Судья: Ветошкина Л.В.
Докладчик: Крейс В.Р. Дело №33-7952/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Братчиковой Л.Г.
судей Крейса В.Р., Выскубовой И.А.
при секретаре Павловой А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 13 августа 2019 года гражданское дело
по иску П.В.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе города Новосибирска (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, включении в стаж периодов в льготном исчислении, обязании назначить досрочную страховую пенсию с даты первоначального обращения,
по апелляционной жалобе УПФР в Ленинском районе города Новосибирска (межрайонное) на решение Ленинского районного суда города Новосибирска от 23 мая 2019 года.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Крейса В.Р., объяснения П.В.И. и ее представителя П.В.П., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
П.В.И. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе города Новосибирска (межрайонное).
В обоснование требований указала, что решением пенсионного органа от 17.01.2019 ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи отсутствием требуемой продолжительности стажа в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В страховой стаж ответчиком не включены периоды работы в должности заведующего Блинковским и Ночкинским фельдшерско-акушерского пункта (далее – ФАП) в Венгеровской центральной районной больнице, а также периоды обучения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением средней заработной платы в период работы операционной медицинской сестрой операционного блока стационара ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница».
Данные действия ответчика считает незаконными.
Истец просила признать незаконным решение ответчика от 17.01.2019 года; обязать его включить в стаж работы периоды в календарном исчислении:
с 10.03.1994 по 15.05.1996 года - в должности заведующего Блинковским ФАП-фельдшера и с 16.05.1996 по 15.08.1997 года в должности заведующего Ночкинским ФАП - фельдшера в Венгеровской центральной районной больнице;
в льготном исчислении периоды обучения на курсах повышения квалификации в периоды работы в должности операционной медицинской сестры операционного блока стационара ГБУЗ НСО «Государственная областная клиническая больница».
Обязать ответчика назначить ей, досрочную страховую пенсию с даты первоначального обращения 02.11.2018 года.
Взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы 300 рублей.
Решением Ленинского районного суда города Новосибирска от 23 мая 2019 года решение Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Новосибирска (межрайонное) № 693938 от 17.01.2019 года признано незаконным.
ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе города Новосибирска межрайонное) обязано включить в стаж работы периоды в календарном исчислении:
с 10.03.1994 года по 15.05.1996 года - в должности заведующего Блинковским ФАП-фельдшера в Венгеровской центральной районной больнице;
с 16.05.1996 года по 15.08.1997 года, в должности заведующего Ночкинским ФАП-фельдшера в Венгеровской центральной районной больнице;
в льготном исчислении: периоды обучения на курсах повышения квалификации с 16.09.2004 по 19.10.2004 года, с 24.11.2009 по 25.12.2009 года, с 24.11.2014 по 19.12.2014 года - в периоды работы в должности операционной медицинской сестры операционного блока стационара ГБУЗ НСО «Государственная областная клиническая больница».
Ответчик обязан назначить П.В.И. досрочную страховую пенсию с даты первоначального обращения 02.11.2018 года.
С ответчика в пользу П.В.И. взысканы судебные расходы 300 руб.
В апелляционной жалобе представитель пенсионного органа указывает, что судом нарушены нормы пенсионного законодательства, а именно п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, а также неправильно истолкована ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, поскольку у истца на момент обращения за пенсией 02.11.2018г. стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составил 28 лет 06 мес. 05 дней при требуемом стаже 30 лет.
В стаж работы П.В.И. не могут быть засчитаны периоды работы в должности заведующей ФАП, так как такая должность не предусмотрена Списком от 29.10.2002 №781.
Кроме того, периоды повышения квалификации с сохранением среднемесячной з/платы не поименованы Правилами от 11.07.2002 № 516, и не могут быть засчитаны в льготном исчислении.
В связи с этим назначить досрочную страховую пенсию по старости П.В.И. 02.11.2018г. нет оснований, поскольку в соответствии со ст. 22 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013г. пенсия назначает со дня обращения за ней, которым следует считать день приема пенсионным органом заявления со всеми необходимыми документами.
Рассмотрев дело в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (часть 1 ст. 1, ст. 7, часть 1 ст. 37), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 ст. 39).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, в соответствии с которой основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" п. 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексу - Список должностей и учреждений N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 г. N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 02.11.2018г. П.В.И. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Новосибирска (межрайонное) с заявлением назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Ответчик своим решением от 17.01.2019 отказал в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи отсутствием требуемой продолжительности стажа в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составил 28 лет 6 мес. 05 дней при требуемом стаже 30 лет.
При этом, спорные периоды работы истца в стаж засчитаны не были.
Из материалов дела усматривается, что 25.02.1994 истец окончила медицинское училище № 1 Новосибирского управления здравоохранения по специальности «Лечебное дело» и 10.03.1994 была принята на работу в качестве молодого специалиста в Венгеровскую ЦРБ.
В период с 10.03.1994 по 15.05.1996 работала в должности фельдшера - заведующего Блинковским ФАП, в период с 16.05.1996 по 15.08.1997 - в должности фельдшера - заведующего Ночкинским ФАП.
В периоды работы в должности операционной медицинской сестры операционного блока стационара ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница», истец была направлена на курсы повышения квалификации: с 16.09.2004 по 19.10.2004, с 24.11.2009 по 25.12.2009, с 24.11.2014 по 19.12.2014.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя иск, руководствуясь положениями вышеназванных нормативных актов, а также Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 №464 (которое применяется к периодам работы до 01.11.1999), суд исходил из того, что спорные периоды подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ в календарном исчислении, так как истец работала в должности среднего медицинского персонала (заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер) в Венгеровской ЦРБ в период с 10.03.1994 по 15.08.1997 и в оспариваемые периоды выполняла работу как по организации труда среднего и младшего медицинского персонала фельдшерско-акушерского пункта, так и непосредственно работу фельдшера ФАП.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на собранных по делу доказательствах и нормах закона, регулирующих спорные правоотношения.
Данные выводы суда сделаны с учетом оценки представленных истицей доказательств, таких как, записи в трудовой книжке; штатные расписания по фельдшерско-акушерским пунктам Венгеровского района, утвержденные главным врачом района 28.12.1994, по подразделениям «Блинковский ФАП» и «Ночкинский ФАП», должностная инструкция заведующего фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшера.
Так, в период работы истицы в должности среднего медицинского персонала (заведующий ФАП - фельдшер) в Венгеровской ЦРБ с 10.03.1994 по 15.08.1997, Советом Министров РСФСР был утвержден Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 г. N 464, согласно пункту 1 которого право на досрочную пенсию имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В наименовании должностей, предусмотренных в Списке должностей N 1066, указаны должности среднего медицинского персонала: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер); фельдшер.
Согласно Списку должностей и учреждений N 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер.
При этом в законодательстве определение термина "средний медицинский персонал" не раскрывается, в связи с чем следует руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 декабря 1999 года N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", где к медперсоналу отнесены руководители учреждений, в том числе пунктом 2 "заведующий отделением", а в соответствии с примечанием N 1 наименование должностей дополняется наименованием раздела работы, руководство которым он осуществляет. В ранее принятых Номенклатурах дана та же редакция.
Учитывая, что истец занимала должность заведующего ФАП - фельдшер в Венгеровской ЦРБ в период с 10.03.1994 по 15.08.1997 и относилась к среднему медперсоналу, указанный период обоснованно включен судом первой инстанции в стаж для назначения пенсии.
Конституционный суд РФ указал в своем Постановлении, касающемся рассмотрения вопросов пенсионного обеспечения, укал, что в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий назначения трудовой пенсии по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение по старости». Этой же группе работников предоставлены и другие льготы, связанные с воздействием вредных факторов, например дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.
Разрешая требования истца в части возложения обязанности включить в стаж в льготном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации, суд исходил из того, что данные периоды подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ, так как истец находилась на курсах повышения квалификации в период осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на собранных по делу доказательствах, при этом суд правильно применил нормы права, регулирующие спорные правоотношения.
Статьей 187 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В соответствии со ст. 167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Согласно ст. ст. 173 - 176 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя организации является обязательной частью трудовой деятельности медицинского работника.
Таким образом, указанные периоды работы фактически являются периодами работы с сохранением заработной платы, при этом работодатель за указанные периоды производит отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.
Прохождение курсов повышения квалификации в вышеуказанные периоды осуществлялось в периоды осуществления основного вида трудовой деятельности с сохранением заработной платы, откуда производилась уплата взносов на государственное социальное страхование. Таким образом, истцу, как работнику, совмещающему труд с обучением, гарантированы такие же трудовые права, как и лицам, трудящимся полное рабочее время. Период нахождения в ученических отпусках и на курсах повышения квалификации, по сути, законодателем приравнивается к выполнению истцом своих трудовых обязанностей.
Согласно ранее действовавшей ст.122 КЗоТ РСФСР и ст. 187 Трудового кодекса РФ, действующей в настоящее время, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, как периоды работы, в силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ, подлежат зачету в стаж работы, дающей право досрочное пенсионное обеспечение.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 1 квартал 2006 г., утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ от 7 и 14.06.2006, (вопрос 30) указано, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение лицам, осуществлявшим педагогическую, медицинскую и иную работу.
В этой связи доводы апелляционной жалобы ответчика являются несостоятельными. Учитывая требования пенсионного законодательства, не включение в специальный стаж периодов нахождения работников на курсах повышения квалификации влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.
Поскольку с учетом включения в специальный стаж спорных периодов на момент обращения П.В.И. с заявлением о назначении пенсии он составил более требуемого 30 лет, судом обоснованно удовлетворено требование о возложении на ответчика обязанности назначить ей досрочно страховую пенсию в соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с даты обращения.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку фактически повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, а лишь выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, основаны на ином неверном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые, по смыслу ст. 330 ГПК РФ, могли бы служить основанием для отмены обжалуемого решения, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда города Новосибирска от 23 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УПФР в Ленинском районе города Новосибирска (межрайонное)-без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: