Решение по делу № 2а-2238/2018 от 07.05.2018

Дело №2а-2238/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

    

18 июня 2018 года

Мотовилихинский районный суд г. Перми

под председательством судьи Орловой А.Ю.,

при секретаре Пепеляевой К.О.,

с участием представителей административного истца Сангаджиевой Е.В., Дегтярниковой А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному иску Грибова Григория Юрьевича к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным решения, возложении обязанности

у с т а н о в и л:

Грибов Григорий Юрьевич обратился в суд с административным иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным решения, возложении обязанности. В обоснование административного иска указал, что является инвалидом второй группы в соответствии со справкой ГБ МСЭ от 18 ноября 2017 года. 29 декабря 2017 года он обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду на 20 лет. 05 февраля 2018 года Департамент земельных отношений администрации г. Перми принял решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду. Причиной отказа послужило то обстоятельство, что с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, не установлена нуждаемость в улучшении жилищных условий. Указанный отказ считает незаконным и необоснованным, поскольку с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду им были предоставлены справка ГУП «ЦТИ» и выписка из ЕГРП об отсутствии объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности. Отсутствие данных о постановке инвалида на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не является безусловным основанием для отказа в предоставлении земельного участка. Право инвалида претендовать на меру социальной поддержки в виде предоставления земельного участка для жилищного строительства может быть реализовано им и в отсутствие постановки на жилищный учет. Просит признать решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 05 февраля 2018 года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства согласно схеме расположения земельного участка Грибову Г.Ю. без проведения торгов незаконным, обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми повторно рассмотреть в соответствии с требованиями действующего законодательства вопрос о предварительном согласовании Грибову Г.Ю. земельного участка без проведения торгов, и предоставить Грибову Г.Ю. земельный участков в соответствии с требованиями п. 14 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Административный истец Грибов Г.Ю. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель административного истца по доверенности Сангаджиева Е.В. в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивала, приводила изложенные в нем доводы. Дополнительно пояснила, что иных оснований, кроме как отсутствие постановки Грибова Г.Ю. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, решение об отказе Департамента земельных отношений администрации г.Перми не содержит. С 2004 года Грибов Г.Ю. проживает в комнате, расположенной в жилом доме по <адрес>, на основании заключенного с собственником договора найма, объектов недвижимости в собственности не имеет, что свидетельствует о нуждаемости Грибова Г.Ю. в улучшении жилищных условий.

Представитель административного истца по доверенности Дегтярникова А.П. в судебном заседании заявленные административным истцом требования поддержала, пояснила, что право инвалида на меры социальной поддержки может быть реализовано в отсутствие постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Исследование нуждаемости лица в улучшении жилищных условий может быть осуществлено как органом местного самоуправления при решении вопроса о предоставлении земельного участка, так и судом в рамках рассмотрения дела.

Административный ответчик Департамент земельных отношений администрации г.Перми о рассмотрении дела извещен, представителя для участия в процессе не направил, в представленном отзыве выразил несогласие с заявленными требованиями, указав, что истцом не представлено доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий, исходя из критериев, установленных ст. 51 ЖК РФ. Доказательств соблюдения порядка постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истцом не представлено, в связи с чем нормы ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» применены быть не могут. Основаниями отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусмотренными п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, послужили: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пп. 16 ст. 11.10 ЗК РФ; земельный участок, который предстоит образовать не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пп. 1-13, 15-19, 22 и 23 ст. 39.16 ЗК РФ. Согласно информации, имеющейся у администрации города Перми, на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Грибов Г.Ю. не состоит. На основании изложенного, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав доводы представителей административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска, исходя из следующего.

Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что Грибов Григорий Юрьевич, 18 декабря 1973 года рождения, является инвалидом второй группы по общему заболеванию, инвалидность установлена на срок по 01 декабря 2018 года, что следует из справки МСЭ.

Согласно ответу Управления жилищных отношений администрации города Перми Грибов Г.Ю. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Перми не состоит, с заявлением о принятии его на жилищный учет в управление жилищных отношений администрации города Перми не обращался.

29 декабря 2017 года Грибов Г.Ю. обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 966 кв.м., расположенного согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 11 ноября 2015 года, в аренду сроком на 20 лет, для индивидуального жилищного строительства.

Решением и.о. начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 05 февраля 2018 года Грибову Г.Ю. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов, с указанием на то, что Грибов Г.Ю. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствующем органе не состоит.

В соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации

В силу пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.

Статья 39.18 ЗК РФ регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Указанная норма предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее – извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 (подпункты 1 и 2 пункта 1).

Подпунктом 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ закреплено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относятся и положения ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющей право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Положения ст. 17 названного Федерального закона предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

Из анализа указанного Федерального закона следует, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации инвалидами их права на жилое помещение. В связи с чем, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства поставлено в зависимость только от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

Исходя из представленных в материалы дела доказательств, Грибов Г.Ю. является инвалидом второй группы, зарегистрирован с 27 января 2004 года и проживает в комнате в жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 32,3 кв.м., принадлежащем ФИО1, на основании заключенного с собственником договора найма жилого помещения.

Согласно уведомлению из Единого государственного реестра недвижимости от 19 июня 2018 года на праве собственности за Грибовым Г.Ю. недвижимого имущества за период с 15 июня 2013 года по 15 июня 2018 года не зарегистрировано.

Из справки ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от 05 декабря 2016 года следует, что Грибов Г.Ю. не имеет в г. Перми объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности.

Согласно справке Комитета ЗАГС Пермского края от 23 мая 2018 года об отсутствии факта государственной регистрации заключения брака запись акта о заключении брака в отношении Грибова Г.Ю. в архиве Комитета ЗАГС Пермского края отсутствует. Проверка проведена за период с 18 декабря 1989 года по 22 мая 2018 года.

Тот факт, что Грибов Г.Ю. не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, стороной административного истца не оспаривается. Требования административного истца основаны на действующем законодательстве (ч. 14 ст. 17 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»), в связи с чем, реализация его прав не может быть поставлена в зависимость от того, состоит ли административный истец на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, при условии, что основания для этого установлены в ходе судебного разбирательства. Следует отметить, что первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки и дополнительной гарантией реализации жилищных прав инвалидов. Оспариваемый отказ не содержит обоснованных, документально подтвержденных сведений об отсутствии основания для признания истца нуждающимся в жилых помещениях. Напротив, из представленных в материалы доказательств следует, что Грибов Г.Ю. является нуждающимся в улучшении жилищных условий в силу ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, а следовательно, имеет право на получение в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство без проведения торгов.

Иных оснований, послуживших к отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка, оспариваемое решение не содержит.

Учитывая изложенное, решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми об отказе Грибову Г.Ю. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду является незаконным.

С учетом того, что Грибов Г.Ю. является инвалидом второй группы, нуждается в улучшении жилищных условий, следовательно, в соответствии с положениями ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, у Департамента земельных отношений администрации г.Перми имеется обязанность по предоставлению земельного участка инвалиду.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности действий ответчика об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка Грибову Г.Ю., и в соответствии с положениями ст. 227 КАС РФ, возлагает обязанность на Департамент повторно рассмотреть в соответствии с требованиями действующего законодательства вопрос о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду без проведения торгов, и предоставить Грибову Г.Ю. земельный участок в соответствии с требованиями ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Руководствуясь ст. ст. 175, 177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Решение Департамента земельных отношений администрации города Перми от 05 февраля 2018 года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка Грибову Григорию Юрьевичу признать незаконным.

Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми повторно рассмотреть в соответствии с требованиями действующего законодательства вопрос о предварительном согласовании Грибову Григорию Юрьевичу земельного участка без проведения торгов, и предоставить Грибову Григорию Юрьевичу земельный участок в соответствии с требованиями п. 14 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми.

Судья:

2а-2238/2018

Категория:
Гражданские
Суд
Мотовилихинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
motovil.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее