Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 апреля 2016 года <адрес>
Волжский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Нестеренко Е.Г., при секретаре ФИО5, с участием представителя истца ФИО6, действующей на основании доверенности, представителя ответчика ФИО7, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Министерству финансов <адрес>, третье лицо <адрес> муниципального образования «<адрес>» о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство), индексации задолженности,
установил:
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд, с иском к Министерству финансов <адрес> о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство), индексации задолженности.
Свои требования обосновывает тем, что на основании постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении денежного пособия на содержание несовершеннолетних ФИО2 и ФИО1, истец, являясь несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, был передан под опеку ФИО3, которой этим же постановлением было назначено денежное пособие на содержание несовершеннолетних ФИО2 и ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. Выплата денежного пособия на содержание опекаемого истца выплачивалась за период 2000-2002 года, без учета фактических цен, сложившихся в регионе.
Задолженность по выплате опекунских пособий, по мнению истца, за период 2000-2002 года составила 58 836 рублей 91 копейка.
Указанная задолженность в связи с несвоевременной выплатой утратила покупательскую способность, в связи с чем, истец просил взыскать в свою пользу также индексацию указанной задолженности с учетом уровня инфляции за период задолженности в размере 143 995 рубля 72 копейки, а всего 202 832 рубля 63 копейки.
Истец ФИО1, несмотря на своевременное и надлежащее извещение, в судебное заседание не явился, просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Министерства финансов <адрес>, в судебном заседании не признала иск, просила отказать в его удовлетворении.
Представитель третьего лица сектора по обеспечению исполнения переданных государственных полномочий по опеке и попечительству администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>», несмотря на своевременное и надлежащее извещение, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
С учетом изложенного, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав обстоятельства дела и собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.5 Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче их на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, провозглашенной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от ДД.ММ.ГГГГ №, при рассмотрении всех вопросов, касающихся передачи ребёнка для заботы не его собственными родителями, главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка, и в особенности его потребность в любви и право на обеспеченность и постоянную заботу.
Декларацией прав ребёнка, провозглашенной Резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена социальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. ст. 148, 150 Семейного Кодекса РФ (действовавшими до ДД.ММ.ГГГГ), ст. 148-1 (действующей с ДД.ММ.ГГГГ), ч.3 ст. 40 ГК РФ несовершеннолетние дети, находящиеся под опекой имеют право на причитающиеся им пенсии, пособия, другие социальные выплаты, достигнув совершеннолетия, имеет право самостоятельно обратиться в суд с исковыми требованиями о взыскании невыплаченных денежных сумм государственного пособия.
Пунктом 3 ст. 4 Федерального Закона «Об опеке и попечительстве» от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), в качестве одной из задач государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству определено обеспечение достойного уровня жизни подопечных.
Согласно ст. 1 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), в Российской Федерации устанавливается принцип полного государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от их устройства и включает в себя представление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещения их полной стоимости.
В силу ст. 5 указанного Закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ устанавливались нормы питания обеспечения одеждой, мягким инвентарем, обувью, необходимым оборудованием, суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг.
На основании п. 1 указанного Постановления, обязанность по обеспечению учреждений для детей-сирот и детей, находящихся под опекой, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденных Приказом Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшем до ДД.ММ.ГГГГ, органы опеки и попечительства были обязаны выплачивать опекунам (попечителям) денежные средства на указанные цели, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Статься 72 Конституции Российской Федерации, ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти и сопровождается передачей необходимых финансовых средств бюджету субъекта РФ в форме субвенций.
Правительством Российской Федерации были установлены нормативы, исходя из стоимости которых, в каждом регионе определяется размер опекунского пособия. Федеральным Законом «О федеральном бюджете на 1992 - 1998 год» в состав федерального бюджета включены средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. В целях оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета были перечислены дополнительные финансовые ресурсы для финансирования мероприятий по выплате опекунских пособий. На основании закона о федеральном бюджете на 1992-1998, годы, в бюджет <адрес> из бюджета Российской Федерации были перечислены денежные средства финансовой поддержки, в числе которых были учтены предполагаемые расходы органов государственной власти <адрес> на денежные выплаты на содержание указанных несовершеннолетних.
Как установлено в судебном заседании из бюджета <адрес> в 1992-2000 годах не выделялись денежные средства на выплату опекунских пособий органам местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, поскольку государственными полномочиями по выплате опекунских пособий орган местного самоуправления (администрация <адрес>) в установленном порядке не наделялся, ему не передавалось необходимых финансовых средств для исполнения этих полномочий, то выплаты опекунских пособий осуществлялись без учета фактических цен региона на продукты питания, одежду, обувь, мягкий инвентарь. Данная обязанность возложена законом на субъект РФ – <адрес> и его финансовый орган – Министерство финансов <адрес>, который является надлежащим ответчиком по делу.
Кроме того, в силу ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, а поэтому право опекуна на выплату пособия по содержанию несовершеннолетнего ребенка, находящегося под опекой, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по выплате опекунских пособий в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 31 Федерального Закона «Об опеке и попечительстве» от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и данным Федеральным законом. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению. Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные формы государственной поддержки опеки и попечительства, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Суд, исследовав представленные доказательства, подтверждающие нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем воспитанников детских домов, семейных детских домов, приёмных семей в соответствии с Постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшем до ДД.ММ.ГГГГ, на основании данных Комитета статистики <адрес>, считает установленным то обстоятельство, что размер выплат денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, полученных истцом за 1992-2000 годы, не соответствовал установленному вышеуказанным постановлением Правительства РФ размеру.
Во исполнение постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении денежного пособия на содержание несовершеннолетних ФИО2 и ФИО1, истец, являясь несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, был передан под опеку ФИО3, которой этим же постановлением было назначено денежное пособие на содержание несовершеннолетних, в том числе истца- ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. За период 2000-2002 года опекуну на содержание истца были фактически выплачены: 2000 г. – 5 510,40 руб., 2001 г. – 13 200 руб., 2002 г. – 22 077 руб.
В соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, следовало выплатить за период 2000-2002 года: 2000 г. – 15 942,28 руб., 2001 г. – 39 332,83 руб., 2002 г. – 44 349,20 руб.
Согласно расчетам истца, подтвержденным сведениями службы государственной статистики <адрес>, имеется задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, находящегося под опекой (попечительством) в сумме 58 836 рублей 91 копейка.
Исходя из анализа вышеприведенных норм, в связи с несвоевременной выплатой опекунских пособий в соответствии с установленными нормами, суд считает, что суммы невыплаченных пособий подлежат индексации с учетом изменения индекса потребительских цен за соответствующие период времени.
Размер индексации с учетом уровня инфляции за каждый год, определенный законом о федеральном бюджете на 2003-2004 г. размер индексации за рассматриваемый период составляет 143 995 рублей 72 копейки.
Произведенные истцом расчеты суд находит верными, возражений относительно расчета со стороны ответчика не поступило.
Указанные суммы в силу ст. 1071 ГК РФ подлежат взысканию в пользу истца с Министерства финансов <адрес> за счет средств казны <адрес>.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, все понесенные судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 ст. 96 ГПК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 88 ГПК РФ - судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся: расходы на оплату услуг представителя, другие признанные судом необходимыми расходы.
Судом установлено, что истец понес расходы на оформление нотариальной доверенности, относящиеся к судебным расходам.
Вместе с тем, суд отказывает в удовлетворении требований (ходатайства) истца о взыскании с ответчика судебных расходов на оформление нотариальной доверенности, поскольку согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
Как следует из текста доверенности, выданной истцом своим представителям, она выдана на представление своих интересов в целом на совершение всех процессуальных действий и обращение в различные инстанции, ссылки на рассматриваемое дело не содержит, а следовательно, расходы на ее оформление не подлежат взысканию с ответчика.
Таким образом, общая сумма денежных средств, подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца, составит – 202 832 (двести две тысячи восемьсот тридцать два) рубля 63 копейки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 67, 194-199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░, ░░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░ 2000-2002 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 58 836 (░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 91 ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 143 995 (░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░ 72 ░░░░░░░, ░ ░░░░░ 202 832 (░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░ 63 ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░- ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░