Дело № 2а-23/20
Мотивированное решение изготовлено 15 января 2020 года.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 января 2020 года с. Ловозеро
Ловозерский районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Костюченко К.А.,
при секретаре Скакалиной Т.А.,
с участием заместителя прокурора Ловозерского района Мурманской области Цыпышева Э.Ю.,
представителя административного истца Болатова А.К.,
административного ответчика Панкратова С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области к Панкратову С. Е. об установлении административного надзора,
У с т а н о в и л :
ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области (далее – истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить в отношении осуждённого Панкратова С.Е. (далее – ответчик), освобождаемого из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ, административный надзор. В обоснование указывает, что ответчик отбывает наказание по приговору Кандалакшского районного суда Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ за совершение особо тяжкого преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК Российской Федерации, при опасном рецидиве. В период отбывания наказания осуждённый характеризуется положительно - имеет 15 поощрений; допустил 2 нарушения; работы в соответствии со ст. 106 УИК Российской Федерации выполняет, принимает активное участие в работах по благоустройству территории исправительного учреждения; мероприятия воспитательного характера посещает регулярно, всегда делает из них для себя правильные выводы; вину по приговору суда признал, в содеянном раскаивается. Просит установить в отношении ответчика административный надзор сроком на 08 лет, а также на указанный период наложить на него административные ограничения в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства либо пребывания для регистрации; запрещения пребывания в местах продажи спиртных напитков; запрещения пребывания вне жилого или иного помещении, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.
Представитель административного истца Болатов А.К. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, уточнив при этом одно из заявленных ограничений – просил запретить ответчику пребывание в местах общественного питания, в которых осуществляется продажа алкогольной продукции.
Ответчик Панкратов С.Е. не возражал против установления административного надзора, не согласившись с административным ограничением в виде запрета пребывания в ночное время вне жилого помещения, поскольку его предполагаемая работа может осуществляться в ночное время, кроме того, он достоверно не знает, где будет проживать, так как жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, в настоящее время непригодно для проживания.
Заместитель прокурора Цыпышев Э.Ю. просил удовлетворить административное исковое заявление.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, личное дело осуждённого, заключение заместителя прокурора, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 173.1 УИК Российской Федерации в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, либо за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного п. "л" ч. 2 ст. 105, п. "е" ч. 2 ст. 111, п. "з" ч. 2 ст. 117, ч. 4 ст. 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), ст.ст. 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 УК Российской Федерации, либо за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ № "Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы" (далее – Закон) административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Как установлено в судебном заседании, ответчик отбывает наказание по приговору Кандалакшского районного суда Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ за совершение особо тяжкого преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК Российской Федерации, при опасном рецидиве.
Таким образом, в силу указанных правовых норм и обстоятельств дела в отношении него должен быть установлен административный надзор.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно пункту "д" ч. 3 ст. 86 УК Российской Федерации (в редакции действовавшей на момент совершения Панкратовым С.Е. преступления) судимость погашается в отношении лиц, осуждённых к лишению свободы за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
При таких обстоятельствах требуемый административным истцом срок административного надзора является законным и обоснованным.В силу требований ст. 273 КАС Российской Федерации, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, суд устанавливает срок административного надзора и конкретные административные ограничения.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Согласно ч. 8 ст. 272 КАС Российской Федерации при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учётом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы" выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Материалами дела установлено, что по месту отбытия наказания Панкратов С.Е. характеризуется администрацией исправительного учреждения положительно. Так, осуждённый имеет 18 поощрений за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, учебе и участие в общественной жизни исправительного учреждения; допустил 2 нарушения установленного порядка отбывания наказания, в связи с чем к нему применялись меры дисциплинарного взыскания в виде водворения в ШИЗО (ДД.ММ.ГГГГ) и выговора (ДД.ММ.ГГГГ), последнее взыскание является действующим; ДД.ММ.ГГГГ переведён на облегчённые условия отбывания наказания; работы согласно ст. 106 УИК Российской Федерации выполняет добросовестно; мероприятия воспитательного характера посещает в полном объёме, делает из них правильные выводы; принимает участие в общественной жизни исправительного учреждения; окончил ПУ при учреждении по специальности "повар"; социально-полезные связи поддерживает; вину по приговору суда признал.
Судом установлено, что Панкратов С.Е. имеет регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>.
Учитывая изложенное, принимая во внимание данные, характеризующие личность ответчика, общественную опасность, тяжесть и обстоятельства совершённого преступления, за которое Панкратов С.Е. осуждён и отбывает наказание, его поведение за весь период отбывания наказания суд находит, что он нуждается в особом контроле со стороны государства, в связи с чем устанавливает в отношении него административный надзор на срок восемь лет с наложением административного ограничения в виде обязанности являться один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Кроме того, суд соглашается с доводами административного истца и считает необходимым установить в отношении ответчика в качестве административных ограничений запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания, в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток, а также запрещение пребывания в местах общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков, так как приговором от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Панкратов С.Е. совершил преступление в ночное время суток, находясь в состоянии алкогольного опьянения.
При этом, доводы ответчика в обоснование несогласия с административным ограничением в виде запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания, в ночное время, несостоятельны, поскольку из его пояснений следует, что гарантий трудоустройства с графиком работы в ночное время у него не имеется, в то время как нахождение в аварийном состоянии квартиры по месту его регистрации не является препятствием для избрания им иного места жительства, как постоянного, так и временного.
Кроме того, суд учитывает, что в случае возникновения у ответчика объективных обстоятельств, препятствующих ему исполнять оспариваемое административное ограничение, он, в силу положений ст. 10 Закона, вправе в течение срока административного надзора поставить перед судом вопрос об отмене отдельных ограничений.
Таким образом, с учётом изложенных обстоятельств, установление в отношении ответчика административного надзора с возложением вышеуказанных ограничений будет являться должной мерой для предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений и оказания на него профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 273 КАС Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Административное исковое заявление ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области об установлении административного надзора в отношении осуждённого Панкратова С. Е. удовлетворить.
Установить в отношении Панкратова С. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, у которого срок наказания оканчивается ДД.ММ.ГГГГ, административный надзор на срок 08 (восемь) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
На период административного надзора возложить на Панкратова С. Е. административные ограничения в виде:
- обязанности один раз в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания, в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток;
- запрета пребывания в местах общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Срок административного надзора в отношении Панкратова С.Е. исчислять со дня его постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ловозерский районный суд Мурманской области в течение десяти дней.
Председательствующий: К.А. Костюченко