Судья Винс О.Г. Дело №33-1534/23(№2-267/2022)
УИД 22RS0034-01-2022-000344-12
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 марта 2023 г. город Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вегель А.А.,
судей Сачкова А.Н., Шторхуновой М.В.,
при секретаре Тенгерековой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации Михайловского района Алтайского края на решение Михайловского районного суда Алтайского края от 11 ноября 2022 г. по делу
по иску прокурора Михайловского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Михайловского района Алтайского края, Главному управлению по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Михайловского района Алтайского края, ООО «ВторГеоРесурс», ООО «ЭКО-ЛАЙН» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки, оборудовании земельного участка в соответствии с СанПин, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Вегель А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Михайловского района Алтайского края обратился в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным исковым заявлением.
В обоснование иска с учетом уточнений указано, что прокуратурой Михайловского района в соответствии с поручением прокуратуры Алтайского края проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды, отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологическом благополучии, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства.
Проверкой установлено, что на территории Михайловского района имеется земельный участок (кадастровый номер ***), расположенный по адресу: <адрес> площадью *** кв.м., с разрешенным использованием: для временного размещения твердых бытовых отходов, предоставленный по договору аренды от 08.04.2020 № *** ООО «ЭКО-ЛАЙН». При проведении проверки с выездом на место 11.07.2022 установлено, что твердые коммунальные отходы находятся за пределами границ земельного участка, отведенного под размещение для временного хранения твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) по договору аренды указанного земельного участка, выгрузка отходов проводится вне специально установленных местах, вывоз ТКО осуществляется менее 1 раза в неделю. В рамках выездной проверки 27.10.2022 установлено, что площадь несанкционированных свалок, расположенных вблизи границ земельного участка, предназначенного для временного хранения ТКО, с северо-западной стороны составляет *** кв.м. Наличие указанного объема несанкционированных свалок, расположенных вблизи границы земельного участка (кадастровый номер ***), предназначенного для временного хранения ТКО, свидетельствует о нарушении требований законодательства об отходах производства и потребления, об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологического законодательства. Согласно части 1.1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения. Полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований по решению рассматриваемого вопроса местного значения установлены отраслевым федеральным законом - Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ). Таким образом, ликвидация несанкционированных свалок на территории муниципального образования возложена и на органы местного самоуправления. В соответствии с п.4.1.2 договора аренды земельного участка от 08.04.2020 №***, заключенного между Главным Управлением по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Михайловского района (арендодатель) и ООО «ЭКО-ЛАЙН» (арендатор) (далее по тексту договор), арендодатель имеет право беспрепятственно посещать и обследовать участок на предмет соблюдения земельного законодательства, условий договора, целевого использования земельного участка, обременений и сервитутов. Согласно п. 4.4.2 договора аренды земельного участка от 08.04.2020 № *** арендатор обязан использовать участок в соответствии с целевым назначением, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту. Пунктом 4.4.8 договора аренды земельного участка от 08.04.2020 №*** предусмотрено, что арендатор обязан установить ограждение согласно границам предоставленного участка. Проверкой установлено, что земельный участок, предназначенный для временного хранения ТКО (кадастровый номер ***) не защищен от воздействия атмосферного воздуха и ветра в соответствии с п. 220 СанПиН 2.1.3684-21, в связи с переполнением ТКО и раздуванием ветром, ТКО находятся за пределами земельного участка, выделенного для временного хранения ТКО. Таким образом, арендатором и арендодателем земельного участка, предназначенного для временного хранения ТКО, нарушены требования п. 220 СанПиН 2.1.3684-21. Прокуратурой Михайловского района ранее были внесены представления в адрес Администрации Михайловского района, ООО «ВторГеоРесурс», ООО «ЭКО-ЛАЙН» об устранении указанных нарушений, при этом указанные нарушения не устранены. Кроме того, в прокуратуру Михайловского района поступило заявление Главы Михайловского района, согласно которому арендатор земельного участка ООО «ЭКО-ЛАЙН» нарушает требования законодательства об охране окружающей среды, не исполняет обязательства по договору аренды земельного участка, не реагирует на меры претензионного характера. Проверкой установлено, что Администрацией Михайловского района, Главным Управлением по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Михайловского района Алтайского края (арендодатель), ООО «ЭКО-ЛАЙН» (арендатор), ООО«ВторГеоРесурс» меры, направленные на соблюдение законодательства об охране окружающей среды, отходах производства и потребления и исполнению обязательств по договору аренды земельного участка от 08.04.2020 № ***, не приняты. Несоблюдение требований указанного законодательства недопустимо, поскольку влечет наступление негативных последствий в виде нарушения принципов охраны окружающей среды, а также прав граждан на благоприятную окружающую среду, что создает угрозу обеспечения экологической безопасности.
В связи с чем, истец просил обязать ООО «ВторГеоРесурс», Администрацию Михайловского района Алтайского края, Главное Управление по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Михайловского района, ООО «ЭКО-ЛАЙН» ликвидировать несанкционированные свалки, площадью *** кв.м., расположенные с северо-западной стороны от границ земельного участка, предназначенного для временного хранения ТКО (кадастровый номер ***) расположенный по адресу: <адрес> Обязать Главное Управление по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Михайловского района, ООО «ЭКО-ЛАЙН», земельный участок, выделенный для временного хранения ТКО, площадью *** кв.м., имеющий кадастровый номер ***, расположенный по адресу: <адрес> оборудовать в соответствии с п. 220 СанПиН 2.1.3684-21, а именно принять меры направленные на защиту площадки для временного хранения ТКО от воздействия атмосферного воздуха и ветра. Обязать ООО «ВторГеоРесурс» обеспечивать вывоз ТКО, находящихся на земельном участке, кадастровый номер ***, расположенный по адресу: <адрес> не менее 1 раза в неделю и не допускать накопление отходов вне специально оборудованных местах накопления отходов, в соответствии с п. 216 СанПиН 2.1.3684-21.
Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне истца, привлечено ООО «КарьерДорСтрой».
Решением Михайловского районного суда Алтайского края от 11 ноября 2022 г. постановлено:
исковое заявление прокурора Михайловского района Алтайского края удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Михайловского района Алтайского края, ИНН ***, ОГРН ***, ООО «ВторГеоРесурс», ИНН ***, ОГРН ***, ООО «ЭКО-ЛАЙН», ИНН ***, ОГРН *** ликвидировать несанкционированную свалку, площадью *** кв.м., расположенную с северо-западной стороны от границ земельного участка, предназначенного для временного хранения ТКО (кадастровый номер ***), расположенного по адресу: <адрес>
Обязать Администрацию Михайловского района Алтайского края, ИНН ***, ОГРН ***, ликвидировать несанкционированную свалку, площадью *** кв.м., расположенную с северо-западной стороны от границ земельного участка, предназначенного для временного хранения ТКО (кадастровый номер ***), расположенного по адресу: <адрес>
Обязать Главное Управление по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Михайловского района Алтайского края (ОГРН ***), ООО «ЭКО-ЛАЙН» земельный участок, выделенный для временного хранения ТКО, площадью *** кв.м., имеющий кадастровый номер ***, расположенный по адресу: <адрес> оборудовать в соответствии с п. 220 СанПиН 2.1.3684-21, а именно принять меры направленные на защиту площадки для временного хранения ТКО от воздействия атмосферного воздуха и ветра.
Обязать ООО «ВторГеоРесурс» обеспечивать вывоз ТКО, находящихся на земельном участке, кадастровый номер ***, расположенный по адресу: <адрес> не менее 1 раза в неделю и не допускать накопление отходов вне специально оборудованных местах накопления отходов, в соответствии с п. 216 СанПиН 2.1.3684-21.
В удовлетворении исковых требований прокурора Михайловского района Алтайского края к ООО «ВторГеоРесурс», ООО «ЭКО-ЛАЙН» в части возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку площадью *** кв.м., расположенную с северо-западной стороны от границ земельного участка, предназначенного для временного хранения ТКО (кадастровый номер ***) расположенного по адресу: <адрес> отказать.
В удовлетворении исковых требований прокурора Михайловского района Алтайского края к Главному управлению по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Михайловского района Алтайского края в части возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки, площадью *** м.кв., расположенные с северо-западной стороны от границ земельного участка, предназначенного для временного хранения ТКО (кадастровый номер ***) расположенного по адресу: <адрес> отказать.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Михайловского района просит решение суда отменить и принять новое решение, ссылаясь на то, что администрация не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, просит привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, на стороне ответчика Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края; судом не принято во внимание, что Главное управление по экономическому развитию и имущественным отношениям является структурным подразделением администрации района; судом также не учтено, что вышеуказанный СанПиН 2.1.3684-21 не устанавливает требований к формированию полигонов для твердых бытовых отходов; ответственность по надлежащему содержанию земельного участка должна быть возложена на тех лиц, которые его эксплуатируют на основании договора аренды.
В суде апелляционной инстанции прокурор Хворов И.А. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки в судебную коллегию не уведомили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 01.01.2019 по настоящее время ООО «ВторГеоРесурс» осуществляет обязанности регионального оператора по обращению с ТКО на территории сельских поселений Михайловского района, согласно соглашению (л.д.35-44).
Материалами дела установлено, что на территории Михайловского района находится земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: <адрес>, с разрешённым видом использования: для размещения полигона твердых бытовых отходов, собственником земельного участка является Администрация Михайловского района Алтайского края (л.д.32-34).
Из договора аренды земельного участка *** от 08.04.2020 г. заключенного между Главным Управлением по экономическому развитию и имущественным отношениям и ООО «ЭКО-ЛАЙН», усматривается что арендодатель передает в аренду арендатору (ООО «ЭКО-ЛАЙН») земельный участок с кадастровым номером ***, государственная собственность, на который не разграничена, расположенный по адресу: <адрес> площадью *** кв.м. В силу пункта 1.3 договора участок предоставляется для размещения полигона твердых бытовых отходов (л.д. 6-7).
Данный договор аренды заключен сроком на 10 лет, и не кем не оспорен.
23.07.2020 между ООО «ВторГеоРесурс» и ООО «ЭКО-ЛАЙН» заключен договор на транспортировку ТКО, в соответствии с которым ООО «ЭКО-ЛАЙН» осуществляет вывоз ТКО из мест накопления ТКО (л.д.75-88).
Соглашением от 30.11.2020 указанный договор расторгнут (л.д.90).
30.11.2020 между ООО «ВторГеоРесурс» и ООО «КарьерДорСтрой» заключен договор на оказание услуг по транспортировке ТКО (л.д.10-16).
Прокуратурой Михайловского района проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды, отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологическом благополучии, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства, так на земельном участке, расположенном <адрес> обнаружены отходы потребления, которые по смыслу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относятся к твердым коммунальным отходам.
Согласно акту проверки от 11.07.2022 на земельном участке с кадастровым номером *** расположенном по адресу: <адрес> площадью *** кв.м, с разрешенным использованием: для временного размещения твердых бытовых отходов, предоставленным по договору аренды от 08.04.2020 *** ООО «ЭКО-ЛАЙН», установлено, что твердые коммунальные отходы находятся за пределами границ земельного участка, отведенного под размещение для временного хранения ТКО по договору аренды указанного земельного участка, выгрузка отходов проводится вне специально установленных местах, вывоз ТКО осуществляется менее 1 раза в неделю. В рамках выездной проверки 27.10.2022 установлено, что площадь несанкционированных свалок, расположенных вблизи границ земельного участка, предназначенного для временного хранения ТКО, с северо-западной стороны составляет *** кв. м.
Актом повторной проверки от 27.10.2022 установлено, что согласно данным Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, относится к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, разрешенного использования - для размещения полигона твердых бытовых отходов. Границы земельного участка установлены, уточненная площадь - *** кв.м., кадастровая стоимость - 325380 руб. Земельный участок принадлежит на праве аренды Обществу с ограниченной ответственностью "ЭКО-ЛАЙН". Дата государственной регистрации 23.07.2020, номер регистрации *** В ходе визуального осмотра и контрольных замеров, произведенных с использованием GPS-спутниковый геодезический приемник установлено, что земельный участок используется для временного размещения ТКО. Со стороны дороги <адрес> имеется въезд с ограждением (воротами). Часть территории земельного участка, предназначенного для временного хранения ТКО, со стороны дороги ограничена насыпным рвом. В результате контрольных измерений фактических границ участка, занятого ТКО установлено: северо-западная сторона участка выходит за пределы документально установленных границ и накладывается на земельный участок с КН <адрес>. Общая площадь наложения составила *** кв.м. Также имеется территория за пределами установленных границ с северной стороны участка, прилегающая к дороге <адрес>. Таким образом, площадь несанкционированных свалок, расположенных вблизи границ земельного участка (***), предназначенного для временного хранения ТКО, по направлению на северо-запад, составляет *** кв.м.
Из приведённых выше актов судом установлено, и не оспаривается участниками процесса, что на участке с кадастровым номером *** расположены несанкционированные свалки с различными видами отходов. Несанкционированная свалка не огорожена. На участке строений и сооружений нет. Свалка располагается стихийно. Доступ на свалку свободный.
В адрес администрации Михайловского района, ООО «ВТорГеоРесурс», ООО «ЭКО-Лайн» прокурором направлено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установив факт размещения на территории Михайловского района двух несанкционированных свалок отходов, принимая во внимание, что администрация района является собственником земельных участков с кадастровым номером *** и с кадастровым номером ***, которые граничат между собой, и скалки образовались с двух сторон земельного участка с кадастровым номером ***, руководствуясь положениями Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 13 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления", пришел к выводу о возложении на ответчика администрацию Михайловского района обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, как площадью *** кв.м., так и площадью *** кв.м., указав на отсутствие оснований для удовлетворения указанных требований, предъявленных к Главному управлению по экономическому развитию и имущественным отношениям администрации Михайловского района, поскольку последнее не является ни собственником земельного участка, ни его пользователем.
При этом аналогичную обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, площадью *** кв.м., суд возложил и на ответчиков по делу ООО «ВторГеоРесурс», ООО «ЭКО-ЛАЙН». Приняв признание иска ответчиком ООО «ВторГеоРесурс» в части возложения обязанности о ликвидации образовавшейся несанкционированной свалки на земельном участке, площадью *** кв.м., и возложении обязанности по обеспечению вывоза ТКО с земельного участка с кадастровым номером *** не менее одного раза в неделю и не допускать накопление отходов вне специально оборудованных местах накопления отходов.
Отказывая в удовлетворении части требований о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, площадью *** кв.м. на ООО «ЭКО-ЛАЙН», суд первой инстанции исходил из того, что данный ответчик арендатором земельного участка с кадастровым номером ***, который граничит с предоставленным ему в аренду земельным участком с кадастровым номером ***, не является. Доказательств того, что от действий ООО «ВторГеоРесурс» произошло переполнение свалки и образовался мусор на участке, площадью *** кв.м., стороной истца не представлено, в связи с чем, суд отказал в части требований, предъявленных к данному ответчику.
Помимо этого, судом первой инстанции на Главное Управление по экономическому развитию и имущественным отношениям администрации Михайловского района, ООО «ЭКО-ЛАЙН», как на стороны договора аренды, возложена обязанность оборудовать земельный участок, выделенный для временного хранения ТКО, площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***, в соответствии с п. 220 СанПиН 2.1.3684-21, а именно принять меры, направленные на защиту площадки для временного хранения ТКО от воздействия атмосферного воздуха и ветра.
Данное решение оспаривается администрацией Михайловского района в части возложения обязанности на нее и Главное Управление по экономическому развитию и имущественным отношениям администрации Михайловского района обязанности по ликвидации несанкционированных свалок и оборудования земельного участка, выделенного для временного хранения ТКО, площадью *** кв.м., в соответствии с нормами СанПиН 2.1.3684-21. В остальной части решение суда не оспаривается и предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции в силу требований п. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является.
Признавая доводы апелляционной жалобы о том, что организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердотельных коммунальных отходов относится к полномочиям исполнительного органа государственной власти Алтайского края, уполномоченного в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в области обращения с отходами, и администрация Михайловского района надлежащим ответчиком по настоящему делу не является, несостоятельными, судебная коллегия учитывает следующее.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером ***, государственная собственность на который не разграничена, находится в фактическом распоряжении муниципального образования Михайловский район, и на основании договора аренды от 08.04.2020 предоставлен в аренду ООО «ЭКО-ЛАЙН».
Согласно Уставу МО Михайловский район Алтайского края, Муниципальное образование Михайловский район Алтайского края наделено статусом муниципального района законом Алтайского края от 10.09.2007 № 86-ЗС.
В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст. 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п. 2 ст. 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22).
Положения п. 1 ст. 3.4. Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускают накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абз. 4. 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ). В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ).
Положениями ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ).
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанных земельных участках, площадью 881 кв.м. и 1 393 кв.м., за пределами границ земельного участка с кадастровым номером 22:28:010727:25, находящегося в распоряжении муниципального образования Михайловский район, в материалы дела не представлены.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения (п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Положениями п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ предусмотрено, что участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2 статьи 8 указанного Федерального закона).
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Таким образом, вопреки доводам жалобы о том, что проведение рассматриваемых мероприятий относится к полномочиям исполнительного органа государственной власти Алтайского края, уполномоченного в сфере жилищно- коммунального хозяйства, в области обращения с отходами, являются необоснованными, в виду неверного применения норм действующего законодательства в данной сфере, на что обоснованно указано судом первой инстанции.
Вопреки, доводам апелляционной жалобы, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления. Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Следовательно, органы публичной власти, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированных свалок на вышеуказанных земельных участках.
Указание подателем жалобы на то, что органы муниципального образования обязаны лишь принимать участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, не свидетельствует о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, поскольку использование формулировки "участие", не может быть сведено к формальному участию органа местного самоуправления в сборе и вывозе бытовых отходов и не означает права игнорирования ответчиком существующих несанкционированных свалок. Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. Ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления (статья 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ).
Вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления, несанкционированных свалок на расположенных на территории муниципального образования земельных участках должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка. Применительно к землям неразграниченной собственности - лицом, которому предоставлено право распоряжения земельным участком.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на администрацию Михайловского района Алтайского края, наряду с другими ответчиками, обязанность ликвидировать несанкционированные свалки.
Ссылки в жалобе на судебную практику по аналогичным делам не могут быть учтены судебной коллегией, так как указанные судебные акты были приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела, с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами, и преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела не имеет.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы в части неправомерного возложения на Главное управление по экономическому развитию и имущественным отношениям администрации Михайловского района Алтайского края обязанности по приведению спорного земельного участка с кадастровым номером *** в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, исходя из следующего.
В соответствии с положениями статей 8 и 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (ред. от 18.03.2021) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» - обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами и территориальной схемой обращения с отходами (далее – схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Как следует из представленного ответа Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 28.02.2023 *** на запрос суда апелляционной инстанции, земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: <адрес>, площадью *** кв.м., выделялся администрации Михайловского района для размещения твердых коммунальных отходов с целью их временного хранения либо как полигон ТКО.
Согласно разделу 9 Территориальной схемы обращения с отходами Алтайского края, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края № *** от 24.05.2019, земельный участок с кадастровым номером ***, не является площадкой временного накопления ТКО (л.д. 20).
Территориальной схемой обращения с отходами предусмотрено, что потоки ТКО, образованные в сельских поселениях муниципального района подлежат направлению на площадку временного накопления, откуда в дальнейшем они транспортируются на полигон. В соответствии с территориальной схемой оператор вправе размещать ТКО на срок до 11 месяцев, на площадках временного хранения. По истечению 11 месяцев использования земельного участка, участок должен был отчищен от ТКО.
В силу п. 6 ст. 12 настоящего Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО).
Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной части.
Во исполнение указанной нормы Минприроды России утвержден Приказ от 30.09.2011 № 792 «Об отверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов», согласно которому, государственный реестр объектов размещения отходов входит в систему государственного кадастра отходов.
Полномочия по ведению государственного реестра объектов размещения отходов на основании п.5.5(11) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, осуществляет Росприроднадзор.
В соответствии с ответом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю от 27 февраля 2023 г., представленному в суд апелляционной инстанции, при осуществлении деятельности по сбору и вывозу ТКО, образующихся на территории Михайловского района для временного накопления ТКО, сроком до 11 месяцев, оператором по транспортированию ТКО ООО «ЭКО-ЛАЙН» использовался выделенный земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: <адрес>, площадью *** кв.м., с разрешенным использованием для временного размещения твердых коммунальных отходов, не включенный в ГРОРО и не являющийся полигоном ТКО.
Данный земельный участок, общей площадью *** кв.м. является местом накопления твердых бытовых отходов долгое время, общедоступен для неограниченного круга лиц, фактически является исторически сложившейся свалкой.
С 01.03.2021 введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Срок действия санитарных правил и норм установлен до 01.03.2027.
Данные нормы СанПиН 2.1.3684-21 регламентируют деятельность по эксплуатации специализированных природоохранных сооружений – полигонов ТКО, а не временных объектов, не отвечающих требованиям закона.
В силу п. 216 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.
Таким образом, учитывая, что спорный земельный участок на настоящий момент площадкой временного накопления ТКО не является, место временного хранения ТКО и (или) несанкционированная свалка не являются полигоном ТКО, в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) данный участок не включен, на него требования санитарных правил СанПиН 2.1.3684-21, вопреки выводам суда, не распространяются.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда в части возложения на Главное управление по экономическому развитию и имущественным отношениям администрации Михайловского района Алтайского края, а также на ООО «ЭКО-ЛАЙН», (хотя жалоба последнего и отсутствует, но в интересах законности судебная коллегия полагает возможным выйти за пределы доводов), обязанности оборудовать земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: <адрес>), площадью *** кв.м., в соответствии с п. 220 СанПиН 2.1.3684-21, а именно принять меры, направленные на защиту площадки для временного хранения ТКО от воздействия атмосферного воздуха и ветра, отменить, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Оснований для отмены решения суда в остальной части судебная коллегия по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Михайловского районного суда Алтайского края от 11 ноября 2022 г. отменить в части удовлетворения иска о возложении на Главное управление по экономическому развитию и имущественным отношениям администрации Михайловского района Алтайского края обязанности - оборудовать земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: <адрес>, площадью *** кв.м., в соответствии с п. 220 СанПиН 2.1.3684-21, а именно принять меры, направленные на защиту площадки для временного хранения ТКО от воздействия атмосферного воздуха и ветра, принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение Михайловского районного суда Алтайского края от 11 ноября 2022 г. оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГ