Решение по делу № 2-1006/2022 (2-6310/2021;) от 28.07.2021

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 апреля 2022 года                                                  город Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Саая В.О., при секретаре Халааран Ш.Ч., с участием представителя Мэрии <адрес> ФИО4, Департамента экономики и имущественных отношений Мэрии <адрес> ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО31 к Департаменту экономики и имущественных отношений Мэрии <адрес>, Мэрии <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

истец обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчикам (с учетом уточнения), указывая на то, что состоит на льготной очереди за на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях мэрии <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, на протяжении 39 лет на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. до настоящего времени жилое помещение не предоставлено.

Просит суд обязать Департамент экономики и имущественных отношений Мэрии <адрес> и мэрию <адрес> предоставить ей жилое помещение.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчика привлечена Мэрия <адрес>.

В судебном заседании истец не явилась, извещена, ранее в судебном заседании просила удовлетворить уточненный иск по указанным в нем основаниям.

Представитель ответчика Департамента экономики и имущественных отношений Мэрии <адрес> ФИО5 возражала против удовлетворения иска, пояснив, что истец снята с учета обоснованно.

Представитель ответчика – Мэрии <адрес> ФИО4 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, поскольку истец снята с учета.

Выслушав пояснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, закрепленные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, определения от 15 февраля 2005 года N 17-О и от 5 марта 2009 N 376-О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий принятых на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации граждан (социально незащищенных - прежде всего).

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев принятия граждан на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохранение за этими гражданами права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Снятие же указанных граждан с учета производится по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу. При этом установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться им с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод (Определение от 18 января 2005 года N 7-О).

Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.

Исходя из содержания пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы.

При этом согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.

Постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории городского округа <адрес>" в соответствии со ст.ст. 14, 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь статьей 59 Устава городского округа "<адрес> Республики Тыва", постановлено: установить норму площади жилого помещения:

- для постановки на учет (учетная норма) граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории <адрес>, в размере менее 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека в домах, пригодных для проживания. В домах, признанных в установленном действующим законодательством порядке не отвечающими установленным для жилых помещений требованиям, норма для постановки на учет не ограничивается;

- для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда городского округа <адрес> по договору социального найма (норма предоставления) в размере 12,5 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Согласно сведениям из контрольной карточки Департамента экономики и имущественных отношений Мэрии <адрес>, истец поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении постановлением Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно содержанию карточки истец прошла перерегистрацию ДД.ММ.ГГГГ. Также имеются реквизиты постановления от ДД.ММ.ГГГГ . Перевод очереди по льготную произошел в 2016 г.

Как следует из ответа мэрии <адрес> в адрес истца от ДД.ММ.ГГГГ на учете в качестве нуждающихся в получении жилья на территории <адрес> состоят более 2521 граждан с 1972 г., которые до настоящего времени не обеспечены жильем. Предоставить жилое помещение не представляется возможным в связи с отсутствием у муниципалитета свободных жилых помещений. В настоящее время большая часть жилья в <адрес> приватизирована, а муниципальный жилищный фонд города, включая дома коридорного типа (бывшие общежития различных ведомств), заселен. В связи с этим реализовать право на получение жилого помещения можно только в порядке очередности по мере освобождения муниципального жилья. Аналогичный по содержанию ответ от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из ответа мэрии <адрес> в адрес истца от ДД.ММ.ГГГГ истец состоит на льготной очереди под с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. На учете в качестве нуждающихся в получении жилья на территории <адрес> состоят более 2521 граждан с 1972 г., которые до настоящего времени не обеспечены жильем. Предоставить жилое помещение не представляется возможным в связи с отсутствием у муниципалитета свободных жилых помещений. В настоящее время большая часть жилья в <адрес> приватизирована, а муниципальный жилищный фонд города, включая дома коридорного типа (бывшие общежития различных ведомств), заселен. В связи с этим реализовать право на получение жилого помещения можно только в порядке очередности по мере освобождения муниципального жилья. Аналогичный по содержанию ответе от ДД.ММ.ГГГГ. Аналогичный по содержанию ответ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ответу депутата Государственной Думы ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ обращение истца направлено в мэрию <адрес> для рассмотрения по существу.

В соответствии с ответом мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца – в соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях мэрии <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. На учете в качестве нуждающихся в получении жилья состоят с 1972 г в общей очереди более 2760 граждан и в льготной очереди 215 семей с 1983 года, имеющие детей инвалидов с детства и сами инвалиды, <данные изъяты>, которые до настоящего времени не обеспечены жильем в связи с отсутствием строительства социального жилья. В настоящее время муниципальный жилищный фонд <адрес> полностью заселен. Фонд ежегодно уменьшается за счет приватизации гражданами занимаемого жилья. В связи с чем, не имеется возможности вне очереди предоставить жилое помещение. Реализовать свое право на получение жилого помещения истец может в порядке очередности.

Согласно выписке из реестровой книги о праве собственности на объект до ДД.ММ.ГГГГ г. выданной ГУП РТ «Бюро технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 и ФИО10 не имеют прав на квартиру по адресу: <адрес>

В соответствии со справкой, выданной ТСЖ «Порядок» ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 проживает по адресу: <адрес> имеет следующий состав семьи: ФИО12 – дочь, ФИО10 – муж.

В соответствии со справкой, выданной ТСЖ «Порядок» ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 собственник квартиры по адресу: <адрес> квартире зарегистрированы 3 человека: ФИО9, ФИО12, ФИО10

Как следует из договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 сдал в аренду жилое помещение по адресу: <адрес> истцу и ее семье из 3 человек.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В соответствии со свидетельством о заключении брака ФИО10 и ФИО9 являются супругами с ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из справки, предоставленной ИЦ МВД по РТ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9, судимости не имеет, также как и фактов уголовного преследования, либо прекращения уголовного преследования на территории РФ.

Свидетельством о рождении и свидетельством о перемене фамилии подтверждается, что истец сменила фамилию с ФИО21 на ФИО22 ДД.ММ.ГГГГ, аналогично и ее супруг.

В соответствии с постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ переведена с общей очереди на льготную ФИО9 на основании заключения комиссии.

Постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях ФИО9

Согласно выписке о правах отдельного лица на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 имеет в собственности земельный участок для ведения дачного хозяйства и помещение по адресу: <адрес>; квартира по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м - общая совместная собственность на основании договора мены; квартира по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м.; квартира по адресу: <адрес> общей площадью <адрес> кв.м.; квартира по адресу: <адрес> общей площадью <адрес> кв.м.

Согласно выписке о правах отдельного лица на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес> принадлежит ФИО12 на основании договора купли-продажи квартиры с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке о правах отдельного лица на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 имеет на праве общей совместной собственности на основании договора мены квартиру <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Согласно выписке о правах отдельного лица на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 имеет на праве общей совместной собственности на основании договора мены квартиру <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма; указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривает снятие граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с частью 2 статьи 51 данного Кодекса при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.

Постановлением мэрии г. Кызыла от 21.09.2010 N 2375 (ред. от 02.07.2012) "Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории городского округа г. Кызыл" в соответствии со ст.ст. 14, 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь статьей 59 Устава городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", постановлено: установить норму площади жилого помещения:

- для постановки на учет (учетная норма) граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории города Кызыла, в размере менее 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека в домах, пригодных для проживания. В домах, признанных в установленном действующим законодательством порядке не отвечающими установленным для жилых помещений требованиям, норма для постановки на учет не ограничивается;

- для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда городского округа города Кызыла по договору социального найма (норма предоставления) в размере 12,5 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Исходя из изложенного, поскольку у истца и членов его семьи в составе 3 человек имеются жилые помещения в собственности, и общая сумма жилой площади превышает норму общей площади жилого помещения на одного человека в домах, пригодных для проживания, то соответственно мэрия г. Кызыла сняла истца с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях. Как ранее указывалось, иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 апреля 2016 года, указано, что принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, не может влиять на правильность принятого жилищной комиссией решения о снятии с такого учета в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку обеспеченность жилой площадью более учетной нормы в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" является основанием для снятия с жилищного учета.

Как неоднократно разъяснял Конституционный Суд Российской Федерации, часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" направлена на сохранение прав граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года, на получение жилых помещений по договорам социального найма и не предполагает возможность снятия их с учета нуждающихся в жилых помещениях по причине изменения после указанной даты оснований постановки на такой учет (определения от 1 декабря 2009 года N 1549-О-П, от 20 февраля 2014 года N 365-О, от 25 сентября 2014 года N 1848-О, от 24 марта 2015 года N 571-О и др.); пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации предполагает утрату права на получение жилого помещения лишь в связи с прекращением юридических фактов, лежащих в основании возникновения данного права, и учитывает положение Конституции Российской Федерации о предоставлении жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Исходя из изложенного, суд установил, что истец действительно состояла в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ, истец проходила перерегистрацию в соответствии с установленным законом порядком, ДД.ММ.ГГГГ ответчик мэрия <адрес> сняла истца с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях в связи с обеспеченностью жилым помещением, обеспеченность истца с членами семьи в количестве 3 человек свыше установленной нормы подтверждается сведениями из вышеприведенных выписок о правах отдельного лица на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимости.

Учитывая приведенные правовые нормы, фактические обстоятельства дела, изучив представленные материалы, и выслушав пояснения сторон, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца о предоставлении жилого помещения. При этом суд руководствуется ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодека РФ и рассматривает дело в пределах заявленных исковых требований о возложении обязанности предоставить жилое помещение.

Таким образом, исковое заявление ФИО9 к Департаменту экономики и имущественных отношений Мэрии <адрес>, Мэрии <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

иск ФИО9 к Департаменту экономики и имущественных отношений Мэрии <адрес>, Мэрии <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва путём подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

    Мотивированное решение составлено 06 мая 2022 года.

Судья                                                                                    В.О. Саая

2-1006/2022 (2-6310/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Монгул-оол Светлана Сарыгларовна
Ответчики
Мэрия г. Кызыла
Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла
Суд
Кызылский городской суд Республики Тыва
Судья
Саая Виктория Олеговна
Дело на странице суда
kizilskiy-g.tva.sudrf.ru
28.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.07.2021Передача материалов судье
03.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.08.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2022Судебное заседание
08.02.2022Судебное заседание
29.03.2022Судебное заседание
27.04.2022Судебное заседание
06.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2022Дело оформлено
18.05.2022Дело передано в архив
27.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее