Решение по делу № 2-1740/2019 от 09.10.2019

11RS0002-01-2019-002888-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Воркута

29 октября 2019 года

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Машковцевой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Имамеевой Т.М.,

с участием представителя истца Гочелашвили С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело№ 2-1740/2019 по исковому заявлению Бруяко С.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми о включении периодов в специальный стаж, перерасчете пенсии, взыскании недоплаты пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Бруяко С.В. обратился в суд с иском к ответчику о включении в специальный стаж по Списку № 1 периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 13.11.1989 по 31.12.1990, о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,55 с понижением 0,94916666 с 25.10.2014 и бессрочно и выплатить недополученную сумму пенсии в связи с перерасчетом с 25.10.2014.

В обоснование иска указал, что 25.10.2014 он является получателем пенсии, назначенной в соответствии с пп.1 п.1 ст. 27 и п.2 ст. 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Считает, что спорный период подлежит включению в специальный стаж работы, при этом, стажевый коэффициент по специальному стажу должен составить 0,55 с отношением неполного стажа к требуемому 0,94916666 исходя из специального стажа.

В судебное заседание истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, дело просил рассмотреть в свое отсутствие.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, до судебного заседания представил отзыв на иск, в котором удовлетворении требований просил отказать, поскольку включение спорного периода законодательством не предусмотрено.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, дело суд рассматривает без участия сторон.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Исследовав материалы дела, пенсионное дело истца, заслушав пояснения представителя истца, суд приходит к следующему выводу.

Из смысла действующего пенсионного законодательства следует, что в период с 01.01.2002 по 31.12.2014 размер пенсии определялся в соответствии с нормами Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с п.3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.

В силу ст. 34 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» для лиц, которым по состоянию на 31.12.2014 установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015 определяется на основании документов выплатного дела исходя из размера установленной им трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2015 года, указанную в части 10 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Для лиц, которым по состоянию на 31.12.2014 установлена доля страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015 определяется на основании документов выплатного дела исходя из размера доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), установленного по состоянию на 31.12.2014, деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2015, указанную в части 10 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Если при перерасчете размеров трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца или доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности) в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи размер страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) или размер доли страховой пенсии не достигает получаемого пенсионером на день вступления в силу настоящего Федерального закона размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), размера доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), пенсионеру выплачивается страховая пенсия, доля страховой пенсии в прежнем, более высоком размере.

Поскольку истец просит включить периоды в специальный трудовой стаж и произвести перерасчет пенсии с 25.10.2014, суд приходит к выводу о том, что к спорным правоотношениям следует применять пенсионное законодательство, действовавшее на момент установления истцу пенсии по пп.1 п.1 ст.27 и ст. 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Истец с 25.10.2014 являлся получателем пенсии по пп.1 п.1 ст.27 и ст.28.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Исходя из положений пункта 9 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на конвертацию пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного) имеют, в частности, лица, указанные в пункте 1 статьи 27 этого Закона, в том числе и те, которым пенсия назначена с применением ст.28.1 Закона, то есть в данном случае - это мужчины по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Анализ нормы пункта 9 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» позволяет сделать вывод, что речь идет о застрахованных лицах указанных в пункте 1 статьи 27, то есть имеется в виду соответствие их определенным показателям. Лица, которые могут выбрать вариант оценки своих пенсионных прав исходя из стажа на соответствующих видах работ, должны иметь: полный стаж на соответствующих видах работ, требуемый страховой стаж, и достичь возраста, указанного в данных статьях. Однако, норма статьи 27 пункта 1 подпункта 1 в части возрастного критерия – 50 лет для мужчин должна применяться в совокупности с нормами части 2 статьи 29 Закона РФ № 4520-1 от 19.02.1993 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и пункта 2 статьи 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и, соответственно, для возможности конвертации с применением специального стажа для мужчин, проработавших в районах Крайнего Севера 15 лет, необходимо достижение возраста 45 лет.

На момент назначения пенсии истец достиг возраста 45 лет, имел необходимый стаж на соответствующих видах работ. На 1 января 2002 года у истца имелся общий стаж 21 год, специальный – 12 лет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с учетом льготного исчисления по Постановлению), то права на конвертацию пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением стажа на соответствующих видах работ он имел, то есть соответствовал всем необходимым условиям для возможности применения специального стажа при конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал.

Как разъяснено в подпункте 7 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав гражданам на трудовые пенсии», право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1, при условии наличия по состоянию на 1 января 2002 года у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (пункт 9 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ).

Из таблицы трудовой деятельности следует, что период с 13.11.1989 по 31.12.1990 исключен ответчиком из специального стажа истца по Списку №1.

Из справки, имеющейся в материалах пенсионного дела, следует, что в период с 13.11.1989 по 21.10.1991 истец проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР.

Указанный период ответчик включил в общий стаж истца.

В период прохождения истцом службы в составе Вооруженных Сил СССР по призыву право на пенсионное обеспечение определялось в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590.

Пунктом 109 указанного Положения предусмотрено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы также засчитываются, в том числе, служба в составе Вооруженных Сил СССР (подпункт «к»).

При этом данным пунктом Положения также предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в подпункте «к», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Проанализировав все собранные и исследованные в ходе судебного заседания нормативные акты в их совокупности, в том числе вышеприведенную норму пункта 109 «к» Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, а также исходя из правовой определенности, выраженной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», суд пришел к выводу о правомерности требований истца относительно права на включение в специальный стаж службы в армии по призыву.

Из материалов пенсионного дела следует, что до призыва на военную службу истец 02.10.1989 принят на должность подземного проходчика в Шахту «Октябрьская», включенную ответчиком в специальный стаж истца.

В соответствии же с Разъяснением № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003 №70, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27,28 Закона от 17.12.2001), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности).

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Таким образом, на период прохождения истцом службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Соответственно, периоды службы истца подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

При определении расчетного размера пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с применением специального стажа, период военной службы подлежит включению в календарном порядке, поскольку это прямо предусмотрено в указанном подпункте.

Аналогичный порядок исчисления военной службы по призыву в календарном порядке был предусмотрен и действовавшем до 1 января 2002 года законодательством при исчислении размера пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Так, в силу подпункта «б» ст. 7 Закона «О государственных пенсиях в РФ» № 340-1, при определении индивидуального коэффициента пенсионера в соответствии с настоящей статьей, учитываются календарно периоды работы, военной и приравненной к ней службы, предусмотренные статьями 89, 90 и пунктом «ж» статьи 92 Закона, а также периоды, включаемые в трудовой стаж на основании пунктов «а» и «е» статьи 92 Закона.

Исчисление расчетного размера пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30, аналогично расчету пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера.

Таким образом, поскольку на период прохождения истцом службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав заявителя в области пенсионного обеспечения, период службы истца в армии и период обучения подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Однако включение службы в Вооруженных силах СССР не полностью, а произвольно недопустимо, поскольку весь период прохождения службы, установленной законом являлся обязанностью истца, а не только его часть.

С учетом включенных периодов специальный стаж истца составит: 08 лет 04 месяца 04 дня (учтенный ответчиком) + 01 год 11 месяц 08 дней (служба в армии)= 10 лет 03 месяца 12 дня.

Между тем, исходя из положений п.3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» законодатель связывает право граждан на конвертацию пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал при условии наличия стажа, продолжительность которого определена в пп. 1 п. 1 ст. 27, а именно: 20 лет общего стажа и 10 стажа на соответствующих видах работ.

Из материалов пенсионного дела следует, что общий трудовой стаж истца с учетом льготного исчисления на 01.01.2002 года составляет 21 год 02 мес. 16 дн., при этом период службы в армии подсчитан ответчиком в льготном исчислении как 1 год службы за 2 года по нормам закона 340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РФ».

При включении периода службы в армии в специальный стаж по Списку №1 по нормам Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, указанный период будет учитываться в общем трудовом стаже в календарном исчислении, как работа, предусмотренная Списком №1, следовательно, общий трудовой стаж истца составит с учетом льготного исчисления остальных периодов 19 л 03 мес. 8 дн., что меньше требуемого стажа 20 лет для возможности конвертации пенсионных прав в РПК с применением специального стажа.

Поскольку у истца отсутствует требуемая продолжительность общего трудового стажа для возможности конвертации пенсионных прав в РПК с применением специального стажа, при требуемом специальном стаже 10 лет, то суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований о перерасчете пенсии с применением стажевого коэффициента в размере 0,55 с отношением неполного стажа к требуемому, с применением стажа на соответствующих видах работ следует отказать.

Поскольку судом отказано в удовлетворении исковых требований о перерасчете пенсии, оснований для удовлетворения требований о выплате недоплаты пенсии с даты назначения пенсии с учетом индексации не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

исковые требования Бруяко С.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми включить Бруяко С.В. период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 13.11.1989 по 21.10.1991 в стаж работы, дающий право на назначение пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 25.10.2014 и бессрочно.

В удовлетворении исковых требований Бруяко С.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми о перерасчете пенсии с 25.10.2014 с учетом стажевого коэффициента 0,55 с отношением неполного стажа к требуемому, выраженному 0,94916666 и выплате недоплаты пенсии с 25.10.2014 - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия, то есть с 03.11.2019.

Председательствующий    

2-1740/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Бруяко Святослав Владимирович
Ответчики
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
vktsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее