Решение по делу № 2-126/2021 от 06.10.2020

Дело № 2-126/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2021 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Новиковой М.В.

при секретаре Макаровой М.С.,

с участием прокурора Филимоновой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергий Н.В. к Комитету по региональному контролю и надзору Псковской области о восстановлении на государственной гражданской службе,

УСТАНОВИЛ:

Сергий Н.В. обратилась в суд с иском к Комитету по региональному контролю и надзору Псковской области о восстановлении на работе.

В обоснование заявленного требования указано, что работала в Комитете по строительству и жилищному надзору Псковской области в должности должность. Согласно Указу губернатора Псковской области от 30.04.2019 №37-УГ «О внесении изменений в структуру органов исполнительной власти Псковской области и структуру Аппарата Администрации Псковской области» полномочия Комитета по строительству и жилищному надзору Псковской области переданы Комитету по региональному контролю и надзору Псковской области.

Все сотрудники ликвидированного Комитета были переведены в новый Комитет без изменений функциональных обязанностей, однако Сергий Н.В. была уволена приказ Комитета по строительному и жилищному надзору Администрации Псковской области **.**2019 года №** по основанию, предусмотренному п. 8.3 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с упразднением государственного органа.

Решением Псковского городского суда от 14.07.2020 по делу №2-1224/2020 приказ Комитета по строительному и жилищному надзору Администрации Псковской области **.**.2019 года №** об увольнении Сергий Н.В. признан незаконным, постановлено восстановить Сергий Н.В. в должности должность Комитета по строительному и жилищному надзору Администрации Псковской области.

Решение суда было исполнено, однако приказом Комитета по строительному и жилищному надзору №** от **.**.2020 года Сергий Н.В. вновь уволена по тому же самому основанию. Должность истца в Комитете по региональному контролю и надзору Псковской области восстановить отказались. Полагая свои права и законные интересы нарушенными, истец просила восстановить на работе с **.**.2020 года.

Истец Сергий Н.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика Комитета по региональному контролю и надзору Псковской области Кабанов А.А. возражал против удовлетворения иска, пояснил, что, исходя из содержания ст. 392, 394 ТК РФ решение о восстановлении на работе может быть принято только в отношении незаконно уволенного работника. Комитет по региональному контролю и надзору Псковской области (далее – Комитет) трудовых отношений с Сергий Н.В. не оформлял и, соответственно, не мог осуществить её увольнение. Также Комитет не является правопреемником Комитета по строительству и жилищному надзору Псковской области. Во исполнение Указа губернатора Псковской области от 30.04.2019 №37-УГ «О внесении изменений в структуру органов исполнительной власти Псковской области и структуру Аппарата Администрации Псковской области» Комитет по строительству и жилищному надзору Псковской области ликвидирован с 11.11.2020 и исключен из ЕГРЮЛ. Поскольку ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам, то законные основания для восстановления Сергий Н.В. на работе в органе государственной власти, в котором она никогда не была трудоустроена, отсутствуют.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заключение прокурора Филимоновой Ю.В. о необоснованности заявленных требований, суд полагает, что требования Сергий Н.В. о восстановлении на работе не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, специфика государственной гражданской службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных гражданских служащих, который включает обусловленные характером такой деятельности права и обязанности государственных гражданских служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной гражданской службой, а также предоставляемые им гарантии (Постановление от 06.12.2012 N 31-П; определения от 17.06.2012 N 1275-О, от 29.05.2014 N 1002-О и др.).

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее – гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (ст.2 названного Закона; далее – Федеральный закон N 79-ФЗ).

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (ст.73 Закона).

Частью 7 ст. 11 ТК РФ предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п.30 Постановления от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями ст.31, 33 и 38 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В силу п.8.3 ч.1 ст.37 Федерального закона N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае упразднения государственного органа.

Согласно ч.1 ст.31 Федерального закона N79-ФЗ при упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч.2 ст.31 Федерального закона N 79-ФЗ).

Частью 4 ст.31 Федерального закона №79-ФЗ предусмотрено, что преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Частью 5 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ предусмотрено, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при упразднении государственного органа в соответствии с п. 8.3 ч.1 ст.37 этого же Закона (ч.6 ст.31 Федерального закона N 79-ФЗ).

Указанные нормы Федерального закона №79-ФЗ и разъяснений о его применении направлены на обеспечение реализации права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе, на создание эффективно действующего государственного аппарата и обеспечение поддержания высокого уровня отправления государственной гражданской службы.

По смыслу изложенных нормативных положений, освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Обязанность по предложению вакантных должностей гражданскому служащему при увольнении с гражданской службы в связи с упразднением государственного органа должна выполняться представителем нанимателя государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, и в отношении гражданских служащих, замещающих должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе и находящихся в отпуске по уходу за ребенком, поскольку в соответствии с ч.4 ст. 256 ТК РФ на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 N822 в соответствии с ч.5 ст.31 Федерального закона N79-ФЗ утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее – Правила).

Согласно п.2 Правил при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям ч.1 ст.31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров», с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.

Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа (п.4 Правил).

Государственный гражданский служащий в течение 2 рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением о наличии вакантных должностей в иных государственных органах, представляет заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых им выбраны вакантные должности государственной гражданской службы, или отказывается от предложенных кадровой службой вакантных должностей государственной гражданской службы (п. 5 Правил).

Кадровая служба не позднее 2 рабочих дней со дня получения заявления, указанного в пункте 5 настоящих Правил, направляет в государственные органы письма с просьбой рассмотреть кандидатуру государственного гражданского служащего на замещение вакантной должности государственной гражданской службы и представить в государственный орган, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственный орган, которому переданы функции упраздняемого государственного органа, соответствующую информацию. В письме указываются выбранные государственным гражданским служащим вакантные должности государственной гражданской службы с приложением анкеты государственного гражданского служащего по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2005 N 667-р, а также дата окончания 2-месячного срока после предупреждения государственного гражданского служащего об увольнении в соответствии с ч.2 ст.31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (п. 6 Правил).

В соответствии с п. 7 Правил кадровая служба государственного органа не позднее 3 рабочих дней со дня получения письма, указанного в п. 6 настоящих Правил, направляет ответ о готовности рассмотрения кандидатуры государственного гражданского служащего, претендующего на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, или об отказе в рассмотрении его кандидатуры с обоснованием причины. В случае готовности представителя нанимателя государственного органа или уполномоченного им лица рассмотреть кандидатуру государственного гражданского служащего на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в ответе также указывается информация о месте, дате и времени проведения собеседования.

Указанная информация доводится до сведения государственного гражданского служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации (п.8 Правил).

Решение, принятое представителем нанимателя государственного органа по итогам собеседования с государственным гражданским служащим, претендующим на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, направляется кадровой службой этого государственного органа не позднее 3 дней со дня его проведения в письменном виде с использованием средств связи в кадровую службу государственного органа, направившую запрос, которая доводит его до сведения государственного гражданского служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации (п.10 Правил).

Аналогичные положения содержатся также в утвержденных 28.12.2017 года Минтрудом России Методических рекомендациях по внедрению механизмов, обеспечивающих сохранение кадрового потенциала государственной гражданской службы при проведении организационно-штатных мероприятий в федеральных органах исполнительной власти

С учетом приведенных выше положений действующего законодательства для решения спора о законности увольнения Сергий Н.В. на основании п.8.3 ч.1 ст.37 Федерального закона N 79-ФЗ (в связи с упразднением государственного органа) юридически значимыми, подлежащими доказыванию с учетом содержания правоотношений сторон и основания заявленного Сергий Н.В. иска являются следующие обстоятельства: предлагались ли ответчиком вакантные должности гражданской службы, соответствующие категории и группе замещаемой Сергий Н.В. должности гражданской службы, уровню ее квалификации, профессионального образования и стажу ее гражданской службы, опыту работы по специальности, направлению подготовки; соглашалась ли Сергий Н.В. занять какие-либо предложенные ей вакантные должности гражданской службы или отказалась от их замещения. При этом по общему правилу обязанность доказать соблюдение процедуры увольнения возлагается на ответчика.

Как установлено по делу, с **.**.2017 года Сергий Н.В. проходила государственную гражданскую службы и замещала старшую должность государственной гражданской службы Псковской области – должность С Сергий Н.В. был заключен служебный контракт, что подтверждается записями в ее трудовой книжке (л.д.7-11).

Указом Губернатора Псковской области от 30.04.2019 года №37-УГ «О внесении изменений в структуру органов исполнительной власти Псковской области и структуру Аппарата Администрации Псковской области» Комитет по строительному и жилищному надзору Администрации Псковской области был упразднен и его полномочия переданы Комитету по региональному контролю и надзору Псковской области (л.д. 12-14).

Решением Псковского городского суда от 14.07.2020 по гражданскому делу № 2-1224/2020 исковые требования Сергий Н.В. к Комитету по региональному контролю и надзору Псковской области, Комитету по строительному и жилищному надзору Администрации Псковской области о признании незаконным приказа от **.**.2019 года №** об увольнении и восстановлении на государственной гражданской службе – удовлетворены (л.д. 28-31).

Апелляционном определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 03.11.2020 решение Псковского городского суда от 14.07.2020 по гражданскому делу № 2-1224/2020 оставлено без изменения, жалоба Комитета по региональному контролю и надзору Псковской области, председателя ликвидационной комиссии Комитета по строительству и жилищному надзору Псковской области – без удовлетворения (л.д. 32-36).

**.**.2020 года Сергий Н.В. восстановлена в должности должность Комитета по строительному и жилищному надзору Администрации Псковской области (л.д. 74).

В тот же день (15.07.2020 года) Комитетом по строительному и жилищному надзору Псковской области в адрес должность Комитета по строительству и жилищному надзору Псковской области Сергий Н.В. направлено сообщение (предупреждение) о предстоящем увольнении в связи с упразднением государственного органа (л.д. 72-73).

**.**.2020 года председатель ликвидационной комиссии Комитета по строительному и жилищному надзору Администрации Псковской области Кабанов А.А. просил председателя Комитета по региональному контролю и надзору Псковской области, которому переданы полномочия ликвидируемого органа, организовать предложение Сергий Н.В. вакантных должностей гражданской службы с учетом категории и группы ранее замещаемой ею должности, уровня квалификации, специальности, направления подготовки (л.д.70-71).

С учетом отсутствия вакантных должностей в Комитете, в соответствии с п. 2, 3, 4 Правил был осуществлен поиск подходящих вакансий в других органах государственной власти Псковской области (л.д.68-69).

Письмом Комитета по региональному контролю и надзору Псковской области от 21.08.2020 Сергий Н.В. сообщено об отсутствии в Комитете вакантных должностей, в связи с чем, на основании информации, полученной от органов государственной власти области и с помощью единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ, истцу предложены для рассмотрения вакантные должности государственной гражданской службы в г. Пскове (л.д. 66-67).

Из предложенных семи вакантных должностей государственной гражданской службы в Сергий Н.В. выбрала две вакансии: должность и должность Администрации Псковской области (л.д. 67), в связи с чем в указанные органы были направлены письма с просьбами рассмотреть возможность трудоустройства Сергий Н.В. (л.д.57-58, 62-63).

    Исходя из содержания письма Администрации Псковской области от 12.09.2020, по итогам собеседования начальника Управления общественных проектов и молодежной политики Администрации Псковской области П.Н. с государственным служащим области Сергий Н.В., претендующей на замещение вакантной должности должность Управления проектной деятельности Администрации Псковской области, кандидатура Сергий Н.В. отклонена для назначения на указанную вакантную должность (л.д. 60-61).

    Согласно письма Комитета по финансам Псковской области №ФН/11-1918 от 26.08.2020, рассмотрение кандидатуры государственного гражданского служащего Сергий Н.В., претендующей на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Комитете по финансам Псковской области (должность), не представилось возможным, поскольку приказом от 04.08.2020 № 82 установлено проведение конкурса на замещение вакантной должности должность); прием документов на участие в конкурсе до 01.09.2020 (л.д. 64). При этом Сергий Н.В. было предложено принять участие в конкурсе на общих основаниях.

     Вопреки мнению Сергий Н.В., по смыслу приведенных выше Правил и положений Федерального закона N79-ФЗ у государственных органов, в которых государственному служащему предложены вакантные должности, отсутствует обязанность по приему на работу указанного лица, поскольку такое решение принимается на основании результатов собеседования.

    В данном случае, по результатам проведения собеседования кандидатура Сергий Н.В. была отклонена Управлением общественных проектов и молодежной политики Администрации Псковской области.

    Проведение собеседования с Сергий Н.В. в Комитете по финансам Псковской области не представилось возможным, поскольку приказом от 04.08.2020 № 82 на избранную истцом вакантную должность был объявлен конкурс, но ей было предложено участвовать в конкурсе на общих основаниях.

Иные вакантные должности государственной гражданской службы в г. Пскове предложенные Сергий Н.В., как возможные варианты трудоустройства, ею рассмотрены не были.

Приказом Комитета по строительству и жилищному надзору Псковской области № 3 от 16.09.2020 года с Сергий Н.В. прекращен служебный контракт по основанию, предусмотренному п. 8.3 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (л.д. 55), в тот же день Сергий Н.В. получила трудовую книжку (л.д. 56).

Поскольку Сергий Н.В. в установленный срок были предложены вакантные должности государственной гражданской службы, и данным предложением она не воспользовалась, суд приходит к выводу, что в данном случае процедура увольнения Сергий Н.В. была соблюдена.

Поскольку в настоящее время Комитет по строительному и жилищному надзору Псковской области исключен из Единого государственного реестра юридических лиц, восстановление Сергий Н.В. на прежней должности невозможно. Трудоустройство же ее в Комитет по региональному контролю и надзору Псковской области не представляется возможным ввиду отсутствия вакантных должностей.

В виду того, что истец никогда не осуществляла трудовую деятельность в Комитете по региональному контролю и надзору Псковской области и не была уволена из указанного органа, то основания для удовлетворения заявленных Сергий Н.В. требований о восстановлении на государственной гражданской службе в Комитете по региональному контролю и надзору Псковской области отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении иска Сергий Н.В. к Комитету по региональному контролю и надзору Псковской области о восстановлении на государственной гражданской службе.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

         

Судья М.В. Новикова

Мотивированное решение изготовлено 25.01.2021 года

2-126/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Филимонова Юлия Владимировна
Сергий Наталья Владимировна
Ответчики
Комитет по региональному контролю и надзору Псковской области
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Судья
Новикова Марина Валентиновна
Дело на сайте суда
pskovskygor.psk.sudrf.ru
06.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.10.2020Передача материалов судье
12.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.10.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.10.2020Предварительное судебное заседание
24.11.2020Производство по делу возобновлено
24.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.12.2020Судебное заседание
24.12.2020Судебное заседание
11.01.2021Судебное заседание
25.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2021Дело оформлено
28.04.2021Дело передано в архив
11.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее