Решение по делу № 12-15/2022 от 31.10.2022

УИД: 72RS0006-01-2022-000372-65

№ 12-15/2022

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

с. Викулово Тюменской области               23 ноября 2022 года

Судья Викуловского районного суда Тюменской области Березинская Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу юридического лица, привлеченного к административной ответственности:

Администрации Сартамского сельского поселения, ОГРН , адрес регистрации: <адрес>, не имеющего действующих административных правонарушений,

на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) от ДД.ММ.ГГГГ, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные заместителем главного государственного инспектора по <адрес>, Абатскому, Викуловскому, Ишимскому, Казанскому, Сладковскому, Сорокинскому муниципальным районам, по пожарному надзору начальником отделения по НДиПР по Викуловскому муниципальному району отдела НДиПР Главного управления МЧС России по <адрес> ФИО3,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Сартамского сельского поселения в лице законного представителя главы Прокопьев И.В. обратилась в суд с жалобой на постановление заместителя главного государственного инспектора по <адрес>, Абатскому, Викуловскому, Ишимскому, Казанскому, Сладковскому, Сорокинскому муниципальным районам, по пожарному надзору начальника отделения по НДИПР по Викуловскому муниципальному району отдела НДиПР Главного управления МЧС России по <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, о привлечении последнего к административной ответственности в виде предупреждения. Просит отменить указанное выше постановление, а также представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы мотивированы тем, что целью проверки, указанной как в Уведомлении, так и в Распоряжении (Приказе) органа государственного контроля (надзора) Отделения НДиПР по Викуловскому МР о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ юридического лица Администрации Сартамского сельского поселения являлось - исполнение п. 2.4 решения оперативного совещания Совета Безопасности РФ от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Президентом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ПР-195. Указанное решение Совета Безопасности РФ от ДД.ММ.ГГГГ принято в целях проведения проверок в паводкоопасный период. Государственный пожарно-надзорный орган Викуловского МР самостоятельно принял решение о проведении внеплановой проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, упустив словосочетание «паводкоопасный период», таким образом, злоупотребляя своим служебным положением, провел незаконную, необоснованную и несогласованную с прокуратурой района внеплановую проверку всех сельских администрации <адрес>. По итогам проведения проверки незаконно и необоснованно составили протоколы и выписал постановления о привлечении как физических лиц администрации, так и юридических лиц сельских <адрес> к административной ответственности. Считает, что ссылка органа пожарной деятельности при принятии решения о проведении внеплановой проверки и итоговых документов по результатам проверки в целях исполнения п. 2.4 решения оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, является незаконной, поскольку нарушены сроки и цель ее проведения. Так на момент проверки в Викуловском муниципальном районе отсутствовал паводкоопасный режим, кроме того, проставлением Администрации Викуловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, снят особый пожароопасный режим в границах Викуловского муниципального района за границами сельских населённых пунктов. Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» внеплановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора) в 2022 году с целью реализации протокола оперативного совещания не могут проводиться без согласования с органами прокуратуры. В нарушение указанных требований Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Викуловскому МР проверка в отношении Администрации Сартамского сельского поселения проведена без согласования прокуратуры, поскольку проведена не весной в паводкоопасный период, как указано в решении оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации, а осенью, когда нет никаких паводковых периодов.

В судебном заседании представитель Сартамского сельского поселения Прокопьев И.В. доводы жалобы поддержал, в дополнениях к жалобе указал, что согласно раздела 7 методических рекомендаций по проведению проверок готовности органов, сил и средств функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к действиям по предназначению в паводкоопасный период и пожароопасный сезон 2022 года, утверждённые заместителем министра РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий СБ, установлено, что руководители направляют отчетные материалы о проведенной проверке до ДД.ММ.ГГГГ. Аналогичный же срок установлен Постановлением <адрес> -п от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении плана основных мероприятий <адрес> в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности на 2022 год». Однако в нарушение указанных нормативных актов Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Викуловскому МР провел проверку за пределами установленного срока в октябре 2022 года. Приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ распространяет свое действие только на проверки в паводкоопасный период.

Должностное лицо, вынесшее постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности, начальник отделения по НДиПР по Викуловскому муниципальному району отдела НДиПР Главного управления МЧС России по <адрес> ФИО3 в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы отказать, суду пояснил, что распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Сартамского сельского поселения принято на основании приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации в системе МЧС России протокола оперативного совещания Совета Безопасности РФ от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу «О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности и снижению возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период», утвержденного Президентом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ПР-195. Согласно плану реализации мероприятий к приказу МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ в целях исполнения решения п. 2.4 решения оперативного совещания Совета Безопасности РФ от ДД.ММ.ГГГГ на ДНПР, ТО МЧС России возложена обязанность по организации проведения надзорных, профилактических мероприятий, касающихся соблюдения органами местного самоуправления требований пожарной безопасности в населенных пунктах, на объектах социальной инфраструктуры, энергетики и транспорта, имеющих общую границу с лесными участками и подверженных угрозе перехода на них природных пожаров. Целью проверки являлось соблюдение органами местного самоуправления требований пожарной безопасности (реализация полномочий в области пожарной безопасности) в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, в том числе и на пожароопасный период 2023 года. Поскольку все сельские поселения Викуловского муниципального района были проверены и готовы к пожароопасному периоду 2022 года, оснований для проверки соблюдения требований пожарной безопасности не имелось. Проведение указанной проверки не требует согласования с органами прокуратуры. Представитель юридического лица о проведении внеплановой выездной проверки был уведомлен, при проведении проверки присутствовал. Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ , по результатам внеплановой выездной проверки установлено, что выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно в населенных пунктах Сартамского сельского поселения не произведена своевременная уборка сухой растительности, до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов, не созданы противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров. В связи с данными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ на юридическое лицо Администрацию Сартамского сельского поселения составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, выдано предписание для устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ постановлением по делу об административном правонарушении указанное юридическое лицо признано виновным в совершении административногоо правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения, поскольку на администрацию сельского поселения возложена ответственность за обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, входящих в состав данного сельского поселения.

Проверив правильность применения норм материального и процессуального права по делу, исходя из его материалов и доводов жалобы, выслушав представителя юридического лица Прокопьев И.В., должностного лица, вынесшего постановление об административном правонарушении, ФИО3, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Нарушением требований пожарной безопасности признается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Таким образом, статья 20.4 КоАП РФ является бланкетной нормой и отсылает к содержащимся в федеральных законах, иных нормативных правовых актах, нормативных документах (в том числе сводах правил) специальным условиям социального и (или) технического характера, установленным в целях обеспечения пожарной безопасности. Нарушение таких условий образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ.

Объективную сторону данных правонарушений составляют действия (бездействие), нарушающие установленные правила и требования в области пожарной безопасности.

При этом противоправное деяние виновного лица не связывается с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту Федеральный закон № 294-ФЗ) регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (часть 1 статьи 1); устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (пункт 1 части 2 статьи 1).

В пункте 17 части 4 статьи 1 названный закон предусматривает, что при осуществлении определенных видов государственного контроля (надзора), в частности федерального государственного пожарного надзора, особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в соответствии с частью 1 статьи 6.1 названного федерального закона применяются положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных данной статьей и включающих применение риск-ориентированного подхода, при котором осуществляется отнесение объекта защиты, территории или земельного участка к определенной категории риска.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ в части 11 статьи 9, части 4 статьи 10, части 3 статьи 12 предусмотрено, что плановая или внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 этого закона.

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, в том числе между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ).

В силу статьи 1 Федерального закона № 69-ФЗ требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Указанной статьей Федерального закона № 69-ФЗ установлено, что особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, установленные органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.

Согласно положениям чч.1, 2 ст. 3 Федерального закона № 69-ФЗ система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 37 Федеральный закон № 69-ФЗ собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечить своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности»).

В силу ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, государственный надзор за выполнением организациями и гражданами требований пожарной безопасности, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков осуществляется в том числе в рамках выездных проверок с учетом особенностей организации и проведения таких проверок, в случае невозможности осуществления проверки соблюдения требований пожарной безопасности в рамках документарных проверок и в целях необходимости обязательного подтверждения достоверности соблюдения указанными лицами установленных законодательством требований и представленных сведений.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относятся вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах поселений.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров также принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции).

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 63 Федерального закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, помимо прочего, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно ч. 2 ст. 69 Федерального закона № 123-ФЗ противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений.

Согласно абзацу первому ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее также - Правил ), которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности (пункт 1).

Согласно пункту 67 указанных Правил правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.

Согласно пункту 69 указанных Правил на территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов.

В соответствии с п. 70 Правил в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» на период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.

Согласно п. 3 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 390-ФЗ «О безопасности» вступившие в силу решения Совета Безопасности обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами.

Материалами дела подтверждается, что администрация Сартамского сельского поселения является действующим юридическим лицом.

В соответствии с п. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, а также п. 4 ч. 1 ст. 6 Устава Сартамского сельского поселения к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Таким образом, Администрация Сартамского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления сельского поселения, наделена Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>, а также лицом, ответственным за обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, входящих в состав данного поселения.

В состав муниципального образования – Сартамского сельского поселения входят, в том числе, <адрес>, д. Новоборовая, <адрес>, д. Староборовая.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы Администрации Викуловского муниципального района за , в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О пожарной безопасности», ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О Защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, введен в Викуловском муниципальном районе особый противопожарный режим с ДД.ММ.ГГГГ, куда входит, в том числе и Сартамское сельское поселение.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы Администрации Викуловского муниципального района за , в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О пожарной безопасности», постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об отмене особого противопожарного режима в <адрес> и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов», в связи со стабилизацией пожарной обстановки в Викуловском муниципальном районе, погодных условий, способствующих снижению класса пожарной опасности, отменен с ДД.ММ.ГГГГ особый противопожарный режим в границах Викуловского муниципального района за границами сельских населенных пунктов. (л.д. 24)

Наряду с основаниями, установленными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», основанием для проведения внеплановых проверок в отношении органов местного самоуправления в части обеспечения ими первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, является наличие решения органа государственной власти об установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об утверждении перечня населённых пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных ) пожаров в <адрес>», куда отнесены населенные пункты Сартамского сельского поселение (л.д. 33-40)

Дознавателем отделения НДиПР по Викуловскому МР ОНДиПР «Ишимский» ГУ МЧС России по <адрес> с целью исполнения п. 2.4 протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности и снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ № ПР-195, была проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации Сартамского сельского поселения на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжение о проведении внеплановой проверки было получено законным представителем юридического лица - Сартамского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует отметка штампа входящей корреспонденции юридического лица.

ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица , согласно которого в ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований (л.д. 10-11).

ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, в отношении Сартамского сельского поселения, по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 13).

28.10.2022г. вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении Сартамского сельского поселения, по ст. 20.4. ч.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения (л.д. 20-21).

В соответствии с имеющимися доказательствами в постановлении должностного лица сделан обоснованный вывод о виновности юридического лица в нарушении вышеуказанный требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 Устава Сартамского сельского поселения, действия администрации правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Судом проверены и признаются несостоятельными доводы представителя юридического лица Администрации Сартамского сельского поселения о том, что внеплановая выездная проверка была проведена ОНДиПР Викуловского МР в отношении Администрации в нарушение положений Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», без соответствующего поручения Президента РФ и без согласования с органами прокуратуры.

Так, в п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» установлено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ и должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), за исключением случаев, указанных в п. 2 настоящего постановления.

Вместе с тем, ограничения, установленные указанным Постановлением Правительства РФ, не распространяются на проверки, проводимые в отношении органов местного самоуправления по вопросам деятельности, осуществляемой ими при решении вопросов местного значения, осуществления полномочий по решению указанных вопросов (к которым относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности), поскольку проведение таких проверок регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а не Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», внеплановые проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры, в том числе по поручению Президента Российской Федерации.

Совет Безопасности Российской Федерации это конституционный государственный и консультативно-совещательный орган при Президенте Российской Федерации, осуществляющий подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики по обеспечению национальной безопасности (Положение о Совете Безопасности утверждено Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

На оперативном совещании Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О дополнительных мерах повышению пожарной безопасности и снижению возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период» от ДД.ММ.ГГГГ, в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период и пожароопасный сезон, решено провести надзорные профилактические мероприятия, касающиеся соблюдения органами местного самоуправления требований пожарной безопасности в населенных пунктах, на объектах социальной инфраструктуры, энергетики и транспорта, имеющих общую границу с лесными участками и подверженных угрозе перехода на них природных пожаров (п. 2.4). Протокол вышеуказанного оперативного совещания утвержден Президентом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Пр-195.

По смыслу приведенных норм права, вступившее в силу решение Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О дополнительных мерах повышению пожарной безопасности и снижению возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденное Президентом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Пр-195, имеет статус поручения Президента РФ и не требует согласования с органами прокуратуры.

Таким образом, как следует из оспариваемого распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ , в обоснование указанной проверки, необходимость ее проведения также обусловлена исполнением поручения Президента РФ, данного в ходе оперативного заседания Совета Безопасности РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ПР-195 по вопросу «О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности и снижению возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период», а также принятого в его исполнение - приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации в системе МЧС протокола оперативного заседания Совета Безопасности РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ПР-195 по вопросу «О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности и снижению возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период», что в свою очередь также свидетельствует об отсутствии, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», необходимости согласования данной внеплановой проверки с органами прокуратуры.

Так согласно приказу МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации в системе МЧС протокола оперативного заседания Совета Безопасности РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ПР-195 по вопросу «О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности и снижению возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период», утвержден план реализации до ДД.ММ.ГГГГ в целях исполнения решения п. 2.4 решения оперативного совещания Совета Безопасности РФ от ДД.ММ.ГГГГ на ДНПР, ТО МЧС России возложена обязанность по организации проведения надзорных, профилактических мероприятий, касающихся соблюдения органами местного самоуправления требований пожарной безопасности в населенных пунктах, на объектах социальной инфраструктуры, энергетики и транспорта, имеющих общую границу с лесными участками и подверженных угрозе перехода на них природных пожаров (л.д. 27-28)

Указание в установочной части обжалуемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ неполного названия Решения Совета Безопасности от ДД.ММ.ГГГГ не влияет на существо дела и расценивается судом как явная техническая ошибка.

Довод представителя Администрации Сартамского сельского поселения о том, что органом пожарной деятельности нарушен срок проведения проверки, который установлен как методическим рекомендациями, утверждёнными ДД.ММ.ГГГГ заместителем министра МЧС России, основан на неверном толковании норм права, поскольку методические рекомендации носят рекомендательный характер и не являются ни законом, ни подзаконным нормативно-правовым актом, соответственно, их нарушение не может противоречить действующему законодательству и служить основанием для признания действий должностного лица в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля незаконными.

Кроме этого указанные выше методические рекомендации, утверждённые ДД.ММ.ГГГГ заместителем министра МЧС России, а также Постановление <адрес> -п от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении плана основных мероприятий <адрес> в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности на 2022 год» направлены на подтверждение готовности сил и средств обеспечивать проведение необходимых мероприятий предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, материально-технической базы при предупреждении и ликвидации возможных кризисных ситуаций.

Внеплановая выездная проверка, в ходе которой были выявлены нарушения, проведена на законных основаниях. В связи с выявленными нарушениями в администрацию Сартамского сельского поселения внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое признается судом обоснованным с принятием указанных мер по устранению выявленных нарушений.

Законодатель не ставит возможность исполнения обязательных норм (в том числе требований пожарной безопасности) в зависимость от каких-либо факторов, в том числе от наличия для этого материальных возможностей.

Таким образом, каких-либо обстоятельств, объективно препятствующих надлежащему соблюдению и выполнению требований пожарной безопасности администрацией Сартамского сельского поселения, судом не установлено. Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения юридического лица от исполнения обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения, поскольку невыполнение требований пожарной безопасности может повлечь негативные последствия, связанные с недопустимым риском для жизни и здоровья людей.

Оценив и проанализировав представленные доказательства в совокупности, суд находит установленным факт законности и обоснованности проводимой проверки государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления по обеспечению ими первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах в установленные сроки, факт нарушения администрацией Сартамского сельского поселения обязательных требований пожарной безопасности.

Представленные по делу доказательства являются относимыми, допустимыми, а в совокупности достаточными для вывода судьи о виновности администрации Сартамского сельского поселения в совершении административного правонарушения.

Действия администрации Сартамского сельского поселения правильно квалифицированы должностным лицом по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Наличие в действиях администрации Сартамского сельского поселения состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, полностью подтверждается имеющимися материалами дела, исследованными в ходе судебного разбирательства.

Оснований для прекращения производству по делу суд не усматривает.

На основании изложенного, при рассмотрении жалобы суд не усматривает каких-либо оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Доводы настоящей жалобы направлены на иную оценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда не имеется.

Постановление, представление вынесено начальником ОНД и ПР «Ишимский» УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> в пределах полномочий, предоставленных ему п. 6 ч. 2 ст. 23.34 КоАП РФ, в соответствии с требованиями закона. Все обстоятельства дела, вопреки доводам жалобы, выяснены им были полностью, в соответствии с требованиями закона.

Процессуальный порядок привлечения администрации Сартамского сельского поселения к административной ответственности, предусмотренный КоАП РФ, должностным лицом соблюден.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении, влекущих безусловную отмену постановления, должностным лицом не допущено. Нарушение прав администрации Сартамского сельского поселения, в том числе права на защиту, из материалов дела не усматривается. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, должностным лицом соблюдены.

Срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

К администрации Сартамского сельского поселения применена мера наказания согласно санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Сартамского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в отношении юридического лица Сартамского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , вынесенные заместителем главного государственного инспектора по <адрес>, Абатскому, Викуловскому, Ишимскому, Казанскому, Сладковскому, Сорокинскому муниципальным районам, по пожарному надзору начальником отделения по НДиПР по Викуловскому муниципальному району отдела НДиПР Главного управления МЧС России по <адрес> ФИО3 – оставить без изменения, жалобу юридического лица Сартамского сельского поселения - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано в седьмой кассационный суд общей юрисдикции лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья /подпись/          Е.С. Березинская

12-15/2022

Категория:
Административные
Ответчики
АДМИНИСТРАЦИЯ САРТАМСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Другие
Глава Сартамского сельского поселения Прокопьев Игорь Владимирович
Суд
Викуловский районный суд Тюменской области
Судья
Березинская Елена Сергеевна
Статьи

20.4

Дело на сайте суда
vikulovsky.tum.sudrf.ru
31.10.2022Материалы переданы в производство судье
22.11.2022Судебное заседание
23.11.2022Судебное заседание
25.11.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
30.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
23.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее