Решение по делу № 2-180/2022 (2-5543/2021;) от 14.10.2021

Дело № 2 – 180/2022

УИД № 03RS0005-01-2021-011749-94

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 марта 2022 года г. Уфа

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Баженовой Е.Г.,

при секретаре Куфтериной И.Р.,

с участием истца Шепелёва А.Р., представителя ответчика – Кильдияровой Р.И., представителя третьего лица Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ – Кильдияровой Р.И., третьего лица Камалова Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шепелёва А.Р. к Администрации городского округа г. Уфа РБ о взыскании убытков,

УСТАНОВИЛ:

Шепелёв А.Р. обратился в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа РБ о взыскании убытков, указав, что постановлением от , вынесенным Административной комиссией Администрации Советского района городского округа г.Уфы РБ истец был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.21 Кодекса об административных правонарушениях РБ. Шепелев А.Р. был привлечён к административной ответственности в виде штрафа в размере 1000 рублей. Решением Советского районного суда г.Уфы РБ от 23.06.2021 года по делу постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Административной комиссией Администрации Советского района городского округа г.Уфы РБ в отношении Шепелева А.Р., было отменено, производство по административному делу было прекращено. Решение вступило в законную силу. К моменту отмены постановления от ДД.ММ.ГГГГ вынесенного Административной комиссией Администрации Советского района городского округа г.Уфы РБ, административный штраф уже был взыскан с истца в принудительном порядке.

Для обжалования постановления административной комиссии, истцом был заключен договор на оказание юридических услуг с Гордиенко А.О., стоимость слуг которой составила 20000 руб.

На основании вышеизложенного, просит взыскать с ответчика в свою пользу убытки в размере уплаченного штрафа 1000 рублей, убытки в размере 20000 руб., судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 руб., моральный вред в размере 30000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 830 руб., почтовые расходы в размере 100,10 и 109,10 руб.

Истец Шепелёв А.Р. на судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации ГО г.Уфа РБ и третьего лица Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ Кильдиярова Р.И. в судебном заседании требования не признала, просила отказать в удовлетворении, показала, что не установлена вина административной комиссии.

Третье лицо Камалов Д.Р. в судебном заседании показал, что требования считает необоснованными.

Выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц.

В силу ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

Согласно статье 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу статьи 1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Из материалов дела следует, что постановлением Административной комиссии Администрации Советского района городского округа г.Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ года, Шепелёв А.Р. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.21 Кодекса Республики Башкортостан об Административных правонарушениях и привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 1000 руб.

Решением Советского районного суда г.Уфы РБ от 23 июня 2021 года по делу указанное постановление Административной комиссии Администрации Советского района городского округа г.Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Шепелева А.Р. отменено, производство по административному делу было прекращено.

Указанным решением установлено, что «административной комиссией 19 августа 2020 года вынесено постановление о назначении Шепелеву А.Р. административного наказания по ст. 6.21 КоАП РБ в отсутствие последнего, без составления протокола об административном нарушении.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение. Отсутствие протокола об административном правонарушении в данном случае влияет на доказанность совершения административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, постановление административной комиссии администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 20-1689 от 19 августа 2021 года в отношении Шепелева А.Р. по ст. 6.21 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях нельзя признать законным».

Решение вступило в законную силу.

Таким образом, вступившим в силу решением суда установлено нарушение административной комиссией норм процессуального права при привлечении Шепелева А.Р. к ответственности.

В силу положений ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Для обжалования постановления административной комиссии, истцом был заключен договор на оказание юридических услуг с Гордиенко А.О., стоимость которых составила 20000 руб.

Указанную сумму суд относит к убыткам истца, возникшим по вине административной комиссии в связи с незаконным привлечением истца к административной ответственности, в связи с чем удовлетворяет требования истца о взыскании указанной суммы с ответчика.

При этом суд учитывает, что деятельность административных комиссий в Республике Башкортостан регулируется Законами Республики Башкортостан от 22.01.2004 № 64-з «Об административных комиссиях в Республике Башкортостан» (далее - Закон № 64-з) и от 10.10.2006 № 354-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Башкортостан по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий» (далее - Закон № 354-з).

В силу статьи 2 Закона № 64-з административные комиссии создаются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

На основании пункта 1 статьи 8 Закона № 354-з финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период.

Статьей 15 Бюджетного кодекса РФ предусматривается, что в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий. В соответствии с Законом № 354-з постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2007 г. № 393 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан в виде субвенций на осуществление государственных полномочий по созданию и обеспечению деятельности образуемых администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан административных комиссий.

Согласно указанным правилам учет операций по расходованию средств осуществляется на лицевых счетах администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан. Также администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан ежеквартально представляют отчеты о расходовании субвенций. При этом ответственность за обеспечение целевого использования субвенций и достоверность представляемых отчетных сведений несут органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.

Кроме того, в силу пункта 3.6 Положения об административных комиссиях городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утверждённого Постановлением главы Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ , организационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности административных комиссий осуществляет Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Финансирование деятельности Административной комиссии Администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан осуществляется за счет субвенций из бюджета Республики Башкортостан, предоставляемых Администрации городского округа город Уфа. Поскольку передача государственных полномочий осуществлена одновременно с финансированием указанных полномочий, то надлежащим ответчиком по делу является местная администрация, которая отвечает по своим обязательствам за счет средств казны муниципального образования, вред, причиненный органом:

государственной власти Российской Федерации и его должностными лицами возмещается за счет казны Российской Федерации,

государственной власти субъекта Российской Федерации и его должностными лицами возмещается за счет казны субъекта Российской Федерации,

муниципального образования и его должностными лицами возмещается за счет казны муниципального образования.

    Вместе с тем, Законом Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «О Реестре должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан» установлено, что к должностям муниципальной службы, замещаемым в администрациях городских округов, территориальном органе местной администрации, относятся, в том числе, председатель административной комиссии, заместитель председателя административной комиссии, ответственный секретарь административной комиссии, инспектор административной комиссии.

Также, в соответствии со статьей 12 Закона РБ органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут установленную законодательством ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей при осуществлении государственных полномочий.

Поскольку административная комиссия, администрация Советского района городского округа город Уфа не являются самостоятельными органами местного самоуправления и входят в структуру Администрации городского округа город Уфа, обоснованным является предъявление требований к Администрации городского округа город Уфа, представляющей интересы муниципального образования и его казны.

Разрешая требования истца о компенсации морального вреда в размере 10000 руб., суд исходит из следующего.

В силу п. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как разъяснено в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

С учетом объема и характера причиненных истцу физических и нравственных страданий, а также степени вины ответчика, учитывая требования разумности и справедливости, суд полагает, что размер компенсации морального вреда с учетом конкретных обстоятельств дела составляет в данном случае 1000 руб.

В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 данного кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в этой статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Истцом заявлены требования о взыскании судебных расходов в размере 20000 рублей на оплату услуг представителя, расходы по оплате государственной пошлины в размере 830 руб. и почтовых расходов в общем размере 209,20 руб.

В связи с изложенным суд взыскивает с ответчика в пользу истца судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 3000 руб., исходя из принципа разумности, руководствуясь ст. 100 ГПК РФ, расходы по оплате государственной пошлины в размере 830 руб., почтовые расходы в размере 209,20 руб.

В удовлетворении требований о взыскании с ответчика в пользу истца суммы принудительно оплаченного по отмененному постановлению штрафа в размере 1000 руб., суд отказывает, поскольку истцом выбран неверный способ защиты права.

В соответствии с п 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно абз. 1 п. 28 Приказа Минфина России от 13 апреля 2020 года N 66н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (далее - возврат сумм поступлений), осуществляется на основании Заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты, в срок, не превышающий 3-х рабочих дней, следующих за днем их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, в соответствии с настоящим Порядком.

Таким образом возврат излишне уплаченной суммы штрафа не подлежит рассмотрению в порядке искового производства, поскольку для такого возврата предусмотрен иной порядок, доказательства же соблюдения истцом данного порядка не представлены.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шепелёва А.Р. к Администрации городского округа г. Уфа РБ о взыскании убытков – удовлетворить частично.

Взыскать с Администрации городского округа город Уфа РБ за счет казны муниципального образования в пользу Шепелева А.Р. убытки в размере 20000 руб., судебные расходы в размере 3000 руб., компенсацию морального вреда в размере 1000 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 830 руб., почтовые расходы в размере 209,20 руб.

В удовлетворении требований о взыскании убытков в виде штрафа отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Резолютивная часть решения объявлена 03 марта 2022 года.

Решение в окончательной форме изготовлено 11 марта 2022 года.

Судья                            Баженова Е.Г.

2-180/2022 (2-5543/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Шепелёв Алексей Римович
Ответчики
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Другие
Административная комиссия Администрации Советского района городского округа город Уфа РБ
Хабибуллина Зиля Радиковна
Администрация Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Суд
Октябрьский районный суд г. Уфы
Судья
Зинова Ульяна Викторовна
Дело на странице суда
oktiabrsky.bkr.sudrf.ru
14.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.10.2021Передача материалов судье
18.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.12.2021Судебное заседание
14.12.2021Судебное заседание
20.01.2022Судебное заседание
20.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2022Судебное заседание
03.02.2022Судебное заседание
11.02.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
03.03.2022Судебное заседание
11.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2022Дело оформлено
13.05.2022Дело передано в архив
03.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее