Решение по делу № 12-1-102/2019 от 12.07.2019

дело № 12-1-102/2019

РЕШЕНИЕ

г. Козьмодемьянск                                                            20 августа 2019 года

Судья Горномарийского районного суда Республики Марий Эл Мельникова С.Е., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ, по жалобе представителя муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального предприятия «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Малышева С.И. на постановление № 47 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл - главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл Бирюковой Е.И. о наложении штрафа от 04 июля 2019 г., которым

муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск», место нахождения: Республика Марий Эл, г. Козьмодемьянск, ул. Советская, д.145, ОГРН 1181215004190, ИНН/КПП 1223000528/122301001,

привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл - главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл Бирюковой Е.И. от 04 июля 2019 года муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» (далее МУП «Водоканал») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.

В жалобе, поданной МУП «Вода» в суд, заявитель просит отменить постановление должностного лица Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл, указав, что определением Горномарийского районного суда от 19 февраля 2019 года срок исполнения обязанности в виде нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых с его биологических очистных сооружений г. Козьмодемьянска и в реку Волга в соответствии с нормативами допустимого сброса загрязняющих веществ в водный объект перенесен до 01 декабря 2020 года. Полагает, что постановление должностного лица противоречит определению Горномарийского районного суда от 19 февраля 2019 года. Учитывая финансовое положение МУП «Водоканал», наличие картотеки на расчетной счете в ПАО «Банк «Йошкар-Ола» в сумме 27 022 161 руб. 22 коп., в ПАО «Сбербанк» картотеки № 1 на сумму 132 579 162 руб. 33 коп. и картотеки № 2 на сумму 1 857 098 руб. 08 коп., арест Горномарийским РОСП УФССП по РМЭ кассы предприятия в размере 50%.

Представитель МУП «Водоканал» Малышев С.И. доводы жалобы поддержал, ходатайствовал об освобождении предприятия от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Представители Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл Бирюкова Е.И., Корчашкина С.В. в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в обжалуемом постановлении.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

       Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Согласно ст. 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, один раз в семь лет представляют декларацию о воздействии на окружающую среду по форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и 11 категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разрабатываются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В силу положений п. 10 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, а исключением выбросов радиоактивных веществ, осуществляются на основании декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах 11 категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (п. 4 ст. 18 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и 11 категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах 11 категории (п. 2 ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды»).

Согласно положений ч. 1 ст. 11 Федерального Закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ», разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и носящихся к объектам 1 и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия их разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или предоставления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких решений и документов.

В силу ч. 1.2 ст. 11 Федерального Закона от 21.07.2014 №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из названных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении на основании распоряжения руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл от 23 апреля 2019 № 60-р (гк) в отношении МУП «Водоканал»» в период с 14 мая 2019 года по 10 июня 2019 года проведена плановая выездная проверка по контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны атмосферного воздуха и окружающей среды.

Установлено, что МУП «Водоканал» осуществляет хозяйственную и/или иную деятельность, на объекте НВОС II категории, местонахождение объекта - Республика Марий Эл, г. Козьмодемьянск, ул. Советская, д.145.

В нарушение вышеуказанных требований закона МУП «Водоканал» в период с 01.01.2019 и по состоянию на 10.06.2019 не представлена в установленном законодательством Российской Федерации порядке декларация о воздействии на окружающую среду по форме, утвержденной приказом Минприроды России № 509 от 11.10.2018.

МУП «Водоканал» не обеспечило своевременное представление полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, содержащейся в декларации о воздействии на окружающую среду.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: актом № 63 от 10.06.2019, протоколом № 87 от 25.06.2019; данными учета в области обращения с отходами за 2018 г., 1 квартал 2019 г., протоколами осмотра помещений, территорий, отбором проб от 14.05.2019,, протоколами токсичности отходов от 17.05.2019, декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 г., копией договора услуг № 74 и другими доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с такой оценкой доказательств не имеется.

Факт наличия выявленных нарушений заявитель жалобы не отрицает.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из представленных материалов не следует, что МУП «Водоканал» не имел возможности для соблюдения названных требований закона. Финансовые трудности юридического лица не относятся к обстоятельствам, исключающим ответственность юридического лица, обязанного в силу закона обеспечить соблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Доказательств предпринимаемых юридическим лицом мер по устранению до проведения проверки недостатков суду не представлено.

Кроме того, из материалов дела не усматривается, что для недопущения возникшего нарушения были необходимы денежные средства. Наличие картотеки на расчетных счетах не означает невозможность исполнения предприятием возложенной на него обязанности по выполнению природоохранных требований.

Таким образом, в постановлении должностного лица о назначении административного наказания сделан правильный вывод о виновности МУП «Вода» в совершении вмененного предприятию административного правонарушения.

Бездействие МУП «Водоканал» правильно квалифицированы по статье 8.5 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности не нарушены.

Доводы представителя МУП «Водоканал» о том, что выявленное нарушение фактически является малозначительным, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Такие обстоятельства, как, например, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В данном случае характер совершенного правонарушения не позволяет отнести совершенное МУП «Водоканал» административное правонарушение к малозначительным. Обстоятельства, приведенные заявителем в качестве свидетельствующих о малозначительности выявленных нарушений (тяжелое финансовое положение) в силу прямого указания закона таковыми не являются, притом, что правонарушение в сфере общественных отношений, связанных с негативным воздействием на окружающую среду, имеет высокую общественную опасность и социальную значимость, поскольку находится под постоянным особым контролем со стороны государства.

Административное наказание назначено МУП «Водоканал» в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции статьи 8.5 КоАП РФ с учетом тяжести административного правонарушения, обстоятельств дела в минимальном размере.

В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств не имеется, минимальный размер штрафа для юридических лиц, предусмотренный санкцией статьи 8.5 КоАП РФ, составляет менее 100000 рублей.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого по делу постановления должностного лица, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл - главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл Бирюковой Е.И.по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ, в отношении муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» оставить без изменения, жалобу представителя МУП «Водоканал» МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Малышева С.И. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии. Судья                                                           Мельников С.Е.

12-1-102/2019

Категория:
Административные
Ответчики
МУП "Водоканал" МО "Городской округ "Город Козьмодемьянск"
Суд
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл
Судья
Мельников Cергей Евгеньевич
Статьи

8.5

Дело на странице суда
gornomarisky.mari.sudrf.ru
12.07.2019Материалы переданы в производство судье
15.07.2019Истребованы материалы
29.07.2019Поступили истребованные материалы
20.08.2019Судебное заседание
20.08.2019Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее