Решение по делу № 33-18251/2022 от 21.10.2022

УИД 66RS0038-01-2022-000601-63

Дело № 33-18251/2022 (2-462/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 22.12.2022

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Сорокиной С.В., судей Кокшарова Е.В., Мурашовой Ж.А., при ведении протокола помощником судьи Козловой Ю.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску прокурора города Кировграда, обратившегося в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 13 о возложении обязанности принять меры к устранению нарушений,

по апелляционной жалобе ответчика на решение Невьянского городского суда Свердловской области от 29.07.2022.

Заслушав доклад судьи Сорокиной С.В., объяснения представителя ответчика Тупиковой М.С., прокурора Беловой К.С., судебная коллегия

установила:

прокурор города Кировграда обратился в Невьянский городской суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №13 с иском (с учетом его уточнения) о возложении обязанности принять меры к устранению нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов в отношении объекта, расположенного по адресу: г. Кировград, ул. Лермонтова, д. 10. В обоснование требований указано, что прокуратурой города с привлечением представителя Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», участвующего в качестве специалиста, эксперта в области создания и обеспечения безбарьерной среды для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части обеспечения доступности указанной категории граждан объектов социальной инфраструктуры в деятельности филиала территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №13 в г. Кировграде. В ходе проверки выявлены нарушения требований нормативных документов: СП 59.13330.2020, ГОСТ Р 52875-2018, ГОСТ Р 51261-2017, ГОСТ Р 51671-2020.

На основании изложенного, с учетом уточнения требований прокурор просил возложить на ответчика обязанность устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов в отношении объекта, расположенного по адресу: Свердловская область, г.Кировград, ул. Лермонтова, дом №10, а именно:

- обеспечить перед лестницей устройство тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875-2018 или изменить фактуру поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками;

- оборудовать лестницы перед входом в здание поручнями в соответствии с ГОСТ Р 51261 – 2017;

- обеспечить ширину маршей пандусов (расстояние между поручнями ограждений пандуса) в пределах от 0,9 до 1,0 м, в соответствии с п. 5.1.16 СП 59.13330.2020;

- обеспечить поручни пандусов, выходящих за пределы длин наклонных участков пандусов на примыкающие к этим участкам горизонтальные площадки протяженностью не менее 300 мм. каждый в соответствии с п.5.2.6.1 ГОСТ Р 51261 – 2017;

- обеспечить поверхности поручней пандуса строго параллельно поверхности самих пандусов с учётом примыкающих к ним горизонтальный участков, в соответствии с п.5.2.6.1 ГОСТ Р 51261 – 2017;

- обеспечить перед входом в здание тактильный указатель в соответствии с п 4.2.2. ГОСТ Р 52875 – 2018;

- разместить кнопки вызова персонала в соответствии с п.п. 7.2.2.3, 7.2.2.4, 7.2.2.6 ГОСТ Р 51671-2020;

- разместить тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании (мнемосхема) в соответствии с п 6.5.12 СП 59.13330.2020;

- разместить комплексную систему средств информационной поддержки и навигации, символов доступности и визуальной информации, а также информирующей тактильной таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля в соответствии с п.п. 6.5.1, 6.5.4, 6.5.9 СП 59.13330.2020.

Решением Невьянского городского суда Свердловской области от 29.07.2022 исковые требования прокурора удовлетворены в объеме предъявленного.

В апелляционной жалобе ответчик решение суда просит отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указано, что положения ч.1 ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. В соответствии с ч.8 ст.15 указанного Закона, в случаях, если соответствующие объекты инфраструктуры полностью невозможно приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов принимают меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечивают предоставление услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Объект социальной защиты по адресу: г.Кировград, ул.Лермонтова, д.10 построен в 1958 году, 18.12.2019 в отношении него разработан и согласован с председателем Кировградской городской организации Всероссийской организации инвалидов паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры, объект признан условно-доступным, срок действия паспорта и срок осуществления мероприятий в рамках разумного приспособления согласован с уполномоченной организацией инвалидов и определен до 2023 года. В соответствии с требованиями Постановления Правительства Свердловской области от 05.07.2017 № 481-ПП ответчиком разработан перечень мер для доступа инвалидов к месту предоставления услуг на объекте социальной инфраструктуры: назначен ответственный специалист за организацию работы по обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидам, разработан алгоритм, положение и инструкция действия сотрудников управления при обращении инвалида за предоставлением социальных услуг. Обращает внимание, что пандус № 2 располагается на земельном участке, государственная собственность на которые не разграничены – в границах муниципального образования г.Кировград. Данный земельный участок фактически является тротуаром и на каком-либо вещном праве ответчику не передавался. Указывает, что в соответствии с ч.1 ст.26 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» документы национальной стандартизации применяются на добровольной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

На апелляционную жалобу прокурором принесены возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Тупикова М.С. поддержала доводы апелляционной жалобы, дополнительно указала, что ГОСТ Р 51261-2017 утратил силу 01.12.2022.

Прокурор Белова К.С. в судебном заседании поддержала доводы письменных возражений, указала, что взамен утратившего силу ГОСТа принят новый ГОСТ 51261-2022, который содержит аналогичные положения к требованиям по оборудованию лестниц и пандусов поручнями.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом путем направления уведомления по электронной почте, а также посредством размещения соответствующей информации на сайте Свердловского областного суда. Ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, судебной коллегии не представлено.

С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, согласно требованиям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на нее судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №13 является территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Свердловской области, обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение государственной политики в сферах социальной защиты населения, социального обслуживания граждан, опеки и попечительства на территории города Кировграда и Невьянского района.

Управление социальной политики №13 владеет на праве оперативного управления нежилыми помещениями №1-10, №18,24-33,35, 38-43 в здании по адресу: Свердловская область, г. Кировград, ул. Лермонтова, №10. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 66:49:0503004:32, предоставленном Управлению на праве постоянного (бессрочного) пользования; категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объект социального обеспечения, площадью 341 кв.м.

В целях оценки соблюдения федерального законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в части доступности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для людей с ограниченными возможностями прокуратурой г.Кировграда с привлечением в качестве специалиста представителя Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», в качестве эксперта – представителя Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» проведена проверка объекта социальной инфраструктуры по адресу: г.Кировград, ул.Лермонтова, д.10, в ходе которой выявлены нарушения требований нормативных документов: СП 59.13330.2020, ГОСТ Р 52875-2018, ГОСТ Р 51261-2017, ГОСТ Р 51671-2020, а именно установлено, что:

- в нарушение п. 5.1.10 СП 59.13330.2020, п. 4.2.2 ГОСТ Р 52875-2018 отсутствуют тактильно-контрастные наземные указатели;

- в нарушение п. 5.1, 5.2 ГОСТ Р 51261-2017 установленные на лестницах поручни не соответствуют требованиям действующего законодательства;

- пандусы не соответствуют обязательным требованиям пп. 5.1.11, 5.1.14 - 5.1.17 СП 59.13330.2020;

- в нарушение п. 5.1.15 СП 59.13330.2020 ширина маршей пандусов (расстояние между поручнями ограждений пандуса) составляет: пандус №1 - 1,04 м; пандус №2 – 1,35 м;

- в нарушение п. 5.2.6.1 ГОСТ Р 51261-2017 поручни пандусов не имеют участков, выходящих за пределы длины наклонных участков пандусов на примыкающие к этим участкам горизонтальные площадки протяженностью не менее 300 мм каждый;

- в нарушение п. 5.2.6.2 ГОСТ Р 51261-2017 поверхность поручней пандуса не является строго параллельной поверхности самих пандусов с учетом примыкающих к ним горизонтальных участков;

- в нарушение п. 4.2.2 ГОСТ Р 52875-2018 отсутствуют тактильные предупреждающие перед входной дверью;

- кнопка вызова персонала расположена в нарушение требований пп. 7.2.2.3, 7.2.2.4, 7.2.2.6 ГОСТ Р 51671-2020;

- в нарушение п. 6.5.12 СП 59.13330.2020 отсутствует комплексная информация о пути и направлении движения со схемой расположения и функциональным назначением помещений; отсутствует мнемосхема;

- в нарушение пп. 5.1.3, 6.5.1, 6.5.4, 6.5.9 СП 59.13330.2020 отсутствуют комплексная система средств информационной поддержки и навигации, символы доступности и визуальная информация, а также информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", требованиями СП 59.13330.2020, ГОСТ Р 52875-2018, ГОСТ Р 51261-2017, ГОСТ Р 51671-2020, пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, необходимости их удовлетворения путем возложения на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 13 обязанности устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов в отношении объекта, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Кировград, ул. Лермонтова, дом №10.

При этом суд исходил из того, что объекты социальной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах социальной инфраструктуры. Требования нормативных документов распространяются на все этапы жизненного цикла здания или сооружения. Результаты прокурорской проверки выявили несоответствие объекта социальной инфраструктуры по адресу: Свердловская область, г. Кировград, ул. Лермонтова, дом №10 требованиям нормативных документов в части обеспечения беспрепятственного доступа для инвалидов и маломобильных групп населения. Доказательств адаптации объекта в рамках разумного приспособления, равно как и доказательств невозможности выполнения ответчиком в полном объеме требований нормативных документов, ответчиком не представлено.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, полагая, что они соответствуют обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 7, пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Российская Федерация, являясь государством - участником Конвенции о Правах Инвалидов, заключенной 13 декабря 2006 года, признавая важность доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами, взяла на себя обязательство соблюдать без каких бы то ни было ограничений или изъятий положения Конвенции и принимать надлежащие и эффективные меры по полному включению и вовлечению инвалидов в местное сообщество, в том числе обеспечению доступа инвалидов к разного рода услугам, отвечающим их нуждам.

Конституционным и международным стандартам корреспондирует законодательство Российской Федерации.

Так, Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", устанавливая минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам технического обеспечения), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (статьи 1, 2, 3), гласит, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (статья 12).

В силу статей 2, 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, в том числе условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

В целях реализации указанного Федерального закона утверждены "ГОСТ Р 52875-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования", "ГОСТ Р 51261-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования", "ГОСТ Р 51671-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности", "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001", в которых отражены основные требования к зданиям и сооружениям с учетом потребностей маломобильных групп населения.

Установив, что объект социальной инфраструктуры по адресу: г.Кировград, ул.Лермонтова, д.10 вышеуказанным требованиям нормативных документов не соответствует, что подтверждено актом прокурорской проверки, а также не оспаривалось самим ответчиком, суд обоснованно возложил на Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №13 обязанность по устранению выявленных нарушений.

Доводы апелляционной жалобы о возможности применения положений ч.1 ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию зданиям и помещениям, тогда как объект социальной инфраструктуры по адресу: г.Кировград, ул.Лермонтова, 10 был построен в 1958 году, подлежат отклонению судебной коллегии.

Вопреки доводам жалобы из ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", не следует, что норма должна применяться только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию объектам.

Так, согласно данной правовой норме, в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Таким образом, даже до реконструкции, модернизации объектов социальной инфраструктуры собственники объектов должны принимать меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.

Между тем, ответчиком не представлено доказательств отсутствия технической возможности оборудования объекта социальной инфраструктуры в соответствии с установленными законом требованиями в целях обеспечения его доступности для инвалидов и маломобильных групп населения.

Ссылка ответчика на паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры от 18.12.2019, проведение ряда мероприятий в целях обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг на объекте социальной защиты, обоснованно не была принята во внимание судом, учитывая, что само по себе наличие паспорта доступности объекта, равно как и принятие ответчиком самостоятельных мер не может подменять возложенную на него законом обязанность по неукоснительному соблюдению требований законодательства к оборудованию зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Более того, как следует из материалов дела, паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры подписан лицами его составившими без проведения осмотра, что ставит под сомнение объективность приведенных в нем сведений.

Довод апелляционной жалобы о том, что понуждение ответчика к принудительному исполнению стандартов, применяемых на добровольной основе необоснованно, не является основанием для отмены решения суда, поскольку необходимость обеспечения объекта социальной инфраструктуры в целях его доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения предусмотрена законом, обусловлена социальной значимостью такого объекта, законного права на беспрепятственный доступ к которому указанная категория лиц не может быть лишена. Такая позиция ответчика не учитывает положений Конституции Российской Федерации и нормы Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", устанавливающие, что социальная защита инвалидов гарантируется государством и направлена на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

Учитывая, что использование (эксплуатация) объекта социальной инфраструктуры осуществляется ответчиком, несостоятельными и подлежащими отклонению являются доводы жалобы об отсутствии обязанности по приведению в соответствии с требованиями законодательства пандуса, расположенного на земельном участке, не принадлежащем ответчику на каком-либо вещном праве.

Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимание доводы ответчика о том, что ГОСТ Р 51261-2017 утратил силу с 01.12.2022 в связи с чем не может быть применен к спорным правоотношениям.

Данный ГОСТ утратил силу в связи с изданием Приказа Росстандарта от 23.06.2022 N 528-ст. Взамен введен в действие "ГОСТ Р 51261-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные для маломобильных групп населения. Типы и общие технические требования".

Вместе с этим, во вновь введенном ГОСТе сохранились требования к оборудованию лестниц поручнями (п.п. 5.1 и 5.2 ГОСТа Р 51261-2017 соответствуют п.5.3 ГОСТа Р 51261-2022). Пункт 5.2.6.1 ГОСТ Р 51261-2017, предусматривающий наличие у поручней пандусов с обеих сторон участков протяженностью не менее 300 мм. соответствует п. 5.2.3 ГОСТа Р 51261-2022. Положения пункта 5.2.6.2 ГОСТа Р 51261-2017 о непрерывности поверхностей поручней пандусов и их расположении поверхности самого пандуса предусмотрены в настоящее время п.5.2.8 ГОСТа Р 51261-2022.

Таким образом, как ранее действующим нормативам, так и вновь принятым, поручни на лестницах и пандусах ответчика не отвечают установленным требованиям.

С целью соблюдения принципа исполнимости судебного акта, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда с учетом вновь принятого нормативного документа, возложив на ответчика обязанность: оборудовать лестницы перед входом в здание поручнями в соответствии с п.5.3 ГОСТ Р 51261 – 2022; обеспечить поручни пандусов, выходящих за пределы длин наклонных участков пандусов на примыкающие к этим участкам горизонтальные площадки протяженностью не менее 300 +/- 30 мм каждый в соответствии с п.5.2.3 ГОСТ Р 51261 – 2022; обеспечить поверхности поручней пандуса строго параллельно поверхности самих пандусов с учётом примыкающих к ним горизонтальный участков, в соответствии с п.5.2.8 ГОСТ Р 51261 – 2022;

Иных доводов, имеющих правовое значение для рассмотрения спора, нуждающихся в дополнительной проверке, ответчиком в апелляционной жалобе не приведено, иными участвующими в деле лицами решение суда не обжалуется; нарушений норм процессуального законодательства, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Невьянского городского суда Свердловской области от 29.07.2022 изменить в части возложения на ответчика обязанности устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов в отношении объекта, расположенного по адресу: г. Кировград, ул. Лермонтова, д. 10, в части оборудования лестниц перед входом в здание и поручней пандусов в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51261-2017.

Возложить на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 13 (ИНН 6621007144) обязанность устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов в отношении объекта, расположенного по адресу: Свердловская область, г.Кировград, ул. Лермонтова, дом №10, а именно:

оборудовать лестницы перед входом в здание поручнями в соответствии с п.5.3 ГОСТ Р 51261 – 2022;

обеспечить поручни пандусов, выходящих за пределы длин наклонных участков пандусов на примыкающие к этим участкам горизонтальные площадки протяженностью не менее 300 +/- 30 мм каждый в соответствии с п.5.2.3 ГОСТ Р 51261 – 2022;

обеспечить поверхности поручней пандуса строго параллельно поверхности самих пандусов с учётом примыкающих к ним горизонтальный участков, в соответствии с п.5.2.8 ГОСТ Р 51261 – 2022;

В остальной части решение Невьянского городского суда Свердловской области от 29.07.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий: Сорокина С.В.

Судьи: Кокшаров Е.В.

Мурашова Ж.А.

УИД 66RS0038-01-2022-000601-63

Дело № 33-18251/2022 (2-462/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 22.12.2022

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Сорокиной С.В., судей Кокшарова Е.В., Мурашовой Ж.А., при ведении протокола помощником судьи Козловой Ю.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску прокурора города Кировграда, обратившегося в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 13 о возложении обязанности принять меры к устранению нарушений,

по апелляционной жалобе ответчика на решение Невьянского городского суда Свердловской области от 29.07.2022.

Заслушав доклад судьи Сорокиной С.В., объяснения представителя ответчика Тупиковой М.С., прокурора Беловой К.С., судебная коллегия

установила:

прокурор города Кировграда обратился в Невьянский городской суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №13 с иском (с учетом его уточнения) о возложении обязанности принять меры к устранению нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов в отношении объекта, расположенного по адресу: г. Кировград, ул. Лермонтова, д. 10. В обоснование требований указано, что прокуратурой города с привлечением представителя Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», участвующего в качестве специалиста, эксперта в области создания и обеспечения безбарьерной среды для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части обеспечения доступности указанной категории граждан объектов социальной инфраструктуры в деятельности филиала территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №13 в г. Кировграде. В ходе проверки выявлены нарушения требований нормативных документов: СП 59.13330.2020, ГОСТ Р 52875-2018, ГОСТ Р 51261-2017, ГОСТ Р 51671-2020.

На основании изложенного, с учетом уточнения требований прокурор просил возложить на ответчика обязанность устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов в отношении объекта, расположенного по адресу: Свердловская область, г.Кировград, ул. Лермонтова, дом №10, а именно:

- обеспечить перед лестницей устройство тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875-2018 или изменить фактуру поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками;

- оборудовать лестницы перед входом в здание поручнями в соответствии с ГОСТ Р 51261 – 2017;

- обеспечить ширину маршей пандусов (расстояние между поручнями ограждений пандуса) в пределах от 0,9 до 1,0 м, в соответствии с п. 5.1.16 СП 59.13330.2020;

- обеспечить поручни пандусов, выходящих за пределы длин наклонных участков пандусов на примыкающие к этим участкам горизонтальные площадки протяженностью не менее 300 мм. каждый в соответствии с п.5.2.6.1 ГОСТ Р 51261 – 2017;

- обеспечить поверхности поручней пандуса строго параллельно поверхности самих пандусов с учётом примыкающих к ним горизонтальный участков, в соответствии с п.5.2.6.1 ГОСТ Р 51261 – 2017;

- обеспечить перед входом в здание тактильный указатель в соответствии с п 4.2.2. ГОСТ Р 52875 – 2018;

- разместить кнопки вызова персонала в соответствии с п.п. 7.2.2.3, 7.2.2.4, 7.2.2.6 ГОСТ Р 51671-2020;

- разместить тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании (мнемосхема) в соответствии с п 6.5.12 СП 59.13330.2020;

- разместить комплексную систему средств информационной поддержки и навигации, символов доступности и визуальной информации, а также информирующей тактильной таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля в соответствии с п.п. 6.5.1, 6.5.4, 6.5.9 СП 59.13330.2020.

Решением Невьянского городского суда Свердловской области от 29.07.2022 исковые требования прокурора удовлетворены в объеме предъявленного.

В апелляционной жалобе ответчик решение суда просит отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указано, что положения ч.1 ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. В соответствии с ч.8 ст.15 указанного Закона, в случаях, если соответствующие объекты инфраструктуры полностью невозможно приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов принимают меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечивают предоставление услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Объект социальной защиты по адресу: г.Кировград, ул.Лермонтова, д.10 построен в 1958 году, 18.12.2019 в отношении него разработан и согласован с председателем Кировградской городской организации Всероссийской организации инвалидов паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры, объект признан условно-доступным, срок действия паспорта и срок осуществления мероприятий в рамках разумного приспособления согласован с уполномоченной организацией инвалидов и определен до 2023 года. В соответствии с требованиями Постановления Правительства Свердловской области от 05.07.2017 № 481-ПП ответчиком разработан перечень мер для доступа инвалидов к месту предоставления услуг на объекте социальной инфраструктуры: назначен ответственный специалист за организацию работы по обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидам, разработан алгоритм, положение и инструкция действия сотрудников управления при обращении инвалида за предоставлением социальных услуг. Обращает внимание, что пандус № 2 располагается на земельном участке, государственная собственность на которые не разграничены – в границах муниципального образования г.Кировград. Данный земельный участок фактически является тротуаром и на каком-либо вещном праве ответчику не передавался. Указывает, что в соответствии с ч.1 ст.26 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» документы национальной стандартизации применяются на добровольной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

На апелляционную жалобу прокурором принесены возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Тупикова М.С. поддержала доводы апелляционной жалобы, дополнительно указала, что ГОСТ Р 51261-2017 утратил силу 01.12.2022.

Прокурор Белова К.С. в судебном заседании поддержала доводы письменных возражений, указала, что взамен утратившего силу ГОСТа принят новый ГОСТ 51261-2022, который содержит аналогичные положения к требованиям по оборудованию лестниц и пандусов поручнями.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом путем направления уведомления по электронной почте, а также посредством размещения соответствующей информации на сайте Свердловского областного суда. Ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, судебной коллегии не представлено.

С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, согласно требованиям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на нее судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №13 является территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Свердловской области, обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение государственной политики в сферах социальной защиты населения, социального обслуживания граждан, опеки и попечительства на территории города Кировграда и Невьянского района.

Управление социальной политики №13 владеет на праве оперативного управления нежилыми помещениями №1-10, №18,24-33,35, 38-43 в здании по адресу: Свердловская область, г. Кировград, ул. Лермонтова, №10. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 66:49:0503004:32, предоставленном Управлению на праве постоянного (бессрочного) пользования; категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объект социального обеспечения, площадью 341 кв.м.

В целях оценки соблюдения федерального законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в части доступности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для людей с ограниченными возможностями прокуратурой г.Кировграда с привлечением в качестве специалиста представителя Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», в качестве эксперта – представителя Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» проведена проверка объекта социальной инфраструктуры по адресу: г.Кировград, ул.Лермонтова, д.10, в ходе которой выявлены нарушения требований нормативных документов: СП 59.13330.2020, ГОСТ Р 52875-2018, ГОСТ Р 51261-2017, ГОСТ Р 51671-2020, а именно установлено, что:

- в нарушение п. 5.1.10 СП 59.13330.2020, п. 4.2.2 ГОСТ Р 52875-2018 отсутствуют тактильно-контрастные наземные указатели;

- в нарушение п. 5.1, 5.2 ГОСТ Р 51261-2017 установленные на лестницах поручни не соответствуют требованиям действующего законодательства;

- пандусы не соответствуют обязательным требованиям пп. 5.1.11, 5.1.14 - 5.1.17 СП 59.13330.2020;

- в нарушение п. 5.1.15 СП 59.13330.2020 ширина маршей пандусов (расстояние между поручнями ограждений пандуса) составляет: пандус №1 - 1,04 м; пандус №2 – 1,35 м;

- в нарушение п. 5.2.6.1 ГОСТ Р 51261-2017 поручни пандусов не имеют участков, выходящих за пределы длины наклонных участков пандусов на примыкающие к этим участкам горизонтальные площадки протяженностью не менее 300 мм каждый;

- в нарушение п. 5.2.6.2 ГОСТ Р 51261-2017 поверхность поручней пандуса не является строго параллельной поверхности самих пандусов с учетом примыкающих к ним горизонтальных участков;

- в нарушение п. 4.2.2 ГОСТ Р 52875-2018 отсутствуют тактильные предупреждающие перед входной дверью;

- кнопка вызова персонала расположена в нарушение требований пп. 7.2.2.3, 7.2.2.4, 7.2.2.6 ГОСТ Р 51671-2020;

- в нарушение п. 6.5.12 СП 59.13330.2020 отсутствует комплексная информация о пути и направлении движения со схемой расположения и функциональным назначением помещений; отсутствует мнемосхема;

- в нарушение пп. 5.1.3, 6.5.1, 6.5.4, 6.5.9 СП 59.13330.2020 отсутствуют комплексная система средств информационной поддержки и навигации, символы доступности и визуальная информация, а также информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", требованиями СП 59.13330.2020, ГОСТ Р 52875-2018, ГОСТ Р 51261-2017, ГОСТ Р 51671-2020, пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, необходимости их удовлетворения путем возложения на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 13 обязанности устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов в отношении объекта, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Кировград, ул. Лермонтова, дом №10.

При этом суд исходил из того, что объекты социальной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах социальной инфраструктуры. Требования нормативных документов распространяются на все этапы жизненного цикла здания или сооружения. Результаты прокурорской проверки выявили несоответствие объекта социальной инфраструктуры по адресу: Свердловская область, г. Кировград, ул. Лермонтова, дом №10 требованиям нормативных документов в части обеспечения беспрепятственного доступа для инвалидов и маломобильных групп населения. Доказательств адаптации объекта в рамках разумного приспособления, равно как и доказательств невозможности выполнения ответчиком в полном объеме требований нормативных документов, ответчиком не представлено.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, полагая, что они соответствуют обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 7, пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Российская Федерация, являясь государством - участником Конвенции о Правах Инвалидов, заключенной 13 декабря 2006 года, признавая важность доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами, взяла на себя обязательство соблюдать без каких бы то ни было ограничений или изъятий положения Конвенции и принимать надлежащие и эффективные меры по полному включению и вовлечению инвалидов в местное сообщество, в том числе обеспечению доступа инвалидов к разного рода услугам, отвечающим их нуждам.

Конституционным и международным стандартам корреспондирует законодательство Российской Федерации.

Так, Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", устанавливая минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам технического обеспечения), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (статьи 1, 2, 3), гласит, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (статья 12).

В силу статей 2, 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, в том числе условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

В целях реализации указанного Федерального закона утверждены "ГОСТ Р 52875-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования", "ГОСТ Р 51261-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования", "ГОСТ Р 51671-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности", "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001", в которых отражены основные требования к зданиям и сооружениям с учетом потребностей маломобильных групп населения.

Установив, что объект социальной инфраструктуры по адресу: г.Кировград, ул.Лермонтова, д.10 вышеуказанным требованиям нормативных документов не соответствует, что подтверждено актом прокурорской проверки, а также не оспаривалось самим ответчиком, суд обоснованно возложил на Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №13 обязанность по устранению выявленных нарушений.

Доводы апелляционной жалобы о возможности применения положений ч.1 ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию зданиям и помещениям, тогда как объект социальной инфраструктуры по адресу: г.Кировград, ул.Лермонтова, 10 был построен в 1958 году, подлежат отклонению судебной коллегии.

Вопреки доводам жалобы из ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", не следует, что норма должна применяться только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию объектам.

Так, согласно данной правовой норме, в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Таким образом, даже до реконструкции, модернизации объектов социальной инфраструктуры собственники объектов должны принимать меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.

Между тем, ответчиком не представлено доказательств отсутствия технической возможности оборудования объекта социальной инфраструктуры в соответствии с установленными законом требованиями в целях обеспечения его доступности для инвалидов и маломобильных групп населения.

Ссылка ответчика на паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры от 18.12.2019, проведение ряда мероприятий в целях обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг на объекте социальной защиты, обоснованно не была принята во внимание судом, учитывая, что само по себе наличие паспорта доступности объекта, равно как и принятие ответчиком самостоятельных мер не может подменять возложенную на него законом обязанность по неукоснительному соблюдению требований законодательства к оборудованию зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Более того, как следует из материалов дела, паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры подписан лицами его составившими без проведения осмотра, что ставит под сомнение объективность приведенных в нем сведений.

Довод апелляционной жалобы о том, что понуждение ответчика к принудительному исполнению стандартов, применяемых на добровольной основе необоснованно, не является основанием для отмены решения суда, поскольку необходимость обеспечения объекта социальной инфраструктуры в целях его доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения предусмотрена законом, обусловлена социальной значимостью такого объекта, законного права на беспрепятственный доступ к которому указанная категория лиц не может быть лишена. Такая позиция ответчика не учитывает положений Конституции Российской Федерации и нормы Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", устанавливающие, что социальная защита инвалидов гарантируется государством и направлена на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

Учитывая, что использование (эксплуатация) объекта социальной инфраструктуры осуществляется ответчиком, несостоятельными и подлежащими отклонению являются доводы жалобы об отсутствии обязанности по приведению в соответствии с требованиями законодательства пандуса, расположенного на земельном участке, не принадлежащем ответчику на каком-либо вещном праве.

Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимание доводы ответчика о том, что ГОСТ Р 51261-2017 утратил силу с 01.12.2022 в связи с чем не может быть применен к спорным правоотношениям.

Данный ГОСТ утратил силу в связи с изданием Приказа Росстандарта от 23.06.2022 N 528-ст. Взамен введен в действие "ГОСТ Р 51261-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные для маломобильных групп населения. Типы и общие технические требования".

Вместе с этим, во вновь введенном ГОСТе сохранились требования к оборудованию лестниц поручнями (п.п. 5.1 и 5.2 ГОСТа Р 51261-2017 соответствуют п.5.3 ГОСТа Р 51261-2022). Пункт 5.2.6.1 ГОСТ Р 51261-2017, предусматривающий наличие у поручней пандусов с обеих сторон участков протяженностью не менее 300 мм. соответствует п. 5.2.3 ГОСТа Р 51261-2022. Положения пункта 5.2.6.2 ГОСТа Р 51261-2017 о непрерывности поверхностей поручней пандусов и их расположении поверхности самого пандуса предусмотрены в настоящее время п.5.2.8 ГОСТа Р 51261-2022.

Таким образом, как ранее действующим нормативам, так и вновь принятым, поручни на лестницах и пандусах ответчика не отвечают установленным требованиям.

С целью соблюдения принципа исполнимости судебного акта, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда с учетом вновь принятого нормативного документа, возложив на ответчика обязанность: оборудовать лестницы перед входом в здание поручнями в соответствии с п.5.3 ГОСТ Р 51261 – 2022; обеспечить поручни пандусов, выходящих за пределы длин наклонных участков пандусов на примыкающие к этим участкам горизонтальные площадки протяженностью не менее 300 +/- 30 мм каждый в соответствии с п.5.2.3 ГОСТ Р 51261 – 2022; обеспечить поверхности поручней пандуса строго параллельно поверхности самих пандусов с учётом примыкающих к ним горизонтальный участков, в соответствии с п.5.2.8 ГОСТ Р 51261 – 2022;

Иных доводов, имеющих правовое значение для рассмотрения спора, нуждающихся в дополнительной проверке, ответчиком в апелляционной жалобе не приведено, иными участвующими в деле лицами решение суда не обжалуется; нарушений норм процессуального законодательства, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Невьянского городского суда Свердловской области от 29.07.2022 изменить в части возложения на ответчика обязанности устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов в отношении объекта, расположенного по адресу: г. Кировград, ул. Лермонтова, д. 10, в части оборудования лестниц перед входом в здание и поручней пандусов в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51261-2017.

Возложить на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 13 (ИНН 6621007144) обязанность устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов в отношении объекта, расположенного по адресу: Свердловская область, г.Кировград, ул. Лермонтова, дом №10, а именно:

оборудовать лестницы перед входом в здание поручнями в соответствии с п.5.3 ГОСТ Р 51261 – 2022;

обеспечить поручни пандусов, выходящих за пределы длин наклонных участков пандусов на примыкающие к этим участкам горизонтальные площадки протяженностью не менее 300 +/- 30 мм каждый в соответствии с п.5.2.3 ГОСТ Р 51261 – 2022;

обеспечить поверхности поручней пандуса строго параллельно поверхности самих пандусов с учётом примыкающих к ним горизонтальный участков, в соответствии с п.5.2.8 ГОСТ Р 51261 – 2022;

В остальной части решение Невьянского городского суда Свердловской области от 29.07.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий: Сорокина С.В.

Судьи: Кокшаров Е.В.

Мурашова Ж.А.

33-18251/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор г.Кировграда
Ответчики
Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 13
Другие
ПАО Ростелеком
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Кировградская городская организация Всероссийской общественной организации инвалидов
Администрация Кировградского ГО СО
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Сорокина Светлана Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.svd.sudrf.ru
25.10.2022Передача дела судье
02.12.2022Судебное заседание
22.12.2022Судебное заседание
27.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2022Передано в экспедицию
22.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее