Дело № 2-1069/2022
75RS0023-01-2022-002202-98
Р Е Ш Е Н И Е (не вступило в законную силу)
Именем Российской Федерации
12 мая 2022 года.
Черновский районный суд г.Читы
в составе председательствующего Ман-за О.В.,
при секретаре Григоренко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите, в помещении суда, гражданское дело по иску прокурора Черновского района г.Читы в интересах Очиров к ГУЗ «Городская клиническая больница № 2», Министерству здравоохранения Забайкальского края о взыскании задолженности по заработной плате,
у с т а н о в и л :
Прокурор Черновского района г.Читы обратился в суд в интересах Очиров. с вышеназванными исковыми требованиями, ссылаясь на следующее:
Прокуратурой Черновского района г.Читы проведена проверка исполнения законодательства об оплате труда работников ГУЗ «Городская клиническая больница № 2» при начислении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией. В ходе которой установлено следующее. В нарушение требований ст. 21, ст. 136 Трудового кодекса РФ в ГУЗ «Городская клиническая больница № 2» не произведена выплата в установленный законом срок заработной платы (отпускных). Причиной задолженности является отсутствие финансирования, при этом, в Министерство здравоохранения Забайкальского края направлялись заявки на финансирование указанных расходов. Истец Очиров. принят на работу на должность <данные изъяты> ГУЗ «Городская клиническая больница № 2», уволен с 17 мая 2021 года. При этом по информации ГУЗ «Городская клиническая больница № 2» перед указанным работником имеется задолженность по начисленной, но не выплаченной заработной плате (компенсация при увольнении) в сумме 81297 руб. 42 коп. Указанная задолженность до настоящего времени не погашена, в связи с отсутствием финансирования.
Просит суд взыскать с ГУЗ «Городская клиническая больница № 2» в пользу Очиров задолженность по начисленной, но не выплаченной заработной плате в размере 81297 руб. 42 коп. Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края обеспечить финансирование мероприятий на выплату Очиров. задолженности по заработной плате.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Черновского района г.Читы Цырендоржиева И.Ж. исковые требования поддержала полностью и пояснила аналогичное вышеизложенному.
Истец Очиров.Ч. в суд не явилась, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в своем заявлении просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика ГУЗ «Городская клиническая больница № 2», представитель ответчика Министерства здравоохранения Забайкальского края, представитель третьего лица Министерства финансов Забайкальского края в суд не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. Суд находит возможным в соответствии со ст. 167 п. 3 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации гласит о том, что каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации.
Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу абзаца 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абзац 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484).
В соответствии с пунктом 2 названного Постановления оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 г.
Согласно пункту 3 Правил, средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иного межбюджетного трансферта, направляются на обеспечение в апреле - октябре 2020 г. выплат стимулирующего характера в медицинских организациях и их структурных подразделениях (в том числе, оказывающих скорую медицинскую помощь), фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также в организациях, осуществляющих предоставление транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Подпунктом "а" пункта 11 Правил предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12 (1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в частности, водителям скорой медицинской помощи - 25 000 рублей в месяц.
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела, что истец Очиров Ч.Ч. принят на работу на должность <данные изъяты> ГУЗ «Городская клиническая больница № 2», о чем с работником заключен трудовой договор, л.д. 9-22.
С 17 мая 2021 года трудовые отношения с истцом Очиров прекращено, что подтверждается приказом № 143 к от 12 мая 2021 года, л.д. 23.
В адрес прокурора Черновского района г.Читы поступило заявление истца об обращении в суд в его интересах с требованиями о взыскании задолженности по заработной плате, в связи с чем, прокурором заявлены названные требования.
Согласно представленному расчету из ГУЗ «Городская клиническая больница № 2», общая сумма задолженности по заработной плате Очиров. (компенсация при увольнении по стимулирующим выплатам за оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19) составляет 81297 руб. 42 коп., л.д. 7.
Указанный расчет начисленной ответчиком задолженности по заработной плате никто из сторон не оспорил.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 N 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19», установлены цели, порядок и условия предоставления в 2020 года иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.07.2021 № 1124 « Об утверждении Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели», выплаты стимулирующего характера учитываются в расчете средней заработной платы для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году такие выплаты предоставлялись.
В соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 09.12.2020 № 540 «Об утверждении правил предоставления в 2020 году дополнительных выплат медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Забайкальского края, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции», дополнительные выплаты осуществляются врачам, оказывающим скорую медицинскую помощь, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание скорой медицинской помощи.
По своей природе указанные выплаты относятся к оплате труда.
Поскольку работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью работы, количеством и качеством выполненной работы, поэтому работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что в силу закона работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативно - правовые акты, содержащие нормы трудового права, учитывая, что своевременная выплата заработной платы работникам является публично-правовой обязанностью работодателя, отсутствие возможности обеспечения выплаты суммы, причитающейся истцу Очиров., не освобождает работодателя от обязанностей, установленных трудовым законодательством.
Таким образом, с ответчика ГУЗ «Городская клиническая больница № 2» подлежит взысканию задолженность по заработной плате в пользу истца Очиров. в сумме 81297 руб. 42 коп.
Также представителем истца заявлены требования о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Забайкальского края обеспечить финансирование мероприятия на выплату истцам задолженности по заработной плате.
Данные требования подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Средства федерального бюджета в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению выплат стимулирующего характера предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов на основании статьи 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Данной статьей предусмотрен порядок заключения соглашений о предоставлении из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов.
Согласно части 2 статьи 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации эти соглашения, а также дополнительные соглашения к ним, предусматривающие внесение в них изменений или их расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации.
Такая типовая форма утверждена Приказом Минфина России от 14 декабря 2018 года № 270н, которая предусматривает определение общего объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств.
Исходя из положений пунктов 4 и 6 Правил, утвержденных Постановлением № 415, иные межбюджетные трансферты предоставляются в определенном размере исходя из численности лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, а нераспределенный объем иных межбюджетных трансфертов распределяется по заявкам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
По информации Министерства здравоохранения Забайкальского края, Министерством здравоохранения РФ направлено в Правительство Российской Федерации предложение о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на предоставление в 2022 г. средств федерального бюджета субъектом Российской Федерации в целях оплаты отпусков, предоставленных в 2021 г., и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 г. предоставлялись выплаты стимулирующего характера.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2638 руб. 92 коп.
Руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 2» ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 81297 ░░░. 42 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 2» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 2638 ░░░. 92 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░ 2022 ░░░░.