Решение по делу № 2-598/2020 от 27.03.2020

                                 Дело № 2-598/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Салехард                                                                                                           29 мая 2020 года

    Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего Поздняковой М.И.,

при секретаре Якуповой А.У.,

с участием истца Суханова А.В.,

третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Суханова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Суханова А.В. к Главному управлению МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу, Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре и Ямало-Ненецком автономном округе о признании незаконным распоряжения территориального управления Росимущества в Ямало-Ненецком автономном округе от 09.12.2011 -р в части отнесения к служебным жилым помещениям квартиры <адрес> по ул. Броднева в городе Салехарде, признании права пользования указанным жилым помещением на условиях договора социального найма,

установил:

Суханов А.В. обратился в суд с иском к главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - ГУ МЧС России по ЯНАО), Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре и Ямало-Ненецком автономном округе (далее - МТУ Росимущества в ЯНАО) о признании незаконным распоряжения территориального управления Росимущества в Ямало-Ненецком автономном округе от 09.12.2011 -р в части отнесения к служебным жилым помещениям <адрес> по ул. Броднева в г. Салехарде, признании права пользования указанным жилым помещением на условиях договора социального найма. В обоснование требований указывает, что с 1995 года проходит службу в системе государственной противопожарной службы Российской Федерации. 10.01.1999 решением жилищно-бытовой комиссии ПЧ-69 УГПС УВД ЯНАО он был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. 20 сентября 2003 года по месту службы в связи с трудовыми отношениями ему была предоставлена указанная квартира. Несмотря на его неоднократные обращения к начальнику ПЧ-69, выдача ему ордера на жилое помещение и заключение договора социального найма откладывались до момента регистрации прав учреждения на спорную квартиру. 29 сентября 2006 года квартира передана в оперативное управление ФГБУ «9 отряд ФПС ГПС по ЯНАО» с отнесением к служебному жилому фонду, после чего 18 ноября 2006 года с ним был заключен договор найма служебного жилого помещения. Решением Единой жилищной комиссии ГУ МЧС РФ по ЯНАО от 18.06.2019 он восстановлен в списках сотрудников, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005, предоставляемых по договорам социального найма на состав семьи: сын Суханов Е.В. Полагает, что оспариваемое распоряжение незаконно, поскольку отнесение квартиры к специализированному жилищному фонду противоречит законодательству. Поскольку с момента фактического предоставления жилого помещения и по настоящее время он использует спорное жилое помещение по его назначению, несет расходы по содержанию, просит признать за ним право пользования жилым помещением по указанному адресу на условиях договора социального найма.

В ходе судебного заседания истец Суханов А.В. требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в иске, указал, что о нарушенном праве узнал в начале 2020 года, когда обратился с рапортом о восстановлении в списках сотрудников, нуждающихся в жилых помещениях, принятых на учет до 1 марта 2005 года.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО7 поддержал заявленные исковые требования, подтвердил факт проживания с отцом Сухановым А.В. по указанному адресу.

Представитель ответчика ГУ МЧС России по ЯНАО Ненашева К.В. на судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, ходатайствовала об отложении судебного заседания в связи с невозможностью явиться в суд по причине временной нетрудоспособности.

В письменных возражениях, представленных в суд, просит в удовлетворении исковых требований отказать, применить срок исковой давности, поскольку договор найма служебного жилого помещения от 18 ноября 2006 года истцом оспорен не был, срок исковой давности истек.

Причина неявки представителя юридического лица уважительной не является. Организациям предоставлено право свободного выбора своих представителей для участия от их имени в гражданском судопроизводстве, которое судом ограничено не было.

Представитель ответчика Межрегионального территориального управления Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре и Ямало-Ненецком автономном округе на судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных возражениях просит в удовлетворении исковых требований отказать, применить срок давности по требованию об оспаривании Распоряжения МТУ Росимущества, так как о нарушенном праве истец узнал с даты заключения договора служебного найма жилого помещения.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации муниципального образования город Салехард в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения спора извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, о причинах неявки не сообщил, доказательств уважительности причин неявки в суд не представил.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено при данной явке.

Выслушав истца, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, свидетеля, изучив и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством

Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся также служебные жилые помещения.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.

Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 ЖК РФ).

Правила отнесения помещения к специализированному жилищному фонду установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42 (далее также - Правила).

Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в пункте 41 постановления от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.

К жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

По действующему до 1 марта 2005 года законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (статьи 47, 105 ЖК РСФСР).

Судом установлено, что истец Суханов А.В. работал в Государственной противопожарной службе в период с 07.08.1995 по 12.12.1997, проходит службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы с 01.04.1998, с 01.01.2020 по настоящее время – на должности заместителя начальника службы пожаротушения – начальника дежурной смены службы пожаротушения Федеральной противопожарной службы ГПО Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу (л.д. 26).

Решением ЖБК ПЧ-69 УГПС УВД ЯНАО истец был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 11.01.1999 (протокол ).

Из протокола собрания ЖБК 69-ПЧ от 12.01.2001 по результатам рассмотрения вопроса о постановке сотрудников в очередь на получение и улучшение жилищно-бытовых условий принято решение о постановке в список очередности части на получение и улучшение жилищных условий Суханова А.В. под .

Как следует из протокола заседания ЖБК 69-ПЧ УГПС МЧС РФ ЯНАО № 4 от 20.09.2003, решением комиссии Суханову А.В. была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: г. Салехард, ул. Броднева, <адрес> на состав семьи из 3-х человек с выдачей ордера служебного образца и с заключением договора с 69-ПЧ со сроком отработки 5 лет. Повесткой дня являлось предоставление сотрудникам 69-ПЧ УГПС МЧС РФ ЯНАО служебного жилого помещения без учета очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Свидетель ФИО5 в ходе судебного заседания пояснил, что являлся членом комиссии в сентябре 2003 года, однако не обладал достоверными сведениями о наличии правоустанавливающих документов на жилые помещения 69-ПЧ, решение о предоставлении жилых помещений принималось на основании нуждаемости в получении жилья, а не очередности его предоставления, исходя из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, жилое помещение – квартира <адрес> по улице Броднева в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа предоставлено 69 - ПЧ УГПС МЧС РФ ЯНАО в 2003 году Суханову А.В. и членам его семьи во временное пользование по договору найма.

Указанные обстоятельства опровергают доводы истца о предоставлении ему спорного жилого помещения на условиях договора социального найма.

Суханов А.В. числится в списке сотрудников ПЧ-69, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденном начальником 69- ПЧ УГПС Ямало – Ненецкого автономного округа 11.05.2004.

В соответствии с Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, может иметь специализированный жилищный фонд: служебные жилые помещения (подпункт 5 пункт 9).

За Главным управлением МЧС России в установленном порядке закрепляется имущество на праве оперативного управления и Главное управление МЧС России в пределах своей компетенции: осуществляет в установленном порядке функции по управлению закрепленным государственным имуществом (подпункт 6 пункта 13 Приказа МЧС РФ от 06.08.2004 N 372 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации")

Протоколом совместного совещания ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ЯНАО и ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ЯНАО от 06.06.2010 в связи с необходимостью в предоставлении служебных жилых помещений, расположенных на территории ЯНАО, сотрудникам МЧС, принято решение о переводе всего жилищного фонда (кроме жилых помещений, предназначенных для социального использования граждан, находившихся на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 года), находящийся в оперативном управлении государственных учреждений противопожарной службы, в специализированный жилищный фонд.

Как усматривается из материалов дела, спорное жилое помещение, отнесенное к федеральному имуществу (согласно выписке из реестра федерального имущества), с 29.09.2006 передано в оперативное управление федеральному государственному казенному учреждению «1 Пожарная часть федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу» (далее также - учреждение), о чем внесена соответствующая запись государственной регистрации, и на основании распоряжения ТУ Росимущества в Ямало-Ненецком автономном округе -р от 09 декабря 2011 года отнесено к служебному жилому помещению.

В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

8 ноября 2011 года квартира, находящаяся в оперативном управлении Пожарной части, по договору найма служебного жилого помещения , заключенного с 69 Пожарной частью Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу, была передана в пользование Суханову А.В. в связи со служебными отношениями и на период службы.

В указанной квартире Суханов А.В. и член его семьи – сын ФИО7 зарегистрированы по месту жительства с 10.11.2006 по настоящее время.

Из материалов дела не следует, что жилое помещение предоставлялось истцу на условиях социального найма.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.09.2019 Федеральное государственное казенное учреждение «1 Пожарная часть федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу» ликвидировано, правопреемником учреждения является Главное управление МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Сведений об обременении права оперативного управления учреждения на данную квартиру на момент издания оспариваемого распоряжения, не имеется.

Таким образом, при издании оспариваемого распоряжения не допущено нарушений пункта 3 Правил, положения которого не допускают отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду, если они заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, или имеют обременения прав на это имущество.

Оспариваемое распоряжение принято уполномоченным государственным органом при наличии законных оснований.

Так, в целях отнесения квартиры к служебному жилому помещению, в ТУ Росимущества в Ямало-Ненецком автономном округе обратилось Федеральное государственное казенное учреждение «1 Пожарная часть федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу», что не оспаривается сторонами, жилое помещение соответствовало предъявляемым к нему требованиям, и было отнесено к федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 13 Правил, учреждение (либо его правопреемник) за которым закреплено жилое помещение на праве оперативного управления вправе обратится в орган управления с заявлением об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда с предоставлением документа, подтверждающего право оперативного управления.

Как следует из материалов дела, оспариваемое распоряжение было принято на основании обращения учреждения, обладающего правом оперативного управления на жилое помещение, что согласуется с указанными положениями Правил.

Само учреждение не является применительно к пункту 1 Постановления Правительства РФ от 25.03.2010 № 179 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации» федеральным органом исполнительной власти и не обладает распорядительными полномочиями по отнесению закрепленного на праве оперативного управления жилого помещения к специализированному жилищному фонду.

Пунктом 12 Правил предусмотрено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (орган управления).

Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 25.03.2010 № 179 федеральные органы исполнительной власти принимают решения по вопросам включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда.

В соответствии со статьями 125, 209, 212, 214 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации права собственника в отношении федеральной собственности осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 № 374, приказом Росимущества от 19.12.2016 № 466, территориальный орган Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, федерального имущества на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации.

На момент издания оспариваемого распоряжения в 2011 году, за каким либо иным государственным органом (за исключением Росимущества) нормативными правовыми актами не были закреплены полномочия по распоряжению государственным жилищным фондом по ведомственной принадлежности.

С учетом приведенных правовых норм, ТУ Росимущества в Ямало-Ненецком автономном округе при издании оспариваемого распоряжения в 2011 году реализовало полномочия собственника в отношении федерального имущества, закрепленного за государственным учреждением на праве оперативного управления, соответственно распоряжение принято уполномоченным государственным органом.

Таким образом, оснований для признания оспариваемого распоряжения незаконным не имеется.

Доказательств осведомленности истца о том, что занимаемая им квартира отнесена к служебному жилому помещению на основании распоряжения № 523-Р от 09.11.2011, и пропуске срока для его оспаривания, ответчиком не приведено. Кроме того, в договоре найма жилого помещения от 08 ноября 2011 года отсутствует ссылка на указанное распоряжение, в связи с чем у суда не имеется оснований не доверять пояснениям Суханова на судебном заседании о том, что о нарушенном праве в указанной части он узнал с 5 февраля 2020 года.

В силу ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем.

Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования (ч. 1 ст. 63 ЖК РФ).

Истец и члены его семьи были вселены в спорную квартиру в связи с характером трудовых отношений с органом государственной власти (ГУ МЧС России по ЯНАО), квартира отнесена к специализированному жилищному фонду уполномоченным органом РФ.

Доводы истца о возникновении права на заключение договора социального найма, в связи с вселением в квартиру в 2003 году, являются необоснованными.

Как следует из материалов дела и установлено судом, вселение было обусловлено именно трудовыми отношениями Суханова А.В. и не порождает бессрочное пользование квартирой на условиях социального найма.

Квартира в установленном порядке на основании правоустанавливающего документа в качестве служебного жилого помещения была предоставлена в 2006 году, после чего истец зарегистрировался в ней по месту жительства.

Решением Единой жилищной комиссии ГУ МЧС РФ по ЯНАО от 18.06.2019 Суханов А.В. восстановлен в списках сотрудников, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005, предоставляемых по договорам социального найма составом семьи: сын ФИО3, с даты подачи рапорта - ДД.ММ.ГГГГ.

Предоставление спорной квартиры в качестве специализированного жилого помещения без учета очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий не противоречит нормам ЖК РФ, факт нахождения истца на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания по г. Салехарду не зависит от наличия в пользовании квартиры на условиях служебного найма.

При таких обстоятельствах, доводы истца фактически основаны на неверном толковании закона, а поэтому суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Таким образом, истец не приобрел право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма.

В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.

Учитывая, что возникшие между сторонами правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, а договор найма служебного жилого помещения, на основании которого Суханов А.В. продолжает занимать жилое помещение, не прекратил своего действия, оснований для исчисления срока исковой давности с даты его заключения и применения исковой давности в рассматриваемом споре о признании права пользования указанным жилым помещением на условиях договора социального найма, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Главному управлению МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу, Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре и Ямало-Ненецком автономном округе о признании незаконным распоряжения территориального управления Росимущества в Ямало-Ненецком автономном округе от 09.12.2011 -р в части отнесения к служебным жилым помещениям квартиры <адрес> по ул. Броднева в городе Салехарде, признании права пользования указанным жилым помещением на условиях договора социального найма – отказать.

Решение может быть обжаловано в суде Ямало - Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы через Салехардский городской суд Ямало - Ненецкого автономного округа.

Мотивированное решение суда изготовлено 03 июня 2020 года.

Председательствующий                                                                    М.И. Позднякова

2-598/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Суханов Александр Владимирович
Ответчики
МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО
ГУ МЧС по ЯНАО
Другие
администрация МО г. Салехард
Суханов Евгений Александрович
Суд
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Позднякова Мария Игоревна
Дело на странице суда
salehardsky.ynao.sudrf.ru
27.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2020Передача материалов судье
31.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.04.2020Предварительное судебное заседание
05.06.2020Предварительное судебное заседание
05.06.2020Судебное заседание
05.06.2020Судебное заседание
05.06.2020Судебное заседание
05.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее