К делу № 2а-318/2022
23RS0012-01-2020-002297-15
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Горячий Ключ 03 февраля 2022 года
Горячеключевской городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Попова В.А.,
при секретаре Горбенко Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю к Кончеленко Д. В. о взыскании задолженности по уплате налога на имущество и земельного налога за 2018 год,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю обратилась в суд с административным иском к Кончеленко Д.В. о взыскании задолженности по уплате налога на имущество и земельного налога за 2018 год, на общую сумму 280 591 рубль.
В обоснование заявленных требований указано, что согласно сведениям органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, и органов муниципальных образований, предоставляемым в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ, Кончеленко Д.В. являлся собственником 186 земельных участков, расположенных в <адрес>. Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление №«...» от 01.08.2019 года с расчетом налога за 2018 год, которое в установленный законом срок, административным ответчиком исполнено не было. Сумма земельного налога за 2018 год в размере 278 901 рубль налогоплательщиком не оплачена. На основании п.п. 3,4 ст. 75 Налогового кодекса за просрочку исполнения обязанности по уплате налога, начислена пеня.
Кроме того, административный ответчик является собственником объектов недвижимости: квартиры в пгт. Красносельское, <адрес>; двух жилых домов в <адрес>; семи жилых домов в <адрес> и незавершенного строительством жилого дома <адрес>. Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление №«...» от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом налога за 2018 год, которое в установленный законом срок не исполнено. Сумма налога на имущество за 2018 год в размере 91,00 рублей налогоплательщиком не оплачена. На основании п.п. 3,4 ст. 75 Налогового кодекса за просрочку исполнения обязанности по уплате налога, начислена пеня. Требованием №«...» от 30.12.2019 года административному ответчику предложено уплатить недоимку по налогу и пени в сумме 280 591,00 рублей, которое в добровольном порядке исполнено не было. 17 марта 2020 года мировым судьей судебного участка № 229 г. Горячий Ключ Краснодарского края был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика Кончеленко Д.В. обязательных платежей и санкций в размере 280 591,00 рублей. Определением мирового судьи от 24 сентября 2020 года судебный приказ на основании возражения налогоплательщика отменен. Обращаясь с административным иском Межрайонная ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю, просит суд взыскать с Кончеленко Д.В. задолженность за 2018 год: по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 90,97 рублей; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах городских округов: налог в размере 278 901,00 рублей и пеню в размере 1599,03 рублей, итого общую сумму – 280 591,00 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №«...» по Краснодарскому участия не принимал, так как в административном иске (п.2) просил суд рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Административный ответчик Кончеленко Д.В. в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени слушания дела был извещен надлежащим образом 20.01.2022 года, что подтверждается его подписью на почтовом уведомлении.
Представитель административного ответчика Рудченко Т.А., действующая на основании доверенности от 19.04.2021 года, также в судебное заседание не явилась, направила в суд мотивированные возражения на административный иск №«...» о взыскании с ФИО5 задолженности по налогам за 2018 год. Представила суду свой контррасчет начисленного земельного налога за 2018 год.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте рассмотрения дела, суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив административное исковое заявление, исследовав письменные материалы дела, проверив расчет административного истца и контррасчет административного ответчика, учитывая возражения представителя административного ответчика, суд находит исковые требования Межрайонной ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю к Кончеленко Д.В. о взыскании задолженности по уплате налога на имущество и земельного налога за 2018 год, подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административным истцом в материалы дела представлена копия определения мирового судьи судебного участка № 229 г. Горячий Ключ Краснодарского края от 24 сентября 2020 года (том 1 л.д. 14) об отмене судебного приказа № 2а-667/2020, вынесенного 17.03.2020 года по заявлению Межрайонной ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю к Кончеленко Д.В.о взыскании недоимки в размере 280 591 рубль и госпошлины в размере 3002,96 рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с требованием №«...» по состоянию на 30 декабря 2019 года (л.д. 83-84) за Кончеленко Д.В. числилась задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 90,97 рублей, по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 278 901,00 рублей, которую было предложено погасить в срок до 31 января 2020 года.
Поскольку срок исполнения требования об уплате налога истек 31 января 2020 года и судебный приказ о взыскании с Кончеленко Д.В. задолженности по налогам был отменен 24 сентября 2020 года, а с рассматриваемым административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 04 декабря 2020 года, что подтверждается штампом регистрации входящей почты Горячеключевского городского суда (л.д. 1), следовательно, срок обращения в суд с настоящим иском, налоговым органом не пропущен.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В соответствии с п. 1 ст.45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками (земельного) налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Пунктом 4 ст. 391 Налогового кодекса РФ установлено, что для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В соответствии с п. 4 ст. 397 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В пункте 1 ст. 397 Налогового кодекса РФ указано, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговым периодом в соответствии с п. 1 ст. 393 НК РФ является календарный год.
Судом установлено, что в требовании №«...» по состоянию на 30 декабря 2019 года (л.д. 83-84) за Кончеленко Д.В. числилась задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 90,97 рублей, по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 278 901,00 рублей, которую было предложено погасить в срок до 31 января 2020 года.
В соответствии с абз. 4 п.4 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административным истцом предоставлены суду сведения об имуществе налогоплательщика – физического лица Кончеленко Д. В. (ИНН №«...»), согласно которым административному ответчику в 2018 году на праве собственности принадлежали земельные участки:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
А также представлен расчет земельного налога за 2018 год с учетом налоговой базы, доли в праве, налоговой ставки (1,50% по всем земельным участкам), количества месяцев владения в году.
Суд, изучив материалы дела, проверив расчет административного истца оценивает его критически, так как он арифметически составлен неверно. Налоговым органом не применены ставки налога подлежащие применению, исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно статьи 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, учитываемых при определении кадастровой стоимости.
При исчислении налога за конкретный налоговый период применяется налоговая ставка с учетом кадастровой стоимости исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, установленных на 1 января налогового периода.
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Объектом налогообложения в силу ч.1 ст. 389 НК РФ, признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Земельный налог в отношении земельных участков, принадлежащих административному ответчику, подлежит исчислению в порядке, установленном нормой п. 3 ст. 394 НК РФ и Решения Совета муниципального образования города Горячий Ключ от 17.11.2017 № 270 «О внесении изменений в Решение Совета муниципального образования город Горячий Ключ от 28.11.2014 года № 349 «О земельном налоге».
Таким образом, согласно Решению Совета муниципального образования города Горячий Ключ на территории муниципального округа города Горячий Ключ на 2018 год установлены следующие налоговые ставки земельного налога, с учетом кадастровой стоимости исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, установленных на 1 января налогового периода, подлежащие начислению в отношении признанных объектом налогообложения в следующих размерах:
- 0,15 процента в отношении земельных участков, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- 0,125 процента в отношении земельных участков, занятых под домами индивидуальной жилой застройки или приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства в черте населенных пунктов (приусадебный земельный участок), садоводства, а также дачного хозяйства;
- 1,5 процента в отношении земельных участков, предназначенных для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства;
- 1,5 процента в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, транспорта, связи, железнодорожных вокзалов и автодорожных вокзалов, гаражей и стоянок;
- 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Таким образом, в отношении земельных участков, расположенным в границах муниципального образования города Горячий Ключ, принадлежащих административному ответчику в 2018 году, подлежит начислению земельный налог, исходя из разрешенного вида использования земельного участка, учитываемого при определении кадастровой стоимости, с применением вышеуказанных налоговых ставок.
Согласно расчету, представленному суду представителем административного ответчика, общая сумма земельного налога подлежащего уплате, составляет 79 201,38 рублей.
Расчет судом проверен, сомнений он не вызывает, признан арифметически верным.
Таким образом, требования административного истца о взыскании с Кончеленко Д.В. задолженности за 2018 год по уплате земельного налога, подлежат частичному удовлетворению, в размере 79 201 рубль 38 копеек.
Требования административного истца о взыскании с Кончеленко Д.В. задолженности за 2018 год по уплате имущественного налога в размере 90,97 рублей, подлежит удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками имущественного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
Из сведений об имуществе налогоплательщика – физического лица Кончеленко Д.В. (том 1 л.д. 66) следует, что ему на праве собственности в 2018 году также принадлежали: жилой дом с кадастровым номером 23:41:0209001:3662, площадью 32,7 кв.м, дата регистрации права 08.10.2018 года.
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ вышеуказанные объекты недвижимого имущества являются объектами налогообложения.
Статьей 409 (части 1,2) Налогового кодекса РФ установлено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
В соответствии с расчетом административного истца, задолженность Кончеленко Д.В. по уплате налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов составляет 90 рублей 97 копеек. С данным расчетом и суммой административный ответчик согласился и не оспаривает их.
В связи с нарушением сроков оплаты земельного и имущественного налога налогоплательщику подлежат начислению и взысканию пени в соответствии с п.1 ст. 72, ст. 75 НК РФ за неоплату в установленный законом срок налога на имущество физических лиц в размере 0,38 рублей не оспариваемые административным ответчиком, и пени за неоплату в установленный законом срок земельного налога в размере 499,03 рублей.
Кроме частичного удовлетворения исковых требований о взыскании с Кончеленко В.Д. задолженности по уплате налога на имущество и земельного налога за 2018 год, на общую сумму в размере 79 791,38 рублей (земельный налог – 79 201,38 рублей, пеня – 499,03 рублей, имущественный налог – 90,97 рублей), суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность по уплате госпошлины в доход государства.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
В соответствии с ч.1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, удовлетворяя исковые требования истца суд считает, что взысканию с ответчика подлежит и госпошлина в доход государства в размере, предусмотренном Налоговым кодексом РФ. Исходя из подлежащей взысканию суммы в размере 79 791,38 рублей, размер государственной пошлины составляет 2 593,74 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 289-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю к Кончеленко Д. В. о взыскании задолженности по уплате налога на имущество и земельного налога за 2018 год, удовлетворить частично.
Взыскать с Кончеленко Д. В. (ИНН №«...»), проживающего по адресу: <адрес> задолженность за 2018 год:
по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 90 рублей 97 копеек (ОКТМО №«...», КБК налог 18№«...»);
по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 79 201 рублей 38 копеек и пени 499 рублей 03 копейки (ОКТМО №«...», КБК налог 18№«...», КБК пеня 18№«...»).
Итого общую сумму – 79 791 рубль 38 копеек.
В остальной части требования административного истца оставить без удовлетворения.
Недоимку по налогам перечислить на следующие реквизиты: получателя: Южное ГУ Банка России по <адрес>, БИК банка №«...»: УФК по Краснодарскому краю Межрайонная ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю ИНН получателя №«...», КПП получателя №«...», счёт получателя 40№«...».
Взыскать с Кончеленко Д. В. госпошлину в размере 2 593 рубля 74 копейки в доход федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Горячеключевской городской суд в течение месяца.
Председательствующий