ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 декабря 2016 года по делу № 33-5965/2016
Судья Адзиев М.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Устаевой Н.Х.,
Судей Алиевой Э.З. и Багаутдиновой Ш.М.,
при секретаре Меджидовой С.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Раджабова Э.К. к Министерству здравоохранения РД о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных средств для лечения несовершеннолетней дочери Раджабовой Г.Э. в размере <.> руб. по апелляционной жалобе истца Раджабова Э.К. на решение Советского районного суда г.Махачкала Республики Дагестан от 4 августа 2016 года, которым постановлено:
«Раджабову Э. К. в иске к Министерству Здравоохранения РД о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных средств для лечения несовершеннолетней дочери Раджабовой Г. Э. в размере <.> руб. отказать».
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Устаевой Н.Х., выслушав объяснения Раджабова Э.К., просившего решение суда отменить и исковые требования удовлетворить, Судебная коллегия,
Установила:
Раджабов Э. К. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Республики Дагестан о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных средств для лечения несовершеннолетней дочери Раджабовой Г.Э. в размере <.> рублей.
Иск мотивирован тем, что его несовершеннолетней дочери Раджабовой Г.Э., <дата> г.р., установлена инвалидность и рекомендовано к приему лекарственное средство Сандиммум Неорал ( циклоспорин -ММН) на льготных основаниях и бесплатно.
Данное лекарственное средство рекомендовано для приема постоянно и длительно. За бесплатным получением указанного лекарственного средства он обращался неоднократно в различные инстанции, в том числе и в Министерство здравоохранения РД, однако его обращения остались без реагирования, в связи с чем, он был вынужден приобретать указанное лекарство за собственные средства.
В нарушение действующего законодательства на протяжении двух лет, его дочь необходимыми лекарственными средствами не обеспечивается ни путем выписки рецептов для приобретения лекарственных средств бесплатно, ни путем обеспечения его необходимыми лекарственными средствами через детскую поликлинику.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, как незаконное, по основаниям, приведенным в исковом заявлении.
Кроме того сослалась на то, что, несмотря на доводы и доказательства приложенныек исковому заявлению, суд посчитал, что истцом не представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о том, чтоответчиком Минздравом РД нарушены его права и отказал ему в иске.
Хотя, представитель ответчика Минздрава РД не отрицала, что его дочь Раджабова Г. находится на диспансерном учете и получает необходимое лечение. В 2014 году ГБУ РД «Карабудахкентская центральная районная больница» составила и подала в Минздрав заявку на лекарственный препарат «Циклоспорин» (Сандиммун Неорал) в количестве 17 упаковок, без указания персональных данных больных, нуждающихся в нем.
Ранее лекарственный препарат «Циклоспорин» (Сандиммун Неорал) закупался по «Федеральной льготе», а с марта 2015 года по программе «Региональная льгота». И рецепт, должен был быть выписан лечащим врачом по месту жительства.
Учитывая то, что в 2014 году Минздрав РД в полной мере выполнил свои обязанности по закупке лекарственного препарата «Циклоспорин» и тем самым обеспечило его наличие в республике, вины Минздрава по отношению к его дочери нет.
В то же время, ему дают ответ с Министерства Здравоохранения РД, на его письмо за № от <дата>, о том, что лекарственный препарат Циклоспорин не входит в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2014 года за №2782-р «Об утверждении перечней жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2015 год», вступивший в силу с 1 марта 2015г.
Данный препарат был закуплен в конце 2015 года за счет средств выделяемых, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года за №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений и здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Следовательно, из письма следует, что данный препарат не входит Перечень бесплатного назначения, а в суде утверждалось обратное.
К тому же истец представил суду неоднократные обращения и в Прокуратуру и в Министерство здравоохранения РД, по поводу отказа в получении лекарственного препарата.
При одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям.
Прежде чем подать иск он обратился в досудебном порядке для разрешения спора в Министерство здравоохранения Республики Дагестан, однако они своим письмом от <дата> сообщили, что данный препарат Циклоспорин не входит в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2С4 года за №2782-р «Об утверждении перечней жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2015 год», вступивший в силу с 1 марта 2015 года.
И в то же время ссылаются на то, что в настоящий момент его дочери выделен лекарственный препарат сандимун неорал 100мг- 4 уп, 25 мг-уп, который можно получить в аптеке № гор Махачкалы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно ст.13 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Пункт 5 ст.1 Федерального закона N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" устанавливает право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, гарантированный объем, которой предоставляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно п.12 ст.14 указанного Закона организация по обеспечению граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, а также обеспечения лекарственными препаратами является полномочием федеральных органов государственной власти.
В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на получение бесплатной медицинской помощи Правительство РФ Постановлением от 22 октября 2012 года N 1074 утвердило Программу государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014-2015 г., которая во втором разделе предусматривает обеспечение граждан необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при оказании медицинской помощи.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 в редакции от 14 февраля 2002 года "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
В соответствии с данным Перечнем дети-инвалиды в бесплатном порядке по рецептам врачей обеспечиваются, в том числе, всеми лекарственными средствами и средствами медицинской реабилитации по медицинским показаниям.
Таким образом, указанным Постановлением Правительства Российской Федерации закреплено право детей-инвалидов на обеспечение всеми необходимыми лекарственными средствами бесплатно.
Согласно ч.3 ст.80 этого Закона, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Порядок регулирования вопросов назначения и выписывания лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, иных организациях, осуществляющих медицинскую помощь утвержден Приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения".
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18 сентября 2006 N 665 утвержден Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В силу ст.ст. 6.1 и 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды и дети-инвалиды.
Из материалов дела усматривается, что Раджабовой Г.Э., <дата> года рождения, установлена инвалидность группы «ребенок-инвалид» сроком до 03 августа 2016 года, что подтверждается справкой выданной ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан» серии <.> № от <дата>.
Согласно выпискам из истории болезни №, № №, №, Раджабова Г.Э. систематически находилась на лечении в нефрологическом отделении РДКБ с сопутствующим диагнозом хронический тонзиллит, субкомпенсированная форма J35.0.
Согласно письму первого заместителя Министра здравоохранения Республики Дагестан от <дата>, №, на обращение от <дата>, о том, что в поликлинике истцу отказывают в выдаче препарата необходимого для лечения дочери, усматривается, что на тот момент Раджабова Г.Э. отсутствует в регистре Пенсионного фонда по Республике Дагестан.
При включении ее в регистр федеральных льготников, врачу Карабудахкентской ЦПРБ необходимо представить в отдел ДЛО и МНП дополнительную заявку на лекарственный препарат «Сандиммун Неорал» (Циклоспорин - МНН) в бумажном и электронном виде, приложив выписку с рекомендацией на данный препарат.
Из письма департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Министерства здравоохранения Российской Федерации на обращение Раджабова Э.К. № усматривается, что назначение и выписывание лекарственных препаратов по торговым наименованиям осуществляется при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинских документах и журнале врачебной комиссии, а вопросы компенсации денежных средств, потраченных на приобретение лекарственных средств, находится в ведении органов социальной защиты населения административного района.
Из материалов дела также усматривается, что Раджабова Г.Э. с 2012 года состоит на «Д» учете в ГБУ РД «Карабудахкентская ЦРБ» с диагнозом: <.> <.>.
За 2016 года выписаны рецепты: 08 апреля 2016 г. на Сандиммум Неорал, таблетки, 100 мг. - 4 уп., и 25 мг. - 4 уп., 11 апреля 2014 г., Сандиммум Неорал, таблетки 25 мг., - 2 уп.
В суде апелляционной инстанции истец заявил, что в отношении получения лекарственных средств бесплатно в 2016 году претензий не предъявляет. Он требует компенсации произведенных им расходов на приобретение лекарственного средства для дочери в 2014-2015 годах.
Судом первой инстанции установлено, что по Центральной районной больнице Карабудахкентского района РД, на Раджабову Г.Э. принята заявка на лекарственный препарат Сандиммун Неорал на общую сумму <.> руб.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела усматривается, что согласно государственным контрактам от <дата>, от <дата> и от <дата> лекарственное средство Циклоспорин Министерством здравоохранения Республики Дагестан приобретался.
В силу п. 2.2 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 г. № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств», по рецептам, выписанным на рецептурных бланках, формы которых утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. № ПО, аптечными учреждениями (организациями) отпускаются, помимо прочего, лекарственные средства, отпускаемые бесплатно или со скидкой, выписанные на рецептурных бланках формы № 148-1/у-04 (л) и формы № 148-1/у-06 (л)).
Лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте. Указанные рецептурные бланки (формы № 148-1/у-04 (л), № 148-1/у-06 (л)) являются формами строгой отчетности, выписываются врачом и являются основанием для получения лекарств бесплатно.
Аналогичные правила предусмотрены ст. 23 Закона Республики Дагестан от 14 июня 2012 года, №34 «Об охране здоровья граждан в Республике Дагестан».
Таким образом, законодательно установлено, что получение лекарственных препаратов гражданами осуществляется на основании выписанных рецептов, иного порядка бесплатного получения лекарственных средств для льготных категорий граждан не предусмотрено.
Отпуск лекарственных средств по бесплатным и льготным рецептам врачей осуществляют уполномоченные аптечные учреждения, определяемые органом исполнительной власти Республики Дагестан в области здравоохранения.
Рецепты на лекарственные средства, отпускаемые бесплатно и на льготных условиях, выписываются в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях в пределах формуляра в соответствии с лекарственными стандартами.
Заявляя требования о возмещении сумм, затраченных на приобретение лекарственных средств, которые, должны были быть предоставлены его дочери бесплатно, Раджабов Э.К. предоставил чеки аптечных учреждений на приобретение препаратов, как входящих в перечень препаратов для льготного отпуска – циклоспорин.
Доказательств назначения дочери истца указанного лекарственного препарата в 2014 и 2015 году в установленном порядке истцом не представлено, в связи с чем его довод о нарушении его прав на бесплатное обеспечение лекарственными средствами является несостоятельным.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции также исходил из того, что истец не представил суду доказательства, cвидетельствующие о том, что он в установленном законом порядке обратился в соответствующее учреждение (аптечная организация) и то ему отказала в выдаче выписанного лекарства, не представил также доказательства оспаривания им таковых действии, если это имело место.
С учетом изложенного суд мотивированно пришел к выводу, что понесенные затраты истцом, на приобретение указанного лекарственного препарата не связаны с нарушением прав со стороны Министерства здравоохранения Республики Дагестан.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что ему было отказано в выдаче рецептов на бланках установленной формы для льготного отпуска в связи с отсутствием указанных лекарственных препаратов в отделе льготного отпуска, не подтверждена доказательствами.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований к удовлетворению исковых требований Раджабова Э.К. о возмещении убытков и о компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ,
судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 4 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в шестимесячный срок.
Председательствующий:
Судьи: