Дело №2а-2262/2022
11RS0005-01-2021-002182-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд в составе председательствующего судьи Изъюрова С.М., при секретаре Сычевой О.В., с участием административного истца Орлова Э.Э., представителя административных ответчиков Бугаева В.А., рассмотрев в отрытом судебном заседании 01 июня 2022 года в г. Ухте Республики Коми дело по административному исковому заявлению Орлова Э.Э. к Федеральному казённому учреждению «Исправительная колония № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми (далее – ФКУ ИК-8) и Федеральной службе исполнения наказаний России (далее – ФСИН России) о признании незаконными действий (бездействия), взыскании денежной компенсации,
установил:
Орлов Э.Э., отбывая уголовное наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий (бездействие) сотрудников ФКУ ИК-8 незаконными и взыскании денежной компенсации в размере 150000 руб., мотивируя иск тем, что <...> г. отдал сотруднику администрации исправительного учреждения обращение, адресованное в Европейский суд по правам человека, для направления его почтовым отправлением. Однако указанное обращение направлено в адрес Европейского суда по правам человека лишь <...> г., в связи с чем административный истец понес моральные и нравственные страдания.
Определением суда от 11.05.2022 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена ФСИН России.
Административный истец, участвующий в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, поддержал требования, изложенные в административном иске. Пояснил суду, что нравственные страдания выразились в том, что должностные лица исправительного учреждения нарушили предусмотренный законом срок отправления его обращения.
Представитель административных ответчиков с административным иском не согласился, просил суд отказать в удовлетворении требований.
Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд определил провести судебное заседание при имеющейся явке.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, <...> г. Орлов Э.Э., отбывая наказание в ФКУ ИК-8, передал начальнику отряда ОВРсО ФКУ ИК-8 К.Д.В. обращение, адресованное в Европейский суд по правам человека, взамен К.Д.В.. выдал административному истцу расписку о принятии закрытого конверта, адресованного в ЕСПЧ.
Из справки начальника канцелярии ФКУ ИК-8 следует, что от осужденного Орлова Э.Э. поступил закрытый конверт, адресованный в ЕСПЧ. Указанный конверт был <...> г. направлен в Почтовое отделение АО «Почта России» для дальнейшей отправки, однако был возвращен в тот же день, для доклеивания почтовых марок. Согласно журналу учета передачи корреспонденции, данный конверт забрал <...> г. начальник отряда К.Д.В.. для передачи осужденному Орлову Э.Э. и в тот же день конверт вернулся в канцелярию. <...> г. конверт отправлен адресату, о чем свидетельствует кассовый чек об отправке письма.
Из положений части 4 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) следует, что осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами помимо прочего в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Согласно частям 1 и 3 статьи 15 УИК РФ осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса. Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к лишению свободы, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания.
В соответствии с частью 4 статьи 15 УИК РФ предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к лишению свободы, адресованные, в том числе в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.
Согласно части 4 статьи 91 УИК РФ переписка между содержащимися в исправительных учреждениях осужденными осуществляется в порядке, определяемом Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
В абзаце 2 и 3 пункта 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции России от 16.12.2016 № 295 (далее – ПВР), также указано, что предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, адресованные, в том числе, в Европейский Суд по правам человека и ответы на них цензуре не подлежат. При отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам денежных средств, указанные предложения, заявления, и жалобы отправляются за счет ИУ (за исключением направляемых в форме телеграмм).
Указанные почтовые отправления не позднее одного рабочего дня (за исключением выходных и праздничных дней) передаются операторам связи для их доставки по принадлежности. О принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденному выдается расписка от имени администрации ИУ с указанием даты передачи жалобы представителю ИУ (абзац 4 пункта 58 ПВР).
В таком случае отправка корреспонденции административного истца должна быть осуществлена <...> г.
В соответствии с частью 4 статьи 29 и статьи 33 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Положениями статьей 17, 21, 22 Конституции Российской Федерации предусмотрено право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания.
Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.
Согласно ст. 8 УИК РФ Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.
Частью 2 статьи 10 УИКК РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу частей 2, 11 статьи 12 УИК РФ осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Суд, с учетом вышеизложенного, исходит из того, что вопреки положениям части 4 статьи 15 УИК РФ, абзаца 4 пункта 58 ПВР, ФКУ ИК-8 нарушен срок отправления письма административного истца на 2 дня.
Вместе с тем следует иметь в виду, что административный ответчик ФКУ ИК-8 нарушил срок отправки почтового отправления административного истца на незначительное время, при этом причины нарушения указанного срока являются объективными, поскольку административным истцом не было наклеено почтовых марок, позволяющих отправить указанную корреспонденцию своевременно.
Довод административного истца о том, что из-за нарушения должностными лицами исправительного учреждения срока отправки его письма он претерпел нравственные страдания отклоняется судом, поскольку незначительное нарушение срока отправления письма не свидетельствуют о жестоком обращении по отношению к административному истцу со стороны исправительного учреждения, поэтому несмотря на имевшиеся нарушения, суд не находит оснований для взыскания денежной компенсации за нарушение условий содержания.
Суд так же учитывает, что указанное почтовое отправление было отправлено адресату, что не оспаривается сторонами, таким образом, право административного истца на переписку не нарушено.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения требований административного истца, суд не находит.
С административного истца также должна быть взыскана государственная пошлина, отсрочка по уплате которой, была предоставлена ему определением суда от 11.05.2022.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-188, 219, 226-228 КАС РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Орлова Э.Э. к федеральному казённому учреждению «Исправительная колония № 8» Управления ФСИН России по Республике Коми и Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании денежной компенсации.
Взыскать с Орлова Э.Э. в доход бюджета МО ГО «Ухта» государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путём подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.М. Изъюров
Мотивированное решение составлено 08 июня 2022 года.