Решение по делу № 12-45/2022 от 12.05.2022

РЕШЕНИЕ

19 июля 2022 года город Баймак

Дело №12-45/2022

Судья Баймакского районного суда Республики Башкортостан Утарбаев А.Я.,

с участием Идрисова Р.А., и.о. прокурора Баймакского района РБ Муртаева И.А.,

рассмотрев жалобу главы сельского поселения Татлыбаевский сельсовет МР Баймакский район РБ Идрисова Р.А. на постановление государственного инспектора, ведущего специалиста Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Таймасовой А.И. от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением государственного инспектора, ведущего специалиста Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Таймасовой А.И. от ДД.ММ.ГГГГ глава Татлыбаевского сельсовета МР Баймакского района РБ Идрисов Р.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному штрафу в размере 20 000 руб.

Из постановления о назначении административного наказания следует, что на территории д.Абдрахманово муниципального района Баймакский район РБ имеется земельный участок, располагаемый около 500 метров юго-западнее указанного населенного пункта, на котором установлен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления. Границы территории несанкционированной свалки невозможно определить. Территория свалки не имеет кадастрового номера.

В ходе осмотра несанкционированной свалки установлено, что территория земельного участка не огорожена, обвалка отсутствует, аншлаги о запрете размещения отходов производства и потребления не установлены.

Отходы производства и потребления размещены навалом непосредственно на поверхности почвы и включает в себя строительный мусор, отходы полиэтилена, шифера, обрезки деревьев, сучьев. По всей территории свалки наблюдаются свежие навалы твердых коммунальных отходов. За пределами визуальных границ свалки наблюдается разлет легкой фракции мусора на удаленном расстоянии.

Идрисов Р.А. с ДД.ММ.ГГГГ занимает должность главы сельского поселения Татлыбаевский сельсовет муниципального района Баймакский район РБ.

Обязанность по благоустройству территории сельского поселения, обращения с твердыми коммунальными отходами на землях указанного муниципального образования возложены на главу сельского поселения Идрисова Р.А., который при осуществлении своих полномочий допустил бездействие, повлекшее организацию сбора отходов производства и потребления несанкционированной свалке, находящейся на территории д.Абдрахманово.

Таким образом, несмотря на требования законодательства, главой администрации сельского поселения Татлыбаевский сельсовет муниципального района Баймакский район РБ не соблюдаются должным образом меры по поддержанию и восстановлению благоприятного состояния окружающей среды.

В нарушении законодательства РФ в связи с отсутствием произведенного экологического контроля, Администрацией сельского поселения Татлыбаевский сельсовет МР Баймакский район РБ допущено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления на земельном участке.

Не согласившись с данным постановлением, Идрисов А.И. подал жалобу, указав, что в связи с большим объемом отходов на территории свалки и в связи с ухудшением погодных условий произвести работы в этом году не представилось возможным. Также были затрачены средства в размере 96 000 рублей на строительство контейнерной площадки в <адрес>. В настоящее время готовится письмо в Совет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан с просьбой о выделении денежных средств для рекультивации свалки на 2022 год. В августе 2021 года Администрация сельского поселения обращалась в Администрацию Баймакского района с просьбой предоставить денежные средства для вышеуказанных работ, однако данное письмо осталось без ответа.

Идрисов Р.А. в суде указал, что в каждом населенном пункте имеются несанкционированные свалки, люди вывозят мусор, разрушают аншлаги. За каждой свалкой организовать дежурство невозможно.

И.о. прокурора Баймакского района РБ Муртаев И.А., в суде указал, что постановление о привлечении Идрисова Р.А. по ч.4 ст.8.2. КоАП РФ законно и мотивировано.

На судебное заседание представитель Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан не явился.

Изучив и оценив материалы административного дела, выслушав лиц, участвующих в деле, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.

Частью 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживания отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Статьей 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в частности, органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных в данной статье.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Материалами дела установлено, что прокуратурой Баймакского района РБ проведена проверка исполнения администрацией сельского поселения Татлыбаевский сельсовет МР Баймакский район РБ требований федерального законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории сельского поселения Татлыбаевский сельсовет МР Баймакский район РБ. Проверкой установлен факт несоблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды. А именно, на земельном участке находящимся в границах территории сельского поселения Татлыбаевский сельсовет МР Баймакский район РБ, расположена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 16 Правил N 1156 в случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения ТКО), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления (далее - орган МСУ) и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО; уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней.

Из изложенного следует, что прокуратуре Баймакского района РБ (поскольку место несанкционированного размещения ТКО установила прокуратура, а не региональный оператор) после выявления следовало уведомить Татлыбаевский сельсовет муниципального района Баймакский район РБ о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней.

Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

Согласно пункту 1 данной статьи отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к обязанностям региональных операторов относится сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее ТКО) на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

В силу пункта 10 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

Согласно ст.6 ФЗ от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле и муниципальном контроле в Российской Федерации».

1. К полномочиям органов местного самоуправления в области муниципального контроля относятся:

1) участие в реализации единой государственной политики в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля при осуществлении муниципального контроля;

2) организация и осуществление муниципального контроля на территории муниципального образования;

3) иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

2. Отнесение осуществления соответствующих видов муниципального контроля к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, муниципальных округов осуществляется в пределах установленного перечня вопросов местного значения.

3. Отнесение осуществления соответствующих видов муниципального контроля к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения осуществляется законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.

В материалах дела отсутствуют документы и доказательства подтверждающих факт сбора, накопления, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживания отходов производства и потребления главой сельского поселения Татлыбаевский сельсовет МР Баймакский район РБ Идрисова Р.А. А так же в материалах дела отсутствуют доказательства подтверждающие, что несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов организовано главой сельского поселения.

Кроме того, согласно действующему законодательству и нормативным актам региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

В соответствии с действующим законодательствам Администраций сельского поселения Татлыбаевский сельсовет муниципального района Баймакский район РБ заключены следующие договора:

- ДД.ММ.ГГГГ с ООО «<данные изъяты>» о поставке евроконтейнеров для сбора твердых коммунальных отходов для нужд сельского поселения;

- ДД.ММ.ГГГГ с ООО «<данные изъяты>» на монтаж контейнерной площадки д.Янзигитово;

- ДД.ММ.ГГГГ с ООО «<данные изъяты>» на монтаж контейнерной площадки <адрес>;

- ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> на выполнение работы по обустройству контейнерной площадки (трехсекционный) для сбора отходов на территории СП Татлыбаевский сельсовет МР Баймакский район РБ.;

- ДД.ММ.ГГГГ с предпринимателем ФИО1 о устройстве площадки на 4 контейнера в <адрес>

- ДД.ММ.ГГГГ , муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ , муниципальный контракт , муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с ООО Региональный оператор «ЭТО-СИТИ» на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно которому региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вышеуказанные договора, опровергают вмененное нарушение и подтверждают, что глава сельского поселения Татлыбаевского сельсовета МР Баймакский район РБ Идрисов Р.А. выполнил все требования законодательства на которые указано в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания, а именно: территория сельского поселения благоустроена, установлены контейнерные площадки, установлено о запрете размещения отходов производства.

Указанные обстоятельства также, подтверждается справкой муниципального казенного учреждения «Центр учета и отчетности муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, согласно которому на балансе сельского поселения Татлыбаевский сельсовет муниципального района Баймакский район РБ числятся следующие контейнерные площадки, которые расположены по адресу:

- <адрес> в д.<адрес>: 4-х секционная контейнерная площадка, инв. ;

- <адрес>: 3-х секционная контейнерная площадка, инв. номер и на ул.<адрес>.

Кроме того, в силу пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

Из указанного следует, что в целях сохранения природы на территории соответствующего муниципального образования, исключения загрязнения, предупреждения и минимизации экологических рисков Идрисов Р.А. в рамках своих полномочий организовал мероприятия по охране окружающей среды в границах Татлыбаевского сельсовета МР Баймакский район РБ.

Вменение Идрисову Р.А. нарушения законодательства, «не соблюдение должным образом меры по поддержанию и восстановлению благоприятного состояния окружающей среды» является не обоснованным поскольку, согласно действующему законодательства регулируется нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, и при этом возложены только на исполнительные органы Российской Федерации и субъекты Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст. 6.1 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях за размещение бытовых и промышленных отходов (твердых бытовых отходов, жидких бытовых отходов, промышленных отходов, в том числе дорожного смета, снега) вне полигонов бытовых промышленных отходов, в иных не установленных муниципальным нормативным правовым актом местах - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати пяти тысяч до сорока пяти тысяч рублей.

Из указанного следует, что государственный инспектор, ведущий специалист-эксперт Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии РБ Таймасова А.И. неправильно квалифицировала действия главы сельского поселения, поскольку из материалов дела об административном правонарушении следует, что имел факт размещения бытовых и промышленных отходов вне полигона бытовых промышленных отходов, в иных не установленных муниципальном нормативным правовым актом местах.

При этом доказательств размещения Идрисовым Р.А. бытовых и промышленных отходов вне полигона бытовых промышленных отходов, в иных не установленных муниципальном нормативным правовым актом местах, материалами дела не подтверждается.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении главы сельского поселения Татлыбаевский сельсовет МР Баймакский район РБ Идрисова Р.А. государственным инспектором Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан сделан неверный вывод об осуществлении должностным лицом своей деятельности с нарушением требований природоохранного законодательства.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора, ведущего специалиста Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Таймасовой А.И. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении главы сельского поселения Татлыбаевский сельсовет МР Баймакский район РБ Идрисова Р.А. по ч.4 ст. 8.2КоАПРФ подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП Российской Федерации, судья

РЕШИЛ:

Жалобу главы сельского поселения Татлыбаевский сельсовет МР Баймакский район РБ Идрисова Р.А. удовлетворить.

постановление государственного инспектора, ведущего специалиста Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Таймасовой А.И. от 11 ноября 2021 года в отношении главы сельского поселения Татлыбаевский сельсовет МР Баймакский район РБ Идрисова Р.А по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Баймакский районный суд Республики Башкортостан либо непосредственно Верховный Суд Республики Башкортостан.

Судья: А.Я. Утарбаев

РЕШЕНИЕ

19 июля 2022 года город Баймак

Дело №12-45/2022

Судья Баймакского районного суда Республики Башкортостан Утарбаев А.Я.,

с участием Идрисова Р.А., и.о. прокурора Баймакского района РБ Муртаева И.А.,

рассмотрев жалобу главы сельского поселения Татлыбаевский сельсовет МР Баймакский район РБ Идрисова Р.А. на постановление государственного инспектора, ведущего специалиста Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Таймасовой А.И. от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением государственного инспектора, ведущего специалиста Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Таймасовой А.И. от ДД.ММ.ГГГГ глава Татлыбаевского сельсовета МР Баймакского района РБ Идрисов Р.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному штрафу в размере 20 000 руб.

Из постановления о назначении административного наказания следует, что на территории д.Абдрахманово муниципального района Баймакский район РБ имеется земельный участок, располагаемый около 500 метров юго-западнее указанного населенного пункта, на котором установлен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления. Границы территории несанкционированной свалки невозможно определить. Территория свалки не имеет кадастрового номера.

В ходе осмотра несанкционированной свалки установлено, что территория земельного участка не огорожена, обвалка отсутствует, аншлаги о запрете размещения отходов производства и потребления не установлены.

Отходы производства и потребления размещены навалом непосредственно на поверхности почвы и включает в себя строительный мусор, отходы полиэтилена, шифера, обрезки деревьев, сучьев. По всей территории свалки наблюдаются свежие навалы твердых коммунальных отходов. За пределами визуальных границ свалки наблюдается разлет легкой фракции мусора на удаленном расстоянии.

Идрисов Р.А. с ДД.ММ.ГГГГ занимает должность главы сельского поселения Татлыбаевский сельсовет муниципального района Баймакский район РБ.

Обязанность по благоустройству территории сельского поселения, обращения с твердыми коммунальными отходами на землях указанного муниципального образования возложены на главу сельского поселения Идрисова Р.А., который при осуществлении своих полномочий допустил бездействие, повлекшее организацию сбора отходов производства и потребления несанкционированной свалке, находящейся на территории д.Абдрахманово.

Таким образом, несмотря на требования законодательства, главой администрации сельского поселения Татлыбаевский сельсовет муниципального района Баймакский район РБ не соблюдаются должным образом меры по поддержанию и восстановлению благоприятного состояния окружающей среды.

В нарушении законодательства РФ в связи с отсутствием произведенного экологического контроля, Администрацией сельского поселения Татлыбаевский сельсовет МР Баймакский район РБ допущено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления на земельном участке.

Не согласившись с данным постановлением, Идрисов А.И. подал жалобу, указав, что в связи с большим объемом отходов на территории свалки и в связи с ухудшением погодных условий произвести работы в этом году не представилось возможным. Также были затрачены средства в размере 96 000 рублей на строительство контейнерной площадки в <адрес>. В настоящее время готовится письмо в Совет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан с просьбой о выделении денежных средств для рекультивации свалки на 2022 год. В августе 2021 года Администрация сельского поселения обращалась в Администрацию Баймакского района с просьбой предоставить денежные средства для вышеуказанных работ, однако данное письмо осталось без ответа.

Идрисов Р.А. в суде указал, что в каждом населенном пункте имеются несанкционированные свалки, люди вывозят мусор, разрушают аншлаги. За каждой свалкой организовать дежурство невозможно.

И.о. прокурора Баймакского района РБ Муртаев И.А., в суде указал, что постановление о привлечении Идрисова Р.А. по ч.4 ст.8.2. КоАП РФ законно и мотивировано.

На судебное заседание представитель Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан не явился.

Изучив и оценив материалы административного дела, выслушав лиц, участвующих в деле, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.

Частью 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживания отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Статьей 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в частности, органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных в данной статье.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Материалами дела установлено, что прокуратурой Баймакского района РБ проведена проверка исполнения администрацией сельского поселения Татлыбаевский сельсовет МР Баймакский район РБ требований федерального законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории сельского поселения Татлыбаевский сельсовет МР Баймакский район РБ. Проверкой установлен факт несоблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды. А именно, на земельном участке находящимся в границах территории сельского поселения Татлыбаевский сельсовет МР Баймакский район РБ, расположена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 16 Правил N 1156 в случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения ТКО), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления (далее - орган МСУ) и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО; уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней.

Из изложенного следует, что прокуратуре Баймакского района РБ (поскольку место несанкционированного размещения ТКО установила прокуратура, а не региональный оператор) после выявления следовало уведомить Татлыбаевский сельсовет муниципального района Баймакский район РБ о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней.

Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

Согласно пункту 1 данной статьи отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к обязанностям региональных операторов относится сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее ТКО) на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

В силу пункта 10 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

Согласно ст.6 ФЗ от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле и муниципальном контроле в Российской Федерации».

1. К полномочиям органов местного самоуправления в области муниципального контроля относятся:

1) участие в реализации единой государственной политики в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля при осуществлении муниципального контроля;

2) организация и осуществление муниципального контроля на территории муниципального образования;

3) иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

2. Отнесение осуществления соответствующих видов муниципального контроля к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, муниципальных округов осуществляется в пределах установленного перечня вопросов местного значения.

3. Отнесение осуществления соответствующих видов муниципального контроля к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения осуществляется законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.

В материалах дела отсутствуют документы и доказательства подтверждающих факт сбора, накопления, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживания отходов производства и потребления главой сельского поселения Татлыбаевский сельсовет МР Баймакский район РБ Идрисова Р.А. А так же в материалах дела отсутствуют доказательства подтверждающие, что несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов организовано главой сельского поселения.

Кроме того, согласно действующему законодательству и нормативным актам региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

В соответствии с действующим законодательствам Администраций сельского поселения Татлыбаевский сельсовет муниципального района Баймакский район РБ заключены следующие договора:

- ДД.ММ.ГГГГ с ООО «<данные изъяты>» о поставке евроконтейнеров для сбора твердых коммунальных отходов для нужд сельского поселения;

- ДД.ММ.ГГГГ с ООО «<данные изъяты>» на монтаж контейнерной площадки д.Янзигитово;

- ДД.ММ.ГГГГ с ООО «<данные изъяты>» на монтаж контейнерной площадки <адрес>;

- ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> на выполнение работы по обустройству контейнерной площадки (трехсекционный) для сбора отходов на территории СП Татлыбаевский сельсовет МР Баймакский район РБ.;

- ДД.ММ.ГГГГ с предпринимателем ФИО1 о устройстве площадки на 4 контейнера в <адрес>

- ДД.ММ.ГГГГ , муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ , муниципальный контракт , муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с ООО Региональный оператор «ЭТО-СИТИ» на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно которому региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вышеуказанные договора, опровергают вмененное нарушение и подтверждают, что глава сельского поселения Татлыбаевского сельсовета МР Баймакский район РБ Идрисов Р.А. выполнил все требования законодательства на которые указано в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания, а именно: территория сельского поселения благоустроена, установлены контейнерные площадки, установлено о запрете размещения отходов производства.

Указанные обстоятельства также, подтверждается справкой муниципального казенного учреждения «Центр учета и отчетности муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, согласно которому на балансе сельского поселения Татлыбаевский сельсовет муниципального района Баймакский район РБ числятся следующие контейнерные площадки, которые расположены по адресу:

- <адрес> в д.<адрес>: 4-х секционная контейнерная площадка, инв. ;

- <адрес>: 3-х секционная контейнерная площадка, инв. номер и на ул.<адрес>.

Кроме того, в силу пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

Из указанного следует, что в целях сохранения природы на территории соответствующего муниципального образования, исключения загрязнения, предупреждения и минимизации экологических рисков Идрисов Р.А. в рамках своих полномочий организовал мероприятия по охране окружающей среды в границах Татлыбаевского сельсовета МР Баймакский район РБ.

Вменение Идрисову Р.А. нарушения законодательства, «не соблюдение должным образом меры по поддержанию и восстановлению благоприятного состояния окружающей среды» является не обоснованным поскольку, согласно действующему законодательства регулируется нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, и при этом возложены только на исполнительные органы Российской Федерации и субъекты Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст. 6.1 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях за размещение бытовых и промышленных отходов (твердых бытовых отходов, жидких бытовых отходов, промышленных отходов, в том числе дорожного смета, снега) вне полигонов бытовых промышленных отходов, в иных не установленных муниципальным нормативным правовым актом местах - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати пяти тысяч до сорока пяти тысяч рублей.

Из указанного следует, что государственный инспектор, ведущий специалист-эксперт Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии РБ Таймасова А.И. неправильно квалифицировала действия главы сельского поселения, поскольку из материалов дела об административном правонарушении следует, что имел факт размещения бытовых и промышленных отходов вне полигона бытовых промышленных отходов, в иных не установленных муниципальном нормативным правовым актом местах.

При этом доказательств размещения Идрисовым Р.А. бытовых и промышленных отходов вне полигона бытовых промышленных отходов, в иных не установленных муниципальном нормативным правовым актом местах, материалами дела не подтверждается.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении главы сельского поселения Татлыбаевский сельсовет МР Баймакский район РБ Идрисова Р.А. государственным инспектором Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан сделан неверный вывод об осуществлении должностным лицом своей деятельности с нарушением требований природоохранного законодательства.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора, ведущего специалиста Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Таймасовой А.И. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении главы сельского поселения Татлыбаевский сельсовет МР Баймакский район РБ Идрисова Р.А. по ч.4 ст. 8.2КоАПРФ подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП Российской Федерации, судья

РЕШИЛ:

Жалобу главы сельского поселения Татлыбаевский сельсовет МР Баймакский район РБ Идрисова Р.А. удовлетворить.

постановление государственного инспектора, ведущего специалиста Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Таймасовой А.И. от 11 ноября 2021 года в отношении главы сельского поселения Татлыбаевский сельсовет МР Баймакский район РБ Идрисова Р.А по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Баймакский районный суд Республики Башкортостан либо непосредственно Верховный Суд Республики Башкортостан.

Судья: А.Я. Утарбаев

12-45/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Истцы
Прокуратура Баймакского района
Ответчики
Идрисов Руслан Ахтямович
Суд
Баймакский районный суд Республики Башкортостан
Судья
Утарбаев А.Я.
Статьи

8.2

Дело на странице суда
baimaksky.bkr.sudrf.ru
12.05.2022Материалы переданы в производство судье
12.07.2022Судебное заседание
18.07.2022Поступили истребованные материалы
19.07.2022Судебное заседание
18.08.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
18.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее