников в ходе выполнения ими трудовых обязанностей, а также координации действий всех работников в случае возникновения или возможности возникновения конфликта интересов (п.1.2. Положения).

Действие настоящего Положения распространяется на всех лиц, являющихся работниками ПАО НПО «Искра» и находящихся с ним в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций, а также на физических лиц, сотрудничающих с обществом на основе гражданско-правовых договоров (п. 1.5. Положения).

Согласно Положения в обществе устанавливается следующая система раскрытия сведений о наличии конфликта интересов: первоначальное декларирование (п. 5.1.1. Положения); ежегодное декларирование (для работников, замещающих должности, включенные в перечень) (п. 5.1.2. Положения); разовое раскрытие сведений о конфликте интересов (п. 5.1.3. Положения).

Ежегодное декларирование осуществляется работниками замещающими на дату подачи декларации должности, включенные в перечень, путем обязательного заполнения декларации (п. 5.4. Положения).

Декларация отражается форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 №460, заполненной с использованием специального программного обеспечения «Справки БК», размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в которой указываются сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п. 5.5. Положения).

Работники, должности которых включены в перечень, после заполнения декларации обеспечивают их передачу в подразделение экономической безопасности и противодействия коррупции: - при ежегодном декларировании – в срок до 01 апреля года, следующего за периодом декларирования (п. 5.7. Положения).

В случае неполного или некорректного заполнения деклараций экономической безопасности и противодействия коррупции возвращает декларации на доработку (п. 5.8. Положения).

Работники обязаны в течении 3 рабочих дней устранить выявленные нарушения и представить исправленные декларации в подразделение экономической безопасности и противодействия коррупции (п. 5.9. Положения).

Подразделение экономической безопасности и противодействия коррупции в течении месяца после поступления декларации проводит проверку задекларированных сведений. Проверка ежегодных деклараций должна быть завершена не позднее 01 мая года, следующего за периодом декларирования (п. 5.10. Положения).

Результаты декларирования рассматриваются на заседании комиссии (п. 5.11. Положения).

В случае совершения работником умышленных действий приведших к возникновению конфликта интересов, к данному работнику могут быть применены дисциплинарные взыскания, предусмотренный Трудовым кодексом Российской Федерации, включая его увольнение по инициативе работодателя за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (п. 5.18.7. Положения).

С приказом от 11.03.2021 № 0061; с распоряжением № 0122 от 17.03.2021 Царев С.В. ознакомлен 19.03.2021, о чем свидетельствует его подпись в листе ознакомления (л.д. 120).

В соответствии с приказом № 0322 от 24.11.2022 в Приложение №1 к Положению (Перечень должностей ПАО НПО «Искра», подверженных возможному коррупционному риску) включена должность руководителя подразделения 925 (л.д. 121). Указанный приказ был направлен в подразделения, ответственным за рассылку поручений в СЭД назначен Г. (л.д. 122 оборот).

Приказом от 22.06.2022 № ** Цареву С.В. за нарушение п.3.1.26 должностной инструкции начальника отдела 925, п. 6.1 Положения о конфликте интересов, введенного в действие приказом от 11.03.2021 №0061 «О введении в действие локальных нормативных документов по предупреждению и противодействию коррупции в ПАО НПО «Искра» объявлен выговор (л.д. 61-62).

09.01.2023 посредством электронной почты Цареву С.В. направлен Приказ перечень должностей с уведомлением о необходимости в срок до 01.04.2023 представить декларацию в форме справки, в которой указываются сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2022 год и на отчетную дату 31.12.2022 (л.д.82-85).

05.04.2023 в адрес заместителя генерального директора – директора по качеству П. отделом экономической безопасности направлена служебная записка № 964-5250 о непредоставлении декларации в установленный срок Царевым С.В. – начальником отдела 925, с указанием, что на 14.04.2023 назначено заседание комиссии конфликт интересу, в повестку дня которого будет включен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, не представивших декларацию в срок до 01.04.2023 (л.д. 86).

14.04.2023 Царевым С.В. по корпоративной электронной почте в адрес *** направлена декларация за 2022 год (л.д.89-96).

16.05.2023 распоряжением № 0208 предложено отделу 964 провести предварительную служебную проверку в отношении работников, должности которых подвержены возможному коррупционному риску (приложение), по установлению возможности возникновения конфликта интересов и выдать соответствующее заключение. Срок до 05.06.2023. (л.д.75).

Распоряжением от 05.06.2023 № 0244 срок проведения предварительной служебной проверки продлен до 13.06.2023 (л.д. 76).

Согласно служебной записке №964-154-ОР-3 от 13.06.2023 «Заключение предварительной служебной проверки» (далее – служебная записка) на основании п.5.1 Положения о конфликте интересов в ПАО НПО «Искра» проведена предварительная служебная проверка, по результатам которой выявлено, что начальник отдела 925 – Царев С.В. не представил декларацию (л.д. 77-80).

Руководитель отдела 925 Царев С.В. не представил в установленный срок до 01.04.2023 свои и супруги сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2022 год. 05.04.2023 на имя заместителя генерального директора – директора по качеству П. была направлена служебная записка о том, что начальник отдела 925 Царев С.В. не представил вышеуказанные сведения. 14.04.2023 Царев С.В. направил в электронном виде данные сведения по электронной почте работнику отдела 964 Г., однако они были представленные в полном объеме. Цареву С.В. лично, а также через его руководителей, указывалось на предоставление уточнений по ранее направленным сведениям о доходах и расходах за 2022 год и на оформление их в установленном порядке, однако им данная информация была проигнорирована.

По результатам предварительной проверки было принято решение о проведении заседания комиссии, для рассмотрения вопроса о не предоставлении в установленном порядке сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2022 год начальником отдела 925 Царевым С.В., для чего пригласить его на заседание комиссии.

14.06.2023 в присутствии ведущего инженера ОЭБ Р.. ведущего инженера ОЭБ К., ведущего инженера Е. начальник отдела 925 Царев С.В. был ознакомлен путем прочтения вслух с заключением предварительной служебной проверки от 13.06.2023 №964-154-ОР-3. Царев С.В. от подписи на оригинале заключения в подтверждение об ознакомлении с текстом заключения отказался, о чем был составлен акт об отказе в ознакомлении с заключением предварительной служебной проверки от 14.06.2023 (л.д. 81).

Согласно выписке из протокола заседания комиссии по урегулированию конфликта интересов, соблюдению норм этики и служебного поведения от 16.06.2023 № 3 было решено: направить начальнику отдела 925 Цареву С.В. в установленном порядке начальником отдела экономической безопасности уведомления о необходимости представления декларации о объяснений в течение 5 рабочих дней с момента получения, а также рекомендовать генеральному директора ПАО НПО «Искра» применить меры дисциплинарного взыскания к начальнику отдела 925 Цареву С.В. в случае непредставления декларации и объяснений в отдел экономической безопасности (л.д. 97-100).

16.06.2023 начальнику отдела 925 Цареву С.В. была направлена служебная записка № 964-156-ор-3 о предоставлении информации – справки в бумажном экземпляре в срок до 23.06.2023 (л.д. 102-103). Указанная служебная записка 16.06.2023 была зарегистрирована в журнале учета входящих документов 925/42 за 2023 год под № 518.

Истец отказался от ознакомления с протоколом заседания комиссии, о чем составлен акт об отказе от 21.06.2023 (л.д. 101).

23.06.2023 начальнику отдела 925 ПАО НПО «Искра» направлено уведомление о необходимости дать объяснение по факту непредставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2022 год до 26.06.2023 (л.д. 56). От ознакомления с уведомлением о необходимости дать объяснение начальник отдела 925 Царев С.В. отказался, о чем составлен акт, подписанный ведущим инженером отдела 964 Е.. ведущим инженером отдела 964 К., ведущим инженером отдела 964 В. (л.д.57), а также акт об отказе предоставить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера начальником отдела 925 Царевым С.В. (л.д.104).

Давать письменное объяснение по факту несоблюдения требований антикоррупционной политики предприятия по предоставлению в установленном порядке сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2022 год начальник отдела 925 ПАО НПО «Искра» Царев С.В. отказался, мотивируя свой отказ правом не давать никаких объяснений и не предоставлять сведения о доходах. О чем составлен акт об отказе дать письменные объяснения от 29.06.2023 (л.д. 58).

07.07.2023 заместителем генерального директора – директора по безопасности С. генеральному директору Ю. составлена служебная записка о применении в отношении Царева С.В. дисциплинарного взыскания за несвоевременное и не в полном объеме представлении своих и своей супруги сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2022 год, а также не принятие мер к устранению выявленных недостатков по представленным сведениям (л.д. 105-106).

07.07.2023 в соответствием с приказом № ** Царев С.В. был привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение п.п. 5.4, 5.7, 5.9 Положения о конфликте интересов ПАО НПО «Искра», а также п.7.3 дополнительного соглашения от 25.08.2022 № ** к трудовому договору от 02.07.2010 № ** и п.3.1.26 должностной инструкции начальника отдела 925 (ДИ 925/1-2020), за что применено дисциплинарное взыскание в виде выговора (л.д. 59-60).

Истец отказался знакомиться с приказом, о чем свидетельствует акт об отказе в ознакомлении от 10.07.2023 (л.д.60 оборот).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу, что истец не представил декларацию в форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 №460, заполненной с использованием специального программного обеспечения «Справки БК» в отношении себя и своей супруги, что являлось законным основанием для применения ответчиком в отношении истца дисциплинарного взыскания в виде выговора; процедура применения дисциплинарного взыскания ответчиком соблюдена. Кроме того, суд указал, что истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд за защитой трудовых прав.

Судебная коллегия отклоняет как несостоятельные доводы апелляционной жалобы истца о том, что он не был извещен о рассмотрении дела, поскольку данные доводы опровергаются материалами дела (л.д.164- 172).

Вместе с тем, судебная коллегия находит выводы суда о соблюдении процедуры применения дисциплинарного взыскания и пропуске срока для обращения в суд ошибочными, не соответствующими обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, сделанными с нарушением норм материального права, что привело к принятию неправильного решения суда.

Так, согласно части 3 статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Как следует из разъяснений, изложенных в подпунктах «а, б» пункта 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания необходимо исчислять со дня обнаружения проступка; днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий.

Как установлено судом, 09.01.2023 посредством электронной почты Цареву С.В. направлен Приказ перечень должностей с уведомлением о необходимости в срок до 01.04.2023 представить декларацию в форме справки, в которой указываются сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2022 год и на отчетную дату 31.12.2022.

Служебная записка № 964-5250 о непредоставлении декларации в установленный срок Царевым С.В. направлена в адрес заместителя генерального директора – директора по качеству П. 05.04.2023.

Согласно п.5.7, 5.10 Положения о конфликте интересов ПАО НПО «Искра» работники, должности которых включены в Перечень, после заполнения декларации обеспечивают их передачу в подразделение экономической безопасности и противодействия коррупции, которое в течение месяца после поступления декларации проводит проверку задекларированных сведений, проверка должна быть завершена не позднее 1 мая года, следующего за периодом декларирования.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что дисциплинарный проступок в виде несвоевременного и не в полном объеме представления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2022 год обнаружен его работодателем как минимум 05.04.2023, но не позднее 01.05.2023, в связи с чем привлечение Царева С.В. к дисциплинарной ответственности 07.07.2023 произведено с нарушением срока, установленного частью 3 статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации.

Из изложенного следует, что процедура привлечения работника к дисциплинарной ответственности ответчиком нарушена, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу, что приказа «О наложении дисциплинарного взыскания» от № ** от 07.07.2023 является незаконным.

Также судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о пропуске срока для обращения в суд.

В соответствии с положениями ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (ст. 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.

Суд, делая вывод о пропуске срока для обращения в суд, исходил из того, что истец был уведомлен о наличии приказа 10.10.2023 (судебная коллегия считает необходимым отметить, что в тексте решения имеет место опечатка в части указания даты 10.10.2023, так как имеющийся на л.д.60 оборот акт датирован 10.07.2023) при прочтении вслух оспариваемого приказа № ** от 07.07.2023 и 28.08.2023 при ознакомлении с приказом № ** от 28.08.2023.

Как указывает истец, с приказом от 07.07.2023 он ознакомлен не был, о факте его вынесения и о привлечении его к дисциплинарной ответственности данным приказом он узнал 26.11.2023 после получения отзыва ПАО НПО «Искра» на исковое заявление по делу № 2-3945/2023. При этом истец отрицал ознакомление его с приказом путем зачитывания его вслух, о чем составлен соответствующий акт от 10.07.2023.

Судебной коллегией в целях установления юридически значимых обстоятельств в качестве свидетелей были допрошены Р. и В.

Свидетель Р. пояснил, что ему его непосредственным руководителем отдела экономической безопасности было поручено ознакомить Царева с приказом о привлечение его к дисциплинарной ответственности. Он с оригиналом приказа пошел в здание, где находится рабочее место Царева, тот находился на рабочем месте. Свидетель представился работником экономической безопасности, показал приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности, протянул Цареву приказ, но Царев отказался знакомиться с документом. После чего свидетель пригласил своих коллег, которые пришли с ним и стояли в коридоре, чтобы они присутствовали, когда он будет зачитывать Цареву приказ. В их присутствии он зачитал приказ и составил акт о том, что Царев был ознакомлен с данным приказом, в акте расписался сам свидетель и его коллеги. Предложил Цареву ознакомиться с данным актом, но он отказался, что также было зафиксировано. После этого копию приказа оставили на рабочем столе Царева и втроем покинули его рабочий кабинет. Свидетель не первый раз знакомит Царева с приказами, ранее он писал согласен или нет. Были также прецеденты, что Царев отказывался от ознакомлении с приказами, составлялись акты. На предприятии документы рассылаются по корпоративной электронной почте, почтовым отправлением. Распоряжений направить Цареву приказ по почте не давали. Акт частично был готов, так как предполагалось, что Царев откажется от подписи.

Свидетель В. пояснил, что Царев отказался расписываться в приказе и Максим Николаевич вызвал его и Емчигешева для составления акта. Придя на рабочее место Царева, Родионов составил в их присутствии акт, они расписались в нем. Родионов пришел раньше, они подошли после его звонка Родионова минут через 5. Поле того, как зачитал приказ, его оставили на столе у Царева. Ранее Царев регулярно отказывался от подписи. Также свидетель пояснил, что он ведущий инженер отдела экономической безопасности, работает с Р. в одном отделе, должности с ним равнозначные, третий работник тоже с ними раньше работал. На предприятии о вынесении приказов уведомляют любым доступным способом, под подпись, по электронной почте, через СЭД, почтой России.

Судебная коллегия полагает необходимым критически отнестись как к акту от 10.07.2023 об отказе Царева С.В. от ознакомления с приказом о наложении дисциплинарного взыскания, так и к показаниям свидетелей.

Так, представленный акт имеет заготовленную печатную форму, от руки внесены лишь день и время составления, и фамилии двух присутствующих лиц. При этом лица, подписавшие акт, являются сотрудниками одного отдела, кроме того, они являются лицами, находящимися в подчиненности работодателю ПАО НПО «Искра» в силу трудовых отношений. Также судебная коллегия учитывает противоречия в показаниях свидетели в части последовательности прибытия их к кабинету Царева С.В.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что допустимыми и достоверными доказательствами не подтверждается факт зачитывания истцу вслух и как следствие ознакомление его 10.07.2023 с содержанием приказа № ** от 07.07.2023.

Также судебная коллегия не соглашается с доводами стороны ответчика и выводами суда в той части, что 28.08.2023 в день ознакомления Царева С.В. с приказом № ** от 28.08.2023 о наложении на него дисциплинарного взыскания в виде увольнения истец был уведомлен о наличии приказа 07.07.2023№ **, так как на него имелась ссылка в приказе от 28.08.2023. По мнению судебной коллегии, само по себе указание в приказе от 28.08.2023 на наличие приказ от 07.07.2023 безусловно не свидетельствует об ознакомлении Царева С.В. с содержанием приказа от 07.07.2023.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что в отсутствие иной подтвержденной ответчиком даты ознакомления истца с приказом № ** от 07.07.2023 о наложении на Царева С.В. дисциплинарного взыскания в виде выговора следует считать такой датой указанную истцом дату 26.11.2023.

Поскольку исковое заявление подано в суд 07.02.2024, то установленный ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора истцом не пропущен

При изложенных обстоятельствах оспариваемое решение подлежит отмене с принятием нового решения о признании незаконным приказа от № ** от 07.07.2023.

На основании ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину в размере 300 руб.

Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Орджоникидзевского районного суда г.Перми от 03.05.2024 отменить.

Принять по делу новое решение.

Признать незаконным приказ Публичного акционерного общества Научно-производственное объединение «Искра» № ** от 07.07.2023.

Взыскать с Публичного акционерного общества Научно-производственное объединение «Искра» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Председательствующий

Судьи

33-8810/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Царев Сергей Викторович
Ответчики
ПАО НПО "Искра"
Суд
Пермский краевой суд
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
02.07.2024Передача дела судье
08.08.2024Судебное заседание
20.08.2024Судебное заседание
30.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2024Передано в экспедицию
20.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее