Дело №а-3158/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
20 октября 2020 г. <адрес>
Калининский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Жданова С.К.
при секретаре Муштаковой И.В.
рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес>у <адрес> к Алексеенко Ю. В. о взыскании задолженности по уплате страховых взносов в виде обязательных пенсионных платежей и пени, задолженности по транспортному налогу, пени,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Алексеенко Ю.В. в котором просит взыскать с административного ответчика сумму задолженности по страховым взносам в сумме 10435,19 руб., пени по страховым взносам в сумме 7007,59 руб., задолженности по транспортному налогу в сумме 768,00 руб. и пени по транспортному налогу в сумме 90,6 руб., а всего в сумме 18301,88 руб., так же просив суд о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления. В обоснование доводов административного иска ссылается на то, что ответчик являлся плательщиком транспортного налога, им не исполнена обязанность по уплате указанного налога и пени в установленный законом срок. В связи с наличием недоимки по налогам, налогоплательщику были направлены требования об уплате налогов и обязательных платежей, которые не были исполнены.
Представитель административного истца ИФНС России по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщив, просив о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик Алексеенко Ю.В. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом судебной повесткой заказным письмом по месту жительства, конверт вернулся за истечением срока хранения, суд расценивает не получение ответчиком судебного извещения как отказ от его получения и считает ответчика надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, определив рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, полагает, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Исходя из положений ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
На основании п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги; встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаны лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. При этом согласно положениям п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 2.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в <адрес>» устанавливает размеры ставок транспортного налога.
Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики транспортного налога, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 48 НК РФ.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В соответствии с ч. 5 ст. 138 КАС РФ, в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. Данное решение не может быть принято по административным делам, подлежащим последующему рассмотрению судом коллегиально. Решение суда может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании налогов и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что административный ответчик Алексеенко Ю.В. состоит в качестве налогоплательщика в ИФНС России по <адрес>, являлся владельцем транспортных средств.
У административного ответчика Алексеенко Ю.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имелась задолженность по оплате транспортного налога за 2016 год в общей сумме 3 930,47 руб.., что подтверждается доводами иска, требованиями о необходимости уплаты налога, направленными в адрес ответчика, которые были оставлены ответчиком без удовлетворения.
Также у административного ответчика Алексеенко Ю.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имелась задолженность по оплате страховых взносов в общей сумме 476173,61 руб.,
Как следует из представленных в материалы дела требований об уплате транспортного налога и пени, срок для добровольного их исполнения был установлен – до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15), для добровольной оплаты задолженности налога по оплате страховых взносов до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
Таким образом, срок для обращения в суд истекал по указанным требованиям: по оплате страховых взносов - ДД.ММ.ГГГГ, по уплате транспортного налога - ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец обратился с административным иском в суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8), т.е. за пределами установленными сроками, предусмотренных ст. 48 НК РФ.
Каких-либо сведений об исполнении ответчиком возложенных на него обязательств по уплате транспортного налога, а также пени, в материалах дела не имеется.
В связи с чем, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока для обращения в суд, а административным иском о взыскании транспортного налога и пени.
Представителем административного истца заявлено ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд, мотивированное тем, что истек срок взыскания по требованию. Срок пропущен по уважительной причине.
Однако установленный ч. 2 ст. 286 КАС РФ срок подачи административного искового заявления является пресекательным.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Суд исходит из того, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
Кроме того, в абзаце 2 пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», где сказано, что пропущенный юридическим лицом срок исковой давности не может быть восстановлен по правилам статьи 205 ГК РФ.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, требования административного истца о взыскании с административного ответчика суммы задолженности по транспортному налогу удовлетворению не подлежат, так как в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175- 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес>у <адрес> к Алексеенко Ю. В. о взыскании задолженности по уплате страховых взносов в виде обязательных пенсионных платежей и пени, задолженности по транспортному налогу, пени – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд <адрес>.
В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: (подпись) С.К. Жданов
Подлинник решения находится в материалах дела №а-3158/2020 Калининского районного суда <адрес>. УИД 54RS0№-43
Решение не вступило в законную силу « » ____________ 2020
Судья С.К. Жданов
Секретарь: И.В. Муштакова