Дело № 33а-7233/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Санкт-Петербург 30 сентября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Муратовой С.В.,
судей Григорьевой Н.М., Боровского В.А.,
с участием прокурора Чубуковой А.С.,
при ведении протокола помощником судьи Светлаковой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4994/2021 (УИД 47RS0006-01-2021-006355-88) по апелляционной жалобе Васильева Сергея Викторовича на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 19 сентября 2021 года по административному исковому заявлению председателя Участковой избирательной комиссии Избирательного участка № 432 Ленинградской области Веревского сельского поселения Гатчинского муниципального района к Васильеву Сергею Викторовичу об установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах в целях отстранения от участия в работе участковой избирательной комиссии в качестве члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса,
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Муратовой С.В., выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора отдела Ленинградской областной прокуратуры, судебная коллегия
установила:
Административный истец обратился в Гатчинский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением, в котором указал, что 18 сентября 2021г. в 16 часов 20 минут в помещении для голосования участковой избирательной комиссии №, расположенной по адресу: <адрес>, членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса Васильевым С. В., направленным от регионального отделения социалистической политической партии «Справедливая Россия – патриоты – за правду», было допущено нарушение законодательства о выборах, выразившееся в том, что указанный член комиссии, устроив потасовку, препятствовал выдаче избирателям бюллетеней и их голосованию в помещении избирательной комиссии, препятствовал изъятию из сейфа и подготовке бюллетеней и документов для проведения выездного голосования, не выполнял требований председателя участковой избирательной комиссии о прекращении противоправных действий и необходимости соблюдения установленного порядка голосования порядка в помещении для голосования, применил физическое насилие к члену данной участковой избирательной комиссии ФИО5., которая подала заявление о данном факте в правоохранительные органы, вызванные в помещение комиссии, препятствовал осуществлению деятельности заместителя председателя участковой избирательной комиссии ФИО6., препятствуя ее выезду на выездное голосование. Административный истец просит установить факт нарушения членом избирательной комиссии № 432 Васильевым С.В. законодательства о выборах и принять решение об устранении Васильева С.В. от участия в работе участковой избирательной комиссии № 432. Обратить решение к немедленному исполнению.
Решением Гатчинского городского суда Ленинградкой области от 19 сентября 2021 года административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Васильев С.В. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца по доверенности Кузнецова И.Г., возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Прокурор отдела Ленинградской областной прокуратуры Чубукова А.С. полагала решение суда законным и обоснованным.
Васильев С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте извещён надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в суд не представил.
От представителя Васильева С.В. поступило ходатайство об отложении судебного заседания, в связи с занятостью в качестве представителя в другом судебном заседании, учитывая сокращённые сроки рассмотрения дела по данной категории дел, судебная коллегия в порядке части 3 статьи 243, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Кроме того, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судебная коллегия, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Согласно части 5 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избирательная комиссия, комиссия референдума вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах.
В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2);названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления Санкт-Петербурга, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, на 17, 18 и 19 сентября 2021 года были назначены выборы депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, в Законодательное собрание Ленинградской области седьмого созыва.
ФИО1 является членом Участковой избирательной комиссии N 432 с правом совещательного голоса.
Пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
В силу статьи 7 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
Пунктом 4 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.
Согласно ст. 66 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения (пункт 5 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не могут прибыть в помещение для голосования по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися, и иным уважительным причинам, не позволяющим прибыть в помещение для голосования).
Председатель участковой комиссии обязан объявить о том, что члены участковой комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить членам участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении (часть 6 вышеназванного закона).
Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав и права на участие в референдуме избирателя, участника референдума, а также возможность искажения волеизъявления избирателя, участника референдума (часть 15 вышеназванного Закона).
Таким образом, не допускается осуществление действий, нарушающих тайну голосования и препятствующих работе избирательной комиссии.
В соответствии с частью 12 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах. Решение об отстранении члена участковой комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы.
Факт нарушения Васильевым С.В. 18 сентября 2021 года при реализации избирательной комиссией возложенных на нее законодательством полномочий, выразившихся в осуществлении воспрепятствованию извлечения из сейфа бюллетеней для голосования с целью выдачи их гражданам, пришедшим проголосовать подтверждается актом от 18 сентября 2021 года, подписанным заместителем председателем Участковой избирательной комиссии N 432 ФИО5, членами Участковой избирательной комиссии N 432 ФИО15, ФИО13, ФИО8, ФИО9, ФИО10
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО11 показала, что она являлась наблюдателем на УИК № 432, наступило время для выездного голосования и заместитель председателя комиссии Романишина и член комиссии Куракова стали походить к сейфу, ФИО1 и ФИО3 (кандидат в депутаты) сказали, что не подпустят их к сейфу. Свидетель подошла к сейфу, члены избирательной комиссии стали открывать сейф, в это время ФИО1 стал тянуть свои руки с телефоном к сейфу, руки были над головой Кураковой, которая закричала – не бейте меня по голове, члены избирательной комиссии пытались достать бюллетени, но ФИО3 кричала, что они воруют наши бюллетени. Вызвали милицию, которая разняла потасовку и закрыла сейф, в связи с чем, действия по выездному голосованию были отложены. Была вызвана скорая. В результате действий Васильева всех желающих проголосовать на дому не успели объехать, из 42 человек, объехали только 11.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО12 показал, что находился на УИК № 432 в качестве наблюдателя от партии ЛДПР. Васильев пытался сорвать выборы, препятствовал открытию сейфа, из которого члены избирательной комиссии хотели достать бюллетени, чтобы отправиться с ними на выездное голосование. Он кричал, прыгал на сейф.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО13 показала, что является членом избирательной комиссии на УИК № 432 с правом решающего голоса. Васильев С.В. являлся наблюдателем от партии «Справедливая Россия». Ее коллеги собирались на выездное голосование, а она работала с избирателями, которые приходили проголосовать, поэтому все происходящее видела не полностью. Видела, как Васильев С.В. подошел вместе с членами УИК к сейфу посмотреть, что они там будут брать, потом начал кричать. Дальнейшее она не видела, т. к. занималась с избирателями. Потом к ее ногам прилетел сотовый телефон, она увидела, как ФИО1 держался за шведскую стенку, которая была в помещении для голосования, и пытался снимать, что делают в сейфе члены избирательной комиссии. Избиратели, приходившие на выборы, боялись заходить в помещение для голосования, спрашивали, что происходит.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО14 показала, что является членом УИК № 432 с правом решающего голоса. 18 сентября 2021г. находилась на месте, осуществляла работу с избирателями, услышала, что заместитель председателя готовится к выездному голосованию, но Васильев С.В. сказал, что они не поедут, пока он не увидит подписи в реестре для голосования, началась потасовка, к Романишиной подошла ФИО15, они смогли открыть дверь сейфа с бюллетенями, все кричали, в том числе Васильев С.В., а ФИО15 просила не бить ее по голове. Председатель пыталась остановить потасовку, но ее никто не слышал, в связи с чем она позвала полицию. Полиция пришла, разняла потасовку и закрыла сейф, после чего все отошли. К сейфу было не подойти в момент потасовки, на членов избирательной комиссии все навалились, толкали друг друга, в частности ФИО3, Васильев С.В. и еще какой-то мужчина. В частности, Васильев С.В. не давал комиссии спокойно работать, близко подходил, пытался посмотреть, что в сейфе, заснять, толкал рядом стоящих наблюдателей. Также, в какой-то момент Васильев С.В. залез на шведскую стенку, от его действий сейф качался и она боялась, что в какой-то момент он упадет на нее.
Из представленных доказательств суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что работа избирательной комиссии на УИК № 432 была фактически парализована, бюллетени ими для выездного голосования в момент инцидента не были извлечены из сейфа, не были подготовлены для выездного голосования. К данным событиям привели конфликтные действия административного ответчика и кандидата в депутаты ФИО19, которые переросли в потасовку со стороны сторонников кандидата в депутаты ФИО3 и ФИО19 с участием членов избирательной комиссии – ФИО6 и ФИО5.
Согласно части 11.1 статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой комиссии, а в отсутствие заместителя председателя участковой комиссии - секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею.
Учитывая, что поведение членов избирательной комиссии не должно нарушать права и свободы других лиц, в том числе избирателей, и препятствовать реализации избирательной комиссией возложенных на нее законодательством полномочий, то суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о немедленном устранении Васильева С.В. от участия в работе Участковой избирательной комиссии N 432, что является соотносимой мерой воздействия на допущенные нарушения в соответствии с частью 12 статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Доводы апелляционной жалобы об участии в рассмотрении дела в суде первой инстанции ненадлежащего представителя административного ответчика являются необоснованными и не подтверждаются материалами дела.
Административное исковое заявление подписано полномочным лицом председателем Участковой избирательной комиссии N 432 ФИО4, которая в силу положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" действует от имени Участковой избирательной комиссии N 432 без представления доверенности.
В материалы дела представлены: доверенность от 17.03.2021 г. №, диплом ФИО2 о наличии высшего юридического образования, решение ТИК от 05.06.2018 г. № о назначении председателей УИК.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 19 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.
Апелляционное определение изготовлено 01 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
(судья Гиренко М.В.)