Решение по делу № 2-114/2024 от 02.05.2024

УИД: 38RS0011-01-2024-000058-72                                             Дело № 2-114/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

07 июня 2024 года                                                          с. Ербогачён Катангского района

Катангский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего Кийко Т.А.,

при секретаре Юрьевой Т.Ю.,

с участием помощника прокурора Катангского района Таряшиева Д.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-114/2024 по исковому заявлению прокурора Катангского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному учреждению культуры «Катангская централизованная библиотечная система» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов,

    УСТАНОВИЛ:

Прокурор Катангского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению культуры «Катангская централизованная библиотечная система» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов (далее по тексту – МКУК «Катангская ЦБС»), в котором в окончательной редакции заявленных требований, просил в срок не позднее 1 года со дня вступления решения суда в законную силу возложить на ответчика обязанность обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к зданию МКУК «Катангская ЦБС», расположенному по адресу: Иркутская область, Катангский район, с.Ербогачен, ул. Увачана, д.12а, путем обустройства входной площадки пандусом.

Требования прокурора мотивированы тем, что прокуратурой Катангского района в ходе осуществления надзора за исполнением требований законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности МКУК «Катангская ЦБС», установлено, что учреждением не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов, а именно: входная площадка в здание не имеет пандуса. Прокурор полагал, что выявленные нарушения закона ущемляют права инвалидов, маломобильных групп населения, несовершеннолетних на беспрепятственный доступ в здание образовательной организации, являющееся объектом социальной инфраструктуры.

Заявленные требования прокурор обосновал положениями ст.ст. 2, 3.1, 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», п.п. 6.1.1, 6.1.2 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» утвержденным Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр, ч. 1 ст. 45, ст. 131 ГПК РФ, ст. 12 ГК РФ, ст. 35 Федерального закона от 17.02.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

В судебном заседании помощник прокурора поддержал заявленные исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в иске, просил исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика МКУК «Катангская ЦБС», в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленных суду письменных возражениях пояснил, что в порядке устранения установленных нарушений, проводится работа по поиску поставщиков пандусов и для приобретения табличек, дублирующих необходимую для инвалидов звуковую и зрительную информацию, а также надписи, знаки и иную текстовую и графическую информацию знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля. В кратчайшие сроки выполнить требования законодательства в сфере социальной защиты инвалидов не представляется возможным, в связи с установкой пандуса, соответствующего требованиям пп. 5.1.14-5.1.16 СП 59.13330.2020 и необходимостью обеспечения финансирования из бюджета МО «Катангский район» с учетом объема планируемых работ и прогноза размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий, но по завершению указанных мероприятий, нарушения законодательства будут устранены.

Определением Катангского районного суда Иркутской области от 07.05.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена администрация МО «Катангский район».

Представитель третьего лица - администрации МО «Катангский район» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.         Выслушав объяснения прокурора, исследовав и оценив письменные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к следующему.

Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб.

    Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ).

    Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ) определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ предусмотрено, что под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гарантии, в том числе: - условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; - дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика, являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.

При этом исполнение установленной в указанном Федеральном законе обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции конкретного объекта.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2019 года № 1943-0, в случае, если до реконструкции или капитального ремонта объектов социальной инфраструктуры собственники не могут выполнить условия обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, изложенные в ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ, то они должны принимать меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Указанный Закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения (ч. 2 ст. 3).

Требования «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденных и введенных в действие приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр (далее по тексту – СП 59.13330.2020) подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков (п. 4.1).

Как следует из п. 4.4 СП 59.13330.2020 в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.

Пунктами 6.1.1, 6.1.2, СП 59.13330.2020 предусмотрено, что в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус.

Как следует из п. 8.6.8 СП 59.13330.2020, территории и здания музейных комплексов (музеев) различного назначения, художественных галерей, выставочных залов и т.д. должны быть доступны инвалидам всех категорий. Меры по обеспечению доступности для инвалидов различных категорий определенной части экспозиции, объем и номенклатура экспонатов, доступных для той или иной категории инвалидов, маршруты их движения устанавливаются в задании на проектирование.

Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ, утвержденным приказом Минкультуры России от 16.11.2015 № 2800 (далее по тексту – Порядок), определены Правила оказания помощи инвалидам в преодолении барьеров, препятствующих получению ими услуг в сфере культуры наравне с другими лицами, а также обеспечения доступности для инвалидов: - объектов (административных зданий, строений, сооружений и помещений) (далее - объекты) Министерства культуры Российской Федерации и его территориальных органов, федеральных государственных унитарных и казенных предприятий, федеральных государственных бюджетных учреждений культуры - театров, концертных организаций, кинотеатров, цирков, культурно-досуговых (культурно-просветительских) и других организаций, осуществляющих деятельность по активному участию инвалидов в культурной жизни (как создателей произведений культуры или участников самодеятельного художественного и культурного творчества) (далее - организации культуры); - культурных ценностей и благ, услуг в сфере культуры, предоставляемых организациями культуры.

Согласно п. 4 Порядка руководителями организаций культуры в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов, в частности, возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; надлежащее размещение носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации (надписей, знаков и иной текстовой и графической информации в формате рельефной графики и знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне).

Согласно ст.15, 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, предоставления дополнительного образования, создание условий осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования: самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления; вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование юридическим лицам, отчуждать и совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 ФЗ № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в образовании относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии со ст.ст.209, 210 Гражданского Кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам.

Право оперативного управления в силу ст. 216 Гражданского кодекса РФ является разновидностью вещных прав.

Пунктом 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Статьями 296, 298 Гражданского кодекса РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.

Таким образом, в силу норм Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обладатель права оперативного управления, а равно фактический пользователь обязаны обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание библиотеки как к социально значимому объекту.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно уставу, МКУК «Катангская ЦБС», по своей организационно-правовой форме является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления муниципального образования «Катангский район» в сфере культуры (п.1.1) Учредителем и собственником имущества казенного учреждения является администрация муниципальное образование «Катангский район» (1.5) Учреждение подведомственно муниципальному отделу по развитию культуры, молодежной политике и спорту администрации МО «Катангский район» (1.7). Учреждение включает в себя, в том числе: центральную библиотеку, находящуюся по адресу: Иркутская область, Катангский район, с. Ербогачен, ул. Увачана, д. 12а.

Копией выписки из реестра муниципального имущества МО «Катангский район» подтверждается, что правообладателем нежилого здания центральной библиотеки, расположенного по адресу: Иркутская область, Катангский район, с. Ербогачен, ул. Увачана, д. 12а, с кадастровым номером 38:23:020103:715, является МО «Катангский район».

Копиями постановления администрации МО «Катангский район» от 05.04.2018 № 103-п «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления», акта приема-передачи имущества от 09.04.2018, а также выпиской из ЕГРН от 20.02.2019 подтверждается, что нежилое здание центральной библиотеки, расположенное по адресу: Иркутская область, Катангский район, с. Ербогачен, ул. Увачана, д. 12а, с кадастровым номером ю, передано в оперативное управление МКУК «Катангская ЦБС».

В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной 26.04.2024 прокуратурой Катангского района проверки исполнения МКУК «Катангская ЦБС» действующего законодательства о социальной защите инвалидов выявлено, что вход в здание центральной библиотеки МКУК «Катангская ЦБС», расположенного по адресу Иркутская область, Катангский район, с. Ербогачен, ул. Увачана, д. 12а, не является доступным для маломобильных групп населения, входная площадка не имеет пандус, параметры которого соответствуют 5.1.14-5.1.16 СП 59.13330.2020.

Как следует из обоснования иска и не оспаривается ответчиком, до настоящего времени выявленные нарушения законодательства о социальной защите инвалидов не устранены.

Исходя из установленных обстоятельств и анализа приведенных выше норм действующего законодательства, учитывая, что факт отсутствия беспрепятственного доступа в здание библиотеки лишает маломобильные группы населения реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина, суд находит исковые требования прокурора Катангского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Принимая во внимание характер и специфику мероприятия, которое необходимо осуществить, социальную значимость проведения указанного мероприятия, суд полагает возможным установить срок для исполнения возложенных на ответчика обязанностей – 1 год со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Катангского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное учреждение культуры «Катангская централизованная библиотечная система» (ИНН 3818029319, ОГРН 1113818001604) в срок – не позднее 1 года со дня вступления решения в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к зданию Центральной библиотеки, расположенному по адресу: Иркутская область, Катангский район, с. Ербогачен, ул. Увачана, д. 12а, путем обустройства входной площадки пандусом.

Решение может быть обжаловано сторонами, прокурором может быть принесено представление в Иркутский областной суд через Катангский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                      Т.А.Кийко

               Решение в окончательной форме изготовлено 07 июня 2024 года.

2-114/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Катангского района
Ответчики
Муниципальное казенное учреждение культуры "Катангская централизованная библиотечная система"
Другие
Администрация муниципального образования " Катангский район"
Суд
Катангский районный суд Иркутской области
Судья
Кийко Татьяна Александровна
Дело на сайте суда
katangsky.irk.sudrf.ru
02.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.05.2024Передача материалов судье
07.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.06.2024Судебное заседание
07.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2024Дело оформлено
07.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее