Решение по делу № 2а-2136/2018 от 17.05.2018

Дело № 2а-2136/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июня 2018 года г. Барнаул

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Рехтиной Е.А.,

при секретаре Кузвесовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Богдановой Татьяны Васильевны к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула о признании незаконным бездействия,

У С Т А Н О В И Л :

Богданова Т.В. обратилась в Железнодорожный районный суд г. Барнаула с административным иском к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула (далее Комитет) о признании незаконным бездействия Комитета по не рассмотрению заявления Богдановой Т.В. о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>1 в собственность бесплатно, возложении на административного ответчика обязанности устранить допущенное нарушение, обязании Комитета предоставить бесплатно в собственность Богдановой Т.В. земельный участок по адресу: <адрес>1.

В обоснование иска указано, что решением Центрального районного суда г.Барнаула от 20.10.2016 административное исковое заявление Богдановой Т.В. удовлетворено в части. Признано незаконным решение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула от 25.03.2016 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес>1 в <адрес>. На Комитет возложена обязанность рассмотреть повторно в установленном законом порядке заявление Богдановой Т.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве собственности, расположенного по адресу <адрес>1.

Решение суда вступило в законную силу, было возбуждено исполнительное производство.

Распоряжением Комитета от 20.04.2017 №111 предварительно согласовано предоставление Богдановой ТВ. земельного участка ориентировочной площадью 0,0140 га адресу г.Барнаул, ул.Червонная, 25-1.

Предоставление земельного участка возможно после проведения работ по образованию земельного участка.

Богдановой Т.В. предложено обеспечить проведение кадастровых работ необходимых для образования земельного участка и получение разрешения на условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка - индивидуальные жилые дома.

Кадастровые работы для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка по адресу <адрес>1, Богдановой Т.В. были выполнены, о чем свидетельствует заключенный договор на выполнение кадастровых работ № КР-135 от 19.09.2017 и выписка из Единого государственного реестра недвижимости.

Постановлением администрации г.Барнаула №1793 от 29.08.2017 Богдановой Т.В. предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка ориентировочной площадью 140 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>1 «индивидуальные жилые дома».

12 октября 2017 г. Богданова Т.В., действуя через своего представителя, обратилась в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. В нарушение пункта 5 статьи 39.17 Земельного Кодекса РФ Комитет заявление Богдановой Т.В. не рассмотрел, земельный участок не предоставил, о принятом решении Богданова Т.В. не извещена, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.

В судебном заседании представитель административного истца Меньшиков А.А. требования административного искового заявления поддержал в полном объеме, административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Представитель административного ответчика Пантелеева Ю.В. просила отказать в удовлетворении административного искового заявления по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226).

Как следует из материалов дела, 12 октября 2017 г. Богданова Т.В., действуя через своего представителя, обратилась в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно без торгов в порядке предоставления муниципальной услуги, в этот же день заявление принято представителем Комитета.

Как установлено судом, о рассмотрения данного заявления Богдановой Т.В. уведомлена 16.11.2017 СМС сообщением по номеру телефона, указанному в заявлении (по номеру телефона представителя), ей предложено придти и получить документы по адресу, указанному в СМС, что подтверждается скриншотами с программы.

Впоследствии, Комитетом подготовлено письмо Богдановой с проектом договора купли-продажи № 47 от 16.11.2017, датированное 15.12.2017, поскольку оснований для предоставления заявительнице в собственность земельного участка бесплатно Комитет не усмотрел.

Заявление было направлено по адресу: <адрес> 01.12.2017, что подтверждается реестром отправки от 01.12.2017. По другим адресам письмо не направлялось, что подтверждено стороной административного ответчика в суде.

    Пунктом 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного ФИО2 уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (п. 6 данной статьи).

АДМИНИСТРАЦИЕЙ ГОРОДА БАРНАУЛА принято ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 26 июля 2016г. N 1490 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ УСЛУГИ "ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ИЛИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА КОТОРЫЙ НЕ РАЗГРАНИЧЕНА, БЕЗ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ"

Согласно пункту 3.3 раздела 2 «Стандарт предоставления муниципальной услуги» данного Административного регламента в случае поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, результатом предоставления подуслуги, указанной в подпункте 1.2.3 пункта 1.2 настоящего раздела, является:

направление (выдача) заявителю постановления администрации города о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в случае, установленном подпунктом 2.1.1 пункта 2.1 настоящего раздела;

направление (выдача) заявителю распоряжения Комитета о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в случае, установленном подпунктом 2.1.2 пункта 2.1 настоящего раздела;

направление (выдача) заявителю решения органа местного самоуправления, предоставляющего муниципальную услугу, в случаях, установленных подпунктами 2.1.1, 2.1.2 пункта 2.1 настоящего раздела, об отказе в предоставлении земельного участка.

В силу пункта 4.1 раздела 2 Административного регламента, срок предоставления муниципальной услуги, в том числе с учетом необходимости обращения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, участвующие в предоставлении муниципальной услуги, составляет 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов.

Пункт 2.3.2 раздела 3 «Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в МФЦ» Административного регламента регулирует вопросы рассмотрения заявления и документов при поступлении заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов в результате предоставления подуслуг, указанных в подпунктах 1.2.2 - 1.2.9 пункта 1.2 раздела II Регламента.

Основанием для начала исполнения административной процедуры является регистрация специалистом канцелярии заявления и передача его на рассмотрение председателю Комитета ( п. 2.3.2.1 раздела 3).

Пункт 2.3.2.2 раздела 3 закрепляет требования к порядку выполнения административной процедуры, согласно которому:

Председатель Комитета в течение одного дня с момента получения заявления передает его с резолюцией начальнику отдела для организации дальнейшего исполнения.

Начальник отдела в течение одного дня рассматривает заявление, определяет специалиста отдела и направляет ему для исполнения заявление.

Специалист отдела в течение 19 дней осуществляет следующие действия:

проводит анализ заявления и полученных документов, осуществляет сбор информации посредством запросов документов, информации, которые находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов и организаций, участвующих в предоставлении муниципальной услуги;

проверяет наличие законных оснований для принятия документов, являющихся результатам предоставления муниципальной услуги;

при наличии обстоятельств, являющихся основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги, указанных в пункте 9.2 раздела II Регламента, готовит проект решения органа, предоставляющего муниципальную услугу, в случаях, установленных подпунктами 2.1.1, 2.1.2 пункта 2.1 раздела II Регламента, об отказе в предоставлении земельного участка;

4) при отсутствии обстоятельств, являющихся основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги, указанных в пункте 9.2 раздела II Регламента, готовит проект документа:

договора купли-продажи земельного участка от лица органа местного самоуправления, предоставляющего муниципальную услугу, в случаях, установленных подпунктами 2.1.1, 2.1.2 пункта 2.1 раздела II Регламента, - при поступлении заявления о предоставлении земельного участка в собственность за плату в результате предоставления подуслуги, указанной в подпункте 1.2.2 пункта 1.2 раздела II Регламента;

постановления администрации города о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в случае, установленном подпунктом 2.1.1 пункта 2.1 раздела II Регламента, распоряжения Комитета о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в случае, установленном подпунктом 2.1.2 пункта 2.1 раздела II Регламента, - при поступлении заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в результате предоставления подуслуги, указанной в подпункте 1.2.3 пункта 1.2 раздела II Регламента;

договора аренды земельного участка от лица органа местного самоуправления, предоставляющего муниципальную услугу, в случаях, установленных подпунктами 2.1.1, 2.1.2 пункта 2.1 раздела II Регламента, - при поступлении заявления о предоставлении земельного участка в аренду в результате предоставления подуслуги, указанной в подпунктах 1.2.4, 1.2.5 пункта 1.2 раздела II Регламента;

договора аренды земельного участка на срок до трех лет от лица администрации города - при поступлении заявления о предоставлении однократно в аренду земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, на котором расположены объекты незавершенного строительства, для завершения их строительства в результате предоставления подуслуги, указанной в подпункте 1.2.6 пункта 1.2 раздела II Регламента;

договора аренды земельного участка (части земельного участка) от лица Комитета для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов - при поступлении заявления о предоставлении земельного участка, в том числе части земельного участка, в аренду для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов в результате предоставления подуслуги, указанной в подпункте 1.2.7 пункта 1.2 раздела II Регламента;

распоряжения Комитета о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование - при поступлении заявления о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование в результате предоставления подуслуги, указанной в подпункте 1.2.8 пункта 1.2 раздела II Регламента;

договора безвозмездного пользования земельным участком от лица Комитета - при поступлении заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование в результате предоставления подуслуги, указанной в подпункте 1.2.9 пункта 1.2 раздела II Регламента.

Пункт 2.6 раздела 3 Административного регламента предусматривает порядок направления заявителю документа, являющегося результатом предоставления муниципальной услуги.

Основанием для начала исполнения административной процедуры является подписание должностным лицом документа, являющегося результатом предоставления муниципальной услуги и передача его для направления заявителю.

Специалист Комитета, ответственный за направление документа, являющегося результатом предоставления муниципальной услуги, в течение одного дня с момента подписания должностным лицом документа, являющегося результатом предоставления муниципальной услуги, информирует заявителя о возможности его получения в Комитете путем направления СМС-оповещения по телефонам, указанным в заявлении.

Специалист Комитета, ответственный за выдачу документа, являющегося результатом предоставления муниципальной услуги, в течение трех дней с момента подписания документа, являющегося результатом предоставления муниципальной услуги, выдает его заявителю по месту нахождения Комитета.

Документ, являющийся результатом предоставления муниципальной услуги, неполученный заявителем, по истечении трех дней направляется заявителю посредством почтовой связи специалистом Комитета, ответственным за его направление (п.2.6.1 раздела 3).

Срок административной процедуры - три дня с момента подписания должностными лицами документа, являющегося результатом предоставления муниципальной услуги и его передача для направления заявителю (п. 2.6.3 раздела 3).

Результатом административной процедуры (результатом предоставления муниципальной услуги) является направление (выдача) заявителю документа, являющегося результатом предоставления муниципальной услуги ( п.2.6.4 раздела 3).

Судом установлено, что в заявлении Богдановой Т.В., которое было подано представителем, указан адрес Богдановой Т.В. – <адрес>. В доверенности на представителя, приложенной к заявлению, указан адрес Богдановой Т.В.– <адрес>.

Письмо с проектом договора купли-продажи Комитетом направлено по адресу: <адрес>1. При этом на <адрес>, ни по одному из адресов, ответ Богдановой не направлялся.

Богданова Т.В. в иске указала и это подтвердил представитель административного истца в судебном заседании, что ответ на заявление Богданова Т.В. не получала, также как и СМС.

При этом ответ на обращение Богдановой Т.В. направлен с нарушением сроков, установленных Земельным кодексом РФ и Административным регламентом.

Заявление поступило в Комитет 12.10.2017. Проект договора подготовлен 16.11.2017, а ответ направлен только 01.12.2017, с нарушением как 30 дневного срока (п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ, пункт 4.1 раздела 2 Административного регламента), так и 3-х дневного срока с момента подготовки проекта договора купли-продажи (п.2.6.1 раздела 3 Административного регламента). Более того, ответ направлен не по адресу проживания заявителя, указанному в заявлении.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дел данной категории суды должны выяснять, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка.

Судом установлено, что Комитетом жалоба Богдановой Т.В. не была рассмотрена в срок, установленный законом, не выполнены обязанности, предусмотренные Административным регламентом, в связи с чем, право заявителя на получение ответа по существу поставленных в обращении вопросов, предусмотренное Земельным Кодексом РФ и Административным регламентом Комитетом нарушено.

Таким образом, Комитетом при рассмотрении заявления Богдановой Т.В. в порядке предоставления муниципальной услуги, были не соблюдены требования Административного регламента, допущено нарушение прав и свобод заявителя на получение ответа.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

    При таких обстоятельствах имеются основания для частичного удовлетворения административного искового заявления, признания незаконным бездействия Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула, выразившееся в не рассмотрении заявления Богдановой Татьяны Васильевны о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>1 в собственность бесплатно.

    В целях устранения нарушения прав административного истца суд возлагает на Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула обязанность рассмотреть повторно в установленном законом порядке заявление Богдановой Татьяны Васильевны о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>1 в собственность бесплатно.

    Вместе с тем, требования административного истца об обязании Комитета предоставить бесплатно в собственность Богдановой Т.В. земельный участок по адресу: <адрес>1, удовлетворению не подлежат, поскольку с учетом повторного рассмотрении заявления Богдановой Т.В. о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, вопрос о наличии или отсутствии оснований для бесплатного предоставления земельного участка повторно Комитетом не решен.

Руководствуясь статьями 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление удовлетворить частично.

    Признать незаконным бездействие Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула, выразившееся в не рассмотрении заявления Богдановой Татьяны Васильевны о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>1 в собственность бесплатно.

    Возложить на Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула обязанность рассмотреть повторно в установленном законом порядке заявление Богдановой Татьяны Васильевны о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>1 в собственность бесплатно.

    В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

    Взыскать с Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула в пользу Богдановой Татьяны Васильевны расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб..

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья     Е.А.Рехтина

2а-2136/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Богданова Татьяна Васильевна
Богданова Т.В.
Ответчики
комитет по земельным ресурсам
Суд
Железнодорожный районный суд г. Барнаул
Дело на странице суда
zheleznodorozhny.alt.sudrf.ru
17.05.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
17.05.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
17.05.2018[Адм.] Передача материалов судье
17.05.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.06.2018[Адм.] Судебное заседание
14.06.2018[Адм.] Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
14.06.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2018[Адм.] Судебное заседание
30.06.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.07.2018[Адм.] Дело оформлено
02.07.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2020Регистрация административного искового заявления
08.05.2020Передача материалов судье
08.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
08.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.05.2020Судебное заседание
08.05.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
08.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.05.2020Судебное заседание
08.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2020Дело оформлено
08.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее