Уникальный идентификатор дела
11RS0018-01-2024-000281-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 мая 2024 года |
дело № 2-236/2024 |
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи Барбуца О.В.,
при секретаре судебного заседания Решетиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом гражданское дело по исковому заявлению Нестеровой Л.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по <адрес> о взыскании недополученных сумм денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, денежной компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, денежной компенсации, предусмотренной статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации,
установил:
Нестерова Л.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании неоплаченной суммы денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в мае 2023 года (7 дней), в июле 2023 года (14 дней), в размере 20 167,77 рублей, недополученной суммы денежной компенсации за неиспользованный отпуск в размере 52 475,79 рублей, недополученной суммы денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 70 691,20 рублей, денежной компенсации (проценты), предусмотренной статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), в размере 31 080,35 рублей за задержку выплаты компенсации в связи с увольнением, компенсации за неиспользованный отпуск, недоплаты денежного содержания на период нахождения в отпуске (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), обязании рассчитать и выплатить дополнительную сумму указанных процентов с ДД.ММ.ГГГГ по день фактической выплаты указанных сумм, взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.
В обоснование исковых требований указала, что она с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в налоговых органах Республики Коми, состояла с ответчиком в трудовых отношениях. Приказом начальника инспекции № от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с ней расторгнут на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2024 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При расчете денежного содержания за период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, денежной компенсации за неиспользованные отпуска, денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания ответчиком не были учтены начисленные и выплаченные средства материального стимулирования, средства дополнительного материального стимулирования, которые в силу пунктов 7,8 и 9 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2022 № 554, должны учитываться при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания за период нахождения гражданского служащего в ежегодных оплачиваемых отпусках и денежных компенсаций, подлежащих выплате при увольнении.
Истец Нестерова Л.В. в судебном заседании участия не принимала, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель ответчика ФИО1, участвовавшая в судебном заседании посредством ВКС, иск не признала по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Нестерова Л.В. (ранее - Кантимирова) принята на должность ведущего бухгалтера отдела контроля за сбором доходов, учета и отчетности Госналогинспекции по Усть-Куломскому району. Последняя занимаемая истцом должность согласно служебному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ – главный государственный налоговый инспектор отдела регистрации, учета и работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми.
Приказом МИФНС России № 1 по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ № служебный контракт с истцом прекращен (расторгнут) ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением должностей гражданской службы (пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
На основании приказов МИФНС России № 1 по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Нестеровой Л.В. предоставлен за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежегодный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 календарных дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (14 календарных дней).
Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Коми ДД.ММ.ГГГГ реорганизована путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. Управление является правопреемником Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми.
При прекращении (расторжения) служебного контракта Нестеровой Л.В. работодателем выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 87 дней.
Частью 7 статьи 11 ТК РФ установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 13 статьи 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Согласно части 3.1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
На основании части 10 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовым актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, был урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее – Правила № 562), с 01.01.2023 урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих и о признании утратившими силу Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2022 № 554 (далее – Правила № 554).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производилось в соответствии с пунктом 6 Правил № 562.
Согласно абзацу 1 пункта 6 Правил № 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Как указано в пункте 3 Правил № 554, действующих с 01.01.2023, для исчисления денежного содержания в случаях, предусмотренных пунктом 1 Правил, учитываются выплаты, входящие в состав денежного содержания, к которым относятся: месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой и должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином граждански службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляю оклад месячного денежного содержания; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на граждански службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу с сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
При исчислении денежного содержания помимо выплат, указанных в пункте 3 Правил № 554, дополнительно учитываются: ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; другие предусмотренные законодательными и иными нормативными правовым: актами Российской Федерации ежемесячные надбавки и иные ежемесячные выплаты, устанавливаемые в количестве должностных окладов или в процентах должностной оклада, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, если иное не предусмотрено указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 4 Правил № 554).
В соответствии с пунктом 7 Правил № 554, в случаях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 настоящих Правил (в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске), гражданскому служащему сохраняемое денежное содержание исчисляется за весь соответствующий период как за фактически отработанное время. Сохраняемое денежное содержание при этом состоит из оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «б» - «д» пункта 3 и пунктом 4 настоящих Правил. При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно к сохраняемому денежному содержанию также учитываются 1/12 размера выплат, предусмотренных подпунктами «е» и «з» пункта 3 настоящих Правил, начисленных гражданскому служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Пунктом 8 Правил № 554 определено, что денежное содержание для расчета денежных компенсаций, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта «б» пункта 1 настоящих Правил, исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на день их выплаты размеров оклада денежного содержания и иных выплат, предусмотренных подпунктами «б» - «д» пункта 3 и пунктом 4 настоящих Правил, а также 1/12 размера выплат, предусмотренных подпунктами «е» - «з» пункта 3 настоящих Правил, начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню выплаты указанных компенсаций.
В силу пункта 9 Правил № 554 денежное содержание для расчета денежных компенсаций, выплачиваемых при расторжении служебного контракта в связи с сокращением исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров оклада денежного содержания и выплат, предусмотренных подпунктами «б» - «д» пункта 3 и пункта 4 Правил; исходя из 1/12 размера выплат, предусмотренных подпунктами «е» - «з» пункта 3 Правил № 554, начисленных гражданскому служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Выплаты на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, не упомянуты в Правилах, в связи с чем, не учитывались ответчиком при расчете денежного содержания истца в целях исчисления денежного содержания за период отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации при увольнении.
Спорные выплаты, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, не упомянуты в соответствующих пунктах Правил, из чего исходил ответчик, не учитывая их при расчете денежного содержания истца в целях исчисления денежного содержания за период отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации при увольнении.
Исходя из требований части 1 статьи 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», фонд оплаты труда гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, составляют фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа.
На основании частей 2 и 3 статьи 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона. Фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения: 1) выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно; 2) выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно; 3) иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.
Согласно части 4 статьи 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок формирования фондов оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов, предусматривающий количество должностных окладов (в расчете на год) для определения суммы средств, направляемых на осуществление выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7 предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Как следует из разъяснений, содержащихся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодно оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.
На основе анализа указанных нормативных положений суд приходит к выводу о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих и подлежит учету при расчете среднего заработка для оплаты спорных выплат: денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсаций за неиспользованный отпуск и при увольнении в связи с сокращением штата.
Ответчик не оспаривает математическую правильность расчетов истца в части недополученных сумм отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск.
Проверив расчеты предъявленных к взысканию сумм с учетом средств материального стимулирования, представленные истцом, суд принимает их во внимание, поскольку они соответствуют приведенным положениям Правил № 544. Однако учитывает довод ответчика о неверном расчете суммы компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении.
С учетом перерасчета начисленных сумм спорных выплат с ответчика в пользу истца подлежат взысканию следующие недополученные суммы: ежегодный оплачиваемый отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - начислено 20295,17 рублей, подлежало начислению 28 210,70 рублей, невыплаченная сумма составляет 7915,53 рублей; ежегодный оплачиваемый отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - начислено 40 208,70 рублей, подлежало начислению 52 460,94 рублей, невыплаченная сумма составляет 12 252,24 рублей; денежная компенсация за неиспользованный отпуск (87 дней) - начислено 278 914,17 рублей, подлежало начислению 331 389,96 рублей, невыплаченная сумма составляет 52 475,79 рублей; денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания - начислено 375 733,12 рублей, подлежало начислению 446 424,20 рублей, невыплаченная сумма составляет 70 691,08 рублей.
Общая сумма недоначисленного денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске составляет 20 167,77 рублей без учета вычета НДФЛ, денежной компенсации за неиспользованный отпуск – 52 475,79 рублей, денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания (выплачиваемой при расторжении служебного контракта в связи с сокращением должности) – 70 691,08 рублей. Указанные суммы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Истцом предъявлено требование о взыскании процентов (денежной компенсации) в соответствии со статьей 236 ТК РФ за задержку вышеуказанных выплат с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического расчета.
В силу части 1 статьи 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от начисленных, но не выплаченных в срок сумм и (или) не начисленных своевременно сумм в случае, если вступившим в законную силу решением суда было признано право работника на получение неначисленных сумм, за каждый день задержки начиная со дня, следующего за днем, в который эти суммы должны были быть выплачены при своевременном их начислении в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
При выплате денежного содержания за период ежегодного оплачиваемого отпуска работодатель обязан удержать из него налоги (пункт 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации). Следовательно, сумма налога на доходы физических лиц не является частью невыплаченной заработной платы, соответственно, компенсация за задержку выплат рассчитывается от сумм, подлежащих фактической выплате работнику, то есть за вычетом НДФЛ.
Сторонами представлен расчет денежной компенсации за задержку денежного содержания за период ежегодного оплачиваемого отпуска, денежной компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации в размере 4 месячного денежного содержания.
Суд соглашается с доводами ответчика о том, что истцом не учтено, что при расчете компенсации за задержку выплат отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск суммы учитываются с учетом вычета налога на доходы физических лиц, а также истцом неверно определены даты начала расчета сумм компенсации (процентов).
Ответчиком представлен расчет денежной компенсации за задержку денежного содержания за период ежегодного оплачиваемого отпуска, денежной компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата подачи иска), который соответствует порядку, установленному статьей 236 ТК РФ, с применением ключевой ставки ЦБ РФ, действующей в соответствующие периоды, а также с вычетом суммы налога на доходы физических лиц (кроме денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания), проверив его, суд принимает данный расчет. При таких обстоятельствах к взысканию с ответчика в пользу истца подлежит денежная компенсация за задержку указанных выплат в размере 28 275,34 рублей. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата вынесения решения суда) с ответчика подлежат взысканию проценты в размере 4208,72 рублей.
Общий размер процентов по статье 236 ТК РФ, подлежащих взысканию с ответчика за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по дату вынесения решения), составляет 32 484,06 рублей.
Довод представителя ответчика о том, что суд обязан указать в резолютивной части решения сумму дохода, подлежащую взысканию в пользу истца, и сумму, которую необходимо удержать в качестве налога и перечислить в бюджетную систему Российской Федерации, является несостоятельным, исходя из следующего.
Как следует из пункта 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -НК РФ), налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы (налоговые агенты), обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Суд не является налоговым агентом, в трудовом и налоговом законодательстве не содержится норм, предусматривающих возможность вынесения судом решения о взыскании с гражданина сумм подоходного налога при рассмотрении дела по его иску о взыскании заработной платы, поскольку исчисление и удержание налогов относится к компетенции работодателя, как налогового агента по удержанию налога из дохода работника и его перечислению в бюджетную систему, следовательно, сумма задолженности по заработной плате подлежит взысканию без вычета подоходного налога.
Поскольку суд не относится к налоговым агентам, в связи с чем не вправе удерживать с работника налог на доходы физических лиц, следовательно, взыскиваемая судом сумма заработной платы по решению суда подлежит налогообложению в общем порядке налоговым агентом, то есть ответчиком, который согласно пункту 4 статьи 226 НК РФ обязан удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Разрешая требования истца о компенсации морального вреда, суд руководствуется следующими нормами закона.
Статьей 237 ТК РФ определено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Работник в силу статьи 237 ТК РФ имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя (незаконным увольнением или переводом на другую работу, незаконным применением дисциплинарного взыскания, нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, неоформлением в установленном порядке трудового договора с работником, фактически допущенным к работе, незаконным привлечением к сверхурочной работе, задержкой выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности, необеспечением безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, и др.).
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда. Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Принимая во внимание, что со стороны ответчика имеет место задержка положенных истцу выплат, заявленное требование о взыскании компенсации морального вреда подлежат удовлетворению. Размер компенсации морального вреда, заявленный истцом, - 10 000 рублей, является разумным, справедливым, соответствует объему и характеру причиненных работнику нравственных и физических страданий. Оснований для снижения его размера суд не усматривает.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Нестеровой Л.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании недополученных сумм денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, денежной компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, денежной компенсации, предусмотренной статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми (ИНН 1109006429, ОГРН 1041100852429) в пользу Нестеровой Л.В. (паспорт гражданина РФ №) недоплаченные суммы денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в мае 2023 года (7 дней), в июле 2023 года (14 дней) в размере 20 167,77 рублей; недополученную сумму денежной компенсации за неиспользованный отпуск в размере 52 475,79 рублей; недополученную сумму денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 70 691,08 рублей; денежную компенсацию (проценты), предусмотренную статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, за задержку выплаты компенсации в связи с увольнением, компенсации за неиспользованный отпуск, недоплаты денежного содержания на период нахождения в отпуске (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в размере 32 484,06 рублей, компенсацию морального вреда 10 000 рублей, с возложением на УФНС по Республике Коми обязанности исчислить, удержать и уплатить сумму налога на доходы физических лиц в соответствии со статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации с сумм, подлежащих налогообложению.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми (ИНН 1109006429, ОГРН 1041100852429) в пользу Нестеровой Л.В. (паспорт гражданина РФ №) компенсацию за задержку выплаты компенсации в связи с увольнением, компенсации за неиспользованный отпуск, недоплаты денежного содержания на период нахождения в отпуске, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по день фактического расчета включительно.
В удовлетворении остальной части исковых требований Нестеровой Л.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми - отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.
Председательствующий: подпись.
Мотивированное решение составлено 17 мая 2024 года.
Копия верна. Судья О.В. Барбуца