Дело № 2-181/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Ромоданово 17 июня 2021 г.
Ромодановский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Занькина Д.В.,
при секретаре Киреевой Н.А.,
с участием истца Максимовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максимовой Александры Ивановны к администрации Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия об установлении факта владения и пользования земельным участком, признании права собственности на земельный участок в порядке наследования по закону,
установил:
Максимова А.И. обратилась в суд с иском к администрации Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия об установлении факта владения и пользования земельным участком, признании права собственности на земельный участок в порядке наследования по закону.
В обоснование исковых требований, с учётом их уточнения, указала, что ДД.ММ.ГГГГ умерла её мать ФИО1, после смерти которой открылось наследство в виде земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок принадлежал её матери ФИО1, единственным наследником которой является она. При жизни её мать не зарегистрировала в установленном законом порядке своё право собственности на названный земельный участок. После смерти матери она приняла наследство путём его фактического принятия, так как по настоящее время пользуется вышеназванным земельным участком. Также она приняла наследство путём подачи заявления нотариусу, который в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на спорный земельный участок ей отказал, по тем основаниям, что не были предоставлены правоустанавливающие документы на этот участок. В связи с этим просит суд установить факт владения и пользования при жизни на праве собственности ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>. Также просит суд признать за ней право собственности на вышеуказанный земельный участок в порядке наследования по закону.
В судебном заседании истец Максимова А.И. свои исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика – администрации Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия в судебное заседание не явился, представив в суд письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, с указанием об отсутствии каких-либо возражений против заявленных Максимовой А.И. исковых требований.
Третьи лица по делу – Новокупцева Л.И. и Иванова Е.И. (родные сёстры истца), а также ФИО2 (смежный землепользователь со спорным земельным участком) в судебное заседание не явились. При этом указанные лица представили в суд письменные заявления с просьбами о рассмотрении дела в их отсутствие, с указанием о своём согласии с заявленными Максимовой А.И. исковыми требованиями.
Привлечённый судом к участию в деле в качестве третьего лица – нотариус Ромодановского нотариального округа Республики Мордовия в судебное заседание не явился, представив в суд письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель другого третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия в судебное заседание не явился по неизвестной причине, надлежащим образом был извещён о месте и времени его проведения.
В связи с этим суд, в соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принял решение о рассмотрении дела в отсутствие всех указанных лиц.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявленные Максимовой А.И. исковые требования подлежат удовлетворению.
Свой вывод суд основывает следующим:
Из материалов дела усматривается, что истец Максимова А.И. является дочерью ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9, 11).
Из имеющейся в деле копии свидетельства на право собственности на землю серии № №, следует, что ФИО1 (матери истца), при жизни был предоставлен в собственность земельный участок площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес> (л.д.5-7).
Из копии домовой книги и справки, выданной администрацией Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, следует, что ФИО1 при жизни проживала по адресу: <адрес> (л.д.58-60, 78).
Как следует из ответа филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Мордовия, сведения о правообладателях на вышеназванный земельный участок отсутствуют, право собственности на него за кем-либо не зарегистрировано (л.д.57).
В соответствии со статьёй 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, в том числе факт владения и пользования недвижимым имуществом.
В данном случае судом объективно установлено, что при жизни ФИО1 фактически владела и пользовалась на праве собственности земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, однако не оформила на него своё право собственности в установленном законом порядке.
Вышеуказанный факт владения и пользования на праве собственности за умершей указанным земельным участком имеет юридическое значение для истца и подлежит установлению судом.
Получить надлежащие документы, удостоверяющие этот факт в ином порядке, чем в судебном, истец не имеет возможности.
В связи с этим, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования истца в соответствующей части и установить факт владения и пользования при жизни на праве собственности ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м, расположенным по адресу: <адрес>.
При разрешении исковых требований Максимовой А.И. о признании за ней права собственности на вышеуказанный земельный участок в порядке наследования по закону, суд исходит из следующего.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 "О судебной практике по делам о наследовании" при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В силу абзаца второго пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно статье 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В силу абзаца первого статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со статьёй 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.
В силу пункта 1 статьи 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации днём открытия наследства является день смерти гражданина.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно пункту 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чём бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (пункт 2 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 "О судебной практике по делам о наследовании" наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и её момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
В данном случае судом установлено, что истец Максимова А.И. приходится дочерью ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, является наследником первой очереди к имуществу умершей.
Из копии наследственного дела № усматривается, что Максимова А.И. является единственным наследником, принявшим наследство после смерти ФИО1 (л.д.73).
Наряду с этим, из копии наследственного дела к имуществу умершей ФИО1 усматривается, что Новокупцева Л.И. и Иванова Е.И. (дочери наследодателя) от принятия наследства отказались в пользу истца Максимовой А.И. (л.д.74).
Также из материалов дела следует, что 20 апреля 2021 года сообщением нотариуса Ромодановского нотариального округа Республики Мордовия Власовой Л.Н. в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на вышеназванный земельный участок Максимовой А.И. было отказано. Данный отказ мотивирован тем, что не были предоставлены соответствующие правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности наследодателя на землю (л.д.10).
Вместе с тем, как указано выше, в данном случае судом установлен факт того, что мать истца – ФИО1 при жизни фактически на праве собственности владела и пользовалась вышеназванным земельным участком.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что спорное наследственное имущество было принято Максимовой А.И. предусмотренным законом способом, поскольку она в установленный законом срок подала нотариусу соответствующее заявление, вступила во владение наследственным имуществом, пользуется им как своим собственным, так как обрабатывает спорный земельный участок, поддерживая его в нормальном состоянии, другие наследники на наследство не претендуют.
В связи с изложенным, суд считает, что исковые требования истца в указанной части также основаны на законе, следовательно, данные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199, 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Максимовой Александры Ивановны к администрации Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия об установлении факта владения и пользования земельным участком, признании права собственности на земельный участок в порядке наследования по закону удовлетворить.
Установить факт владения и пользования при жизни на праве собственности ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, земельным участком с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенным по адресу: <адрес>.
Признать за Максимовой Александрой Ивановной ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности в порядке наследования по закону на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи жалобы через Ромодановский районный суд Республики Мордовия.
Судья Ромодановского районного суда
Республики Мордовия Д.В. Занькин
Решение в окончательной форме составлено 21 июня 2021 г.
Судья Ромодановского районного суда
Республики Мордовия Д.В. Занькин