Решение по делу № 2-659/2018 от 21.09.2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    30 октября 2018 года                      г. Нерчинск

    Нерчинский районный суд Забайкальского края в составе:

    Председательствующего судьи Помулевой Н.А.

    при секретаре Федоровой Ю.А.

    с участием

    истцов Макаровой В.Г., Макарова Н.К.

    представителя ответчика Администрации муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края по доверенности Митрониной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-659 по иску Макарова Н.К., Макаровой Н.Г. к Администрации муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении, признании права на получение единовременной материальной помощи, обязании включить в список пострадавших и выплатить единовременную материальную помощь, обращении решения суда к немедленному исполнению,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Макарова В.Г., Макаров Н.К. обратились в суд с иском, ссылаясь на то, что фактически проживают в жилом помещении по адресу: ....

В результате произошедшего в июле 2018 года наводнения, дом и имущество в нем пострадали, однако, в выплате компенсации им было отказано.

Просят суд:

установить факт их постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: ... для получения единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости за счет средств выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края;

признать за ними право на получение единовременной материальной помощи (в размере 10000 рублей каждому) и финансовой помощи (в размере 50000 рублей каждому) в связи с частичной утратой имущества первой необходимости за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края;

обязать Администрацию муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края, Главное Управление МЧС России по Забайкальскому краю, Управление МВД России по Забайкальскому краю включить их в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате ЧС, вызванной паводком из-за сильных дождей, произошедших в июле 2018 года на территории Забайкальского края;

обязать Министерство труда и социальной защиты населения ЗК, Министерство финансов Забайкальского края выплатить им единовременную материальную помощь (в размере 10000 рублей каждому) и финансовую помощь (в размере 5000 рублей каждому) в связи с частичной утратой имущества первой необходимости за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края;

обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании истцы Макарова В.Г., Макаров Н.К. отказались от поддержания исковых требований к ответчику Администрации городского поселения «Нерчинское» и от требований в части оказания финансовой помощи в размере 50000 рублей в связи с частичной утратой имущества отказалась, отказ принят судом, производство по делу в этой части прекращено.

В связи с уточнением исковых требований просили суд установить факт постоянного проживания в жилом помещении, признании права на получение единовременной материальной помощи, обязании включить в список пострадавших и выплатить единовременную материальную помощь в размере 10000 рублей, обращении к немедленному исполнению решения суда.

Истец Макарова В.Г. суду пояснила, что они с мужем проживают по адресу: .... Данное домовладение находится в собственности тёти мужа, которая оформила дарственную на мужа, в настоящее время документы оформляются. Муж зарегистрирован у своей матери в доме по ..., который в зону ЧС не попал, а она зарегистрирована у сына по ..., который так же не попал в зону ЧС. При наводнении их огород и участок были затоплены, вода в дом не заходила. Просит удовлетворить исковые требования.

Истец Макаров Н.К. суду пояснил, что они с женой проживают по адресу: .... В настоящее время он оформляет право собственности на данный дом, так как владелица дома (его тётя) оформила дарственную на него. Они с женой проживают в этом доме с 1977 года, но зарегистрированы по другим адресам. Во время наводнения их огород и участок были затоплены, вода в дом не заходила. Просит удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика Администрации муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края по доверенности Митронина Н.Н. исковые требования супругов Макаровых признала в полном объеме и пояснила следующее. 08 июля 2018 г. в Нерчинском районе в связи с дождями и разливом рек введен режим ЧС. Изначально в зону затопления были включены села Илим, Олинск и Заречное. В указанную зону постановлением от 14 июля 2018 г. № 84 включен и г. Нерчинск, в том числе и ул. Береговая с домом, где проживают Макаровы. Администрацией района была создана комиссия, которая рассматривала акты и включала пострадавших в списки пострадавших в результате ЧС. Тем, кто фактически проживает в пострадавших домах и квартирах, но не имеет в них регистрации во включении в списки пострадавших было отказано.

Представитель Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю Нарышкин Е.Г., действующий на основании доверенности, в письменном отзыве на иск ссылается на то, что порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате ЧС единовременной материальной помощи в случае нарушения условий их жизнедеятельности и оказания финансовой помощи в случае утраты ими имущества первой необходимости, установлен Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 г. № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (далее Правила), для выплаты компенсации необходимо подтверждение факта постоянного проживания и регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, пострадавшим от ЧС и в соответствии с актом органа местного самоуправления о фактическом нарушении условий жизнедеятельности человека. Степень утраты имущества первой необходимости определяется в акте, составляемом комиссией органа местного самоуправления (пгт. 1.1. Правил).

Списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости формируются на основании их заявлений и актов комиссионного обследования утраченного имущества.

На основании составленных списков Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края подготавливаются сводные списки о количестве граждан, нуждающихся в выплате компенсаций и подписываются руководителем Министерства финансов Забайкальского края, который осуществляет проверку в списках и сводных списках данных для выплаты помощи гражданам объемов необходимых бюджетных ассигнований.

Затем указанные списки и сводные данные для выплаты помощи гражданам предоставляются для согласования в УМВД России по Забайкальскому краю и в Главное управление МСЧ России по Забайкальскому краю.

Просит рассмотреть дело без участия представителя Управления, позиция по заявленным требованиям в отзыве не отражена.

Представитель УМВД по Забайкальскому краю, будучи надлежащим образом уведомлённым о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, отзыва на исковое заявление не представил, об отложении дела слушанием не просил.

Представитель Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, отзыва по заявленным исковым требованиям не представил, об отложении дела слушанием не заявлял.

Представитель Министерства финансов Забайкальского края Каменева Л.В., действующая на основании доверенности, в письменном отзыве считает, что Министерство не надлежащий ответчик, поскольку бюджетные ассигнования на компенсационные выплаты пострадавшим, оказавшимся в зоне ЧС, выделяются из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий.

Просит привлечь в качестве ответчика Министерство финансов РФ.

С учетом мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Свидетель А.Л.А. суду пояснила, что семью Макаровых знает с детства. Они живут по ... по соседству. Живут там постоянно. В июле 2018 во время наводнения их дом и участок были затоплены, но в дом вода не заходила.

Свидетель Б.В.Н. пояснил, что Макаровых знает давно. Живут по соседству, через дорогу. Во время наводнения вода у Макаровых зашла в огород и в ограду, в дом не заходила, так как дом отремонтирован, поднят на высокий фундамент.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

При этом статья 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусматривает, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Факт регистрации гражданина по месту жительства в пределах РФ подтверждается отметкой в паспорте (пгт. 18 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ»).

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истцы Макаров Н.К. Макарова В.Г. фактически проживают по адресу ..., при этом имеют регистрацию по адресу: ..., в настоящее время истцом Макаровым Н.К. оформляется право собственности на указанное жилое помещение.

Постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018г. № 45, с 09 июля 2018 года на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации.

Постановлением и.о. руководителя муниципального района «Нерчинский район» Зориной Н.Г. от 08 июля 2018 года № 83 на территории муниципального района «Нерчинский район» введен режим чрезвычайной ситуации, определены границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация».

Согласно указанному постановлению, ... отнесена к Зоне № 4, в том числе, с указанием ....

Распоряжением и.о. главы руководителя администрации муниципального района «Нерчинский район» Зориной Н.Г. от 09 июля 2018 года № 33 создана комиссия по оценке ущерба, причиненного жителям муниципального района «Нерчинский район» пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Вызванной резко осложнившейся паводковой обстановкой, приведшей к подтоплению населенных пунктов 08 июля 2018 года на территории Нерчинского района.

По смыслу ст. 18 Федерального закона от 26.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (пгт. 1 ст. 18).

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пгт. 2 ст. 18).

Подпунктом «л» пгт. 1 ст. II данного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Правительством Забайкальского края нормативного акта об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены, в связи с произошедшим наводнением на территории Забайкальского края в июле 2018 года, не принято.

Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 (ред. от 30.05.2018) «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (далее Правила).

В соответствии с пунктом 1 Правил, настоящие Правила устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

По смыслу пункта 2 Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе:

    на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека (п.п. «г» п. 2);

    оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека) (п.п. «д» п. 2).

В соответствии с пунктом 2 (1) Правил, выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:

    постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;

    нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «д» пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:

    постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;

    утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Таким образом, право на компенсационные выплаты пострадавшим, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации, признается за гражданами, которые на момент возникновения чрезвычайной ситуации проживали и были зарегистрированы по месту жительства в жилых домах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.

Как установлено судом и не является спорным обстоятельством, истцы Макарова В.Г., Макаров Н.К. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: ..., попавшем в зону затопления, при этом, иного жилья не имеют, не имеют регистрации по месту жительства. В настоящий момент оформляется право собственности истца Макарова Н.К. на пострадавшее в результате наводнения жилое помещение.

Из пояснений истцов следует, что по адресу фактической регистрации они не проживают, живут в пострадавшем от наводнения доме, право собственности на который в настоящий момент оформляется истцом Макаровым Н.К.

На основании справки, выданной за подписью главы муниципального района «Нерчинский район», Макаровой В.Г., Макарову Н.К. отказано во включении в список на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной (частичной) утратой имущества первой необходимости в жилом помещении, пострадавшем от чрезвычайной ситуации, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014г. № 110, в связи с отсутствием регистрации по адресу: ....

Как следует из пункта 1(1) указанных выше Правил, имущество первой необходимости минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимый для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя:

    предметы для хранения и приготовления пищи холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды;

    предметы мебели для приема пищи стол и стул (табурет);

    предметы мебели для сна - кровать (диван);

    предметы средств информирования граждан - телевизор (радио);

    предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).

Согласно подпункта «а» пункта 2 (2) Правил, критериями частичной утраты имущества первой необходимости являются приведение в результате воздействия поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования.

С учетом всего вышеизложенного, суд приходит к выводу, что меры социальной поддержки предусмотренные выше приведенными нормативными актами, направлены, прежде всего, на оказание помощи лицам, которые на момент чрезвычайной ситуации постоянно проживали в пострадавших от чрезвычайной ситуации районах, при этом утратили (полностью или частично) свое жилье, урожай или имущество первой необходимости.

Исходя из установленных судом обстоятельств дела видно, что материальный истец и её несовершеннолетние дети проживают в жилом помещении, попавшем в зону затопления, в результате чего материальные истцы имеют право на получение мер социальной поддержки.

С учетом вышеизложенного, Макарова В.Г., Макаров Н.К. подлежат признанию пострадавшими от чрезвычайной ситуации и на основании решения суда подлежат включению в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

У суда не имеется оснований для признания ненадлежащими ответчиками по делу Правительства Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края, Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, УМВД России по Забайкальскому краю, поскольку в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 (ред. от 30.05.2018) «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, при этом, выплата денежных средств гражданам производится с участием указанных ответчиков.

Обсудив требование истцов об обращении решения к немедленному исполнению, принимая во внимание требования, предусмотренные ст.211, ст.218 ГПК РФ суд не находит оснований для обращения решения к немедленному исполнению и в указанной части исковых требований истцам отказывает.

Поскольку ответчики в силу закона освобождены от уплаты государственной пошлины вопрос о присуждении к взысканию с ответчиков государственной пошлины от уплаты которой был освобожден истец судом не обсуждается.

Руководствуясь ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования, заявленные Макаровой В.Г., Макаровым Н.К. – удовлетворить частично.

Установить факт постоянного проживания Макаровой В.Г., Макарова Н.К. в жилом помещении, расположенном по адресу: ... для получения единовременной материальной помощи за счет средств выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края;

Признать за Макаровой В.Г., Макаровым Н.К. право на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей каждому за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края;

Обязать Администрацию муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края включить Макарову В.Г., Макарова Н.К. в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате ЧС, вызванной паводком из-за сильных дождей, произошедших в июле 2018 года на территории Забайкальского края;

Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить Макаровой В.Г., Макарову Н.К. единовременную материальную помощь (в размере 10000 рублей каждому) за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

В требовании об обращении решения к немедленному исполнению отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем ее подачи через Нерчинский районный суд.

    Судья . Не вступило в законную силу.

21.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.09.2018Передача материалов судье
22.09.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.10.2018Судебное заседание
30.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2018Дело оформлено
13.12.2018Дело передано в архив
09.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.05.2020Передача материалов судье
09.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.05.2020Дело оформлено
09.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее