УИД 57RS0001-01-2024-000648-06
Дело № 2-386/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2024 года г. Болхов
Болховский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Резниковой Е.В.,
с участием помощника прокурора Болховского района Орловской области Корнюшиной Ю.С.,
при секретаре Усовой Р.И.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению <адрес> в интересах Шендаковой Л.И. к Департаменту здравоохранения <адрес> об обязании обеспечить лекарственным препаратом, взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов
УСТАНОВИЛ:
прокурор Болховского района Орловской области в интересах Шендаковой Л.И. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту здравоохранения <адрес> об обязании обеспечить лекарственным препаратом, взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов.
В обоснование указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка доводов обращения Шендаковой Л.И. по вопросу нарушения прав на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами. Установлено, Шендакова Л.И. является федеральным льготником, инвали<адрес> группы, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Состоит на диспансерном учете в БУЗ ОО «Болховская ЦРБ» с диагнозом «Гипертензивная болезнь сердца, сердечная недостаточность» и нуждается в приеме лекарственных препаратов: «Форсига» (МНН:Дапаглифлозин), «Фуросемид», «Моксонидин», «Омепразол», «Спиронолактон».
Лечащим врачом БУЗ ОО «Болховская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ выписаны рецепты №, №, № на получение лекарственного препарата «Форсига» (МНН: Дапаглифлозин). Поскольку лекарственным препаратом по выписанным рецептам Шендакова Л.И. не была обеспечена, за период май-август 2024 года лекарственный препарат «Форсига» (МНН:Дапаглифлозин) был приобретен ею на личные денежные средства на общую сумму 6772,60 руб.
<адрес> установлено, что согласно журналу обеспечения Шендаковой Л.И. льготными лекарственными препаратами, предоставленному ИП ФИО3 имеются аннулированные рецепты за июль, август 2024 года на следующие лекарственные препараты: «Фуросемид», «Моксонидин», «Омепразол», «Спиронолактон».
Все вышеуказанные препараты входят в перечень жизненно важных лекарственных препаратов для обеспечения федеральных льготников, утвержденный распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».
На основании изложенного, просит суд обязать Департамент <адрес> обеспечить Шендакову Л.И. бесплатно следующими лекартсвенными препаратами: «Форсига» (МНН: Дапаглифлозин), «Фуросемид», «Моксонидин», «Омепразол», «Спиронолактон», а в дальнейшем в соответствии с медицинскими показаниями, и назначениями врача в назначенной дозировке вплоть до отмены препарата лечащим врачом; взыскать с Департамента здравоохранения <адрес>, за счет средств <адрес>, в пользу Шендаковой Л.И. денежные средства в размере 6772,60 руб.
В судебном заседании помощник прокурора Болховского района Орловской области Корнюшина Ю.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Истец Шендакова Л.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица БУЗ Орловской области «Болховская ЦРБ» о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, при вынесении решения полагался на усмотрение суда.
Представитель третьего лица - Департамента финансов Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не заявлявших ходатайств об отложении слушания дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Прокурор вправе на основании и в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 45 ГПК РФ, обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, в том числе в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья, включая медицинскую помощь.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье, как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
На основании п.8 ч.1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон № 178 -ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Закона № 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственного препарата, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от № 323-ФЗ).
Согласно п. 15 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрена также обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Постановлением Правительства Орловской области от 30.12.2021 № 835 утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг. (далее - Программа), предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.
Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13 августа 2009 г. № 942-03 «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».
Согласно п. 1, пп.6 п. 5.5, п. 5.18, 5.28 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 № 399 Департамент здравоохранения Орловской области (далее - Департамент) является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения.
Документом, подтверждающим право гражданина на бесплатное получение необходимого лекарственного препарата в определенном количестве, является льготный бесплатный рецепт установленного образца.
В соответствии с п. 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
С учетом вышеназванных положений законодательства, обеспечение гражданина, проживающего в Орловской области, бесплатными лекарственными препаратами, необходимыми по медицинским показаниям, действующим законодательством возложено на субъект Российской Федерации - Орловскую область в лице уполномоченного государственного органа исполнительной власти специальной компетенции - Департамента здравоохранения Орловской области, с осуществлением финансирования за счет федерального бюджета и бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.
В соответствии с п.1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическом) лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Шендакова Л.И. является федеральным льготником, инвали<адрес> группы (согласно справке МСЭ-2023 №), подлежит льготному лекарственному обеспечению за счет средств федерального бюджета, в том числе лекарственными препаратами «Форсига» (МНН:Дапаглифлозин), «Фуросемид», «Моксонидин», «Омепразол», «Спиронолактон». Состоит на диспансерном наблюдении в БУЗ ОО «Болховская ЦРБ».
Согласно информации из БУЗ ОО «Болховская ЦРБ» Шендаковой Л.И. в связи с заболеванием «Гипертензивная болезнь сердца, сердечная недостаточность» показан прием лекарственных препаратов: «Форсига» (МНН:Дапаглифлозин), «Фуросемид», «Моксонидин», «Омепразол», «Спиронолактон».
Как следует из отчета о лекарственных средствах, выписанных льготнику за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, лечащим врачом БУЗ ОО «Болховская ЦРБ» Шендаковой Л.И. выписан рецепт № на лекарственный препарат «Форсига» (МНН:Дапаглифлозин) таблетки, покрытые пленочной оболочкой 10 мг № в количестве 1 упаковки.
ДД.ММ.ГГГГ Шендакова Л.И. с указанным рецептом обратилась в МУП «Аптека №», расположенное по адресу: <адрес>, но лекарственный препарат ей не был выдан, что подтверждается журналом обеспечения льготника.
В соответствии с п.21 приказа Министерства здравоохранения России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков, их учета и хранения» у рецепта от ДД.ММ.ГГГГ № на указанный лекарственный препарат истек срок действия ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сведениями из МУП «Аптека №» <адрес>.
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ Шендаковой Л.И. приобретена 1 упаковка лекарственного средства «Форсига» (МНН: Дапаглифлозин) таблетки, покрытые оболочкой 10 мг № на сумму 2377,70 руб. за свои личные денежные средства.
Как следует из отчета о лекарственных средствах, выписанных льготнику за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ лечащим врачом БУЗ ОО «Болховская ЦРБ» Шендаковой Л.И. выписан рецепт № на получение 1 упаковки лекарственного препарата «Форсига» (МНН: Дапаглифлозин) таблетки, покрытые оболочкой 10мг №.
ДД.ММ.ГГГГ Шендакова Л.И. с указанным рецептом обратилась в МУП «Аптека №», но лекарственный препарат ей не был выдан, что подтверждается журналом обеспечения льготника.
Согласно информации из МУП «Аптека №» у рецепта № от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат «Форсига» (МНН: Дапаглифлозин) таблетки, покрытые оболочкой 10 мг № истек срок действия ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем, Шендаковой Л.И. приобретена 1 упаковка лекарственного средства «Форсига» (МНН: Дапаглифлозин) таблетки, покрытые оболочкой 10 мг № на сумму 2227,80 руб. за свои личные денежные средства.
Как следует из отчета о лекарственных средствах, выписанных льготнику за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ лечащим врачом БУЗ ОО «Болховская ЦРБ» Шендаковой Л.И. выписан рецепт № на получение лекарственного препарата «Форсига» (МНН: Дапаглифлозин) таблетки, покрытые пленочной оболочкой 10 мг № в количестве 1 упаковки.
ДД.ММ.ГГГГ Шендакова Л.И. с указанным рецептом обратилась к ИП ФИО3, но лекарственный препарата ей не был выдан, что подтверждается журналом обеспечения льготника.
Согласно информации из ИП ФИО3 у рецепта № от ДД.ММ.ГГГГ на указанный лекарственный препарат истек срок действия ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Шендаковой Л.И. приобретены 1 упаковка лекарственного средства «Форсига» (МНН: Дапаглифлозин) на сумму 2167,40 руб. за свои личные денежные средства.
Таким образом, за период май-август 2024 года Шендаковой Л.И. приобретены за свои личные денежные средства 3 упаковки лекарственного препарата «Форсига» (МНН:Дапаглифлозин) на общую сумму 6772,60 руб.
Согласно журналу обеспечения льготника Шендаковой Л.И. льготными лекарственными препаратами, предоставленному ИП ФИО3 имеются аннулированные рецепты за июль, август 2024 года на следующие лекарственные препараты: «Фуросемид», «Моксонидин», «Омепразол», «Спиронолактон».
Все вышеуказанные препараты входят в перечень жизненно важных лекарственных препаратов для обеспечения федеральных льготников, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 246-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».
Таким образом, Департамент здравоохранения Орловской области лекарственным препаратом Шендакову Л.И. не обеспечил, чем нарушил его право на бесплатное лекарственное обеспечение за счет бюджетных денежных средств.
В соответствии с пунктом 6 Приложения № 9 Программы, Департамент здравоохранения Орловской области формирует и поддерживает в актуальном состоянии областной регистр граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, на основании регистров государственных медицинских организаций Орловской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
В соответствии с п. 11 Приложения № 9 программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.
По обращению Шендаковой Л.И. прокуратурой Болховского района проведена проверка исполнения законодательства о здравоохранении по обеспечению лекарственными препаратами льготной категории граждан за счет бюджетных средств, в рамках которой установлено, что Шендакова Л.И. своевременно не обеспечивается лекарственными препаратами «Форсига», «Фуросемид», «Моксонидин», «Омепразол», «Спиронолактон» по рецептам врача БУЗ ОО «Болховская ЦРБ».
Принимая во внимание, что не обеспечение Шендаковой Л.И. лекарственными препаратами создает условия, угрожающие ее жизни и здоровью, нарушает ее конституционное право на своевременное получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания здоровья, суд приходит к выводу о том, что исковые требования об обязании Департамента здравоохранения Орловской области обеспечить Шендакову Л.И. лекарственными препаратами «Форсига», «Фуросемид», «Моксонидин», «Омепразол», «Спиронолактон» в необходимом количестве, постоянно на весь период лечения вплоть до отмены лекарственных препаратов лечащим врачом, подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Суд приходит к выводу, что длительное необеспечение Шендаковой Л.И. необходимым лекарственным препаратом является исключительным обстоятельством, позволяющим обратить решение в части обеспечения лекарственным препаратом по настоящему исковому заявлению к немедленному исполнению.
Поскольку Шендакова Л.И. нуждается в постоянном использовании лекарственного препарата «Форсига» (МНН:Дапаглифлозин), который не был предоставлен ей бесплатно согласно указанным в рецептах срокам, то она была вынуждена приобретать в течение мая-августа 2024 г. данный лекарственный препарат за собственные средства: 3 упаковки лекарственного препарата на общую сумму 6772,60 руб., что подтверждается товарными и кассовыми чеками.
Денежные средства затраченные на приобретение жизненно необходимого для лечения лекарственного препарата, в соответствии с положениями статьи 15 ГК РФ, относятся к убыткам в форме реального ущерба, в связи с чем, подлежат взысканию с Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области за счет средств казны Орловской области в пользу истца расходы на приобретение лекарственного препарата«Форсига» в сумме 6772,60 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Прокурора Болховского района Орловской области в интересах Шендаковой Л.И. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом, взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области (ОГРН 1155749000604) обеспечить Шендакову Л.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, бесплатно следующими лекарственными препаратами: «Форсига» (МНН: Дапаглифлозин), «Фуросемид», «Моксонидин», «Омепразол», «Спиронолактон», в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до их отмены лечащим врачом.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области (ОГРН 1155749000604) за счет казны Орловской области в пользу Шендаковой Л.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (паспорт 5408 054611 выдан ТП УФМС России по Орловской области в Болховском районе ДД.ММ.ГГГГ) денежные средства в размере 6 772 (шесть тысяч семьсот семьдесят два) рубля 60 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Болховский районный суд Орловской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Судья Е.В. Резникова
Мотивированный текст решения изготовлен 02 декабря 2024 года.
Дело № 2-386/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2024 года г. Болхов
Болховский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Резниковой Е.В.,
с участием помощника прокурора Болховского района Орловской области Корнюшиной Ю.С.,
при секретаре Усовой Р.И.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению <адрес> в интересах Шендаковой Л.И. к Департаменту здравоохранения <адрес> об обязании обеспечить лекарственным препаратом, взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов
УСТАНОВИЛ:
прокурор Болховского района Орловской области в интересах Шендаковой Л.И. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту здравоохранения <адрес> об обязании обеспечить лекарственным препаратом, взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов.
В обоснование указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка доводов обращения Шендаковой Л.И. по вопросу нарушения прав на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами. Установлено, Шендакова Л.И. является федеральным льготником, инвали<адрес> группы, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Состоит на диспансерном учете в БУЗ ОО «Болховская ЦРБ» с диагнозом «Гипертензивная болезнь сердца, сердечная недостаточность» и нуждается в приеме лекарственных препаратов: «Форсига» (МНН:Дапаглифлозин), «Фуросемид», «Моксонидин», «Омепразол», «Спиронолактон».
Лечащим врачом БУЗ ОО «Болховская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ выписаны рецепты №, №, № на получение лекарственного препарата «Форсига» (МНН: Дапаглифлозин). Поскольку лекарственным препаратом по выписанным рецептам Шендакова Л.И. не была обеспечена, за период май-август 2024 года лекарственный препарат «Форсига» (МНН:Дапаглифлозин) был приобретен ею на личные денежные средства на общую сумму 6772,60 руб.
<адрес> установлено, что согласно журналу обеспечения Шендаковой Л.И. льготными лекарственными препаратами, предоставленному ИП ФИО3 имеются аннулированные рецепты за июль, август 2024 года на следующие лекарственные препараты: «Фуросемид», «Моксонидин», «Омепразол», «Спиронолактон».
Все вышеуказанные препараты входят в перечень жизненно важных лекарственных препаратов для обеспечения федеральных льготников, утвержденный распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».
На основании изложенного, просит суд обязать Департамент <адрес> обеспечить Шендакову Л.И. бесплатно следующими лекартсвенными препаратами: «Форсига» (МНН: Дапаглифлозин), «Фуросемид», «Моксонидин», «Омепразол», «Спиронолактон», а в дальнейшем в соответствии с медицинскими показаниями, и назначениями врача в назначенной дозировке вплоть до отмены препарата лечащим врачом; взыскать с Департамента здравоохранения <адрес>, за счет средств <адрес>, в пользу Шендаковой Л.И. денежные средства в размере 6772,60 руб.
В судебном заседании помощник прокурора Болховского района Орловской области Корнюшина Ю.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Истец Шендакова Л.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица БУЗ Орловской области «Болховская ЦРБ» о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, при вынесении решения полагался на усмотрение суда.
Представитель третьего лица - Департамента финансов Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не заявлявших ходатайств об отложении слушания дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Прокурор вправе на основании и в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 45 ГПК РФ, обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, в том числе в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья, включая медицинскую помощь.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье, как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
На основании п.8 ч.1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон № 178 -ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Закона № 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственного препарата, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от № 323-ФЗ).
Согласно п. 15 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрена также обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Постановлением Правительства Орловской области от 30.12.2021 № 835 утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг. (далее - Программа), предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.
Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13 августа 2009 г. № 942-03 «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».
Согласно п. 1, пп.6 п. 5.5, п. 5.18, 5.28 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 № 399 Департамент здравоохранения Орловской области (далее - Департамент) является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения.
Документом, подтверждающим право гражданина на бесплатное получение необходимого лекарственного препарата в определенном количестве, является льготный бесплатный рецепт установленного образца.
В соответствии с п. 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
С учетом вышеназванных положений законодательства, обеспечение гражданина, проживающего в Орловской области, бесплатными лекарственными препаратами, необходимыми по медицинским показаниям, действующим законодательством возложено на субъект Российской Федерации - Орловскую область в лице уполномоченного государственного органа исполнительной власти специальной компетенции - Департамента здравоохранения Орловской области, с осуществлением финансирования за счет федерального бюджета и бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.
В соответствии с п.1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическом) лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Шендакова Л.И. является федеральным льготником, инвали<адрес> группы (согласно справке МСЭ-2023 №), подлежит льготному лекарственному обеспечению за счет средств федерального бюджета, в том числе лекарственными препаратами «Форсига» (МНН:Дапаглифлозин), «Фуросемид», «Моксонидин», «Омепразол», «Спиронолактон». Состоит на диспансерном наблюдении в БУЗ ОО «Болховская ЦРБ».
Согласно информации из БУЗ ОО «Болховская ЦРБ» Шендаковой Л.И. в связи с заболеванием «Гипертензивная болезнь сердца, сердечная недостаточность» показан прием лекарственных препаратов: «Форсига» (МНН:Дапаглифлозин), «Фуросемид», «Моксонидин», «Омепразол», «Спиронолактон».
Как следует из отчета о лекарственных средствах, выписанных льготнику за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, лечащим врачом БУЗ ОО «Болховская ЦРБ» Шендаковой Л.И. выписан рецепт № на лекарственный препарат «Форсига» (МНН:Дапаглифлозин) таблетки, покрытые пленочной оболочкой 10 мг № в количестве 1 упаковки.
ДД.ММ.ГГГГ Шендакова Л.И. с указанным рецептом обратилась в МУП «Аптека №», расположенное по адресу: <адрес>, но лекарственный препарат ей не был выдан, что подтверждается журналом обеспечения льготника.
В соответствии с п.21 приказа Министерства здравоохранения России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков, их учета и хранения» у рецепта от ДД.ММ.ГГГГ № на указанный лекарственный препарат истек срок действия ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сведениями из МУП «Аптека №» <адрес>.
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ Шендаковой Л.И. приобретена 1 упаковка лекарственного средства «Форсига» (МНН: Дапаглифлозин) таблетки, покрытые оболочкой 10 мг № на сумму 2377,70 руб. за свои личные денежные средства.
Как следует из отчета о лекарственных средствах, выписанных льготнику за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ лечащим врачом БУЗ ОО «Болховская ЦРБ» Шендаковой Л.И. выписан рецепт № на получение 1 упаковки лекарственного препарата «Форсига» (МНН: Дапаглифлозин) таблетки, покрытые оболочкой 10мг №.
ДД.ММ.ГГГГ Шендакова Л.И. с указанным рецептом обратилась в МУП «Аптека №», но лекарственный препарат ей не был выдан, что подтверждается журналом обеспечения льготника.
Согласно информации из МУП «Аптека №» у рецепта № от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат «Форсига» (МНН: Дапаглифлозин) таблетки, покрытые оболочкой 10 мг № истек срок действия ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем, Шендаковой Л.И. приобретена 1 упаковка лекарственного средства «Форсига» (МНН: Дапаглифлозин) таблетки, покрытые оболочкой 10 мг № на сумму 2227,80 руб. за свои личные денежные средства.
Как следует из отчета о лекарственных средствах, выписанных льготнику за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ лечащим врачом БУЗ ОО «Болховская ЦРБ» Шендаковой Л.И. выписан рецепт № на получение лекарственного препарата «Форсига» (МНН: Дапаглифлозин) таблетки, покрытые пленочной оболочкой 10 мг № в количестве 1 упаковки.
ДД.ММ.ГГГГ Шендакова Л.И. с указанным рецептом обратилась к ИП ФИО3, но лекарственный препарата ей не был выдан, что подтверждается журналом обеспечения льготника.
Согласно информации из ИП ФИО3 у рецепта № от ДД.ММ.ГГГГ на указанный лекарственный препарат истек срок действия ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Шендаковой Л.И. приобретены 1 упаковка лекарственного средства «Форсига» (МНН: Дапаглифлозин) на сумму 2167,40 руб. за свои личные денежные средства.
Таким образом, за период май-август 2024 года Шендаковой Л.И. приобретены за свои личные денежные средства 3 упаковки лекарственного препарата «Форсига» (МНН:Дапаглифлозин) на общую сумму 6772,60 руб.
Согласно журналу обеспечения льготника Шендаковой Л.И. льготными лекарственными препаратами, предоставленному ИП ФИО3 имеются аннулированные рецепты за июль, август 2024 года на следующие лекарственные препараты: «Фуросемид», «Моксонидин», «Омепразол», «Спиронолактон».
Все вышеуказанные препараты входят в перечень жизненно важных лекарственных препаратов для обеспечения федеральных льготников, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 246-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».
Таким образом, Департамент здравоохранения Орловской области лекарственным препаратом Шендакову Л.И. не обеспечил, чем нарушил его право на бесплатное лекарственное обеспечение за счет бюджетных денежных средств.
В соответствии с пунктом 6 Приложения № 9 Программы, Департамент здравоохранения Орловской области формирует и поддерживает в актуальном состоянии областной регистр граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, на основании регистров государственных медицинских организаций Орловской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
В соответствии с п. 11 Приложения № 9 программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.
По обращению Шендаковой Л.И. прокуратурой Болховского района проведена проверка исполнения законодательства о здравоохранении по обеспечению лекарственными препаратами льготной категории граждан за счет бюджетных средств, в рамках которой установлено, что Шендакова Л.И. своевременно не обеспечивается лекарственными препаратами «Форсига», «Фуросемид», «Моксонидин», «Омепразол», «Спиронолактон» по рецептам врача БУЗ ОО «Болховская ЦРБ».
Принимая во внимание, что не обеспечение Шендаковой Л.И. лекарственными препаратами создает условия, угрожающие ее жизни и здоровью, нарушает ее конституционное право на своевременное получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания здоровья, суд приходит к выводу о том, что исковые требования об обязании Департамента здравоохранения Орловской области обеспечить Шендакову Л.И. лекарственными препаратами «Форсига», «Фуросемид», «Моксонидин», «Омепразол», «Спиронолактон» в необходимом количестве, постоянно на весь период лечения вплоть до отмены лекарственных препаратов лечащим врачом, подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Суд приходит к выводу, что длительное необеспечение Шендаковой Л.И. необходимым лекарственным препаратом является исключительным обстоятельством, позволяющим обратить решение в части обеспечения лекарственным препаратом по настоящему исковому заявлению к немедленному исполнению.
Поскольку Шендакова Л.И. нуждается в постоянном использовании лекарственного препарата «Форсига» (МНН:Дапаглифлозин), который не был предоставлен ей бесплатно согласно указанным в рецептах срокам, то она была вынуждена приобретать в течение мая-августа 2024 г. данный лекарственный препарат за собственные средства: 3 упаковки лекарственного препарата на общую сумму 6772,60 руб., что подтверждается товарными и кассовыми чеками.
Денежные средства затраченные на приобретение жизненно необходимого для лечения лекарственного препарата, в соответствии с положениями статьи 15 ГК РФ, относятся к убыткам в форме реального ущерба, в связи с чем, подлежат взысканию с Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области за счет средств казны Орловской области в пользу истца расходы на приобретение лекарственного препарата«Форсига» в сумме 6772,60 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Прокурора Болховского района Орловской области в интересах Шендаковой Л.И. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом, взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области (ОГРН 1155749000604) обеспечить Шендакову Л.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, бесплатно следующими лекарственными препаратами: «Форсига» (МНН: Дапаглифлозин), «Фуросемид», «Моксонидин», «Омепразол», «Спиронолактон», в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до их отмены лечащим врачом.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области (ОГРН 1155749000604) за счет казны Орловской области в пользу Шендаковой Л.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (паспорт 5408 054611 выдан ТП УФМС России по Орловской области в Болховском районе ДД.ММ.ГГГГ) денежные средства в размере 6 772 (шесть тысяч семьсот семьдесят два) рубля 60 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Болховский районный суд Орловской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Судья Е.В. Резникова
Мотивированный текст решения изготовлен 02 декабря 2024 года.