Дело № 2-1873/12
Решение
Именем Российской Федерации
3 августа 2012года
Орджоникидзевский районный суд г. Перми
В составе судьи Фроловой О.В.
при секретаре Дубровской Я.А.
с участием заявителя Калашниковой А.В.представителя комитета социальной защиты населения администрации г. Перми Колесниковой С.А. по доверенности от (дата)
рассмотрел жалобу Калашниковой А.В. на действия должностных лиц комитета социальной защиты населения администрации г. Перми
установил:
Калашникова А.В. обжалует действия должностных лиц Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми, по отказу в уведомлении №... от (дата) на включение ее семьи в реестр многодетных семей, имеющих право на получение в собственность земельного участка, обязать Комитет социальной защиты населения администрации г. Перми восстановить нарушенные права ее семьи и включить и включить семью в реестр многодетных семей, имеющих право на получение в собственность земельного участка, взыскать с администрации г. Перми судебные расходы.
В обоснование доводов жалобы Калашникова А.В. указала, что (дата) ею было подано заявление о предоставлении ее семье, которая является многодетной, в собственность земельного участка. Заявление подано с соблюдением формы и с приложением документов, предусмотренных законом.
(дата) ею было получено уведомление №... о невключении ее семьи в реестр многодетных семей, в связи с несоответствием семьи требованиям статьи 1 Закона от 1.12.2011года № 871-ПК. Вместе с тем, не указано, по какой именно причине ее семья не соответствует требованиям закона. При приеме документов ей сообщили, что будет отказ в предоставлении земельного участка ввиду того, что она является вдовой.
Полагает подобный отказ не законным.
В судебном заседании заявитель на доводах жалобы настаивала, указывая, что отказ комитета социальной защиты населения в постановке ее семьи на учет в качестве многодетной и нуждающейся в предоставлении земельного участка, не соответствует положениям Федерального закона.
Представитель комитета социальной защиты населения администрации г. Перми доводы жалобы не признала, указав, что при реализации Закона Пермского края от 1.12. 2011года № 871-ПК возник ряд вопросов в том числе, какие семьи можно считать многодетными. Был сделан запрос в государственно-правовое управление Законодательного собрания Пермского края. В адрес комитета социальной защиты было направлено заключение, согласно которому одинокой матерью считается женщина не состоящая в браке, если в свидетельствах о рождении детей запись об отце отсутствует или эта запись произведена в установленном порядке по указанию матери, а также вдовы, если они не получают пособий по потере кормильца. Заявитель получает пособие по потере кормильца и не может быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении земельного участка.
Суд, изучив доводы заявителя, представителя заинтересованного лица, полагает, что жалоба Калашниковой А.В. заявлена обосновано. Действия должностных лиц комитета социальной защиты населения администрации г. Перми об отказе во включении в реестр многодетных семей, имеющих право на получение в собственность земельного участка следует признать незаконными и восстановить нарушенные права заявителя и членов ее семьи.
Калашникова А.В. является матерью четырех несовершеннолетних детей ФИО1 (дата)года рождения (л.д.6), ФИО2 (дата)года рождения (л.д.8), ФИО3 (дата)года рождения (л.д.10)ФИО4 (дата) года рождения (л.д.11).
Супруг заявителя и отец детей -ФИО умер (дата) (л.д.9).
Согласно справке семья Калашниковой А.В. является многодетной и проживает по адресу <АДРЕС> (л.д.14). Дети посещают образовательные учреждения (л.д.15-16).
(дата) Калашникова А.В. обратилась в комитет социальной защиты населения с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Одновременно представила свидетельства о рождении детей, свидетельство о браке, свидетельство о смерти мужа, справку о составе семьи, копию паспорта (л.д.19-20).
(дата) комитетом социальной защиты Калашниковой А.В. направлено уведомление о невключении в реестр многодетных семей, обратившихся за предоставлением в собственность земельного участка в связи с установлением несоответствия многодетной семьи требованиям статьи 1 Закона от 1.12.2011года № 871-ПК (л.д.17).
Согласно подпункту 2 статьи 2 Федерального закона № 138-ФЗ 14.06.2011года «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» пункт 2 статьи 28 ЗК РФ дополнить абзацем следующего содержания: «Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации».
В соответствии с положениями ст. 1 Закона Пермского края № 871-ПК от 1.12.2011года «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» земельные участки на территории Пермского края, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются многодетным семьям в собственность бесплатно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства.
В целях применения настоящего Закона под многодетной семьей понимаются граждане, состоящие в зарегистрированном браке, либо одинокие матери (отцы), имеющие на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка трех и более несовершеннолетних детей (в том числе пасынков, падчериц, а также усыновленных детей), а также детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения или проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации.
При этом в составе многодетной семьи не учитываются:
дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах;
дети, в отношении которых отменено усыновление.
Условиями бесплатного предоставления многодетной семье земельных участков являются:
а) все члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации;
б) все члены многодетной семьи на дату подачи заявления проживают совместно (за исключением членов семьи, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации), при этом родители многодетной семьи зарегистрированы на территории Пермского края по месту жительства не менее пяти лет;
в) члены многодетной семьи не имеют земельного участка в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Пермского края, или члены многодетной семьи имеют земельный участок в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Пермского края, размер которого меньше минимального размера, установленного в соответствии с Законом Пермской области от 02.09.2003 N 965-193 "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность".
Суд полагает, что доводы представителя комитета социальной защиты населения о том, что Калашникова А.В. не имеет право требовать бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, так как получает пособие по потере кормильца, не соответствует нормам действующего законодательства.
Согласно действующему Федеральному закону 138-ФЗ основным условием предоставления земельных участков в собственность является наличие у гражданина трех и более детей. При этом, федеральный закон не указывает на обязательное условие-нахождение родителя в зарегистрированном браке либо не получение пособия по смерти кормильца.
Закон Пермского края № 871-ПК прямо указывает на лица, которые не подлежат учету в составе многодетной семьи, а также условия бесплатного предоставления земельных участков.
При этом в рамках полномочий, предусмотренных Положением о комитете социальной защиты населения администрации г. Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы № 211 от 12.09.2006года, комитет социальной защиты населения не может самостоятельно оценивать возникновении или отсутствии прав семьи на приобретение в собственность земельного участка.
В соответствии с Порядком ведения учета многодетных семей в городе Перми в целях предоставления земельных участков, утвержденных Постановлением администрации города Перми от 28.04.2012 N 198 комитет социальной защиты населения администрации города Перми принимает заявление, сверяет копии документов с оригиналами и удостоверяет их (при необходимости), проставляет на заявлении дату и время принятия документов, регистрирует в журнале регистрации заявлений о предоставлении в собственность земельных участков; в течение 3 рабочих дней, следующих за днем принятия документов, проверяет документы на полноту их представления в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона, соответствие критериям и условиям постановки семьи на учет, изложенным в статье 1 Закона, проверяет отсутствие записи о семье в реестре
В соответствии с положениями п.1 ст. 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному Кодексу.
Со стороны комитета социальной защиты населения администрации г. Перми было допущено неправильное применение норм действующего законодательства и соответственно нарушены права заявителя. Руководствуясь разъяснениями управления аппарата Законодательного собрания Пермского края, которые были основаны не на требованиях Федеральных законов, а на собственном толковании понятия «одинокий родитель» более расширенно, чем это указано в Законе Пермского края № 871-ПК.
Со стороны должностных лиц комитета социальной защиты населения не оспаривается то обстоятельство, что Калашникова А.В. является вдовой, одна воспитывает четверых несовершеннолетних детей. Однако должностные лица указывают, что семья заявителя не имеет права на внесение в реестр многодетных семей, имеющих право на получение в собственность земельного, так как заявитель получает пособие по смерти кормильца. Такое заявление сделано исходя из разъяснений, данных государственным правовым управлением аппарата Законодательного собрания Пермского края. Вместе с тем подобное толкование не соответствует положениям п. 2 ст. 28 ЗК РФ, не содержащем указание на граждан состоящих в браке и одиноких родителей. Учитывая то, что неполная семья Калашниковой В.А. социально менее защищена, чем лица, состоящие в зарегистрированном браке и имеющие трех и более детей, должностные лица комитета социальной защиты населения, учитывая социальную значимость принимаемых законодательных актов, направленных на в поддержку многодетных семей, были не вправе отказать во включении в реестр многодетных семей, обратившихся за предоставлением в собственность земельного участка в соответствии с требованиями ст. 1 Закона Пермского края от 1.12.2011года № 871-ПК.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 98, ст. 100 ГПК РФ с комитета социальной защиты населения в пользу Калашниковой А.В. должны быть взысканы судебные расходы, связанные с оплатой заявителем государственной пошлины <.....>
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Признать незаконными действия Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми по отказу №... от (дата) о не включении в реестр многодетных семей, имеющих право на получение в собственность земельного участка семьи Калашниковой А.В. .
Обязать комитет социальной защиты населения администрации г. Перми восстановить допущенное нарушение права Калашниковой А.В. и включить семью Калашниковой А.В. в реестр многодетных семей, обратившихся с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка.
Взыскать комитета социальной защиты населения администрации г. Перми в пользу Калашниковой А.В. <.....> расходы по оплате государственной пошлины.
На решение в течение месяца может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г. Перми.
Судья: