Судья Морев Е.А. Дело № 33-79/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«11» января 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Лукьяновой С.Б. и Пелевиной Н.В.
при секретаре Стакиной Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации города Костромы Мелкумяна А.С. на решение Свердловского районного суда города Костромы от 28 октября 2016 года, которым удовлетворены исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора в интересах Рыбакова Е.П., и муниципальное образование городской округ город Кострома Костромской области в лице Администрации муниципального образования городской округ город Кострома Костромской области обязано предоставить Рыбакову Е.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда города Костромы, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда города Костромы, расположенное на территории городского округа город Кострома Костромской области.
Заслушав доклад судьи Пелевиной Н.В., выслушав объяснения помощника прокурора Костромской области Хрящевой Е.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Шарьинский межрайонный прокурор Костромской области, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Рыбакова Е.П., обратился в суд с иском к Администрации города Костромы о предоставлении специализированного жилого помещения на территории города Костромы, мотивируя тем, что Рыбаков Е.П. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей; до 2004 года находился под опекой бабушки З.Л. и проживал в принадлежащем ей жилом помещении по адресу: <адрес>; с 2004 года по 2014 год воспитывался в различных государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в настоящее время проходит обучение в <техникум> и проживает в общежитии техникума. Жилых помещений в пользовании по договору социального найма или на праве собственности Рыбаков Е.П. не имеет; в соответствии с постановлением Администрации городского округа город Шарья Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ № Рыбаков Е.П. должен быть обеспечен жилым помещением по достижению им совершеннолетнего возраста, однако до настоящего времени жилье ему не предоставлено.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация Костромской области, департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, департамент финансов Костромской области, Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы, Управление финансов Администрации города Костромы, Управление строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы, Администрация городского округа город Шарья Костромской области.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации города Костромы Мелкумян А.С. просит решение суда отменить и в удовлетворении иска отказать. В жалобе указывает, что в соответствии с положениями статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию данных полномочий, в порядке, установленном администрацией Костромской области. Законом Костромской области от 23 декабря 2014 года № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления городских округов Костромской области наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями; при этом финансовое обеспечение переданных государственных полномочий предусмотрено за счет предоставляемых бюджетам городских округов субвенций из областного бюджета. Вместе с тем доказательства, свидетельствующие о поступлении субвенций из бюджета Костромской области в доходную часть бюджета города Костромы на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, в материалах дела отсутствуют. В этой связи полагает, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Костромской области, на которую и должна быть возложена обязанность по предоставлению Рыбакову Е.П. жилого помещения.
В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель администрации Костромской области Скородумов Д.Н., и.о. директора департамента финансов Костромской области Замураев И.Н., заместитель Шарьинского межрайонного прокурора Костромской области Шабалина Т.А. полагают решение суда законным и обоснованным.
В суде апелляционной инстанции помощник прокурора Костромской области Хрящева Е.Ю. полагала доводы апелляционной жалобы не основанными на законе и просила в удовлетворении жалобы отказать.
Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили. От Администрации городского округа город Шарья Костромской области имеется ходатайство с просьбой рассматривать дело в отсутствие его представителя.
В силу статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции согласно статье 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы и возражений, приходит к следующему.
Разрешая возникший спор, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к выводу о том, что Рыбаков Е.П. как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, должен быть обеспечен Администрацией города Костромы благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Данный вывод соответствует нормам закона, не противоречит материалам дела и оснований не согласиться с ним судебная коллегия не усматривает.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно названной статье жилые помещения предоставляются лицам указанной категории по достижении ими возраста 18 лет.
Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Подобные нормы содержатся и в статье 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» (в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года № 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01 января 2013 года).
Как видно по делу и установлено судом, Рыбаков Е.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что никем из участников процесса не оспаривается и подтверждено материалами дела (л.д.166-168, 169, 169 оборот), достиг 18-летнего возраста, с 01 сентября 2015 года проходит обучение в <техникум> и проживает в предоставленном ему на период обучения общежитии техникума по адресу: <адрес>, где имеет регистрацию по месту пребывания (л.д.50 оборот, 157).
Из материалов дела также следует, что жилое помещение за истцом после утраты родительского попечения не закреплялось, жилых помещений в пользовании по договору социального найма или на праве собственности он не имеет, членом семьи нанимателя жилого помещения не является (л.д.133, 164); жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором Рыбаков Е.П. был зарегистрирован до 19 мая 2014 года (л.д.15), принадлежит на праве собственности З.В. (л.д.161), членом семьи которого истец не является; в настоящее время регистрации по месту жительства Рыбаков Е.П. не имеет.
Постановлением главы городского округа город Шарья Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ № с учетом изменений, внесенных постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №, принято решение об обеспечении Рыбакова Е.П. жилым помещением по окончании его пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домов семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (л.д.170, 170 оборот).
По информации департамента по труду и социальной защите населения Костромской области по состоянию на 18 января 2016 года Рыбаков Е.П. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д.51-52).
Оценив указанные обстоятельства, суд правильно посчитал, что жилищные права Рыбакова Е.П. подлежат защите в соответствии с вышеприведенными нормами закона.
В силу пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Законом Костромской области от 29 декабря 2014 года № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (часть 1 статьи 3 Закона).
При этом в силу части 2 статьи 3 названного Закона Костромской области перечислены государственные полномочия, которыми наделяются названные органы, среди них: формирование муниципального специализированного жилищного фонда для лиц данной категории; принятие решений о предоставлении им жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет; принятие решений об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда и заключение с указанными лицами договоров социального найма этих жилых помещений по окончании пятилетнего срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания им содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; выявление в установленном администрацией Костромской области порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам названной категории содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятии решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок.
Согласно статье 10 Закона Костромской области от 29 декабря 2014 года № 620-5-ЗКО настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года и вводится в действие ежегодно законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии, если законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусмотрено предоставление субвенций на осуществление органам местного самоуправления переданных настоящим Законом государственных полномочий.
Законом Костромской области от 18 декабря 2015 года №44-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2016 год» (статья 20) утверждено распределение межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам муниципальных образований, на 2016 год согласно приложению 13 к настоящему Закону, в том числе таблица 13 «Распределение субвенций, передаваемых бюджетам муниципальных районов и городских округов в 2016 году на осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями». Городскому округу город Кострома переданы субвенции в размере 2 926,1 тыс. рублей.
С учетом этого и принимая во внимание постоянное проживание истца на территории города Костромы, что в апелляционной жалобе не оспаривается, суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению ему жилого помещения на муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы.
Вопросы финансирования и предоставления из бюджета субъекта субвенций органам местного самоуправления для приобретения жилья детям-сиротам и лицам из их числа касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления и вопреки доводам апелляционной жалобы для разрешения настоящего спора правового значения не имеют.
То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств бюджета субъекта, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями органами местного самоуправления, а также для уклонения данных органов от исполнения возложенной на них законом обязанности.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования, поэтому органы местного самоуправления могут предоставлять жилые помещения из муниципального жилищного фонда с последующим возмещением данных расходов за счет субвенций на реализацию соответствующих государственных полномочий.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы выводов, к которым пришел суд первой инстанции, не опровергают и были предметом исследования суда. Эти доводы по существу направлены на иное толкование законодательства и переоценку доказательств по делу, к чему правовых оснований не имеется.
В этой связи апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 28 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации города Костромы Мелкумяна А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: